Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2011 в 11:25, курсовая работа
В последние годы на пожарах ежегодно гибнет более 15 тыс. человек, из которых более 700 составляют дети. Причем, установленной причиной гибели более 400 детей является «Оставление детей без присмотра». Более 80% погибших приходятся на жилой сектор.
На объектах образования за последние пять лет произошло более 11 тысяч пожаров, при которых погибло 177 человек. Основная доля пожаров приходится на общеобразовательные учреждения и составляет 45% от всего количества пожаров на объектах образования.
Введение 2
1. Проблема эвакуации детей школьного возраста 3
1.1. Основные результаты исследований поведения людей при пожаре 3
1.2. Психологические особенности поведения детей при пожаре 7
1.3. Движение детей в составе людского потока 10
1.4. Сложности эвакуации общественных зданий с массовым пребыванием людей на основе реальных пожаров. 15
2 Анализ отечественного и зарубежного опыта противопожарных требований в части организации эвакуации детей школьного возраста. 23
2.1. Учет поведения людей до начала эвакуации в отечественных исследованиях. 23
2.2. Нормирование процесса эвакуации детей школьного возраста 30
2.3. Зарубежные исследования поведения детей при пожаре 33
3 Постановка задач дальнейших исследований 38
3.1. Цели и задачи дальнейших исследований 38
3.2. Анализ существующих методов сбора эмпирических данных 40
3.2.1. Компьютерная видео-презентация 40
3.2.2. Анкетирование и интервьюирование 41
3.2.3. Эксперименты и натурные наблюдения 42
3.3. Примерная программа выполнения научного исследования 43
Выводы по результатам работы 44
Список литературы 45
Таблица 5
Третьи действия персонала при пожаре
|
Данные
приведенные в табл.5 показывают,
что третьим действием также большинство
персонала будет эвакуировать детей, тушить
пожар как должно быть по ППБ 01-03 будут
только 3,3%.
Четвертые действия персонала детских центров творчества при пожаре приведены в табл.6.
Таблица 6
Четвертые действия персонала при пожаре
|
Данные приведенные в табл.6 показывают, что четвертым действием покинет здание половина персонала, примерно одна четвертая из опрошенных ответили, что вернутся в здание, но с какой целью не указали. По ППБ 01-03 четвертым действием граждане обязаны принять меры по спасению материальных ценностей.
Далее проанализируем реальные пожары с целью определения факторов, которые влияют на процесс эвакуации учебных заведений [8].
За последние годы в системе образования произошло большое количество пожаров, при которых погибло около 200 человек. Основная доля пожаров приходится на общеобразовательные учреждения и составляет 45% от всего количества пожаров на объектах образования. Ежегодно в образовательных учреждениях Российской Федерации происходит от 1,5 до 2 тысяч пожаров.
Для того чтобы попытаться понять причины гибели людей перейдем непосредственно к описаниям реальных пожаров.
23
августа, в селе Дивное
В
Набережных Челнах в детском садике
№81 из-за короткого замыкания
25 июня 2007 года в центре Москвы в средней школе № 1278 (с углубленным изучением английского языка), расположенной на улице Петровка, произошел пожар. На место происшествия прибыло 15 пожарных расчетов. Из горящего здания были срочно эвакуированы 350 детей и учителя. Никто не пострадал.
В ночь на 20 мая 2003 года в
интернате для умственно
30
апреля 2007 года в пожаре в школе-
В результате пожара в здании школы-интерната для слабослышащих детей в Махачкале, который произошел в ночь на 10 апреля 2008, погибли 28 детей, 29 получили ранения. Впоследствии еще двое школьников скончались в больнице от полученных ожогов.
В результате пожара в школе якутского поселка Сыдыбал 17 апреля 2008погибли 22 школьника – 11 мальчиков и 11 девочек. Ранения и отравления дымом и угарным газом получили еще 35 детей и четверо взрослых.
При пожаре в 5-м психоневрологическом интернате в подмосковном поселке Филимоновка 24 октября 2007 года погибли шестеро детей – все они задохнулись продуктами горения. Еще шестеро были госпитализированы. В одной из палат спального корпуса загорелся матрас, однако дети не стали звать взрослых и пытались потушить пожар самостоятельно. Медсестра заметила запах дыма лишь через час и сразу вызвала пожарных.
Анализируя результаты учебной эвакуации ДЮЦ, педагогический состав в основном не подготовлен к ситуации, которая может возникнуть в случае пожара. Действия персонала не соответствуют тем, что указаны в ППБ 01-03.
Описания
реальных пожаров представили
Ответственность за эти действия лежит на сотрудниках учебных заведений, поэтому можно сделать вывод о том, что правильные и своевременные действия сотрудников являются ключевым фактором для безопасности учащихся при пожаре.
