Ориентирование с помощью компаса и карты

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 09:59, контрольная работа

Описание работы

Ориентирование карты. Определение своего местонахождения. Способ Болотова. Ориентирование по часам и солнцу. Ориентирование по Полярной звезде. Ориентирование по луне. Ориентирование по местным предметам. Ориентирование по туристской маркировке.

Работа содержит 1 файл

Ориентирование с помощью компаса и карты.doc

— 831.00 Кб (Скачать)

3. Котловина— хорошо различимое на местности понижение, имеющее форму замкнутой чашеобразной впадины. Место, откуда начинается понижение, называется окраиной котловины, а самая низкая часть котловины— дном. Небольшая котловина называется ямой.
 
 

4. Лощина — вытянутое и понижающееся в одном направлении углубление местности. Линия, соединяющая низшие точки по дну лощины, называется водосливом. Лощины, расположенные на равнине или на пологом склоне горы и имеющие резко очерченные границы, от которых ко дну лощины идут крутые обрывистые скаты, называются оврагами.
 
 

5. Седловина — пониженная часть хребта, расположенная между двумя соседними вершинами. Седловина почти всегда является местом начала двух лощин, расходящихся в противоположных направлениях. В горной местности пути сообщения через хребты, как правило, идут через седловины. Такие седловины называются перевалами. Гора, хребет, котловина, лощина и седловина являются типовыми формами рельефа; вершина, дно котловины — характерными точками, а водослив и водораздел — характерными линиями рельефа. Эти точки и линии составляют как бы скелет (остов) рельефа, определяющий общий характер и взаимное расположение неровностей данной местности.
 

Местные предметы и их характеристика

Ранее указывалось, что к местным предметам относится все то, что создано на местности природой и трудом человека. Следовательно, даже на сравнительно небольшом участке земной поверхности можно наблюдать большое количество разнообразных местных предметов. В практике принято все местные предметы подразделять на следующие основные группы.
1. Населенные пункты — города, поселки городского и дачного типа, поселки сельского типа (деревни, села), отдельные жилые постройки (дворы). Количество населенных пунктов, их тип и рассредоточенность определяют степень обжитости данной местности. Населенные пункты, являясь местом жительства и трудовой деятельности людей, одновременно являются местом сосредоточения производственных предприятий, социально-культурных объектов и других материальных и культурных ценностей. Во многих случаях населенные пункты являются узловыми пунктами путей сообщения.
2. Дорожная сеть —- железные дороги, автострады, шоссе, грунтовые улучшенные и проселочные, полевые и лесные дороги, тропы. Степенью развитости дорожной сети и качеством дорог определяются условия проходимости данной местности и возможности эффективного использования транспортных средств. Основными техническими характеристиками дорог являются ширина проезжей части, материал покрытия, качество дорожных сооружений через препятствия. Наиболее распространенная ширина автомобильных дорог для двустороннего движения (кроме автострад) 6,5—7,5 м. По характеру покрытия автомобильные дороги делятся на дороги с твердым покрытием (шоссе, улучшенные грунтовые дороги) и дороги на естественном грунте (проселочные, полевые, лесные), Железные дороги характеризуются шириной колеи, числом путей, количеством и типом станций. Эти данные и определяют пропускную способность железных дорог.
3.Линии и сооружения связи — телеграфные и телефонные линии, радиостанции, телефонные станции, телеграфные и радиотелеграфные конторы и отделения. Наличие средств связи позволяет быстро устанавливать и постоянно поддерживать сношения между населенными пунктами, организациями, учреждениями на большие расстояния. Передача посредством связи различного рода информации обеспечивает возможность своевременно ориентироваться в обстановке и событиях, отдавать распоряжения, представлять донесения, осуществлять руководство и управление.
4 Воды и сооружения при них — реки, каналы, озера, плотины, пристани, мосты, паромы, створные знаки и т. п. Водные объекты, их наличие и характеристика, с одной стороны, определяют степень изрезанности местности препятствиями, а с другой — создают хорошие условия для водоснабжения и осуществления перевозок по водным путям. Основными показателями, характеризующими реку, являются ширина реки, скорость течения, грунт дна, глубина, а также подходы к реке. По ширине русла реки часто подразделяют на узкие (до 60 м), средние (60—300 м) и широкие (более 300 ж). Средняя скорость течения спокойных относительно небольших рек, протекающих по равнинной местности, около 0,5—0,6 м/сек, крупных равнинных рек — до 1 м/сек, горных рек — до 3—6 м/сек, а иногда и больше.
5 Почвенно-растительный покров — леса, кустарники, сады, луга, огороды, болота, пески и т. п. Основные характеристики леса определяются породой деревьев, их возрастом, толщиной, высотой и густотой насаждения.
По данным возраста леса, высоты и толщины деревьев лес принято разделять:
— на молодой лес — высота деревьев 4—6 м, толщина 5—15 см,
— на средневозрастной —высота деревьев 6—10 м, толщина около 20 см;
- на спелый лес — высота деревьев более 10 м, толщина более 20—25 см.
По густоте лес подразделяется на густой лес — расстояние между деревьями менее 10 м, лес средней густоты—10—15 м, редкий лес—15—30 м.
Грунты при их характеристике в практике подразделяют на скалистые и рыхлые. Рыхлые грунты покрывают подавляющую часть суши. Каменистые грунты чаще всего распространены в горных районах.
К болотам относятся сильно увлажненные участки местности, покрытые слоем вязкого грунта, чаще всего торфа. По проходимости болота подразделяются на проходимые, труднопроходимые и непроходимые. Сведения о проходимости болот можно получить по топографической карте.
Песчаные грунты распространены повсюду. Особенно их много в пустынях. В сухом состоянии без дернового покрова пески значительно затрудняют движение колесных машин. При увлажнении, после выпадения обильных дождей пески уплотняются и проходимость их повышается.
Из приведенной краткой характеристики основных топографических элементов местности видно, с каким многообразием элементов рельефа и местных предметов можно встретиться при изучении и оценке местности в ходе выполнения боевых задач. Однако в силу географических и природных условий топографические элементы местности, находясь во взаимосвязи друг с другом, образуют сравнительно,однообразные разновидности местности, занимающие довольно обширные территории,что позволяет определить более или менее общие свойства, характерные для данной разновидности местности.
 

