Шпаргалка по "Земельное право"

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Сентября 2013 в 23:06, шпаргалка

Описание работы

1.История развития земельного права. Понятие земельного права как отрасли права.
2.Предмет земельного права. Методы земельного права.
3.Система земельного права. Земельное право как учебная дисциплина и отрасль науки.
4. Принципы земельного права и земельного законодательства.
5.Разграничение земельной, гражданской, административной и иных отраслей права.
6.Понятие и виды источников земельного права.
7.Закон как источник земельного права.
8.Указы президента Российской Федерации и подзаконные акты исполнительных органов государственной власти как источники земельного права.

Работа содержит 1 файл

Шпоры земельное право.doc

— 378.50 Кб (Скачать)

   Объекты права земельной  собственности определяются в  зависимости от формы земельной  собственности.

   Согласно ст. 3 ФЗ «О разграничении  государственной собственности  на землю» в состав земель, находящихся в исключительной федеральной земельной собственности, входят: земли лесного фонда; земли особо охраняемых природных территорий федерального значения; земли водного фонда, занятые водными объектами, находящимися в федеральной собственности; земли обороны и безопасности; земли сельскохозяйственного назначения; земли населенных пунктов и др.

   Согласно ст. 4 ФЗ «О разграничении  государственной собственности  на землю» в состав земель, находящихся в земельной собственности  субъектов РФ, входят: земли особо охраняемых природных территорий регионального значения; земли водного фонда, занятые водными объектами, находящиеся в собственности субъектов РФ; земли сельскохозяйственного назначения; земли населенных пунктов; земли промышленности, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, космического обеспечения, энергетики и иного на-значения и др.

   Согласно ст. 5 ФЗ «О разграничении  государственной собственности  на землю» в состав земель, находящихся в земельной собственности муниципальных образований РФ, входят следующие: земли особо охраняемых природных территорий местного значения; земли водного фонда, занятые обособленными водными объектами, находящимися в муниципальной собственности; земли сельскохозяйственного назначения; земельные участки, под поверхностью которых находятся участки недр местного значения; земельные участки, находящиеся в границах муниципальных образований и др.

   В муниципальную собственность  могут приобретаться земли у  собственников земельных участков посредством их выкупа или на основании дарения, отказа от земельных участков и на иных законных основаниях.

   Согласно ЗК РФ запрещается  передавать в частную собственность  следующие земельные участки:  земли, на которых расположены  объекты историко-культурного назначения; земли государственных природных заповедников, в том числе биосферных, государственных природных заказников, памятников природы, национальных парков, дендрологических парков, природных парков, ботанических садов, а также зарезервированных для этого территорий; земли лечебнооздоровительных местностей, курортов в пределах границ округов санитарной (горно-санитарной) охраны; лесного фонда, за исключением специально указанных в законе земельных участков и др.

   Иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица несколько ограничены в своих земельных правах. Согласно п. 3 ст. 15 ЗК РФ данные субъекты не могут обладать на праве собственности такими земельными участками, которые находятся на приграничных территориях и на иных установленных особо охраняемых территориях.

 

20. В соответствии с  законодательством РФ государственная  собственность подразделяется на  два подвида:

   — собственность Российской  Федерации (федеральная собственность);

   — собственность субъектов  Российской Федерации. Конституции РФ разграничивает государственную земельную собственность на федеральную собственность на землю и собственность на землю субъектов РФ относится к совместному ведению Федерации и ее субъектов.

   Государственной собственностью являются земли, которые не находятся в собственности граждан и юридических лиц, а также в собственности муниципальных образований. Разграничение государственной собственности на собственность РФ, собственность субъектов РФ и собственность муниципальных образований осуществляется в соответствии с Федеральным законом «О разграничении государственной собственности на землю». Правовой режим земель, находящихся в федеральной собственности, это:

   — признанные таковыми  федеральными законами;

   — право собственности Российской Федерации на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю;

   — приобретенные Российской  Федерацией по основаниям, предусмотренным  гражданским законодательством.  В федеральной собственности  могут находиться не предоставленные в частную собственность земельные участки по основаниям, предусмотренным ФЗ «О разграничении государственной собственности на землю».

