Проблема эвакуации детей школьного возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2011 в 11:25, курсовая работа

Описание работы

В последние годы на пожарах ежегодно гибнет более 15 тыс. человек, из которых более 700 составляют дети. Причем, установленной причиной гибели более 400 детей является «Оставление детей без присмотра». Более 80% погибших приходятся на жилой сектор.
На объектах образования за последние пять лет произошло более 11 тысяч пожаров, при которых погибло 177 человек. Основная доля пожаров приходится на общеобразовательные учреждения и составляет 45% от всего количества пожаров на объектах образования.

Содержание

Введение 2
1. Проблема эвакуации детей школьного возраста 3
1.1. Основные результаты исследований поведения людей при пожаре 3
1.2. Психологические особенности поведения детей при пожаре 7
1.3. Движение детей в составе людского потока 10
1.4. Сложности эвакуации общественных зданий с массовым пребыванием людей на основе реальных пожаров. 15
2 Анализ отечественного и зарубежного опыта противопожарных требований в части организации эвакуации детей школьного возраста. 23
2.1. Учет поведения людей до начала эвакуации в отечественных исследованиях. 23
2.2. Нормирование процесса эвакуации детей школьного возраста 30
2.3. Зарубежные исследования поведения детей при пожаре 33
3 Постановка задач дальнейших исследований 38
3.1. Цели и задачи дальнейших исследований 38
3.2. Анализ существующих методов сбора эмпирических данных 40
3.2.1. Компьютерная видео-презентация 40
3.2.2. Анкетирование и интервьюирование 41
3.2.3. Эксперименты и натурные наблюдения 42
3.3. Примерная программа выполнения научного исследования 43
Выводы по результатам работы 44
Список литературы 45

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Word.doc

— 664.50 Кб (Скачать)

    Другой  случай произошёл в Москве в январе 2007 года. Родители были на работе, оставив 11-летнего мальчика и 4-летнюю девочку на попечение бабушки. Дети уединились в другой комнате и тихо играли, пока кому-то из них не пришла в голову мысль взять спички. Пытаясь зажечь бенгальский огонь, мальчик уронил зажжённую спичку на ковёр, который начал медленно тлеть, запах в комнате становился едким, и дети выбежали к бабушке, оставив дверь открытой, в другой комнате было открыто окно и ветер помог пламени быстро распространиться по ней. Бабушка первым делом вызвала пожарных и побежала на кухню за водой, дети заперлись в ванной. Когда прибыл пожарный расчёт, то всех троих нашли уже мёртвыми, все задохнулись от дыма. Бабушка так и осталась на кухне с ведром, а дети в ванной, в руках у мальчика была зажата телефонная трубка. Как видите, произошла страшная трагедия, погибло 3 человека, но даже этой трагедии можно было избежать, если бы взрослые вовремя объяснили детям правила поведения на пожаре

    Но  не только игры детей с огнём приводят к их гибели, но и необдуманное поведение на пожаре. Так, 16-летняя москвичка, узнав о пожаре рядом с квартирой подруги, побежала её предупредить, не подумав, как будет сама выбираться. Подруги не оказалось дома, она вышла из квартиры одной из первых, а девушка задохнулась от дыма, заблудившись в нём.

    С приходом холодов пожарные всё чаще и чаще выезжают по вызову для тушения  подвалов и чердаков. Забравшись на чердак или подвал, дети разводят костёр, затушить который или забывают или  надеются, что он сам потухнет. А  иногда пламя неожиданно выходит из-под контроля, или ребёнок, забыв, что его куртка вся насквозь пропитана различными маслами и бензином (лежала рядом или это спецодежда, в которой он чинит свой мотоцикл), подходит поближе к огню, чтобы согреться. А в результате превращается в живой факел. Его товарищи растеряны, они не знают, что делать и первое решение бывает убежать с места происшествия, оставив своего товарища на попечение судьбы.

    Анализирую  вышеизложенные примеры, видно, что  поведение детей при пожаре объясняется расстройством человеческой психики под влиянием чрезвычайных обстоятельств. В их действиях имеется значительная общность: убежать, спрятаться, выпрыгнуть из окон и т.п. Специальных же данных по поведению детей при пожаре опубликовано относительно мало. Поэтому существует необходимость всестороннего изучения поведения детей при пожаре с целью предотвращения их гибели. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    1.3. Движение детей  в составе людского  потока.

    Исследования  движения людских потоков происходило на базе сформировавшейся научной школы кафедры архитектуры гражданских и промышленных зданий МГСУ под руководством ее заведующего проф. В.М. Предтеченского. Эти исследования не только обогатили методику натурных наблюдений и обработки их результатов, описали ранее не известные особенности процесса и их влияние на его организацию, но и дали статистический материал основной зависимости между его скоростью и плотностью. Графики эмпирических зависимостей, полученных в различных сериях натурных наблюдений, приведены на рис.1,2,3,4,5,6,7.

      
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Рис.1. Эмпирическая зависимость скорости людского потока в школах, состоящая из детей старших групп, от его плотности при движении по горизонтальным путям [3]. 
 
 
 
 

      
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Рис.2. Эмпирическая зависимость скорости людского потока в школах, состоящая  из детей младших групп, от его плотности при движении по горизонтальным путям [3].   