Основные разновидности местности.

В зависимости - от характера рельефа местность подразделяется на равнинную, холмистую и горную. По характеру почвенно-растительного покрова местность может быть лесистой, болотистой, пустынной, степной. Сочетание рельефа и местных предметов создает другие разновидности местности : горно-лесистую, если горная местность покрыта лесом; лесисто-болотистую, если лес расположен на болотистой местности, и т.п.

К равнинной местности относятся участки, поверхность которых в пределах видимого горизонта представляется ровной или слабовсхолмленной, имеющей в большинстве случаев общий наклон (понижение) в какую-нибудь сторону. На небольших участках равнинной местности этот наклон может быть незаметен. Для равнинной местности характерны незначительная крутизна скатов (1-2°) и отсутствие резко выраженных неровностей поверхности.
Равнинная местность может быть открытой, если на местности нет местных предметов, ограничивающих обзор и наблюдение, или закрытой, если местность покрыта лесом, кустарником или на ней много населенных пунктов.
При наличии большого количества рек, озер и болот равнинная местность приобретает свойства пересеченной местности.
Наличие на равнинной местности даже незначительного количества рек, болот, оврагов ограничивает возможность движения машин вне дорог. Покрывающие равнину глинистые, суглинистые, супесчаные, торфяные грунты допускают беспрепятственное движение в сухую погоду летом и в морозный период зимой. В состоянии сильной увлажненности такие грунты затрудняют движение, а зачастую становятся практически непроходимы.

Холмистая местность отличается от равнинной наличием возвышенностей и углублений, которые имеют в большинстве случаев некрутые подъемы и спуски с преобладающей крутизной скатов в пределах 2-3°.

Горная местность имеет резко выраженные возвышенности и углубления. Преобладающими формами рельефа являются горы, хребты, лощины, ущелья. Скаты этих форм рельефа, как правило, крутые, скалистые, нередко переходящие в обрывы. Горные хребты обычно разделены ущельями и большими глубокими долинами.
Ориентирование в горах затруднительно, так как многие возвышенности имеют сходное друг с другом очертание, а при наблюдении горных вершин с другой стороны их конфигурация часто изменяется до неузнаваемости.