В собственности субъектов РФ находятся  следующие земельные участки:

   — признанные таковыми  федеральными законами;

   — право собственности  субъектов РФ на которые возникло  при разграничении государственной  собственности на землю;

   — приобретенные субъектами  РФ по основаниям,

   — предусмотренным гражданским  законодательством.

   В их собственности могут также находиться не предоставленные в частную собственность следующие земельные участки:

   — занятые недвижимым  имуществом, находящимся в собственности  субъектов РФ;

   — предоставленные органам  государственной власти субъектов  РФ, государственным унитарным предприятиям и государственным учреждениям, созданным органами государственной власти субъектов РФ;

   — отнесенные к землям  особо охраняемых природных территорий  регионального назначения; землям  лесного фонда, находящимся в  собственности субъектов РФ в соответствии с федеральными законами;

   — землям водного фонда,  занятым водными объектами, находящимися  в собственности субъектов РФ;

   — землям фонда перераспределения  земель и др.

   Основными принципами разграничения  государственной собственности  на землю являются:

   — верховенство Конституции  РФ и федеральных законов 

   — приоритет органов  государственной власти РФ в  процессе разграничения государственной  собственности на землю 

   — производность права  собственности на земельный участок  от права собственности на недвижимое имущество, расположенное на нем, в его границах или под ним

   — безвозмездность приобретения  права собственности на земельные  участки при разграничении государственной  собственности на землю.

   Органы гос власти и  органы мест самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков

 

21. Частная собственность на  земельные участки

   граждане и юридические  лица могут иметь земельные  участки на праве собственности,  приобретенном по основаниям, предусмотренным  законодательством РФ.

   Право собственности на  земельный участок может возникать по следующим основаниям.

   1. Из договоров и иных  сделок, предусмотренных законом,  а также из договоров и иных  сделок, не предусмотренных законом.  В соответствии с п. 2 ст. 218 ГК  право собственности на имущество  может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества.

 право собственности на недвижимые  вещи, его возникновение, переход  и прекращение подлежат государственной  регистрации. Эта регистрация  осуществляется в соответствии с Законом о регистрации прав на недвижимость.

   В случае смерти гражданина  право собственности на принадлежавшее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом.

   2. Из актов государственных  органов, органов местного самоуправления, которые предусмотрены законом  в качестве оснований возникновения  гражданских прав и обязанностей. По этому основанию право собственности на земельные участки возникает в случаях предоставления земельных участков гражданам и юридическим лицам из земель, находящихся в государственной и муниципальной собственности. Основания, порядок и отдельные случаи предоставления земельных участков из государственных и муниципальных земель регулируются ст.ст. 28-36 ЗК РФ.

   3. Из судебного решения,  установившего гражданские права  и обязанности (примером может  являться судебное решение о  разделе земельного участка, находящегося в общей собственности).

   4. В результате приобретения  имущества по основаниям, допускаемым  законом. Этим основанием может  быть приобретение права собственности  на основании приобретательной  давности. В соответствии с п. 2 ст. 214 ГК земля и другие природные ресурсы, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц либо муниципальных образований, являются государственной собственностью и это исключает возможность их приобретения в собственность другими лицами на основании приобретательной давности.

   Вследствие причинения вреда  одним лицом другому. Ст. 1082 ГК  предусматривает возможность его  возмещения в натуре путем  предоставления лицом, обязанным  возместить вред, вещи того же  рода и качества.

   Вследствие неосновательного обогащения в соответствии с п. 1 ст. 1104 ГК имущество, составляющее неосновательное обогащение приобретателя, должно быть возвращено потерпевшему в натуре.

