10) дифференцированный подход
к установлению правового режима
земель. При определении правового
режима земель определенной категории
должны учитываться природные,
социальные, экономические и иные
факторы;
11) сочетание интересов общества
и законных интересов граждан.
Правовое регулирование использования
и охраны земель должно осуществляться
в интересах всего общества
в целом и гарантировать обеспечение
прав каждого отдельно взятого
гражданина на свободное владение,
пользование и распоряжение принадлежащим
ему земельным участком.
Значительным изменениям
подвергся отраслевой принцип
земельного права — принцип
собственности на землю. Вместо
принципа единой государственной
собственности на землю утвердился
принцип множественности различных форм
собственности.
Различают частную, государственную,
муниципальную и иные формы собственности.
Нынешнее законодательство
исходит из множественности форм
пользования землей: постоянное (бессрочное)
пользование землей, пожизненное наследуемое
владение земельным участком, ограниченное
пользование чужим земельным участком
(сервитут), аренда и безвозмездное срочное
пользование земельным участком.
Это сопровождается установлением
таких принципов, как право
самостоятельно хозяйствовать на земле;
равенство всех субъектов, которые осуществляют
использование земли; судебная защита
прав на земельный участок; возмещение
вреда, причиненного нарушением требований
земельного законодательства, и убытков,
причиненных изъятием земель для государственных
и муниципальных нужд.
5. Разграничение земельной,
гражданской, административной и
иных отраслей права
Земельное законодательство
и земельное право — это
не единственная отрасль российской
правовой системы, которая регулирует
земельные правоотношения. В иных отраслях
российского законодательства также содержатся
земельно-правовые нормы, регулирующие
земельные правоотношения.
1. Конституционное и земельное
право. Нормы конституционного
права определяют основополагающие
конституционные принципы всех отраслей
правовой системы. Применительно к земельному
праву такими принципами являются установление
множественности форм земельной собственности,
признание права частной собственности
на землю, права на владение, пользование
и свободное распоряжение землей, охрана
права частной собственности законом
и др. Важное значение для земельного права
имеют нормы Конституции РФ, которые устанавливают
порядок и условия пользования землей
в соответствии с федеральным законодательством;
отнесение к совместному ведению РФ и
субъектов РФ отрасли земельного законодательства.
2. Административное и земельное
право. Связь земельного права
с административным правом проявляется
именно в сфере государ ственного
управления земельным фондом,
т. е. в области земельного контроля, привлечения
к административной ответственности лиц,
которые виновны в совершении административно-правовых
нарушений земельного законодательства.
В качестве предмета административного
права выступает правовая организация
исполнительной и распорядительной деятельности
органов государственной власти и управления.
Эта деятельность имеет место и в области
организации использования и охраны земель.
В нормах же земельного права определяется
содержательная сторона деятельности
государственных органов управления,
основные направления их деятельности
по рациональному использованию и охране
земель.
3. Гражданское и земельное
право заключается в единстве
социально-экономической природы
земельно-правовых и гражданско-
правовых отношений. Земельно-правовые
отношения основаны на праве земельной
собственности и являются по своему характеру
имущественными.
Связь гражданского права
с земельным проявляется также
в наличии института сервитута,
т. е. права пользования чужим
земельным участком, в судебной защите
земельных и гражданских прав, в возмещении
убытков, причиненных нарушением земельных
прав, в порядке гражданского судопроизводства.
4. Водное, горное, лесное и
земельное право. Наличие общности
между землей, водами, лесами как
природными объектами, их взаимосвязь
и взаимодействие в процессе пользования
и охраны предопределяют единство целей
и методов их правового регулирования,
сходство их принципов и правовых институтов.
На базе водного, горного, лесного и земельного
права сформировалась правовая отрасль
— природно-ресурсовое право.
5. Экологическое и земельное
право. Земельное право не является
составной частью экологического
права как совокупности норм,
регулирующих общественные отношения
в сфере взаимодействия общества
и природы. Одновременно земельное право
содержит правовые нормы, которые устанавливают
правила экологической безопасности земель
как части окружающей природной среды.
