Автор: Марина Апчаева, 16 Октября 2010 в 20:59, контрольная работа
Назначение, основные задачи и структура РСЧС
нет
Сила и средства предупреждения и ликвидации ЧС
1. Назначение, основные задачи и структура РСЧС
В соответствии с ГОСТ Р.22.0.02-94 чрезвычайная ситуация - состояние, при котором в результате возникновения источника чрезвычайной ситуации на объекте, определенной территории или акватории нарушаются нормальные условия жизни и деятельности людей, возникает угроза их жизни и здоровью, наносится ущерб имуществу населения, экономике и окружающей природной среде.
Под источником ЧС понимают опасное природное явление, аварию или опасное техногенное происшествие, широко распространенную инфекционную болезнь людей, сельскохозяйственных животных и растений, а также применение современных средств поражения, в результате чего произошла или может возникнуть ЧС.
Чрезвычайные ситуации могут быть классифицированы по значительному числу признаков, по типам и видам событий, лежащих в основе этих ситуаций, по масштабу распространения, по сложности обстановки, тяжести последствий.
Решение задач по защите населения и территории от ЧС достигается осуществлением комплекса различных мероприятий органами исполнительной власти на федеральном и территориальных уровнях, а также органами местного самоуправления. Усилия всех этих органов в мирное время сосредоточены в рамках «Российской системы предупреждения и действий в ЧС, а в военное время - в рамках системы «Гражданская оборона РФ».
Во исполнение Федерального закона «О защите населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера» РСЧС Постановлением Правительства РФ от 5.11.1995г. была преобразована в Единую государственную систему предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС). Этим же постановлением определялись и ее основные задачи:
Основная цель РСЧС - объединение усилий центральных и региональных органов представительной и исполнительной власти, а также организаций и учреждений для предупреждения и ликвидации ЧС. РСЧС базируется на нескольких постулатах:
Структура органов РСЧС состоит из территориальных и функциональных подсистем и имеет пять уровней: федеральный, региональный, территориальный, местный и объектовый.
Территориальные подсистемы РСЧС создаются в регионах страны и субъектах РФ для предупреждения и ликвидации ЧС в пределах их территории и состоят из звеньев, соответствующих административному делению этих территорий.
Каждый уровень РСЧС имеет:
2. Силы и средства РСЧС. Режимы функционирования
Важнейшей частью системы РСЧС являются ее силы и средства, которые подразделяются на:
- силы и средства наблюдения и контроля;
- силы и средства ликвидации последствий ЧС.
Силы и средства наблюдения и контроля включают: органы, службы, учреждения, осуществляющие государственный надзор, инспекцию, мониторинг, контроль состояния природной среды, опасных объектов, здоровья людей.
Силы и средства ликвидации последствий ЧС состоят из: военизированных и невоенизированных противопожарных, поисково-спасательных и аварийно-восстановительных формирований федеральных и других организаций; формирования служб защиты животных и растений; военизированных противоградовых и противолавинных служб Росгидромета; территориальных аварийно-спасательных формирований госинспекции по маломерным судам Минприроды; соединений гражданской обороны; подразделений поисково-спасательной службы МЧС России; соединений и частей радиационной, химической и биологической защиты и инженерных войск Минобороны; военизированных горноспасательных, противофонтанных и газоспасательных частей Минтопэнерго; аварийно-технических центров, спецотрядов атомных станций Минатома; восстановительных и пожарных поездов МПС; подразделений органов внутренних дел и муниципальной милиции; центрального аэромобильного спасательного отряда МЧС; аварийно-спасательных служб ВМФ России.
В зависимости от обстановки, масштаба прогнозируемой или возникшей ЧС решением соответствующих органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления в пределах конкретной территории устанавливается один из следующих режимов функционирования РСЧС:
- повседневной деятельности - при нормальной производственно-промышленной, радиационной, химической, бактериологической, сейсмической и гидрометеорологической обстановке, при отсутствии эпидемий, эпизоотий, эпифитотий;
- повышенной готовности - при ухудшении производственно-промышленной, радиационной, химической, бактериологической, сейсмической и гидрометеорологической обстановки, при получении прогноза о возможности ЧС;
- чрезвычайной ситуации - при возникновении и во время ликвидации ЧС.
Основными мероприятиями, осуществляемыми при функционировании РСЧС, являются :
а) в режиме повседневной деятельности:
- осуществление наблюдения и контроля за состоянием ОС, обстановкой и потенциально опасных объектах и прилегающих к ним территориях;
- планирование и выполнение целевых и научно-технических программ и мер по предупреждению ЧС, обеспечению безопасности и защиты населения, сокращению возможных потерь и ущерба, а также по повышению возможных потерь и ущерба, а также по повышению устойчивости функционирования промышленных объектов и отраслей экономики в ЧС;
- совершенствование подготовки органов управления РСЧС, сил и средств к действиям при ЧС, организация обучения населения способам защиты и действиям при ЧС;
- создание и пополнение резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации ЧС;
- осуществление целевых видов страхования.