   В п. 2 ст. 15 ЗК РФ установлено,  что граждане и юридические  лица имеют равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением участков, которые не могут находиться в частной собственности.

   Пункт ст. 15 ЗК РФ устанавливает  ограничение для иностранных  граждан и иностранных юридических  лиц, а также лиц без гражданства  на возможность обладания земельными  участками на праве собственности  на приграничных территориях, а также предусматривает возможность введения аналогичных ограничений на иных территориях в соответствии с федеральными законами.

   В данном пункте речь  идет об отказе законодательства  в установлении для иностранных  лиц и лиц без гражданства  возможности нахождения у них в собственности земельных участков. Последнее правило распространяется на земельные участки, находящиеся в гражданском обороте.

 

22. Правовое регулирование  сделок с земельными участками

   Несмотря на введение  частной собственности на земельные участки, устанавливался мораторий на совершение сделок с земельными участками.

   В ст. 9 Закона «О земельной  реформе» предусматривалось, что  продажа и иное отчуждение  земельных участков возможно  только государством. Однако в  1991 г. Указом Президента РФ «О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы» частично мораторий был отменен.

   Законом РФ от 23 декабря  1992 г. «О праве граждан РФ  на получение в частную собственность  и продажу земельных участков... » разрешалась купля-продажа земель  для ведения личного подсобного и дачного хозяйства, садоводства и индивидуального жилищного строительства.

   Указом Президента РФ  от 27 октября 1993 г. «О регулировании  земельных отношений и развитии  аграрной реформы в России»  мораторий на сделки с земельными участками был отменен вообще и собственникам земли разрешалось совершение любых гражданско-правовых сделок.

   В настоящее время полномочия  собственников по распоряжению  землями определяется ГК РФ. В  ст. 129 и п. 3 ст. 209 ГК РФ устанавливается,  что владение, пользование и распоряжение земельными участками возможно в той мере, в какой их оборот допускается законом «О земле».

   В ЗК РФ предлагаются  ограничения, устанавливаемые в  отношении земель, используемых  в сельскохозяйственном производстве (ст. 27).

   Порядок совершения сделок  с земельными участками регулируется  нормами ГК РФ, в котором предусматривается  заключение договора в письменной  форме. В нем должна быть  дана характеристика земельного  участка, позволяющая определить: площадь земельного участка; его местоположение; вид прав на земельные участки; целевое использование; кадастровый номер.

   Если на земельном участке  находятся объекты недвижимости  и если установлены ограничения  и обременения земельного участка,  то они также должны быть  описаны в договоре.

   Земельно-правовыми нормативными  актами устанавливается обязательное  нотариальное удостоверение купли-продажи  земельных участков, предоставленных  для ведения садоводства, индивидуального  жилищного, дачного хозяйств (Закон  РФ от 23 декабря 1993 г. «О праве граждан на частную и продажу земельных участков...», Постановление Правительства РФ от 30 мая 1993 г. «Об утверждении порядка купли-продажи участков гражданами РФ»). Порядок проведения государственной регистрации прав на земельные участки урегулирован ФЗ РФ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ними». Он позволяет определить, какие права могут подлежать государственной регистрации: право собственности, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования землей, сервитуты, залог и т. д.В ст. 17 этого Закона определен перечень документов, представляемых на государственную регистрацию. Среди документов названы те, которые устанавливают право на земельные участки: гражданско-правовые договоры, решения компетентных органов управления о предоставлении земельного участка, решение суда, а также свидетельство о регистрации права на земельный участок. Предоставляется и план земельного участка, оформленный комитетами по земельным ресурсам в соответствии с техническими требованиями, утвержденными Роскомземом в 1993 году. ПС РФ предусмотрено, что в отношении отдельных видов имущества может осуществляться специальная регистрация или учет (ст. 164).

Информация о работе Шпаргалка по "Земельное право"