Ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Октября 2011 в 23:59, контрольная работа

Описание работы

Проблема предотвращения возникновения чрезвычайных ситуаций техногенного происхождения и ликвидации их последствий для Украины является одной из наиболее актуальных.

В статье 8 Закона Украины «О Гражданской обороне» сказано: руководители предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности и подчиненности обеспечивают своих работников средствами индивидуальной и коллективной защиты, организовывают эвакомероприятия, создают силы для ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций (ЧС) и обеспечивают их готовность к практическим действиям, выполняют другие мероприятия по ГО и несут связанные с этим материальные и финансовые затраты.

Работа содержит 1 файл

Ликвидация последствий.doc

— 107.00 Кб (Скачать)

Контрольная работа

по дисциплине Безопасность жизнедеятельности

Тема: Ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций

1. Спасательные и  другие неотложные  работы

1.1 Основы спасательных  и других неотложных  работ

Проблема предотвращения возникновения чрезвычайных ситуаций техногенного происхождения и ликвидации их последствий для Украины является одной из наиболее актуальных.

В статье 8 Закона Украины «О Гражданской обороне» сказано: руководители предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности и подчиненности обеспечивают своих работников средствами индивидуальной и коллективной защиты, организовывают эвакомероприятия, создают силы для ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций (ЧС) и обеспечивают их готовность к практическим действиям, выполняют другие мероприятия по ГО и несут связанные с этим материальные и финансовые затраты.

Сущность спасательных и других неотложных работ (СиДНР) - это устранение непосредственной угрозы жизни и здоровью людей, восстановление жизнеобеспечения населения, предотвращение или значительное уменьшение материальных ущербов. СиДНР разделяют на спасательные работы и другие неотложные работы.

К спасательным работам относятся:

-- разведка маршрута  выдвижения формирований, определение  объема и степени разрушений, размеров зон заражения, скорости и направления распространения зараженного облака или пожара;

-- локализация  и тушения пожаров на маршруте  выдвижения формирований и участках  работ;

-- определение  объектов и населенных пунктов,  которым непосредственно угрожает опасность;

-- определение  нужной группировки сил и средств  предотвращения и локализации  опасности;

-- поиск пораженных  и освобождение их из-под завалов,  поврежденных и горящих домов,  из загазованных и задымленных  помещений;

--вскрытие заваленных  защитных сооружений и спасание из них людей;

-- предоставление  пострадавшим первой помощи и  эвакуация их (при необходимости)  в лечебные учреждения;

-- вывоз или  вывод населения из опасных  мест в безопасные районы;

-- организация  комендантской службы, охрана материальных ценностей и общественного порядка;

-- восстановление  жизнеспособности населенных пунктов  и объектов;

-- поиск, опознание  и погребения погибших;

-- санитарная  обработка пораженных;

-- обеззараживание  одежды, обуви, средств индивидуальной  защиты, территорий, сооружений, а также техники;

-- социально-психологическая  реабилитация населения.

К другим неотложным работам относятся:

-- прокладывание  колонных путей и устроение  проездов (проходов) в завалах и  на зараженной территории;

-- локализация  аварий на водопроводных, энергетических, газовых и технологических сетях;

-- ремонт и  временное восстановление работы  коммунально-энергетических систем  и сетей связи для обеспечения  спасательных работ;

-- укрепление  или разрушение конструкций, которые  угрожают обвалом и безопасному ведению работ;

Спасательные  и другие неотложные работы осуществляются в три этапа.

На  первом этапе решаются задачи:

-- экстренной  защиты населения;

-- предотвращение  развития или уменьшения влияния  последствий;

-- подготовка  к выполнению СиДНР.

Основными мероприятиями  по экстренной защите населения являются:

-- оповещение  об опасности;

-- использование  средств защиты;

-- соблюдение  способов защиты;

-- эвакуация  из опасных районов в безопасные;

-- осуществление  санитарно-гигиенической, противоэпидемической профилактики и предоставление медпомощи;

-- локализация  аварий;

-- остановка  или изменение технологического  процесса производства;

-- предупреждение (предотвращение) и гашение пожаров. 

На  втором этапе проводятся:

-- поиск пострадавших;

-- извлечение  пострадавших из-под завалов,  из горящих домов, поврежденных  транспортных средств;

-- эвакуация  людей из зоны бедствия, аварии, очага поражения;

-- оказание медпомощи;

-- санитарная  обработка людей;

-- обеззараживание  одежды, имущества, техники, территории;

-- проведение  других неотложных работ, которые  оказывают содействие и обеспечивают  осуществление спасательных, работ.

На  третьем этапе  решается задача обеспечения жизнедеятельности населения в районах, которые потерпели от последствий ЧС;

-- восстановление или строительство жилья;

-- восстановление  энерго-, тепло-, водо-, газоснабжения,  линий связи;

-- организация  медицинского обслуживания;

-- обеспечение  продовольствием и предметами  первой необходимости; 

-- обеззараживание  продовольствия, воды, фуража, техники, имущества, территории;

-- социально-психологическая  реабилитация;

-- возмещения  убытков;

-- обеззараживание  имущества, территории, техники.