К лесистой местности относятся участки, свыше 50% площади которых покрыто лесом. Лес подразделяется на густой, когда кроны деревьев сходятся или когда расстояние между кронами не превышает их диаметра, и редкий, когда деревья в лесу стоят на значительном удалении одно от другого. В зависимости от породы деревьев лес делится на хвойный (ель, сосна, пихта, кедр, лиственница) и лиственный (береза, осина, липа, дуб, бук и др.). Лес, в котором смешаны различные породы деревьев, называют смешанным. Образование завалов резко снижает проходимость леса. Лесные пожары представляют большую угрозу для человека. Температура в зоне пожаров может достигать 400-900° С, а скорость распространения пожаров при сильном ветре может достигать до 20-25 км/ч.

Болотистая местность ограничивает передвижение человека. Это свойство болотистой местности в основном зависит от характера и типа болот, а также от времени года и погоды. Так, например, летом после больших дождей проходимость болот резко снижается. Весной болота наиболее труднопроходимы; зимой они могут служить удобными путями движения.
По условиям проходимости болота подразделяются на проходимые, труднопроходимые и непроходимые.
Проходимыми обычно являются моховые болота, покрытые сплошным слоем старого (отмершего) мха или слоем торфа.
Наличие на болоте поросли березы и осины свидетельствует о слабости верхнего почвенно-растительного слоя.
Непроходимые болота опознаются по плавающему на воде почвенно-растительному покрову (зыбуны), а также по наличию на болоте камыша (тростника) или пушицы.
В передвижении на болотистой местности надо организовать тщательную разведку болот и особенно перемычек (проходов) между ними. Практика показала, что на труднопроходимой болотистой местности часто имеются узкие полосы, допускающие движение. Опознать на болоте такие места можно по наличию кротовых кочек, по густой траве вперемежку с осокой и по участкам, где имеется поросль соснового леса.

Лесисто-болотистая местность характеризуется преобладанием на ней крупных лесных массивов, расположенных на рыхлом грунте, и большим количеством болот, ручьев, рек и озер.

Пустынная местность - большой участок земной поверхности, покрытый, как правило, песками или, что бывает реже, имеющий каменистый или глинистый грунт. Пустынная местность обычно представляет собой равнину или несколько всхолмленную поверхность.
Для пустынь характерны засушливый климат, жаркое лето и холодная зима. Растительность в пустыне почти отсутствует, а растущие местами травы редкие и четкие. Водоемов мало, а встречающиеся колодцы зачастую содержат соленую или горько-соленую воду.
В пустынных районах мало населенных пунктов, слабо развита сеть грунтовых и шоссейных дорог. Основным препятствием для движения в пустынях являются сыпучие пески и особенно барханы.
Ориентирование в пустынях из-за однообразия форм рельефа, отсутствия растительности и малой обжитости местности затруднительно. Поэтому ориентируются в пустыне чаще всего с помощью компаса, а также по небесным светилам и искусственным ориентирам.
Расстояния до местных предметов в пустынях всегда кажутся меньше действительных, поэтому при недостаточной опытности в определении расстояний простейшими способами можно ошибиться до 50% в сторону уменьшения.

Степная местность представляет собой значительную по площади равнину, покрытую, как правило, травянистой растительностью. В большинстве случаев такая местность обладает свойствами открытой и равнинной местности. Иногда степь бывает изрезана глубокими оврагами и балками; тогда она относится к пересеченной местности.
 

ТОПОГРАФИЯ

Топографическая подготовка - специфический раздел теоретической подготовки, без овладения которым не может быть речи о решении таких задач, как разработка маршрута и уверенное его прохождение.

Карта и схема.