      
 
 
 
 
 
 
 
 

    Рис.3. Эмпирическая зависимость скорости людского потока в школах, состоящая из детей средних групп, от его плотности при движении по горизонтальным путям [3].   
 
 

      
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Рис.4. Эмпирическая зависимость скорости людского потока в школах, состоящая  из детей средних групп, от его  плотности при движении по лестнице вниз [3]. 

      
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Рис.5. Эмпирическая зависимость скорости людского потока в школах, состоящая из детей младших групп, от его плотности при движении по лестнице вниз [3].   

      
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Рис.6. Эмпирическая зависимость скорости людского потока в школах, состоящая  из детей средних групп, от его  плотности при движении по лестнице вверх[3].

      
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Рис.7. Эмпирическая зависимость скорости людского потока в школах, состоящая из детей младших групп, от его плотности при движении по лестнице вверх[3].  
 

    Таблица 2.  

    Скорость  свободного движения детей и подростков[3]. 

    Возрастная  группа, годы     Пол     Спокойный бег, интервал скорости, м/мин     Быстрый шаг, интервал скорости, м/мин
    От 7 - 8     М     90-108.6     120-173.4
    Ж     83.4-103.2     116.4-166.8
    8 - 10     М     93.6-111.6     123.62-178.2
    Ж     86.4-106.8     120-171.6
    10 - 12     М     94.8-115.2     126.6-184.8
    Ж     90-109.8     123.6-178.2
    12-15     М     98.4-118.2     130.2-195
    Ж     93.6-113.4     128.4-186.6
 
 
 

    Сравнивая значения скоростей свободного движения детей и подростков приведенными в таблице 2 со значениями, приведенными в ГОСТ 12.1004-91* «Пожарная безопасность. Общие требования», видно, что скорость движение детей будет выше, расчетное время эвакуации из здания при этом уменьшиться. 
 
 
 
 
 
 

    1.4. Сложности эвакуации  общественных зданий  с массовым пребыванием  людей на основе  реальных пожаров. 

    21 января 2005 года сотрудниками УНК  ППБС Академии ГПС МЧС России  была организована и проведена  учебная эвакуация педагогов  и воспитанников из здания  детско-юношеского центра.

    Детско-юношеский  центр расположен в трёхэтажном  здании, размером в плане приблизительно 70м на 30м. Особенностью эксплуатации здания является то, что в обычных условиях используется только одна из шести лестничных клеток в центральной части. Это вынуждает людей использовать сложные маршруты для выхода из здания.

    В здании, в наиболее насыщенный занятиями день, одновременно могут находиться около 200 человек учащихся и 20 человек педагогов и обслуживающего персонала.

    Целями  участия сотрудников Академии ГПС  являлись исследования поведения людей (в том числе и сотрудников  службы охраны) в начальной стадии пожара, замер времени задержки начала эвакуации, сбор данных о характеристиках движения людских потоков и анкетирование участников учебной эвакуации для выяснения их действий в случае пожара.

    В данном разделе проанализируем данные собранные при опросе персонала ДЮЦ и сравним действия с теми, которые приведены в правилах пожарной безопасности ППБ 01-03.

            Обязанности гражданина при пожаре (по ППБ 01-03)

    Каждый  гражданин при обнаружении пожара или признаков горения (задымление, запах гари, повышение температуры и т. п.) должен: незамедлительно сообщить об этом по телефону в пожарную охрану (при этом необходимо назвать адрес объекта, место возникновения пожара, а также сообщить свою фамилию); принять по возможности меры по эвакуации людей, тушению пожара и сохранности материальных ценностей. 

    Первые  действия персонала детских центров  творчества  при пожаре приведены  в табл.3.  

    Таблица 3

    Первые  действия персонала при пожаре

 
    Действия
 
    Частота
 
    Процент, %
    Эвакуировать  учащихся

    Оповестить о пожаре

    Оградить зону горения

    Исследовать ситуацию

    Покинуть  здание

    17

    13

    3

    1

    1

    48,6

    37,1

    8,6

    2,9

    2,9

    Всего     35     100,0
 

      Данные, приведенные в табл. 3,  показывают, что первым действием у большинства опрошенных из персонала ДЮЦ, будет: эвакуировать детей, и лишь только чуть больше трети опрошенных, будут оповещать о пожаре, в то время как в ППБ 01-03 написано, что первым действием граждане обязаны оповещать о пожаре и только потом принять меры по эвакуации.   
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

             

    Вторые  действия персонала детских центров творчества при пожаре приведены в табл.4.

    Таблица 4

    Вторые  действия персонала при пожаре

 
    Действия
 
    Частота
 
    Процент, %
    Оповестить  о пожаре

    Эвакуировать  учащихся

    Исследовать ситуацию

    Запросить помощь

    Подготовиться к эвакуации

    Покинуть здание

    16

    13

    3

    1

    1

    1

    45,7

    37,1

    8,6

    2,9

    2,9

    2,9

    Всего     35     100,0
 
 

             

      Данные приведенные в табл.4 показывают что вторым действием почти половина опрошенных из персонала ДЮЦ будет оповещать о пожаре и 37.1% будет эвакуировать детей, хотя в ППБ 01-03 написано, что оповещать нужно в первую очередь.

                        
 
 
 
 
 
 
 

      Третьи действия персонала детских  центров творчества при пожаре приведены в табл.5.

Информация о работе Проблема эвакуации детей школьного возраста