Также охранительные нормы земельного
законодательства закрепляют требования
по соблюдению нормативов предельно допустимых
концентраций вредных веществ в почве,
экологические требования к размещению
объектов, отрицательно влияющих на состояние
земель.
Земельно-правовые нормы
предусматривают экономическое
стимулирование землепользователей
в целях повышения их заинтересованности
в защите земель от негативных последствий
производственной деятельности и стихийных
бедствий. В том числе отношения по оплате
за земельные участки регулируются налоговым
правом.
6. Понятие и виды
источников земельного права
Источниками земельного
права являются нормативно-правовые
акты, принятые компетентными органами
государственной власти и органами
местного самоуправления, регулирующие
отношения, возникающие при использовании
земли. В юридической литературе
источники земельного права классифицируются
на: федеральные акты РФ; акты субъектов
РФ; акты органов местного самоуправления,
а также законы и подзаконные нормативные
акты.
Основным нормативным актом,
определяющим конституционные основы
земельных отношений, является
Конституция РФ, в которой выделяют две
группы норм:
1) нормы, непосредственно
регулирующие земельные отношения
(ст.ст. 9, 36 Конституции РФ);
2) иные статьи Конституции
РФ опосредовано регулируют земельные
отношения (ст.ст. 42, 58, 2, 17, 18, 45).
Кодифицированным нормативным
актом, регулирующим земельные
отношения, является Земельный
кодекс РФ. В конце октября
2001 г. принят и вступил в
силу Земельный кодекс Российской
Федерации.
24 июля 2002 г. принят Федеральный
закон «Об обороте земель
сельскохозяйственного назначения», который
призван обеспечить реализацию конституционных
норм о частной собственности на землю,
а также упорядочить отношения в сфере
государственного управления земельными
ресурсами в части распоряжения землями
приоритетных категорий, которыми являются
земли сельскохозяйственного назначения.
Имущественные отношения,
возникающие при использовании
земли, регулируются нормами гражданско-правовых
актов (ГК РФ). В гл. 17 ГК РФ
предлагаются нормы, непосредственно
регулирующие земельные отношения.
Земля и прочно связанные с ней объекты
объявлены недвижимым имуществом.
Имущественные отношения,
возникающие при использовании
земли, регулируются и земельно-правовыми
нормативными актами: Указами Президента
РФ (Указ Президента от 7 марта
1996 г. «О реализации конституционных прав
граждан на землю» и др.) и постановления
Правительства РФ (постановлениями Правительства
РФ от 25 августа 1992 г. «О
совершенствовании ведения государственного
земельного кадастра» и др.). К
источникам земельного права относятся
акты других отраслей законодательства.
Взаимосвязь земли и других
природных ресурсов — недр, лесов,
вод, окружающей природной среды
в целом — предопределяет наличие
норм, которые регулируют отношения,
связанные с землей, в источниках
водного, лесного, горного, природоохранительного
права (в Федеральном законе «О недрах»
1994 г. определено право собственника земельного
участка на добычу полезных ископаемых,
находящихся в границах данного участка).
Правовые нормы, связанные
с регулированием земельных правоотношений,
содержатся в источниках административного
и уголовного права — меры ответственности
за совершение земельных правонарушений;
жилищного права — нормы о праве граждан
на получение земельного участка под жилищное
строительство и др.
Особое место среди источников
земельного права занимают международные
двусторонние договоры, касающиеся
земельных отношений, заключенные
в установленном порядке или
утвержденные компетентным государственным
органом РФ, договоры, заключенные
РФ с ее субъектами.
К этой же группе относятся
типовые договоры, позволяющие раскрыть
содержание земельно-правовых норм,
различные санитарные нормы и
правила.
Не являются источниками
земельного права правовые акты
индивидуального значения, т. е.
акты применения права (решение местной
администрации, адресованное к конкретному
гражданину либо организации).