2. Анализ отечественного и зарубежного опыта противопожарных требований в части организации эвакуации детей школьного возраста
2.1.
Учет поведения
людей до начала
эвакуации в отечественных
исследованиях.
Не смотря на то, что время до начала эвакуации не учитывалось в отечественном нормировании до 1991 года, (что было связано, как говорилось, с «привязкой» начала эвакуации к стадии интенсивного развития горения), это не значит, что поведение и состояние людей не учитывалось в работах, обосновывающих разработку отечественных норм. Российских исследователей волновала, прежде всего, возможность возникновения паники, результатом которой и может быть эвакуация. Ещё в 1938 году С.В. Беляев писал следующее. «Общей причиной возникновения паники является ощущение страха перед некоторой опасностью, охватывающее одновременно, и иногда мгновенно, всю массу собравшихся и побуждающих её к инстинктивному удалению от источника опасности» [1, с.5].
Паника, как психическое явление, наиболее успешно регулируется своевременными мерами психического воздействия – распорядительностью администрации, находчивостью отдельных лиц и т.п., направляющими коллективную волю людской массы к сознательным действиям. В связи с этим получают особую ценность приёмы планировки, имеющие целью безопасную ликвидацию последствий паники.
Паника
рассматривается в научном
Общий вывод состоял в следующем. Паника (от греч. panikon - безотчетный ужас) – это психологическое состояние, выраженное в чувстве острого страха, охватывающего людей и вызывающее неконтролируемое и неудержимое стремление быстрее уйти (убежать) из опасной ситуации. Паника не всегда вызывается действительной опасностью. Она может быть непроизвольной или специально спровоцированной. Например, А.И.Милинский описывает, как он попал в подобную ситуацию в переполненном ленинградском кинотеатре «Молния». Во время демонстрации фильма кто-то негромко вскрикнул. Этого оказалось достаточно, чтобы десятки людей мгновенно ринулись к выходам. Люди рвались к выходу, шагая по стульям, напирая на впереди идущих и образуя в проходах и перед выходами «пробки». Трагедии удалось избежать благодаря тому, что кто-то из администрации включил в зале свет. Люди увидели, что причин для паники нет. Пробки в дверях и гора из поваленных людей сами собой ликвидировались. Инцидент обошелся несколькими ушибами и обмороками, да поломанными стульями.
Другой классический случай непреднамеренно спровоцированной паники произошел в 1878 году в театре «Колизеум» города Ливерпуля. Один из зрителей, возбужденный пьесой, бросился бежать через зал к выходу. Немедленно и другие зрители устремились за ним. В результате -37 жертв и много раненых.
Случай спровоцированной паники имел место в 1915 году в Большом театре, когда в одной из лож прозвучал крик «Пожар!». Впоследствии оказалось, что это крикнул разыскиваемый полицией преступник, когда заметил, что полицейские обнаружили его в ложе. Создав переполох в театре, он надеялся скрыться от преследования полицией.
Из
приведенных примеров достаточно очевидно,
что трагических последствий
неорганизованного и
Анализ поведения людей перед началом эвакуации был произведён [3] и при разработке расчётных зависимостей для СНиП II – 2 – 80. Этот анализ базировался на следующих положениях.
Исследования психологии поведения людей до начала массовой эвакуации рассматривают два взаимосвязанных аспекта:
обнаружение и оценку сигнала опасности (пожара);
первоначальные действия при обнаружении опасности.
Большинство людей, вынужденных эвакуироваться из здания, находятся вне помещения, где возник пожар, и не могут непосредственно наблюдать момент возгорания и развитие пожара. По данным анкетных опросов людей[11, 12, 13], переживших пожар, можно сделать вывод, что чаще всего люди узнают о пожаре из устных сообщений (35% опрошенных), увидев пламя (21%) или по запаху дыма (18%). При анализе результатов анкетного опроса отмечается, что шум, производимый горением материалов и конструкций или спасающимися от огня людьми, также мог бы быть одним из сигналов о возникновении пожара. Однако не известно случаев, чтобы пожар был обнаружен по шуму. Опрос людей, которые слышали шум, производимый при пожаре, показал, что они не приняли его за сигнал об опасности, поскольку объяснили его себе бытовыми причинами (шумные соседи, гуляющая компания, хулиганские выходки и т.п.). Запах гари также не сразу принимается за сигнал об опасности, поскольку первоначально объясняется другими причинами, например, подгоревшими продуктами в соседних помещениях или сжиганием мусора где-то поблизости от здания. Даже устные сообщения не всегда [11] воспринимаются как сигнал о действительной и близкой опасности. И только после того, как эти первоначальные признаки - сигналы были подкреплены другими признаками или достигли необычно высокого уровня, людьми принималось решение, что эти сигналы свидетельствуют о действительной угрозе пожара.
Информация о работе Проблема эвакуации детей школьного возраста