1.2 При авариях на  радиационно-опасных  объектах

Степень радиационной опасности для населения определяется количеством и составом радионуклидов, выброшенных во внешнюю среду, расстоянием от места аварии к населенному пункту, метеоусловий и времени года во время аварии. Организация и проведение СиДНР при аварии на АЭС состоит в выполнении мероприятий, к которым относятся:

-- оповещение  населения об аварии и постоянное  его информирование о создавшейся  обстановке и порядке действий  в данных условиях;

-- использование  средств коллективной и индивидуальной  защиты;

-- организация  дозиметрического контроля;

-- проведение  йодной профилактики населения,  которое оказалось в зоне радиохимического  заражения;

-- введение ограниченного  пребывания населения на открытой  местности (режимы радиационной  защиты);

-- проведение  эвакуации населения (по распоряжению  Правительства) и прочие мероприятия.

1.3 При аварии на  ХОО с выбросом (выливом)  сильнодействующих  ядовитых веществ  (СДЯВ)

При возникновении  очага химического поражения  немедленно оповещаются рабочие, служащие и население, которые оказались  в зоне заражения и в районах, которым угрожает опасность заражения. Высылается радиационная, химическая и медицинская разведка для уточнения места, времени, типа и концентрации СДЯВ, определения границы очага поражения (зоны заражения) и направления распространения зараженного воздуха.

Для ликвидации последствий химического заражения  и проведения спасательных работ  в первую очередь привлекаются санитарные дружины, сводные отряды (команды, группы), команды (группы) обеззараживания, формирования механизации.

Личный состав формирований обеспечивается средствами индивидуальной защиты, антидотами, индивидуальными противохимическими пакетами и подготавливается к порядку действий в очаге поражения.

В очаге химического  поражения, прежде всего, предоставляется  помощь пострадавшим (пораженным), проводится отбор пораженных в зависимости от степени поражения и организовывается эвакуация в медицинские учреждения.

Формирования  обеззараживания дегазируют проезды  и переходы, территорию, сооружения, технику, чем обеспечивают действия других формирований, а также вывод населения из очага химического поражения.

После завершения спасательных работ или замены формирования направляются на пункты специальной  обработки. Пункты специальной обработки  развертываются на незараженной территории (местности) и вблизи маршрутов, выхода формирований и населения.

1.4 В очаге бактериологического (биологического) поражения

Работы осуществляются по решению старшего начальника ГО. Работами относительно ликвидации бактериологического  очага руководит начальник ГО объекта, а организацией и проведением медицинских мероприятий - начальник медицинской службы.

В очаге бактериологического (биологического) поражения организовываются и проводятся:

-- бактериологическая  разведка и индикация бактериальных  средств;

-- карантинный  режим или обсервация в соответствии с решением старшего начальника;

-- санитарная  экспертиза;

-- контроль заражения  продовольствия, пищевого сырья,  воды и фуража, их обеззараживания;

-- противоэпидемические, санитарно-гигиенические, специальные  профилактические, лечебно-эвакуационные, противоэпизоотические, ветеринарно-санитарные мероприятия, а также санитарно-разъяснительная робота.

При организации  работ относительно ликвидации очага  бактериологического (биологического) поражения учитываются:

-- способность  бактериальных средств служить причиной инфекционных заболеваний среди людей и животных;

-- способность  некоторых микробов и токсинов  продолжительное время сохраняться  во внешней среде;

-- наличие и  продолжительность инкубационного  периода выявления болезни;

-- сложность  лабораторного выявления примененного  возбудителя и продолжительность  определения его вида;

-- опасность  заражения личного состава формирований  и необходимость применения средств  индивидуальной защиты.

Во всех случаях  в очаге бактериологического (биологического) поражения одно из первоочередных мероприятий - проведение профилактического лечения населения от особенно опасных инфекционных болезней.

Для проведения мероприятий по ликвидации очага  бактериологического поражения  привлекаются в первую очередь, силы и средства, которые оказались на территории очага, в том числе санитарно-эпидемические станции (СЭС), ветеринарные станции, передвижные противоэпидемические отряды, специализированные противоэпидемические бригады, больницы, поликлиники и прочие медицинские и ветеринарные учреждения и формирования.

1.5 Особенности проведения  спасательных и  других неотложных  работ в очагах  поражения

Организовать  и провести СиДНР в очагах комбинированного поражения намного сложнее, чем  в очагах радиационного (ядерного), химического или бактериологического (биологического) поражения. Это поясняется сложностью обстановки, которая может возникнуть вследствие применения противником ядерного, химического и бактериологического оружия или при одновременном возникновении аварии на АЭС, химически опасном объекте.

С целью достижения максимальных результатов СиДНР  в очагах комбинированного поражения  организовывают и беспрерывно ведутся  все виды разведки. К определению  вида примененных противником бактериальных  средств все мероприятия организовываются в режиме защиты от особенно опасных инфекционных заболеваний.

Главные усилия разведки направляются на выявление  типа, концентрации и направления  распространения отравляющих веществ, радиоактивного облака, способов применения и установления возбудителей инфекционного заболевания, границ зон радиоактивного, химического и бактериологического (биологического) заражения.

В очагах комбинированного поражения в первую очередь определяют наиболее опасный поражающий фактор, который несет наибольшую угрозу поражения, и принимают немедленные меры предотвращения или снижение к минимуму его действия, а потом приступают к ликвидации последствий действия всех других поражающих факторов в обстановке, которая возникла (произошла).

Информация о работе Ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций