Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2011 в 11:25, курсовая работа
В последние годы на пожарах ежегодно гибнет более 15 тыс. человек, из которых более 700 составляют дети. Причем, установленной причиной гибели более 400 детей является «Оставление детей без присмотра». Более 80% погибших приходятся на жилой сектор.
На объектах образования за последние пять лет произошло более 11 тысяч пожаров, при которых погибло 177 человек. Основная доля пожаров приходится на общеобразовательные учреждения и составляет 45% от всего количества пожаров на объектах образования.
Введение 2
1. Проблема эвакуации детей школьного возраста 3
1.1. Основные результаты исследований поведения людей при пожаре 3
1.2. Психологические особенности поведения детей при пожаре 7
1.3. Движение детей в составе людского потока 10
1.4. Сложности эвакуации общественных зданий с массовым пребыванием людей на основе реальных пожаров. 15
2 Анализ отечественного и зарубежного опыта противопожарных требований в части организации эвакуации детей школьного возраста. 23
2.1. Учет поведения людей до начала эвакуации в отечественных исследованиях. 23
2.2. Нормирование процесса эвакуации детей школьного возраста 30
2.3. Зарубежные исследования поведения детей при пожаре 33
3 Постановка задач дальнейших исследований 38
3.1. Цели и задачи дальнейших исследований 38
3.2. Анализ существующих методов сбора эмпирических данных 40
3.2.1. Компьютерная видео-презентация 40
3.2.2. Анкетирование и интервьюирование 41
3.2.3. Эксперименты и натурные наблюдения 42
3.3. Примерная программа выполнения научного исследования 43
Выводы по результатам работы 44
Список литературы 45
Другой случай произошёл в Москве в январе 2007 года. Родители были на работе, оставив 11-летнего мальчика и 4-летнюю девочку на попечение бабушки. Дети уединились в другой комнате и тихо играли, пока кому-то из них не пришла в голову мысль взять спички. Пытаясь зажечь бенгальский огонь, мальчик уронил зажжённую спичку на ковёр, который начал медленно тлеть, запах в комнате становился едким, и дети выбежали к бабушке, оставив дверь открытой, в другой комнате было открыто окно и ветер помог пламени быстро распространиться по ней. Бабушка первым делом вызвала пожарных и побежала на кухню за водой, дети заперлись в ванной. Когда прибыл пожарный расчёт, то всех троих нашли уже мёртвыми, все задохнулись от дыма. Бабушка так и осталась на кухне с ведром, а дети в ванной, в руках у мальчика была зажата телефонная трубка. Как видите, произошла страшная трагедия, погибло 3 человека, но даже этой трагедии можно было избежать, если бы взрослые вовремя объяснили детям правила поведения на пожаре
Но не только игры детей с огнём приводят к их гибели, но и необдуманное поведение на пожаре. Так, 16-летняя москвичка, узнав о пожаре рядом с квартирой подруги, побежала её предупредить, не подумав, как будет сама выбираться. Подруги не оказалось дома, она вышла из квартиры одной из первых, а девушка задохнулась от дыма, заблудившись в нём.
С приходом холодов пожарные всё чаще и чаще выезжают по вызову для тушения подвалов и чердаков. Забравшись на чердак или подвал, дети разводят костёр, затушить который или забывают или надеются, что он сам потухнет. А иногда пламя неожиданно выходит из-под контроля, или ребёнок, забыв, что его куртка вся насквозь пропитана различными маслами и бензином (лежала рядом или это спецодежда, в которой он чинит свой мотоцикл), подходит поближе к огню, чтобы согреться. А в результате превращается в живой факел. Его товарищи растеряны, они не знают, что делать и первое решение бывает убежать с места происшествия, оставив своего товарища на попечение судьбы.
Анализирую
вышеизложенные примеры, видно, что
поведение детей при пожаре объясняется
расстройством человеческой психики под
влиянием чрезвычайных обстоятельств.
В их действиях имеется значительная общность:
убежать, спрятаться, выпрыгнуть из окон
и т.п. Специальных же данных по поведению
детей при пожаре опубликовано относительно
мало. Поэтому существует необходимость
всестороннего изучения поведения детей
при пожаре с целью предотвращения их
гибели.
1.3. Движение детей в составе людского потока.
Исследования движения людских потоков происходило на базе сформировавшейся научной школы кафедры архитектуры гражданских и промышленных зданий МГСУ под руководством ее заведующего проф. В.М. Предтеченского. Эти исследования не только обогатили методику натурных наблюдений и обработки их результатов, описали ранее не известные особенности процесса и их влияние на его организацию, но и дали статистический материал основной зависимости между его скоростью и плотностью. Графики эмпирических зависимостей, полученных в различных сериях натурных наблюдений, приведены на рис.1,2,3,4,5,6,7.
