Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2011 в 11:25, курсовая работа
В последние годы на пожарах ежегодно гибнет более 15 тыс. человек, из которых более 700 составляют дети. Причем, установленной причиной гибели более 400 детей является «Оставление детей без присмотра». Более 80% погибших приходятся на жилой сектор.
На объектах образования за последние пять лет произошло более 11 тысяч пожаров, при которых погибло 177 человек. Основная доля пожаров приходится на общеобразовательные учреждения и составляет 45% от всего количества пожаров на объектах образования.
Введение 2
1. Проблема эвакуации детей школьного возраста 3
1.1. Основные результаты исследований поведения людей при пожаре 3
1.2. Психологические особенности поведения детей при пожаре 7
1.3. Движение детей в составе людского потока 10
1.4. Сложности эвакуации общественных зданий с массовым пребыванием людей на основе реальных пожаров. 15
2 Анализ отечественного и зарубежного опыта противопожарных требований в части организации эвакуации детей школьного возраста. 23
2.1. Учет поведения людей до начала эвакуации в отечественных исследованиях. 23
2.2. Нормирование процесса эвакуации детей школьного возраста 30
2.3. Зарубежные исследования поведения детей при пожаре 33
3 Постановка задач дальнейших исследований 38
3.1. Цели и задачи дальнейших исследований 38
3.2. Анализ существующих методов сбора эмпирических данных 40
3.2.1. Компьютерная видео-презентация 40
3.2.2. Анкетирование и интервьюирование 41
3.2.3. Эксперименты и натурные наблюдения 42
3.3. Примерная программа выполнения научного исследования 43
Выводы по результатам работы 44
Список литературы 45
стр. | ||
Введение | 2 | |
1. | Проблема эвакуации детей школьного возраста | 3 |
1.1. | Основные результаты исследований поведения людей при пожаре | 3 |
1.2. | Психологические особенности поведения детей при пожаре | 7 |
1.3. | Движение детей в составе людского потока | 10 |
1.4. | Сложности эвакуации общественных зданий с массовым пребыванием людей на основе реальных пожаров. | 15 |
2 | Анализ отечественного
и зарубежного опыта |
23 |
2.1. | Учет поведения людей до начала эвакуации в отечественных исследованиях. | 23 |
2.2. | Нормирование процесса эвакуации детей школьного возраста | 30 |
2.3. | Зарубежные исследования поведения детей при пожаре | 33 |
3 | Постановка задач дальнейших исследований | 38 |
3.1. | Цели и задачи дальнейших исследований | 38 |
3.2. | Анализ существующих методов сбора эмпирических данных | 40 |
3.2.1. | Компьютерная видео-презентация | 40 |
3.2.2. | Анкетирование и интервьюирование | 41 |
3.2.3. | Эксперименты и натурные наблюдения | 42 |
3.3. | Примерная программа выполнения научного исследования | 43 |
Выводы по результатам работы | 44 | |
Список литературы | 45 | |
Приложение |
Содержание
Введение.
В последние годы на пожарах ежегодно гибнет более 15 тыс. человек, из которых более 700 составляют дети. Причем, установленной причиной гибели более 400 детей является «Оставление детей без присмотра». Более 80% погибших приходятся на жилой сектор.
На объектах образования за последние пять лет произошло более 11 тысяч пожаров, при которых погибло 177 человек. Основная доля пожаров приходится на общеобразовательные учреждения и составляет 45% от всего количества пожаров на объектах образования.
Сложность организации эвакуации детей обуславливается их несформировавшейся психикой, отсутствием специальных знаний и житейского опыта, и как следствие, зависимостью от взрослых людей, которые, в свою очередь, не всегда подготовлены к правильным действиям при пожаре.
Более
того, действующие нормативные
В
рамках данной работы рассмотрены психологические
особенности поведения детей
при пожарах, проанализированы описания
реальных пожаров, обобщены нормативные
требования и результаты проведенных
исследований. Разработана программа
дальнейших исследований.
1. Проблема эвакуации детей школьного возраста.
1.1. Основные результаты исследований поведения людей при пожаре.
Исторически больше внимания уделялось исследованию движения людских потоков в ходе эвакуации. Данные исследования проводились Беляевым С.В. [1], Предтеченским В.М. [2], Холщевниковым В.В. [3]. В дальнейшем эти данные получили развитие в трудах Холщевникова [4]. в рамках созданной теории движении людских потоков.
Ряд исследований поведения
В России такие исследования были проведены В.И. Дутовым [5]. Было установлено, что при пожаре люди не эвакуируются немедленно по получению сигнала о пожаре, они стремятся получить дополнительную информацию о пожаре (исследовать ситуацию), оповестить окружающих, тушить пожар и т.п. Более того 45.5% людей вообще не покидали здание при пожаре (следует заметить, что в выборке зданий большинство составляли жилые здания) [1], исследований приведены в таблице 1 . Из таблицы 1 видно, что люди в большинстве случаев не стремятся сразу покинуть здание, в котором происходит пожар, происходит задержка, причем эта задержка обуславливается несколькими причинами: люди исследовали ситуацию, тушили пожар, предупреждали остальных и только около 8% первым действием покинули здание.
