Проблема эвакуации детей школьного возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2011 в 11:25, курсовая работа

Описание работы

В последние годы на пожарах ежегодно гибнет более 15 тыс. человек, из которых более 700 составляют дети. Причем, установленной причиной гибели более 400 детей является «Оставление детей без присмотра». Более 80% погибших приходятся на жилой сектор.
На объектах образования за последние пять лет произошло более 11 тысяч пожаров, при которых погибло 177 человек. Основная доля пожаров приходится на общеобразовательные учреждения и составляет 45% от всего количества пожаров на объектах образования.

Содержание

Введение 2
1. Проблема эвакуации детей школьного возраста 3
1.1. Основные результаты исследований поведения людей при пожаре 3
1.2. Психологические особенности поведения детей при пожаре 7
1.3. Движение детей в составе людского потока 10
1.4. Сложности эвакуации общественных зданий с массовым пребыванием людей на основе реальных пожаров. 15
2 Анализ отечественного и зарубежного опыта противопожарных требований в части организации эвакуации детей школьного возраста. 23
2.1. Учет поведения людей до начала эвакуации в отечественных исследованиях. 23
2.2. Нормирование процесса эвакуации детей школьного возраста 30
2.3. Зарубежные исследования поведения детей при пожаре 33
3 Постановка задач дальнейших исследований 38
3.1. Цели и задачи дальнейших исследований 38
3.2. Анализ существующих методов сбора эмпирических данных 40
3.2.1. Компьютерная видео-презентация 40
3.2.2. Анкетирование и интервьюирование 41
3.2.3. Эксперименты и натурные наблюдения 42
3.3. Примерная программа выполнения научного исследования 43
Выводы по результатам работы 44
Список литературы 45

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Word.doc

— 664.50 Кб (Скачать)

    Эти факты указывают на существование  определенного общего правила принятия человеком решений на основании ощущений. За выяснением сути этого решающего правила логично обратиться к психофизике, которая в настоящее время представляет собой одну из областей психологической науки и, в частности, исследует "... особенности поведения и деятельности человека в ситуациях, связанных с восприятием и оценкой самых разнообразных сигналов из внешней среды"[12].

    Одной из основных концепций современной  психофизики является предположение  о существовании "пространства ощущений", называемого также "сенсорным пространством". Конкретно это проявляется в том, что воспринимаемые человеком такие объекты физического пространства, как звук, свет, запах и т.д., отображаются нейронной системой человека в пространстве ощущений, и на основании этого "отображения" человеком принимаются решения. В сенсорном пространстве физические стимулы (сигналы) отражаются с изменением их масштабов. Сенсорное пространство обладает своей чувствительностью, которая не совпадает с чувствительностью физических приборов. В связи с этим основателем психофизики Фехнером, было введено понятие порога для обозначения такой минимальной величины физического сигнала, выше которой в сенсорном пространстве возникает ощущение этого сигнала.

    В последнее время традиционное представление  о пороге, как границе, которую  может превзойти вызванное стимулом ощущение, стало постепенно изменяться как в отношении характеристики условий действия стимула, так и в отношении факторов, определяющих окончательную реакцию человека. Современные исследования привели к отрицанию порога как фиксированной величины. На смену прежним представлениям приходят новые теории. Одной из таких плодотворных теорий для психофизики оказалась теория статистических решений, поскольку "... эта теория может служить моделью реальных процессов, происходящих в живых системах, принимающих решения. В этом случае теорию принятия решений можно использовать для весьма общего описания поведения в рамках исследования «стимул-реакция». Именно в этом заключается интерес теории для психологии" [14].    

    Зарубежные исследователи отмечают, что журналисты, освещающие события, называют паникой чуть ли ни любой инцидент поведения людей при пожаре необычный для повседневной эксплуатации здания. При этом они рассматривают  в качестве панического поведения при эвакуации поражающие воображение случаи выпрыгивания людей из окон и с карнизов горящего здания, когда прибывшие пожарные уже поднимали передвижные автоматические лестницы; возвращение некоторых из эвакуировавшихся людей обратно в горящее здание; массовое бегство людей и возникновение «давки» на путях эвакуации.

    Очевидно, первые две категории этих случаев  не относятся к эвакуации, которая  происходит в начальной стадии пожара. В первой из них люди уже были отрезаны от путей безопасной эвакуации  и, спасаясь от пламени, они были вынуждены  вылезать в окна и на карнизы; с начала пожара прошло больше времени, чем определяемое как необходимое для эвакуации (прибыли пожарные, начали развёртывание). Следовательно, речь уже идёт не об эвакуации, а о спасении людей. И эти случаи свидетельствуют о том, в каком тяжелейшем физическом и психическом состоянии находятся люди, лишённые возможности эвакуироваться и вынужденные спасаться, надеясь на любой, даже невероятный случай удачи. Случаи же возвращения людей в горящее здание, вообще, происходят после того, как они эвакуировались. Причём, возвращение в горящее здание может и является иррациональным поведением, но отнюдь не свидетельствует о паническом состоянии. Может быть, что человек просто неправильно оценил угрожающую ему опасность. А, может быть, и правильно оценил, но значит ли это, что он неправильно поступил? Кого же тогда будут награждать за спасение детей из горящего здания?