Рис.1.
Эмпирическая зависимость скорости людского
потока в школах, состоящая из детей старших
групп, от его плотности при движении по
горизонтальным путям [3].
Рис.2.
Эмпирическая зависимость скорости
людского потока в школах, состоящая
из детей младших групп, от его плотности
при движении по горизонтальным путям
[3].
Рис.3.
Эмпирическая зависимость скорости людского
потока в школах, состоящая из детей средних
групп, от его плотности при движении по
горизонтальным путям [3].
Рис.4. Эмпирическая зависимость скорости людского потока в школах, состоящая из детей средних групп, от его плотности при движении по лестнице вниз [3].
Рис.5.
Эмпирическая зависимость скорости
людского потока в школах, состоящая
из детей младших групп, от его плотности
при движении по лестнице вниз [3].
Рис.6. Эмпирическая зависимость скорости людского потока в школах, состоящая из детей средних групп, от его плотности при движении по лестнице вверх[3].
Рис.7.
Эмпирическая зависимость скорости людского
потока в школах, состоящая из детей младших
групп, от его плотности при движении по
лестнице вверх[3].
Таблица
2.
Скорость
свободного движения детей и подростков[3].
Возрастная группа, годы | Пол | Спокойный бег, интервал скорости, м/мин | Быстрый шаг, интервал скорости, м/мин |
От 7 - 8 | М | 90-108.6 | 120-173.4 |
Ж | 83.4-103.2 | 116.4-166.8 | |
8 - 10 | М | 93.6-111.6 | 123.62-178.2 |
Ж | 86.4-106.8 | 120-171.6 | |
10 - 12 | М | 94.8-115.2 | 126.6-184.8 |
Ж | 90-109.8 | 123.6-178.2 | |
12-15 | М | 98.4-118.2 | 130.2-195 |
Ж | 93.6-113.4 | 128.4-186.6 |
Сравнивая
значения скоростей свободного движения
детей и подростков приведенными в таблице
2 со значениями, приведенными в ГОСТ 12.1004-91*
«Пожарная безопасность. Общие требования»,
видно, что скорость движение детей будет
выше, расчетное время эвакуации из здания
при этом уменьшиться.
1.4.
Сложности эвакуации
общественных зданий
с массовым пребыванием
людей на основе
реальных пожаров.
21 января 2005 года сотрудниками УНК ППБС Академии ГПС МЧС России была организована и проведена учебная эвакуация педагогов и воспитанников из здания детско-юношеского центра.
Детско-юношеский центр расположен в трёхэтажном здании, размером в плане приблизительно 70м на 30м. Особенностью эксплуатации здания является то, что в обычных условиях используется только одна из шести лестничных клеток в центральной части. Это вынуждает людей использовать сложные маршруты для выхода из здания.
В здании, в наиболее насыщенный занятиями день, одновременно могут находиться около 200 человек учащихся и 20 человек педагогов и обслуживающего персонала.
Целями участия сотрудников Академии ГПС являлись исследования поведения людей (в том числе и сотрудников службы охраны) в начальной стадии пожара, замер времени задержки начала эвакуации, сбор данных о характеристиках движения людских потоков и анкетирование участников учебной эвакуации для выяснения их действий в случае пожара.
В данном разделе проанализируем данные собранные при опросе персонала ДЮЦ и сравним действия с теми, которые приведены в правилах пожарной безопасности ППБ 01-03.
Обязанности гражданина при
Каждый
гражданин при обнаружении
Первые
действия персонала детских центров
творчества при пожаре приведены
в табл.3.
Таблица 3
Первые действия персонала при пожаре
|
Данные, приведенные в табл. 3,
показывают, что первым действием у большинства
опрошенных из персонала ДЮЦ, будет: эвакуировать
детей, и лишь только чуть больше трети
опрошенных, будут оповещать о пожаре,
в то время как в ППБ 01-03 написано, что первым
действием граждане обязаны оповещать
о пожаре и только потом принять меры по
эвакуации.
Вторые действия персонала детских центров творчества при пожаре приведены в табл.4.
Таблица 4
Вторые действия персонала при пожаре
|
Данные приведенные в табл.4 показывают что вторым действием почти половина опрошенных из персонала ДЮЦ будет оповещать о пожаре и 37.1% будет эвакуировать детей, хотя в ППБ 01-03 написано, что оповещать нужно в первую очередь.
Третьи действия персонала
Информация о работе Проблема эвакуации детей школьного возраста