Проблема эвакуации детей школьного возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2011 в 11:25, курсовая работа

Описание работы

В последние годы на пожарах ежегодно гибнет более 15 тыс. человек, из которых более 700 составляют дети. Причем, установленной причиной гибели более 400 детей является «Оставление детей без присмотра». Более 80% погибших приходятся на жилой сектор.
На объектах образования за последние пять лет произошло более 11 тысяч пожаров, при которых погибло 177 человек. Основная доля пожаров приходится на общеобразовательные учреждения и составляет 45% от всего количества пожаров на объектах образования.

Содержание

Введение 2
1. Проблема эвакуации детей школьного возраста 3
1.1. Основные результаты исследований поведения людей при пожаре 3
1.2. Психологические особенности поведения детей при пожаре 7
1.3. Движение детей в составе людского потока 10
1.4. Сложности эвакуации общественных зданий с массовым пребыванием людей на основе реальных пожаров. 15
2 Анализ отечественного и зарубежного опыта противопожарных требований в части организации эвакуации детей школьного возраста. 23
2.1. Учет поведения людей до начала эвакуации в отечественных исследованиях. 23
2.2. Нормирование процесса эвакуации детей школьного возраста 30
2.3. Зарубежные исследования поведения детей при пожаре 33
3 Постановка задач дальнейших исследований 38
3.1. Цели и задачи дальнейших исследований 38
3.2. Анализ существующих методов сбора эмпирических данных 40
3.2.1. Компьютерная видео-презентация 40
3.2.2. Анкетирование и интервьюирование 41
3.2.3. Эксперименты и натурные наблюдения 42
3.3. Примерная программа выполнения научного исследования 43
Выводы по результатам работы 44
Список литературы 45

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Word.doc

— 664.50 Кб (Скачать)

    Авторы  отмечают взаимное влияние на поведение  взрослых и детей. На поведение ребенка  оказывает влияние степень родства/знакомства с взрослым человеком. Поведение  взрослых людей также меняется при появлении чувства ответственности за ребенка.

    Бразильскими  и Японскими исследователями  изучались отношение детей и  их знания в области пожарной безопасности [22]. Перед исследователями ставились следующие вопросы:

    1) ориентирование по плану эвакуации

    2) восприятие пожарной опасности

    3) информированность детей о пожаре

    4) поведение детей при пожаре.

    Авторы  отмечают, что работа с планом эвакуации (рис.6.) вызывает у детей затруднения, что подтверждает их ориентированность  на взрослых.

    

    Рис. 8. Выбор маршрута эвакуации по школьному плану эвакуации:

    1 – правильный маршрут эвакуации, 2- маршрут эвакуации через зону  действия ОФП; 3- несуществующий пути  эвакуации 4- ответ не получен. 

    В целом, дети информированы о пожаре и опасности, которая возникает  для людей в случае пожара. Тем не менее, школьники не верят, что в их школе может возникнуть пожар – только от 3 до 6% детей считает, что такое может произойти. Тем не менее, определение ими наиболее вероятных мест возникновения пожара типа кухонь, лабораторий не вызывает затруднений. При оценке безопасности здания, от 61 до 72%  школьников считают здание пожаробезопасным. При этом они больше полагаются на наличие понятных путей эвакуации, а также «большого количества коридоров», чем на активные и пассивные системы пожарной безопасности.

    В целом, от 15 до 18% школьников готовы к  самостоятельным действиям (эвакуации  или тушению пожара), но для подавляющего большинства из них требуется  дополнительная помощь со стороны одноклассников либо педагогов. Анализ ответов на знание процедуры эвакуации показал, что только, приблизительно, треть из них с ней знакомы. В таблице 7 приведены данные о предполагаемых действиях школьников при возникновении пожара на перемене.

                                                                                                 

                                                                                                 Таблица 7

    Действия      Процент от числа опрошенных
    Япония     Бразилия
Самостоятельная эвакуация

Следовать за другими

Вернуться в класс

Ждать указаний от учителя

Оповестить  учителя и друзей

Тушить  пожар

Другое

Ответ не получен

    13

    12

    5

    52 

    16

    2

    -

    0

    17

    8

    12

    13 

    37

    1

    8

    4

 
 
 

    В нормативно-технической литературе удалось обнаружить лишь предложение  по назначению расстояния до выходов  в зданиях школьного назначения в А.7.6 NPFA 101, приведенное в табл. 8. Исследований, мотивирующих приведённые нормативы, обнаружить не удаётся. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                                                                                                     Таблица 8. 

Назначение  здания Путь  движения до точки выбора направления  эвакуации (common path limit), м, рис. 1 Путь  движения с выбором неправильного  направления (dead end limit),м, рис.2 Максимальное  расстояние, м
АУПТ - АУПТ + АУПТ - АУПТ + АУПТ - АУПТ +
Здания  учебного назначения     23     30     6,1     15     45       61
 

    Примечание. «АУПТ+» означает наличие спринклерной системы пожаротушения, «АУПТ-» означает отсутствие спринклерной системы пожаротушения  в здании.

    Схемы, поясняющие требования этой таблицы, приведены на рисунках. 

    

 

    Путь  движения до точки выбора направления  эвакуации (common path limit) 
 

    

 

    Путь  движения с выбором неправильного  направления (dead end limit) 

    Указывается, что количество эвакуационных выходов  из помещений должно быть не менее  2-х при количестве эвакуирующихся более 50 чел, либо при площади более 93 м2 (п. 14.2.5.4). При этом количество эвакуационных выходов с этажа в учебных зданиях должно быть не менее 2-х (п. 14.2.4). В общем случае, количество эвакуационных выходов с этажа (части здания) должно составлять: при количестве эвакуирующихся людей от 500 до 1000 – не менее 3-х, более 1000 чел – не менее 4-х (п. 7.4.1.2). Минимальная ширина эвакуационных дверей и выходов должна быть не менее 915 мм (п. 7.3.4.1), а ширина коридора в учебных зданиях должна быть не менее 1830 мм (п. 14.2.3.2). 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    3. Постановка задач  дальнейших исследований.