Основой топографической подготовки является работа с картографическим материалом, а также глазомерная съемка маршрута и изучение теории картографии.
В практике используются различные картографические материалы: карты, планы, специальные туристские картографические издания.
Карта (план) - уменьшенное изображение земной поверхности, выполненное в определенном масштабе.
Географические карты принято классифицировать по содержанию и масштабам. По содержанию они делятся на общегеографические и тематические.
На общегеографических картах изображаются населенные пункты, пути сообщения, гидрографическая сеть, рельеф, растительность, границы. Эти элементы отбираются в их взаимосвязи и значении для народного хозяйства, науки, культуры. Содержание географических карт разрабатывается на основе согласования требований к картам различных организаций.
На тематических картах подробно изображаются отдельные явления, составляющие тему карты (например, растительные зоны пли полезные ископаемые). Содержание карты в этом случае разрабатывается так, чтобы элементы, составляющие ее тему, четко выделялись на фоне изображения общегеографических элементов местности.
Географические карты по масштабу изображения подразделяются на ряд типов.
Обзорно-географические карты (масштаб мельче 1:1000000) содержат изображение значительных частей земной поверхности (областей, стран) и применяются главным образом при изучении географии. Карты этого масштаба удобны для общего ознакомления с районом.
Обзорно-топографические (масштаба 1:200 000-1:500 000) и политико-административные (масштаба 1 : 500 000-1 :750 000) карты более подробны и точны, чем обзорно-географические, удобны для изучения районов и для расчетов, не требующих высокой точности.
Топографические карты благодаря крупным масштабам отличаются богатством содержания и высокой геометрической точностью. Чаще используются выкопировки из карт масштаба 1:100000.
Гипсометрические карты - основное содержание их составляет рельеф, изображенный горизонталями - кривыми замкнутыми линиями. Каждая горизонталь обозначает горизонтальный контур соответствующей неровности, все точки которого расположены на местности на одной высоте над уровнем моря. Высоты сечений для изображения рельефа горизонталями зависят от масштаба, в котором составлена карта. Нормальной, установленной для карт, считается высота сечения, равная 0,02 величины масштаба карты (5 м при масштабе 1:25000, 20 м - при 1:100000, 40 м -при 1:200000, 100 м -при 1:500000, 200 м -при 1: : 1000 000). Для гипсометрических карт важно, чтобы положение объектов в плане, а также пространственные формы и размеры земной поверхности изображались с наибольшей точностью и подробностью, допускаемыми масштабом карты.
Планы лесоустройства и землеустройствасоставлены на территории, входящие в Государственный лесной фонд. Они бывают двух масштабов: черно-белые- 1:10000, цветные- 1:25000. На лесопланах показано все, что относится к ведению лесного хозяйства: просеки, контуры леса и вырубок, основные дороги, ручьи, болота (обобщенные). Рельеф на планы не наносится. Лес на плане изображается разбитым на кварталы системой просек. Просеки ориентированы по географическому или магнитному меридиану, сторона квартала равна 1000 или 500 м. Кварталы нумерованы, причем в каждом лесничестве нумерация начинается с северо-запада с единицы. Сначала нумеруется верхний ряд, затем по очереди все остальные. Возрастают номера с запада на восток. На углах кварталов (пересечение просек) стоят квартальные столбы. Их стороны, обращенные внутрь кварталов, имеют затесы, на которых написаны номера соответствующих кварталов. На квартальных просеках через 200 или 250 м ставятся визирные столбы, нумерованные римскими или арабскими цифрами. От них в лес идут визирные просеки шириной 0,5 м, обозначенные на местности зарубками на деревьях и вехами - заостренными в верхней части палками высотой 1-1,5 м. Вдоль просек и визиров на затесах деревьев или на колышках высотой 50-70 см имеются стометровые отметки расстояния. Каждая 90 горизонтальная чарта означает 100 м, а каждая наклонная - 500 м. Все установленные в лесу столбы помечены на лесоплане жирными точками. На черно-белые лесопланы наносятся все последние данные о вырубках, посадках и других изменениях в лесу. На цветные лесопланы условными цветами наносятся породы деревьев.
Планы землеустройства составляются на колхозные и совхозные земли в масштабах 1:5000, 1:10000 и 1:25000. Их границы точно стыкуются с границами лесопланов.
Навигационные карты и пособия используются для плавания по судоходным рекам, открытым озерам и морям. Плавания по ним совершают туристы, путешествующие на байдарках под парусами и разборных парусных судах. Различают карты навигационные (морей, озер, судоходных рек) - для ведения прокладки и определения места судна при плавании и справочные - для получения дополнительных сведений о районировании плавания.
Навигационные карты подразделяются на:
планы (1:1000-1:25000), дающие наиболее подробное изображение важного участка; частные карты (1:50000-1:500000), служащие для обеспечения плавания на некотором удалении от берегов. На этих картах достаточно подробно нанесены глубины и береговые объекты, пригодные для определения места судна; генеральные карты для рек и некоторых водохранилищ (1: 10 000-1:100000), удобные для ориентирования при глазомерной проводке судна, так называемые лоцманские. На лоцманскую карту наносят меженный фарватер, глубины, судоходные плавучие и береговые знаки, большие суводи (улова), свальные течения, прибрежные населенные пункты. На отдельных листах могут даваться перекаты и их элементы, рекомендации по проводке судов через эти перекаты. Карты на озера и крупные водохранилища составляются по тем же правилам, что и карты морей, но в прямоугольной проекции.
Туристские схемы и карты выпускаются для районов, по которым пролегают маршруты туристских групп, и знакомят с памятниками истории и культуры, местами жизни и деятельности выдающихся людей, уникальными природными комплексами. На этих схемах и картах показаны гостиницы и кемпинги, места отдыха, сеть автомобильных и железных дорог, крупные населенные пункты, станции техобслуживания, речная сеть и границы лесных массивов. Если схема составлена для горного района (Кавказ, Тянь-Шань), на ней указаны наиболее известные перевалы, обозначены отмывкой горные хребты и равнинная часть, станции контрольно-спасательной службы.
Туристские схемы выпускаются в масштабах 1:500-1:10000, а туристские карты - в масштабах 1:200000, 1:250000 1:300 000 1:400000, 1:600000 и мельче. Иногда на туристских схемах и картах масштаб не указывается. Тогда его можно определить по заранее известным расстояниям для данной местности, используя другие карты, например административные, атласы железных дорог и т. п.
Как правило, на туристских схемах и картах дается направление магнитного меридиана. Если такое направление не указано, его можно определить по компасу на местности - по характерным линейным ориентирам (дороги, реки, каналы), имеющим на данном участке прямолинейное направление.
 

