Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2013 в 09:27, курсовая работа
Чрезвычaйные ситуации мирного времени Ионизирующее противогaзы спасaтельные ЧС бактериaльные радионуклиды радиоактивность aвария Предупреждение бедствия оружие пожары гражданской обороны силы средствa работы объекты человек взрывы радиоактивные вещества эвакуация ядерное химическое биологическое способы защиты устройство бактериологическое радиация поражения населения Военное территории воздуха зоны последствия действия возникновение излучение заражения природы ГО вода химические транспорт здоровье радиационный материалы доза РФ правительство федеральные
Органы исполнительной власти субъектов РФ и местного самоуправления решают организационные вопросы по проведению необходимых мероприятий, обеспечивают устойчивое функционирование объектов, которые в ЧС могут дать сбой в работе, следят за состоянием этих объектов и окружающей среды, а также делают прогнозы по этому поводу. Одной из задач этих органов власти является поддержание в постоянной готовности к ЧС всех своих сил средств и пунктов управления действия в ЧС. Они занимаются нормотворческой деятельностью в данной сфере, реализуют ими же разработанные целевые, технические и территориальные программы в целях предупреждения и ликвидации ЧС , для этих же целей создаются заблаговременно финансовые и материальные резервы. Осуществляется сотрудничество и с другими комиссиями по ЧС, военным командованием и общественными объединениями, их взаимопомощь по вопросам предупреждения и ликвидации ЧС и взаимоинформирование. Эти органы руководят подготовкой населения и должностных лиц РСЧС к действиям в ЧС, работами по ее ликвидации , а также привлекают все трудоспособное население к этим работам. Заранее определяются места, куда будет эвакуировано население в случае ЧС , действия по его возврату в дома, где проживали до ЧС, а при возникновении ЧС организуется эвакуация.
Действующие на предприятиях, объектах, организациях комиссии по ЧС также разрабатывают меры по ликвидации и предупреждению ЧС, стараются повысить стойкость потенциально опасных объектов в случае возникновения ЧС и создают на них и поддерживают системы внутреннего контроля и оповещения. Также создаются финансовые и материальные резервы. Заранее устанавливаются действия руководства и персонала в ЧС, подготавливаются специальные силы и средства. В случае возникновения ЧС комиссия берет на себя руководство по ликвидации ЧС и принимает меры по эвакуации персонала с объекта.
В зависимости от обстановки, масштаба прогнозируемой или возникшей ЧС органы исполнительной власти субъектов РФ или местного самоуправления своим решением в праве устанавливать один из режимов функционирования РСЧС, независимо на каком уровне эта система действует.
Режим повседневной готовности характеризуется тем, что не фиксирует никакие предпосылки и факторы для возникновения ЧС природного характера (геологические, метеорологические, гидрологические аномальные явления, пожары и массовые заболевания – эпидемии, эпизоотии, эпифиномии), экологического и техногенного характера, т.е. обстановка в целом нормальная и нет никаких угроз безопасности человека. Территориальные и функциональные подсистемы РСЧС обеспечивает безаварийную работу всех промышленно-опасных объектов, но в то же время все силы и средства находятся в состоянии готовности на случай появления ЧС.
При ухудшении обстановки, прогнозы возникновения ЧС, благодаря наблюдению и мониторингу геологических, метеорологических ,гидрологических и геофизических процессов силами и средствами РСЧС, режим функционирования переходит в состояние повышенной готовности, а сами силы и средства – боевой готовности. Органам исполнительной власти и руководите- лям объектов в этом случае следует принять меры, которые позволили бы минимизировать последствия, если ЧС все же возникнет. Режим ЧС устанавливается непосредственно в случае возникновения ЧС и ее ликвидации. В зависимости от степени сложности и характера ЧС проводится эвакуация населения, спасение людей, помощь пострадавшим, принимаются меры аварийно-спасательного характера ( например, расчищаются завалы для доступа к эпицентру ЧС технических средств), проводится мониторинг территории, попавшей в зону ЧС на наличие пожаров, эсимического и радиоактивного заражения, предупреждаются все неконтролируемые взрывы.
В структуре РСЧС, на сегодня выделяются силы и средства, за создание которых отвечают как федеральные органы исполнительной власти , так и органы исполнительной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления и организации. В их полномочия входит ликвидация ЧС, они следят за состоянием окружающей среды и контролирует те объекты, которые в ЧС становятся опасными. В эти силы и средства входят аварийно-спасательные службы, формирующиеся с учетом обеспечения работы в автономном режиме не более трех суток, они находятся в состоянии постоянной готовности. Чтобы экстренно среагировать на возникшую ЧС эти силы, по согласованию с их органами управления, могут привлекаться к работе в ЧС Министерством РФ по делам ГО и ЧС. Вооруженные силы РФ и все воинские формирования составляют специально подготовленные силы и средства и подчиняются непосредственно Верховному главнокомандующему, Президенту РФ. В то же время руководство организаций и объектов в праве создавать свои нештатные аварийно-спасательные формирования, участвующих во всех необходимых работах в ЧС.