    3.1. Цели и задачи  дальнейших исследований.

    В настоящее время в нормативных  документах приведены параметры  движения взрослых людей без физических ограничений и параметры движения маломобильных людей. Современные требования пожарной безопасности практически не отражают проблем, связанных с пожарной безопасностью детей в учреждениях школьного образования с учетом особенностей движения людских потоков, состоящих из детей. Не смотря на высокую пожарную опасность зданий с массовым пребыванием детей и подростков, данные о параметрах движения людских потоков, необходимые для расчета эвакуации из таких зданий, отсутствуют. Использование для проверки проектных решений параметров движения взрослых людей, с одной стороны ведет к необоснованному завышению требований касающихся эвакуационных путей и выходов, с другой стороны – к отсутствию учета особенностей движения детей и подростков.

    Актуальность  дальнейших исследований определяется:

    - необходимостью разработки справочного  пособия для расчета параметров  движения людского потока, состоящего  из детей школьного возраста;

    - отсутствием вариантности технических  решений по обеспечению безопасности  детей школьного возраста при пожаре;

    Применение  разрабатываемого документа при  проектировании и анализе противопожарной  защиты зданий с массовым пребыванием  детей и школьников обеспечит  выбор эффективных вариантов обеспечения пожарной безопасности людей.  
 
 
 
 

    Для достижения поставленной цели можно сформулировать следующие задачи:

    1. Провести анализ отечественного  и зарубежного опыта противопожарных  требований, а также научно-технической  литературы.

    2. Проанализировать результаты исследования  движения людских потоков в зданиях различного назначения;

    3. Организовать натурные наблюдения  и эксперименты с целью определения  параметров движения детей и  подростков в составе потока;

    4. Разработать серию экспериментов  по оценке психологических особенностей  поведения детей и педагогического состава при пожаре.

    5. Разработать пособие для расчета параметров движения детей и подростков в составе потока при эвакуации.

    6. Доработка методики оценки риска для зданий и сооружений общественного назначения – зданий школ с учетом специфики эвакуационных потоков школьников. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    3.2. Анализ существующих методов сбора эмпирических данных. 

    Для успешной эвакуации учебного заведения, как минимум, необходимо определенное число подготовленных к действиям  при пожаре сотрудников комплекса. Их подготовкой должен заниматься квалифицированный специалист. При этом руководство компании должно отдавать себе отчет в важности проведения такой работы. Для учебных целей предложен набор средств подготовки, включающий в себя компьютерную видео-презентацию  

    3.2.1.Компьютерная видеопрезентация. 

    Компьютерная  видео-презентация (КВП) может быть использована не только для исследования поведения человека при пожаре, но для целей подготовки персонала  к действиям при пожаре. Преимуществом  презентации является то, что она может показывать различные сценарии, например, различные помещения учебного заведения, различные сигналы о пожаре и т.п. 65.7% персонала использовавших, КВП сочли ее очень действенным инструментом тренинга. Персонала утверждали, что, представив себя в конкретной, очень типичной для них обстановке, им приходилось продумать не какой-то формальный ответ, а описать то, что они действительно будут делать.

    КВП можно также представить в  виде самостоятельного инструмента  для повышения уровня подготовленности людей к действиям при пожаре. База данных по результатам ответов на смоделированную ситуация может оказать помощь в выборе служащих, наиболее подготовленных к действиям при пожаре или тех сотрудников, чья подготовка принесет наилучшие результаты.  

           Метод моделирования для сбора  данных о поведении человека  при пожаре был принят из-за  того что существуют конкретные  трудности, связанные с проведением  исследований:

    - пожары достаточно редки;

    - невозможно получить непосредственные  данные с места пожара, так как к нему невозможно подготовиться заранее;

    - в ряде случаев, собирать данные  не представляется возможным  из-за шока потерпевших и по  иным этическим соображениям;

    - пожар слишком сложное (многокомпонентное)  и быстроменяющееся явление;

        Существуют и другие методы сбора данных анкетирование и интервьюирование, эксперименты и натурные наблюдения. 

    3.2.2. Анкетирование и интервьюирование 

         Этот метод был широко использован  основателями области исследования  поведения человека при пожаре – Вудом [6], Брайаном [7], которые использовали специально разработанные анкеты для опроса участников пожара.

                   Не смотря на то, что этот  метод получил широкое распространение,  он имеет следующие ограничения:

    Достоверность информации уменьшается в зависимости от времени, прошедшего с момента пожара;

    Люди, пострадавшие от пожара, как правило,  получают стресс, и могут искажать детали происшедшего, в том числе  сознательно;

    Практически невозможно исследовать узкую проблему (например, поведения человека при пожаре только в учебных заведениях) так как из-за редкости пожаров такое исследование будет крайне затянутым.

    Провести  исследование можно только после  уже произошедшего пожара, поэтому  достаточно сложно провести превентивные исследования.

    Для сбора данных о поведении служащих при пожаре, были разработаны и использованы две анкеты (приложение 1). Первая состоит из двух частей – действия при пожаре и действия по эвакуации учащихся из здания. Вторая анкета была разработана для сбора демографических и социальных характеристики персонала учебного заведения. 

Информация о работе Проблема эвакуации детей школьного возраста