Исследования Дутова внесли значительный вклад в понимание поведения людей при пожаре. Однако, большинство опрошенных из их выборки при пожаре находились в жилых зданиях, а по исследуемым в ходе данной работы учебных заведениях, данных нет. Более того, автор не рассматривал поведение людей в зависимости от их роли в здании. Также такие исследования проводились за рубежом. В 1972 году П. Вуд опубликовал отчет, в котором он представил данные о поведении 2193 человек в 952 пожарах [6]. Обобщенные данные о поведении людей при пожаре приведены на рисунке 1. Из данной схемы следует, что половина людей находящихся в здании при пожаре покинули здание, воспользовавшись знакомым эвакуационным выходом. Половина из тех, что остались, считали пожар не серьезным, тушили пожар только 20% оставшихся. 43% покинувших здание вернулись в него позже 36% чтобы тушить пожар и 13% спасти ценности. Данные были получены на основе анкетирования. Схожие исследования были проведены в США Брайаном [7].
Таблица 1.
Наиболее частые действия людей при пожаре [1].
|
Интересно
отметить, что одна из реакций на пожар,
паника часто связываемая с пожаром на
самом деле является статистически нечастым
видом поведения: поведение людей столкнувшимся
с проявлениями пожара не является иррациональным,
для появления паники должно выполняться
несколько условий: невозможность выхода
из помещения, чувство бессилия, отсутствие
социальных связей (например, случаи паники
не фиксировались в жилых домах) [7].
Дальнейшему успеху исследования поведения людей при пожаре во всем мире способствовали организации в 1998г. в 2001г. и в 2004г. международных симпозиумов «Поведение человека при пожаре». На симпозиуме обсуждались вопросы влияния на людей системы оповещения людей, ориентирования в здании, хронологии эвакуации, влияние продуктов горения на поведение при пожаре, оценка рисков, моделирования эвакуации и другие проблемы.
Исследования показывают, что поведение
человека при пожаре
Исторически первыми исследованиями в этой области были исследования движения людских потоков. Это вопросы проработаны достаточно глубоко.
Вопросы поведения людей при пожарах недостаточно хорошо исследованы, в частности в дошкольных и учебных заведениях.
Нет
специальных исследований в области
повышения подготовленности поведения
персонала общественных зданий к действиям
при пожаре, играющей важную роль в
повышении пожарной безопасности объекта.
1.2.
Психологические
особенности поведения
детей при пожаре.
Период юношества - время бурного расцвета физических и интеллектуальных способностей человека, формирования телесной красоты и двигательного совершенства, достижения близкого к максимально возможному уровню развития двигательных качеств. Это период значительного изменения физических, психических и социальных аспектов поведения, образа жизни.
Известно, что образцы поведения детей, сформировавшиеся в младшем школьном возрасте, зачастую поддерживаются в среднем и старшем школьном возрасте, иногда включаются и во взрослую жизнь человека. Люди, которые ставят под угрозу свое здоровье и поведение, связанное со здоровьем, могут косвенно влиять как на выполнение образовательных задач, так и на условия психосоциального развития человека.
Поведение - характеристика действий человека как субъекта и объекта социальных отношений с другими людьми, с социальными институтами, реализующих в повседневной активности свои осознаваемые связи со средой.
Для того чтобы изучить и проанализировать поведение детей при пожаре, дальнейшее изложение параграфа построим на примерах [8].
Пятилетний малыш был оставлен матерью буквально на 40 минут, которые ей понадобились, чтобы сходить в магазин. Как всегда перед уходом, она предупредила его: «Спички не трогать». Но запретный плод всегда сладок, и малыш достал из шкафа коробок спичек, и зажёг одну, спичка вспыхнула и тут же погасла, её задул сквозняк. Тогда мальчик пошёл в комнату, забрался в шкаф и, представив себя одного в тёмном лесу, зажёг спичку, но огонь задел пальцы мальчика, и он бросил спичку. Огонь, попавший в благоприятные условия, где много горючих материалов, начал разрастаться, ребёнок в страхе выпрыгнул из шкафа и плотно закрыл дверь, наивно полагая, что пожар потухнет в шкафу сам собой. Прошло совсем немного времени, и из шкафа повалил едкий дым. Мальчик выбежал из комнаты, а потом и из квартиры. Вспомнив, что при пожаре нужно звонить «01», подбежал к телефону, набрал номер, но ни номера дома, ни номера квартиры он не знал, поэтому сообщил просто: «У меня дома пожар». Как вы сами понимаете, по такому сообщению пожарные вряд ли приедут. Но мальчику повезло: соседи, почувствовав запах гари, вызвали сами пожарных. Приход мамы и пожарной команды почти был одновременным, пожар потушили, шкаф выгорел полностью, и слегка пострадала комната. Ребёнку повезло, и он остался жив.
Информация о работе Проблема эвакуации детей школьного возраста