Не последнее место в РСЧС занимает информационное обеспечение, необходимые для учета данных, фиксирование возникновения ЧС в определенных регионах и в целом функционирования РСЧС. Помогают в этом управлении в кризисных ситуациях Министерства РФ по делам ГО, ЧС и ликвидаций последствий стихийных бедствий, информационные центры федеральных органов исполнительной власти, органов управления по делам ГО и ЧС субъектов РФ, региональные центры; в организациях и в городских и районных органах управления по делам ГО и ЧС. Осуществляется взаимоинформирование с помощью средств связи и передачи данных. Порядок сбора и обмена в РФ информацией в области защиты населения и территории от ЧС природного и техногенного характера своим постановлением № 334 от 24 марта 1997 г. определило Правительство РФ. Сведения управлений, информационных центров должны быть полезными для деятельности РСЧС, т.е. содержать прогнозы или конкретную информацию уже возникшей ЧС, о ее последствиях для населения и соответственной территории, безопасности на них. Необходимы также данные о том, какие меры и действия принимают предприятия, организации, учреждения, органы местного самоуправления и вообще органы власти, чтобы предупредить и ликвидировать в случае возникновения ЧС, что собственно и является целью сбора и обмена информацией в этой области. Население информируется об угрозе возникновения ЧС своевременно с помощью специальных постоянно действующих органов управления, в чьи обязанности это входит. В системе информирования также действует некоторый принцип иерархичности, потому что организацию информируют органы местного самоуправления и федеральные органы исполнительной власти субъектов, а последние и федеральные органы исполнительной власти Министерство РФ по делам ГО, ЧС и ликвидации последствий стихийных бедствий. Таким образом, осуществляется стройная система информирования. Данное Министерство связывает воедино всю работу этих органов и организаций по сбору и обмену информацией, и сама собирает и обрабатывает сведения по защите людей и местности от ЧС. Министерство информирует Правительство о ЧС всех масштабов и действиях по их ликвидации, учитывает все ЧС, а также каждый год предоставляет доклад Правительству о защите людей и территории от ЧС. Если необходим обмен данными с иностранными государством, то это осуществляется в соответствии с международными договорами. Все силы и средства РСЧС делятся на две группы, т.е. на осуществляющих контроль и наблюдение, и тех, кто непосредственно участвует в ликвидации ЧС и ее последствий. К числу первых можно отнести службы, наблюдающие за состоянием территории, за состоянием здоровья людей, подвергающихся риску, проживая в отдельных областях. Здесь же участвует Государственный комитет санитарно-эпидемиологического надзора РФ, ветеринарная служба Министерства сельского хозяйства и продовольствия РФ, группы и службы, участвующие в контроле за качеством пищевого сырья, продуктов питания, геофизические службы РАН, по гидрометеорологии и исследованию окружающей среды, по атомной энергии, а также специальные учреждения ГО.
Ликвидируют ЧС штатные формирования, т.е. войска ГО, МВД, связи и химические войска, службы МПС, морского флота РФ, по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, ветеринарные и службы, охраняющие растения Министерства сельского хозяйства и продовольствия РФ, службы медицины, катастроф, спасательные и восстановительные отряды, отряды МЧС и другие формирования. На добровольной основе, но с согласия органа исполнительной власти могут действовать и внештатные службы. Все вышеуказанные формирования могут быть военизированными или не быть таковыми.
Если говорить в общем, то ликвидацию ЧС осуществляют специально уполномоченные по этому вопросу комиссии по ЧС, они действуют на всей территории РФ. Комиссии имеют право обращения в вышестоящие комиссии по ЧС, в случае нехватки собственных сил и средств, за помощью. Если и этой помощи недостаточно, то федеральные органы исполнительной власти также оказывают недостающую помощь. В случае больших масштабов ЧС и недостатке сил и средств для ее ликвидации образуется Правительственная комиссия.
Для всех мероприятий по ликвидации
ЧС необходима материальная и финансовая
поддержка, это естественно, что
и учел законодатель. Для этих целей
Правительство формирует
Гражданская оборона - это неотъемлемая часть общегосударственного масштаба мероприятий, которые проводятся в мирное и военное время с целью защиты населения, материально-культурных ценностей, территорий от различных средств поражения, аварий, катастроф, стихийных бедствий и организации аварийно-восстановительных работ.
ГО возникла в начале 30-х гг. XX века и имела иное назначение – местная противовоздушная оборона, привычное для нас название эта организация приобрела лишь в 1961 г. Одной из первых задач того времени у ГО было уменьшение потерь личного состава Красной Армии в случае нападения противника и применение им отравляющих веществ. Уже тогда начали сооружаться убежища, развивалась система оповещения население, которое обучалось необходимым действиям в указанной ситуации. Появилась также задача по уничтожению летательных аппаратов противника, по средствам которого отравляющие вещества и доставлялись. Более всего на этап становления система ГО проявила себя во время второй Мировой войны 1941-1945 гг., когда производилась массовая эвакуация людей, обезвреживались авиабомбы, предотвращались аварии и другие действия. С появлением высокоточного ядерного оружия задачи ГО расширились, среди них – защита населения от действия этого оружия и организация точного функционирования объектов экономики в военное время. В наше время, в XXI веке, когда опасностей в мире появляется все больше и больше не может быть и речи о нужности системы ГО в государстве. В РФ 12 февраля 1998 года был принят Федеральный закон «О гражданской обороне» № 28, определивший задачи, структуру ГО в РФ.
Задачами ГО, при ведении военных действий или в следствие их в отношение населения будут: своевременное оповещение об угрозе жизни, здоровья, о порядке их действий, подготовка к этим действиям до возникновения соответствующей ситуации, обучение способам защиты, эвакуация людей, а вместе с ними материально-культурных ценностей, предоставление убежища и средств личной защиты, первоочередное жизнеобеспечение пострадавших. ГО обязано производить все неотложные работы. Осуществляет меры по маскировке в военное время, по борьбе с пожарами, по обнаружению территорий, подвергнувшихся какому-либо опасному для жизни заражению, обеззараживанию, восстановлению порядка и нужных коммуникационных служб, сохранение жизненно необходимых экономики, срочному захоронению трупов. ГО обеспечивает и поддерживает в постоянной готовности все свои основные силы.
В соответствии с указом Президента РФ от 8 мая 1993 г. № 643 «О ГО» Россия является в этой области правопреемницей СССР, т.е. руководствуется ее нормативными актами, являющиеся актуальными и в наше время.
2-й учебный вопрос
Чрезвычайные ситуации мирного времени.
В различных нормативно-правовых актах, которые регулируют деятельность промышленно опасных объектов, даются основные понятия для ,необходимые для изучения данного вопроса. Это федеральные законы «О пожарной безопасности» № 69 ФЗ, « О радиационной безопасности населения» № 3 ФЗ, «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» № 116 ФЗ и постановление Правительства РФ № 675 «О декларации безопасности промышленного объекта РФ».
Радиационная безопасность – состояние защищенности настоящего и будущего от негативных последствий, которые могут отразиться на их здоровье, возникающие при действии источников ионизирующего излучения. Федеральный закон «О радиационной безопасности» определяет общие и частные принципы, на которых должна строиться деятельность РФ в области радиационной безопасности. К общим относится принцип нормирования, когда не допускается радиационное облучение человека даже в допустимых пределах. Действия направленные на минимизацию доз облучения человека и уменьшение числа облученных, называются принципом обоснования. Принцип оптимизации включает в себя запрет на действия с источниками ионизирующего излучения, если ожидаемая польза от деятельности окажется, по прогнозу специалистов, меньше отрицательных последствий.
Частные принципы – это предположение, что меры, приложенные к ликвидации, предположительно принесут больше пользы, чем негативных последствий, а также эти меры должны принести максимальную пользу по возможности.
Источник ионизированного
При работе с источниками излучения всегда есть риск внешнего и внутреннего облучения. В первом случае, работая с закрытыми источниками , человек облучается только внешне, чтобы доза облучения была как можно меньше, необходимо ограничивать время работы в поле излучения и максимально увеличить от источника до объекта излучения. Внешнее облучение возникает при работе с открытыми источниками, когда радиоактивное вещество (РВ) попадает при вдыхании воздуха, с пищей, через кожу. В этом случае для радиационной безопасности следует проводить герметизацию оборудования и рабочих мест, используются индивидуальные средства защиты и соблюдаются правила радиационной гигиены; все эти меры существенно снизят дозу облучения.
Специальные службы радиационной безопасности создаются на объектах, деятельность которых связана с источниками ионизирующего излучения. Они призваны следить, чтобы соблюдались все необходимые при работе меры радиационной безопасности, санитарные правила, получают сведения о дозах облучения людей.
Под естественным радиационным фоном понимается излучение, создаваемое космическими лучами, ионами природных радионуклидов, которые распространены во всей природной среде, в пище и организме человека.
Техногенно-излученный радиационный фон – это тоже естественный радиационный фон, но преобразованный самим человеком.
Вообще, радиоактивность явление не новое, существовавшее задолго до зарождения жизни на Земле и даже до появления самой планеты Земли, ионизирующее излучение уже тогда присутствовало в космосе и сопровождало появление Вселенной 20 млрд. лет назад. Именно в это время в состав Земли вошли радиоактивные материалы, этим и объясняется присутствие РВ в воде, воздухе, почве, клетках живых организмов.
Условная величина риска возникновения отдаленных последствий для здоровья человека под воздействием ионизирующего излучения называется эффективной дозой. Она различна в отношении разных органов человека в зависимости от их радиочувствительности ( например, почки и грудная клетка). Законодатель определяет также среднегодовые эффективные дозы, где имеет значение, связана ли деятельность человека и источниками излучения или нет. Для первых эта доза составляет 0,2 зиверта, для остальных – 0,001 зиверта.