Понятие о масштабе.

Степень уменьшения линий и расстояний на карте по сравнению с их действительными размерами на местности называется масштабом карты. Чем в меньшее число раз местность уменьшена при изображении ее на бумаге, тем крупнее масштаб изображения и наоборот. Например, из двух масштабов 1:25 000 и 1:50 000 первый будет крупнее. От масштаба зависит и степень детализации карты. На карту крупного масштаба наносят больше объектов. Например, небольшой населенный пункт на карте 1 : 25 000 можно изобразить так, что будут видны каждый квартал и улица, а на карте 1 :500 000 этот же населенный пункт будет обозначен только небольшим многоугольником или кружком.
Масштаб наносится на каждую топографическую, географическую карту или план, например: 1:10000, 1:25 000. Такой масштаб называется численным.
Численный масштаб - отвлеченное число, показывающее, во сколько раз уменьшена длина линий местности при изображении ее на карте независимо от того, в каких метрических единицах составлена карта или план. Пользоваться численным масштабом несложно. Покажем это на примере. Предположим, что нам нужно определить расстояние в метрах между двумя точками на карте масштаба 1:50000. Измеряем это расстояние в сантиметрах с помощью линейки. Оно получилось равным 4,2 см. Но так как на карте масштаба 1 :50 000 Изображение местности уменьшено в 50000 раз, то, очевидно, действительное расстояние на местности будет в 50000 раз больше, т. е. 4,2 см Х 50000 = 210000 см. Переведем расстояние, выраженное в сантиметрах, в метры: 1 м =100 см; следовательно 210000 см = 210000 : 100м = 2100м.
Линейный масштаб. Чтобы избежать вычислений, необходимых при пользовании численным масштабом, и получить искомое значение расстояний, работая с картой, строят масштаб линейный. Для этого на прямой линии нужно отложить несколько раз одинаковые отрезки, называемые основанием линейного масштаба. Основание выбирается с таким расчетом, чтобы ему на местности соответствовало круглое число сотен или тысяч метров. Так, если необходимо построить линейный масштаб для карты или плана масштаба 1:50000, то целесообразно за основание принять отрезок, равный 2 см, тогда каждому такому отрезку будет соответствовать расстояние 1000 м.

ИЗМЕРЕНИЯ И ПОСТРОЕНИЯ НА ТОПОГРАФИЧЕСКОЙ КАРТЕ

§ 1. ИЗМЕРЕНИЕ (ОПРЕДЕЛЕНИЕ) РАССТОЯНИЙ НА КАРТЕ

а) Измерение расстояний циркулем-измерителем

При измерении прямьіх линий игльї циркуля устанавливают на конечньїе точки, затем, не изменяя раствора циркуля, по линейному или поперечному масштабу снимают расстояние
 

Рис. Определение расстояний по линейному масштабу с помощью циркуля

В том случае, когда раствор циркуля превышает длину линейного или поперечного масштаба, некоторое целое число километров определяется по квадратам километровой сетки, а остаток — обычным порядком по линейному или поперечному масштабу.

Информация о работе Ориентирование с помощью компаса и карты