7. Закон как источник
земельного права
Основным федеральным законом,
регулирующим земельные правоотношения,
является Земельный кодекс, который
был принят в конце октября 2001 г. Новый
Земельный кодекс РФ отличается в первую
очередь выраженной тенденцией к упорядочению,
унификации земельных отношений. Но при
наличии достаточно громоздких статей
многие нормы кажутся «недописанными»,
нередки внутренние противоречия между
положениями отдельных статей Кодекса.
Особенность Кодекса — его построение
на основе приоритета норм земельного
законодательства в регулировании любых
отношений, в которых в качестве объекта
выступает земля. И поэтому Кодекс часто
вторгается в сферу регулирования других
отраслей законодательства, в первую очередь
гражданского и гражданского процессуального.
Конституция Российской
Федерации, принятая в 1993 г., также
регулирует земельные правоотношения.
Конституция РФ занимает центральное
место среди всего земельного законодательства.
Нормы Конституции являются отправными
при определении основных направлений
развития государственной земельной политики,
всего отраслевого земельного законодательства.
Она закрепляет такие положения земельного
права, как рациональное использование
и охрана земли.
В ст. 9 Конституции РФ
указан принцип множественности
форм собственности на землю,
т. е. введение частной, государственной,
муниципальной и иных форм
собственности на землю и другие
природные ресурсы.
В ст. 36 Конституции РФ
закреплен принцип земельного
права — право граждан и
их объединений иметь землю
в частной собственности, свободно
осуществлять владение, пользование
и распоряжение землей и другими
природными ресурсами. В ст. 71
Конституции РФ определяется, что
к совместному ведению РФ и ее субъектов
относятся владение, пользование и распоряжение
землей, недрами, водными и другими природными,
ресурсами, а также отнесены земельное,
водное, лесное законодательство, законодательство
о недрах, об охране окружающей среды.
В ст. 58 Конституции РФ
сказано об обязанности каждого
гражданина сохранять природу
и окружающую природную среду,
бережно относиться к природным
богатствам.
В ст. 35 Конституции РФ
закреплены общие положения о
праве собственности, в числе которых
указываются: охрана права частной собственности
законом; предоставление гражданам права
владеть, пользоваться и распоряжаться
собственностью единолично и совместно
с другими лицами.
Существуют кодифицированные
законодательные акты (ЗК РФ) и земельные
кодексы республик, входящих в состав
РФ, иные федеральные законы и законы субъектов
РФ.
Земельные кодексы представляют
собой систематизированные законодательные
акты, которые направлены на регулирование
земельных правоотношений. Федеральные
законы и законы субъектов РФ имеют более
узкий предмет правового регулирования.
Существует ряд федеральных
законов, которые регулируют земельные
правоотношения.
1. Федеральный закон «О
разграничении государственной
собственности на землю» от 17
июля 2001 г., устанавливающий правовые основы
разграничения государственной собственности
на землю на собственность РФ (федеральная
собственность), собственность субъектов
РФ и собственность муниципальных образований
2. Закон РФ «О крестьянском
(фермерском) хозяйстве» от 22 ноября 1990
г., закрепляющий право граждан, ведущих
крестьянское (фермерское) хозяйство,
на получение земли в собственность.
3. Закон РФ «О федеральной
жилищной политике» от 24 декабря
1992 г., который предусмотрел право
застройщика на приобретение или получение
земельного участка для жилищного строительства.
4. Градостроительный кодекс
РФ от 7 мая 1998 г. Он определил
порядок организации земельной
территории населенных пунктов,
застройки и благоустройства
данной территории и др.
8. Указы президента
РФ
В пункте 3 ст. 2 ЗК РФ сказано,
что земельные отношения могут
регулироваться Указами Президента
РФ и не должны противоречить
ЗК РФ и принятым в соответствии
с ним федеральным законам.
Также Президент РФ наделен
правом издавать указы и распоряжения,
соответствующие Конституции и федеральным
законам и они приобретают обязательную
силу и должны исполняться на всей территории
РФ.
По своему юридическому
содержанию Указы Президента
РФ могут быть индивидуальными
(касаться конкретного земельного
правоотношения), а также нормативными,
устанавливающими новые правовые нормы
и являющимися источниками права.