    Совершенно  другие причины лежат в основе третий категории случаев. Здесь  действительно наблюдается процесс  эвакуации, определяемый идентично различными нормативными документами. Бегство  из горящего здания следует рассматривать как поведение вполне адекватное быстрому распространению опасных факторов пожара. Хуже, если люди не спешат покинуть здание: потерянные минуты в начале эвакуации эквивалентны недостающим секундам в её конце. Поэтому – то, основная масса эвакуирующихся и состоит из «вовлечённых в «общий бег» людей, способных к здравой оценке ситуации и разумным действиям». Бегство из горящего здания – естественное поведение людей, соответствующее возникшим условиям.

    Возникновение «давки» при эвакуации, также  принимаемое за признак паники, на самом деле свидетельствует лишь о недостаточной пропускной способности  эвакуационных путей, т.е. о не выполнении критерия беспрепятственности эвакуации. К сожалению, для практики эксплуатации зданий – это весьма распространённый случай. Так, например, статистические данные Японии показали [15], что недостаточная пропускная способность эвакуационных путей при пожарах явилась причиной 69% несчастных случаев с людьми.

    Итак, проведённый анализ данных о первых действиях людей при пожарах  позволяет присоединиться к мнению: паника является статистически нечастым видом поведения людей во время  бедствий. В первоначальных действиях  людей имеется значительная общность и поведение групп людей на начальной стадии эвакуации предсказуемо [70]. Позднее люди оказываются в большой зависимости от характера пожара, структуры здания и знакомства с его планировкой. Эти выводы указывают на необходимость разработки мер по организации эвакуации, вместо того чтобы рассматривать её, как некое спонтанное поведение людей, сводящееся к непредсказуемому бегству.

    Очевидность повышения психологической напряжённости  ситуации при оповещении о пожаре предопределяет выбор в качестве расчётной категории движения «повышенная активность».

    В большинстве случаев при пожаре человек оказывается членом той  или иной группы. Внутри группы сильно действует эффект подражания. Организованность группы в большой степени определяется культурным уровнем и общественным положением ее участников. Наиболее организованы группы служащих, рабочих и учащихся,   во главе которых оказываются признанные руководители. При эвакуации в  начальной стадии развития  пожара действия людей имеют значительную общность. Позднее люди оказываются в большей зависимости от характера пожара, структуры здания и знакомства с его планировкой. Отсюда следует весьма важный вывод, что при организации своевременной эвакуации «поведение людей будет предсказуемо и будет легко создано движение в безопасное место» . Этот вывод даёт возможность использовать для прогнозирования и регулирования процесса эвакуации людей в чрезвычайных ситуациях эмпирический материал и теоретические исследования людских потоков в зданиях, сооружениях и на территории их комплексов. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    2.2. Нормирование процесса  эвакуации детей  школьного возраста. 

    Госстроем СССР в 1980 году была принята двухуровневая  система нормирования эвакуации  людей из зданий при пожаре.

      Первый уровень содержал критерии безопасности людей при эвакуации, основные психофизиологические и кинематические закономерности движения людских потоков, значения необходимого времени эвакуации для её последовательных этапов в здании (из помещений, с этажа, по лестницам, из всего здания). Эти основные положения (принципы) вошли в приложение 1 «Определение расчётного и необходимого времени эвакуации» СНиП II-2-80 [16]. Поскольку расчётный метод нормирования эвакуации вводился впервые, и были сомнения в подготовленности к необходимым расчётам проектировщиков - архитекторов, то эти основные положения вводились Госстроем СССР в нормирование в очень сжатой и упрощённой форме: минимум простейших формул, закономерности - только детерминированные и только в табличном виде, вероятные значения необходимого времени – только однозначные. Такой подход был, по-видимому, оправдан существующими в то время обстоятельствами, но ограничен в возможности полноты воспроизведения сложных процессов реальных ситуаций. Тем не менее, это был прорыв к гибкому нормированию. Наконец появилась возможность проектирования эвакуационных путей и выходов, обоснованного критериями безопасности людей,  закономерностями поведения людей и динамики опасных факторов пожара, вместо неизвестно почему назначенных и догматично требуемых в любых ситуациях их нормируемых размеров [17, 18].

