Проблема эвакуации детей школьного возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2011 в 11:25, курсовая работа

Описание работы

В последние годы на пожарах ежегодно гибнет более 15 тыс. человек, из которых более 700 составляют дети. Причем, установленной причиной гибели более 400 детей является «Оставление детей без присмотра». Более 80% погибших приходятся на жилой сектор.
На объектах образования за последние пять лет произошло более 11 тысяч пожаров, при которых погибло 177 человек. Основная доля пожаров приходится на общеобразовательные учреждения и составляет 45% от всего количества пожаров на объектах образования.

Содержание

Введение 2
1. Проблема эвакуации детей школьного возраста 3
1.1. Основные результаты исследований поведения людей при пожаре 3
1.2. Психологические особенности поведения детей при пожаре 7
1.3. Движение детей в составе людского потока 10
1.4. Сложности эвакуации общественных зданий с массовым пребыванием людей на основе реальных пожаров. 15
2 Анализ отечественного и зарубежного опыта противопожарных требований в части организации эвакуации детей школьного возраста. 23
2.1. Учет поведения людей до начала эвакуации в отечественных исследованиях. 23
2.2. Нормирование процесса эвакуации детей школьного возраста 30
2.3. Зарубежные исследования поведения детей при пожаре 33
3 Постановка задач дальнейших исследований 38
3.1. Цели и задачи дальнейших исследований 38
3.2. Анализ существующих методов сбора эмпирических данных 40
3.2.1. Компьютерная видео-презентация 40
3.2.2. Анкетирование и интервьюирование 41
3.2.3. Эксперименты и натурные наблюдения 42
3.3. Примерная программа выполнения научного исследования 43
Выводы по результатам работы 44
Список литературы 45

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Word.doc

— 664.50 Кб (Скачать)
    стр.     
             Введение          2
    1. Проблема эвакуации детей школьного возраста          3
    1.1. Основные результаты исследований поведения людей при пожаре     3
    1.2. Психологические особенности поведения детей при пожаре     7
    1.3. Движение детей  в составе людского потока          10
    1.4. Сложности эвакуации  общественных зданий с массовым пребыванием  людей на основе реальных пожаров.     15
    2 Анализ отечественного и зарубежного опыта противопожарных  требований в части организации  эвакуации детей школьного возраста.     23
    2.1. Учет поведения людей до начала эвакуации в отечественных исследованиях.     23
    2.2. Нормирование  процесса эвакуации детей школьного  возраста     30
    2.3. Зарубежные  исследования поведения детей при  пожаре     33
    3 Постановка задач дальнейших исследований          38
    3.1. Цели и задачи дальнейших исследований          38
    3.2. Анализ существующих методов сбора эмпирических данных     40
    3.2.1. Компьютерная  видео-презентация          40
    3.2.2. Анкетирование и интервьюирование          41
    3.2.3. Эксперименты  и натурные наблюдения          42
    3.3. Примерная программа выполнения научного исследования          43
    Выводы  по результатам работы     44
    Список  литературы     45
              Приложение

                                       

    Содержание 
 

    Введение. 

    В последние годы на пожарах ежегодно гибнет более 15 тыс. человек, из которых более 700 составляют дети. Причем, установленной причиной гибели более 400 детей является «Оставление детей без присмотра». Более 80% погибших приходятся на жилой сектор.

    На  объектах образования за последние пять лет произошло более 11 тысяч пожаров, при которых погибло 177 человек. Основная доля пожаров приходится на общеобразовательные учреждения и составляет 45% от всего количества пожаров на объектах образования.

    Сложность организации эвакуации детей обуславливается их несформировавшейся психикой, отсутствием специальных знаний и житейского опыта, и как следствие, зависимостью от взрослых людей, которые, в свою очередь, не всегда подготовлены к правильным действиям при пожаре. 