б) в режиме повышенной готовности :
- принятие на себя соответствующими комиссиями по ЧС непосредственного руководства функционированием подсистем и звеньев РСЧС, формирование при необходимости оперативных групп для выявления причин ухудшения обстановки непосредственно в районе возможного бедствия, выработки предложений по ее нормализации;
- усиление дежурно-диспетчерской службы;
- усиление наблюдения и контроля за состоянием ОС, обстановкой на потенциально опасных объектах и прилегающих территориях, прогнозирование возможности возникновения ЧС и их масштабов;
- принятие мер по защите населения и ОС, обеспечению устойчивого функционирования объектов;
- приведение в состояние готовности сил и средств, уточнение планов их действий и выдвижение при необходимости в предполагаемый район ЧС;
в) в режиме чрезвычайной ситуации:
- организации защиты населения;
-выдвижение оперативных групп в район ЧС;
- организация ликвидации ЧС;
- определение границ зоны ЧС;
- организация работ по обеспечению устойчивого функционирования отраслей экономики и объектов, первоочередному жизнеобеспечению пострадавшего населения;
- осуществление непрерывного контроля за состоянием окружающей природной среды в районе ЧС, за обстановкой на аварийных объектах и прилегающих к ним территорий.
Для ликвидации чрезвычайных ситуаций создаются:
- резервный фонд Правительства РФ для ликвидации ЧС и запасы материальных ресурсов для проведения первоочередных работ при ликвидации ЧС, накапливаемые в составе государственного резерва, - за счет средств федерального бюджета;
- ведомственный резерв финансовых и материальных ресурсов - за счет средств федерального органа исполнительной власти;
- резерв субъектов РФ - за счет средств бюджета субъектов РФ;
- местный резерв - за счет средств местного бюджета;
- объектовый резерв финансовых и материальных средств - за счет собственных средств организации.
Номенклатура и объемы резервов финансовых и материальных ресурсов определяются органом, их создающим.
Ликвидация ЧС осуществляется силами и средствами организаций, органов местного самоуправления, органов исполнительной власти субъектов РФ, под непосредственным руководством соответствующей КЧС. При недостаточности имеющихся сил и средств в установленном порядке привлекаются силы и средства федеральных органов. В отдельных случаях формируется Правительственная комиссия. В случае недостаточности ресурсов они выделяются из других резервов РСЧС по ходатайству руководства соответствующего уровня.
Общественные объединения могут участвовать в ликвидации ЧС под руководством органов управления РСЧС в том случае, если их участники имеют соответствующую подготовку, подтвержденную в аттестационном порядке.
Финансирование
РСЧС осуществляется на каждом уровне
за счет соответствующего бюджета и средств
организаций. Финансирование целевых
программ по защите населения и территорий
от ЧС, по обеспечению устойчивого функционирования
организаций осуществляется в соответствии
с законодательством субъектов РФ. Финансирование
мероприятий по ликвидации ЧС проводятся
за счет средств организаций, находящихся
в зонах ЧС, средств федеральных органов
исполнительной власти, соответствующих
бюджетно-страховых фондов и других источников.
При отсутствии и недостаточности указанных
средств выделяются в установленном порядке
средства из резервного фонда Правительства
РФ.
Вредные вещества в промышленности. Классификация вредных веществ.
Под вредным понимается вещество, которое при контакте с организмом человека вызывает производственные травмы, профессиональные заболевания или отклонения в состоянии здоровья. Классификация вредных веществ и общие требования безопасности введены ГОСТ 12.1.007-76.
Степень и характер вызываемых веществом нарушений нормальной работы организма зависит от пути попадания в организм, дозы, времени воздействия, концентрации вещества, его растворимости, состояния воспринимающей ткани и организма в целом, атмосферного давления, температуры и других характеристик окружающей среды.
Следствием действия вредных веществ на организм могут быть анатомические повреждения, постоянные или временные расстройства и комбинированные последствия. Многие сильно действующие вредные вещества вызывают в организме расстройство нормальной физиологической деятельности без заметных анатомических повреждений, воздействий на работу нервной и сердечнососудистой систем, на общий обмен веществ и т.п.
Вредные вещества попадают в организм через органы дыхания, желудочно-кишечный тракт и через кожный покров. Наиболее вероятно проникновение в организм веществ в виде газа, пара и пыли через органы дыхания (около 95 % всех отравлений).
Информация о работе Сила и средства предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций