Проблема эвакуации детей школьного возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2011 в 11:25, курсовая работа

Описание работы

В последние годы на пожарах ежегодно гибнет более 15 тыс. человек, из которых более 700 составляют дети. Причем, установленной причиной гибели более 400 детей является «Оставление детей без присмотра». Более 80% погибших приходятся на жилой сектор.
На объектах образования за последние пять лет произошло более 11 тысяч пожаров, при которых погибло 177 человек. Основная доля пожаров приходится на общеобразовательные учреждения и составляет 45% от всего количества пожаров на объектах образования.

Содержание

Введение 2
1. Проблема эвакуации детей школьного возраста 3
1.1. Основные результаты исследований поведения людей при пожаре 3
1.2. Психологические особенности поведения детей при пожаре 7
1.3. Движение детей в составе людского потока 10
1.4. Сложности эвакуации общественных зданий с массовым пребыванием людей на основе реальных пожаров. 15
2 Анализ отечественного и зарубежного опыта противопожарных требований в части организации эвакуации детей школьного возраста. 23
2.1. Учет поведения людей до начала эвакуации в отечественных исследованиях. 23
2.2. Нормирование процесса эвакуации детей школьного возраста 30
2.3. Зарубежные исследования поведения детей при пожаре 33
3 Постановка задач дальнейших исследований 38
3.1. Цели и задачи дальнейших исследований 38
3.2. Анализ существующих методов сбора эмпирических данных 40
3.2.1. Компьютерная видео-презентация 40
3.2.2. Анкетирование и интервьюирование 41
3.2.3. Эксперименты и натурные наблюдения 42
3.3. Примерная программа выполнения научного исследования 43
Выводы по результатам работы 44
Список литературы 45

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Word.doc

— 664.50 Кб (Скачать)

    Однако  оповестить о пожаре или исследовать  ситуацию (собрать дополнительные данные) можно различными способами. Например, оповестить о пожаре можно позвонив по телефону, активировав сирену пожарной сигнализации  и т.п. Все многообразие таких действий по возможности было отражено в анкете.

    Целью исследования также являлся сбор демографических и  социальных характеристик  участников эксперимента, которые также  влияют на действия служащих при пожаре. Для этой цели использовалась вторая анкета, которая заполнялась сразу после беседы о поведении сотрудника при пожаре.

    3.2.3. Эксперименты и натурные наблюдения. 

    Наблюдение  за процессом эвакуации организовать очень сложно, так как невозможно предсказать возникновение пожара. Эксперименты позволяют исследовать  различные ситуации, однако они не имеют фактора угрозы жизни. В.М. Дутов писал: «Как показывают психологические исследования эмоциональных процессов и стрессовых состояний, введение фактора угрозы физическому существованию человека, угроза смерти, коренным образом меняет природу психических процессов человека».

    По  этическим соображениям и соображениям пожарной безопасности, невозможно подвергать служащих реальной опасности при  исследовании их действий, например, при  обнаружении горения.  
 
 
 

    3.3. Примерная программа выполнения научного исследования.

    Для определения параметров движения людских  потоков, в состав которых входят дети школьного возраста, а так  же для того, чтобы изучить психологические особенности поведения детей и педагогического состава, необходимо:

    1. Подобрать объекты подходящие для научного исследования.

    2. Организовать натурные наблюдения и эксперименты с целью определения параметров движения школьников в составе потока и фактического времени эвакуации (участники эксперимента не должны знать подробности проведения мероприятия).

    3. Разработать серию экспериментов по оценке психологической особенности поведения детей и педагогического состава при пожаре.

    4. Проанализировать экспериментальные данные и разработать методику пожарной безопасности детей в зданиях класса Ф 4.1. 

               
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Выводы  по результатам работы. 

  1. Чрезвычайную важность подготовка персонала к организации эвакуации людей приобретает в детских учебно – воспитательных учреждениях дошкольного и школьного возраста, в лечебных учреждениях и в зданиях для престарелых людей. О недостатках, если не сказать, об отсутствии такой подготовки свидетельствуют трагические последствия пожаров, произошедших в нашей стране в последнее время. Поэтому в ходе выполнения данной работы возникает настоятельная необходимость провести исследования подготовки персонала школьных зданий к организации и управлению эвакуацией учащихся и разработке на их основании хотя бы первоначальных вариантов соответствующих инструктивных и нормативных документов.

      2. Современные требования пожарной безопасности практически не отражают проблем, связанных с пожарной безопасностью детей в учреждениях школьного образования с учетом особенностей движения людских потоков, состоящих из детей.

    3. Данные о параметрах движения людских потоков, необходимые для расчета эвакуации из зданий, отсутствуют, поэтому необходимо организовать натурные наблюдения и эксперименты с целью определения параметров движения детей и подростков в составе потока.

    4. Специальных данных по поведению детей и педагогического состава при пожаре относительно мало, поэтому существует необходимость всестороннего изучения поведения детей при пожаре с целью предотвращения их гибели.  
 
 
 

    Список  используемой литературы :

    1. Беляев С.В. Эвакуация зданий  массового назначения. – М.: изд. Всесоюзной академии архитектуры,1938.

    2. Предтеченский В.М., Милинский А.И.  Проектирование зданий с учетом  организации движения людских  потоков. – М.: Изд. лит. по  строительству, 1969; Berlin, 1971; Koln, 1971; Praha, 1972; U.S., New Delhi, 1978.  Изд.2 - М.: Стройиздат, 1979. 

    .3. Холщевников В.В. Исследование людских потоков и методология нормирования эвакуации людей при пожаре, МИПБ, - М., 1999.

    4. Холщевников В.В. Людские потоки  в зданиях, сооружениях и на  территории их комплексов: Дис… д-ра техн. наук. - М., 1983.

    5. Дутов В.И. Чурсин И.Г. «Психофизиологические  и гигиенические аспекты деятельности  человека при пожаре» М., 1993.

    6. Wood P. G. The Behaviour of People in Fires. FRS, Borehamwood, 1972.

     7. Bryan J. L. Implications for Codes and Behaviour Model from the Analysis of Behavior Response Patterns in Fire Situations as Selected from the Project People and Project People II Study Programs, University of Maryland, 1983.

    8. ИНФОРМАЦИОННОЕ АГЕНСТВО «REGNIUM-ВОЛГАИНФОРМ»         (www.regmium.ru) от 15.05.08.

    9. Милинский А.И. Исследование процесса  эвакуации зданий массового назначения: Дис… канд. техн. наук. – М., 1951.

    10. ППБ 01-03. Правила пожарной безопасности.

    11. Spehler K.A., Pissard I.G. L'eavacution d'immeblen en cas d 'urfance. - Bullatin 
Technigue de la Suisse romende, 97 anne'e, 21, 1971, le 16 octobre, Lousanne.

    12. Breax, Canter D., Sime J. Psycholofical aspects of behaviour of People in fine situations Sth int Branschtz- Semin., Karlsruhe, 1976.

    13. Marchant E.W. Some aspects of Human behaviour and Escape Route Design.: Sth Int/

    Fire Protection Scmin,Karlsruhe, 22-24 September, 1976.

    14. Леонов Ю.П. Теория статических  решений и психофизика. - М.: Наука, 1977.

    15. Носуки М. Защита многоэтажных зданий от пожаров и строительные нормы. // Кукатаёва то рэто,1975,№11.

    16. СНиП II –2 – 80: Пожарная безопасность зданий и сооружений.

    17. Капустян Е. Влияние нормативных  требований на планировочные  решения многоэтажных жилых домов.  – CIB. 1 Международный симпозиум «Многоэтажные здания», №21 – М.: ЦНИИЭПжилища,1972.

    18. Опочинская А. Влияние действующих  нормативов на архитектурно –  планировочные решения многоэтажных  административных зданий в СССР. - CIB. 1 Международный симпозиум «Многоэтажные здания»,№21 – М.: ЦНИИЭПжилища,1972.

    19. СНиП 21- 01-97*: Пожарная безопасность зданий и сооружений.

    20. СНиП 2.08-02-89*: Общественные здания.

    21. Aydn Ozkay. A qualitative approach to children of developing countries from human behavior point of view. Proceedings of the 2nd International Symposium on Human Behaviour in Fire. 26-28 of March 2001, Massachusetts, USA, pp.531-538.

    22. R. Ono, K. Tatebe A study on school children attitude towards fire safety in Brazil and the comparison with data from Japanese children. Proceedings of the 3rd International Symposium on Human Behaviour in Fire. 1-3 September 2004, Belfast, UK, pp.327-338.

    22. ГОСТ 12.1.004-91 Пожарная безопасность. Общие требования. – М., 1992.

Информация о работе Проблема эвакуации детей школьного возраста