    Более того, действующие нормативные документы, в частности ГОСТ 12.1.004-91* не позволяют учесть особенности эвакуации детей ни с точки зрения времени начала эвакуации, ни с позиций движения детей в составе людского потока. Несколько лет назад был разработан СНиП 35-01-2001, который рассматривают категории людей, отличных от приведенных в указанном ГОСТ (т.н. малобильные группы населения), но он опять же не позволяет учесть маленьких эвакуирующихся.

    В рамках данной работы рассмотрены психологические  особенности поведения детей  при пожарах, проанализированы описания реальных пожаров, обобщены нормативные требования и результаты проведенных исследований. Разработана программа дальнейших исследований.  
 
 
 
 
 

    1. Проблема эвакуации  детей школьного  возраста.

    1.1. Основные результаты  исследований поведения  людей при пожаре.

    Исторически больше внимания уделялось исследованию движения людских потоков в ходе эвакуации. Данные исследования проводились Беляевым С.В. [1], Предтеченским В.М. [2], Холщевниковым В.В. [3].  В дальнейшем эти данные получили развитие в трудах Холщевникова [4]. в рамках созданной теории движении людских потоков.

      Ряд исследований поведения людей  при пожаре был посвящен исследованию  поведения людей в начальной  стадии пожара. Следует заметить, что этим исследованиям уделялось  меньше внимания.

    В России такие исследования были проведены В.И. Дутовым [5]. Было установлено, что при пожаре люди не эвакуируются немедленно по получению сигнала о пожаре, они стремятся получить дополнительную информацию о пожаре (исследовать ситуацию), оповестить окружающих, тушить пожар и т.п. Более того 45.5% людей вообще не покидали здание при пожаре (следует заметить, что в выборке зданий  большинство составляли жилые здания) [1], исследований приведены в таблице 1 . Из таблицы 1 видно, что люди в большинстве случаев не стремятся сразу покинуть здание, в котором происходит пожар, происходит задержка, причем эта задержка обуславливается несколькими причинами: люди исследовали ситуацию, тушили пожар, предупреждали остальных и только около 8% первым действием покинули здание.

      Исследования Дутова внесли значительный вклад в понимание поведения людей при пожаре. Однако, большинство опрошенных из их выборки при пожаре находились в жилых зданиях, а по исследуемым в ходе данной работы учебных заведениях, данных нет. Более того, автор не рассматривал поведение людей в зависимости от их роли в здании. Также такие  исследования проводились за рубежом. В 1972 году П. Вуд опубликовал отчет, в котором он представил данные о поведении 2193 человек в 952 пожарах [6]. Обобщенные данные о поведении людей при пожаре приведены на рисунке 1. Из данной схемы следует, что половина людей находящихся в здании при пожаре покинули здание, воспользовавшись знакомым эвакуационным выходом. Половина из тех, что остались, считали пожар не серьезным, тушили пожар только 20% оставшихся. 43% покинувших здание вернулись в него позже 36% чтобы тушить пожар и 13% спасти ценности. Данные были получены на основе анкетирования. Схожие исследования были проведены в США Брайаном [7].

    Таблица 1.

    Наиболее  частые действия людей при пожаре [1].

    
 
    Действие
    Было  первым действие в % случаев     Было  вторым действием в % случаев     Было  третьим действием в % случаев
Тушить  пожар     14.91     18.33     12.36
Исследовать     12.18     2.23     0.68
Позвонить в пожарную охрану     10.12     11.13     8.48
Предупредить  остальных     8.07     3.60     1.14
Покинуть  здание     7.98     8.80     8.39
Бездействие (смотреть, что делают другие)     2.14     14.96     43.14

               

    Интересно отметить, что одна из реакций на пожар, паника часто связываемая с пожаром на самом деле является статистически нечастым видом поведения: поведение людей столкнувшимся с проявлениями пожара не является иррациональным, для появления паники должно выполняться несколько условий: невозможность выхода из помещения, чувство бессилия, отсутствие социальных связей (например, случаи паники не фиксировались в жилых домах) [7].  
 