    Документами второго уровня стали строительные нормы и правила проектирования зданий конкретного функционального  назначения. В этих нормах приведены  максимальные значения расстояний до эвакуационных выходов из помещений, затем - до эвакуационных выходов с этажа, расчётное число людей на 1м ширины эвакуационного пути и выходов. Приведённые значения зависят от образующихся при эвакуации плотностей людских потоков, степени огнестойкости зданий, объёма помещений и их категории по взрывопожарной опасности (для промышленных зданий), а также класса конструктивной пожарной опасности зданий. В них не приводятся временные параметры (tнб), определяемые этими показателями зданий, поскольку они содержались в СНиП II-2-80.

    Рассмотрим  основные требования предъявляемые к путям эвакуации школ изложенными в СНиП 21.01-97* «Пожарная безопасность зданий и сооружений» [19] и в СНиП 2.08.02-89* «Общественные здания и сооружения» [20].

    Не  менее двух эвакуационных выходов должны иметь этажи зданий класса Ф 4.1.

    Двери эвакуационных выходов и другие двери на путях эвакуации должны открываться по направлению выхода из здания.

    Лестничные  клетки типа Л2 допускается предусматривать  в зданиях 1, 2 и 3 степеней огнестойкости классов конструктивной пожарной опасности С0 и С1 и функциональной пожарной опасности Ф4 высотой, как правило, не более 9 м. При этом их  должно быть не более 50 %, остальные должны иметь световые проёмы в наружных стенах на каждом этаже.

    Поручни и ограждения в зданиях дошкольных учреждений и на этажах школ и учебных корпусов школ-интернатов, где расположены помещения для первых классов, должны отвечать следующим требованиям:

    высота  ограждений лестниц, используемых детьми, должна быть не менее 1.2 м, а в дошкольных учреждениях для детей с нарушением умственного развития — 1,8 или 1,5 м при сплошном ограждении сеткой;

    в ограждении лестниц вертикальные элементы должны иметь просвет не более 0,1 м (горизонтальные членения в ограждениях  не допускаются);

    высота  ограждения крылец при подъеме на три и более ступеньки должна быть 0,8 м.

    Уклон маршей лестниц в надземных этажах следует принимать не более 1:2 (кроме  лестниц трибун спортивных сооружений).

    Уклон маршей лестниц, ведущих в подвальные и цокольные этажи, на чердак, а также лестниц в надземных этажах, не предназначенных для эвакуации людей, допускается принимать 1:1,5.

    Наибольшее  число людей, одновременно пребывающих  на этаже в зданиях школ, школ-интернатов и интернатов при школах, при расчете  ширины путей эвакуации необходимо определять исходя из вместимости учебных помещений.

    Ширина  дверей выходов из учебных помещений  с расчетным числом учащихся более 15 чел. должна быть не менее 0,9 м.

    На  остекленных дверях в детских  дошкольных учреждениях, школах, в домах  отдыха и санаториях для родителей с детьми должны предусматриваться защитные решетки высотой не менее 1,2 м.

    Противопожарное нормирование должно более полно  отображать поведение и психофизиологические возможности неоднородных по своему составу потоков эвакуирующихся людей, современных средств их перемещения,  эффективность систем защиты путей и средств эвакуации, систем обнаружения пожара, оповещения о нем и организации и управления эвакуацией людей. Нормирование зданий и сооружений должно больше уделять внимания требованиям к инженерным и электронным системам, обеспечивающим защиту людей в чрезвычайных ситуациях пожара, и не только пожара. Современные здания – это не только колонны и балки, а иерархический комплекс сложных систем жизнеобеспечения и защиты. И именно они должны обеспечивать время, необходимое людям для безопасной эвакуации, а не люди должны успевать покинуть здание за необходимое время, диктуемое не регулируемое стихией опасных факторов пожара. Нормы должны реально оценивать достигнутый в зданиях уровень безопасности людей.

 

     2.3. Зарубежные исследования поведения детей при пожаре. 

    В своем исследовании турецкие авторы [21] отмечают очевидные и объективные отличия в поведения детей в отличие от поведения взрослых людей. Например, прятаться во время пожара в знакомых и «безопасных» местах, совершенно не являющиеся таковыми, особенно если очага пожара не видно. Дети также более склонны собирать свое имущество: игрушки, куклы, домашних животных и т.п. Рассматривая профилактические меры, в частности, обучение пожарной безопасности, авторы отмечают, что дети в возрасте 7-11 лет являются лучшими учениками по вопросам безопасности для формирования культуры безопасности. В статье приводится пример, что дети, прошедшие специальный курс обучения основам обеспечения безопасности жизнедеятельности, при землетрясении в Турции 17.08.1997 вели себя значительно более рационально по сравнению с необученными детьми. Авторы отмечают, что инженерный параметр «время начала эвакуации» не распространяется на помещения с находящимися в нем детьми при отсутствии рядом взрослых людей.

Информация о работе Проблема эвакуации детей школьного возраста