    

    

    

    

      

      

    

    

    

    

    

    

    

    

      

    

    

    

    

      
 

                 

    Дальнейшему успеху исследования поведения людей  при пожаре во всем мире способствовали организации в 1998г. в 2001г. и в 2004г. международных симпозиумов «Поведение человека при пожаре». На симпозиуме обсуждались вопросы влияния на людей системы оповещения людей, ориентирования в здании, хронологии эвакуации, влияние продуктов горения на поведение при пожаре, оценка рисков, моделирования эвакуации и другие проблемы.

      Исследования показывают, что поведение  человека при пожаре достаточно  сложно. Представление людей как  не думающих объектов, немедленно  идущих к ближайшему выходу  при получении сигнала о пожаре, критикуется многими учеными. Люди стремятся исследовать ситуацию. Поведение человека зависит от его знаний и умений, личностных установок. Большое влияние на время эвакуации оказывает тип здания.       

    Исторически первыми исследованиями в этой области были исследования движения людских потоков. Это вопросы проработаны достаточно глубоко.

    Вопросы поведения людей при пожарах  недостаточно хорошо исследованы, в  частности в дошкольных и учебных  заведениях.

    Нет специальных исследований в области  повышения подготовленности поведения персонала общественных зданий к действиям при пожаре,  играющей важную роль в повышении пожарной безопасности объекта.  
 
 
 
 
 
 
 
 

    1.2.  Психологические  особенности поведения  детей при пожаре. 

    Период  юношества - время бурного расцвета физических и интеллектуальных способностей человека, формирования телесной красоты и двигательного совершенства, достижения близкого к максимально возможному уровню развития двигательных качеств. Это период значительного изменения физических, психических и социальных аспектов поведения, образа жизни.

    Известно, что образцы поведения детей, сформировавшиеся в младшем школьном возрасте, зачастую поддерживаются в  среднем и старшем школьном возрасте, иногда включаются и во взрослую жизнь  человека. Люди, которые ставят под  угрозу свое здоровье и поведение, связанное со здоровьем, могут косвенно влиять как на выполнение образовательных задач, так и на условия психосоциального развития человека.

    Поведение - характеристика действий человека как  субъекта и объекта социальных отношений  с другими людьми, с социальными институтами, реализующих в повседневной активности свои осознаваемые связи со средой.

    Для того чтобы изучить и проанализировать поведение детей при пожаре, дальнейшее изложение параграфа построим на примерах [8].

    Пятилетний  малыш был оставлен матерью буквально на 40 минут, которые ей понадобились, чтобы сходить в магазин. Как всегда перед уходом, она предупредила его: «Спички не трогать». Но запретный плод всегда сладок, и малыш достал из шкафа коробок спичек, и зажёг одну, спичка вспыхнула и тут же погасла, её задул сквозняк. Тогда мальчик пошёл в комнату, забрался в шкаф и, представив себя одного в тёмном лесу, зажёг спичку, но огонь задел пальцы мальчика, и он бросил спичку. Огонь, попавший в благоприятные условия, где много горючих материалов, начал разрастаться, ребёнок в страхе выпрыгнул из шкафа и плотно закрыл дверь, наивно полагая, что пожар потухнет в шкафу сам собой. Прошло совсем немного времени, и из шкафа повалил едкий дым. Мальчик выбежал из комнаты, а потом и из квартиры. Вспомнив, что при пожаре нужно звонить «01», подбежал к телефону, набрал номер, но ни номера дома, ни номера квартиры он не знал, поэтому сообщил просто: «У меня дома пожар». Как вы сами понимаете, по такому сообщению пожарные вряд ли приедут. Но мальчику повезло: соседи, почувствовав запах гари, вызвали сами пожарных. Приход мамы и пожарной команды почти был одновременным, пожар потушили, шкаф выгорел полностью, и слегка пострадала комната. Ребёнку повезло, и он остался жив.

Информация о работе Проблема эвакуации детей школьного возраста