Президентом РФ был издал
Указ «О неотложных мерах по
осуществлению земельной реформы»
от 27 декабря 1991 г. Издание этого
акта было вызвано проведением земельной
реформы и разрешило продажу земли из
Фонда перераспределения гражданам и
юридическим лицам по конкурсу и на аукционах,
а также продажу земельных участков, принадлежащих
гражданам на праве собственности.
Был издан Указ «О дополнительных
мерах по наделению граждан земельными
участками» от 23 апреля 1993 г. В соответствии
с ним органам исполнительной власти субъектов
РФ было поручено выявить потребность
граждан в получении за плату и бесплатно
земельных участков для индивидуального
жилищного строительства, садоводства,
личного подсобного хозяйства и иных целей.
Также в ходе проведения
приватизации земель в РФ в
стране были изданы Указы «О
продаже земельных участков гражданам
и юридическим лицам при приватизации
государственных и муниципальных
предприятий» от 25 марта 1992 г. и «Об утверждении
порядка продажи земельных участков при
приватизации государственных и муниципальных
предприятий» от 14 июня 1992 г.
На основании Указа Президента
РФ «О регулировании земельных
отношений и развитии аграрной реформы
в России» от 27 октября 1993 г. граждане и
юридические лица, которые являются собственниками
долей (паев) общей земельной собственности,
получили право совершать сделки (продавать,
передавать по наследству, обменивать,
сдавать землю в аренду и т. д.).
В соответствии с п. 2 ст.
2 ЗК РФ Правительство принимает
решения, регулирующие земельные
отношения в пределах полномочий,
определенных ЗК, федеральными законами,
а также указами Президента
РФ, регулирующими земельные отношения.
Среди множества подзаконных
нормативно-правовых актов важное
место занимают постановления
Правительства РФ, которые обязательны
к исполнению на всей территории
страны и издаются на основании
и во исполнение Конституции
РФ, федеральных законов, нормативных
указов Президента РФ и содержат нормативноправовые
нормы, регулирующие земельные правоотношения.
Правительство РФ приняло
следующие постановления и утвердило
соответствующие положения: «Об
утверждении Положения о контроле
за проведением землеустройства»
от 26 апреля 2002 г. и «Об утверждении Положения
о проведении территориального землеустройства»
от 7 июня 2002 г.
Органы Федеральной службы
земельного кадастра России осуществляют
контроль за соблюдением юридическими
лицами и гражданами при проведении
землеустройства требований земельного
законодательства, а также технических
предписаний. И действуют они на основании
постановления и соответствующего положения
Правительства от 11 января 2001 г. «Об утверждении
Положения о Федеральной Службе земельного
кадастра».
Помимо Правительства РФ,
правом принимать подзаконные
нормативно-правовые акты наделены
также и различные министерства,
иные федеральные органы исполнительной
власти (принимают приказы, инструкции
и другие нормативно-правовые
акты, выступающие в роли источников земельного
права).
9. Нормативно-правовые
акты субъектов Российской Федерации,
органов местного самоуправления
как источники земельного права
Согласно п. «к» ст. 72 Конституции
РФ земельное законодательство
находится в совместном ведении РФ
и ее субъектов.
В соответствии со ст.
2 ЗК РФ земельное законодательство
согласно Конституции РФ находится
в совместном ведении РФ и
ее субъектов.
В соответствии со ст.
9 ЗК РФ 2001 г. к полномочиям РФ
в области правового регулирования
земельных правоотношений относятся:
установление основ федеральной политики
в области регулирования земельных правоотношений;
установление ограничений прав собственников
земельных участков, землепользователей,
землевладельцев, арендаторов земельных
участков, а также ограничений оборотоспособности
земельных участков и др.
Согласно п. 3 ст. 2 органы
исполнительной власти субъектов
РФ в пределах своих полномочий
могут издавать акты, которые
содержат нормы земельного права.
К полномочиям относятся: изъятие,
в том числе путем выкупа, земель для нужд
субъектов РФ; разработка и реализация
региональных программ использования
и охраны земель, находящихся в границах
субъектов РФ, и иные полномочия (ст. 103КРФ).
Самые крупные субъекты
РФ — республики в составе
РФ — имеют свои собственные конституции
и законодательства, принимают земельные
кодексы, которые ориентируются на национальные,
региональные особенности той или иной
республики.
Субъекты РФ имеют также
право принимать в рамках предоставленных
им полномочий и иные законодательные
акты (при решении вопросов владения, пользования
и распоряжения землей, недрами, водными,
лесными и другими природными ресурсами,
расположенными на территории республик,
республики принимают нормативно-правовые
акты, регулирующие соответственно земельные,
водные, лесные отношения).
Согласно Конституции РФ
государственная власть в краях,
областях, автономных областях и
округах РФ осуществляется органами
законодательной (представительной)
и исполнительной власти. Нормативно-правовые
акты, принятые законодательными (представительными)
органами государственной власти данных
субъектов РФ, сначала передаются на подпись
главе правительства соответствующего
субъекта, а далее обнародуются. Исполнительные
органы государственной власти субъектов
РФ принимают в пределах своей компетенции
иные нормативно-правовые акты — постановления,
распоряжения, инструкции, приказы и т.
д.
Согласно п. 4 ст. 2 на основании
и во исполнение ЗК РФ, федеральных
законов, иных нормативно-правовых
актов, законов и иных нормативно-правовых
актов субъектов РФ органы местного самоуправления
в пределах своих полномочий могут издавать
акты, содержащие нормы земельного права.
Местное самоуправление в РФ обеспечивает
самостоятельное решение вопросов местного
значения, владения, пользования и распоряжения
муниципальной собственностью, в том числе
землей, лесными, водными и другими природными
ресурсами.
В соответствии со ст.
11 ЗК РФ к полномочиям органов
местного самоуправления в области
земельных правоотношений относятся
следующие: изъятие, в том числе путем
выкупа, земельных участков для муниципальных
нужд; установление с учетом требований
законодательства РФ правил землепользования
и застройки территорий городских и сельских
поселений, территорий других муниципальных
образований и др.
По вопросам, которые отнесены
к ведению местной администрации,
глава муниципального образования
принимает нормативноправовые акты
— постановления и распоряжения,
являющиеся источниками земельного
права. При этом органы местного
самоуправления осуществляют управление
и распоряжение, правовое регулирование
только тех земельных участков, которые
находятся в муниципальной собственности.
10. Земельно-правовые
нормы — строго установленные и санкционированные
государственными органами, обеспеченные
силой государственного принуждения общеобязательные
правила поведения участников земельных
правоотношений.
Земельно-правовые отношения
обладают рядом отличительных
юридических характеристик: структурные
элементы земельноправовых норм
(гипотеза, диспозиция, санкция) часто
содержатся не только в нескольких
статьях земельного законодательного
акта, но и в разных нормативно-правовых
актах земельного права; нормы непрямого
действия, которые требуют издания дополнительного
нормативно-правового земельного акта
— закона либо подзаконного акта (инструкции,
приказа, ведомственного письма).
Земельно-правовые нормы
классифицируются по различным критериям
— по содержанию, по характеру предписаний,
по способу воздействия на участников
земельно-правовых отношений, по институтам
земельного права и т. д. По субъектам,
осуществляющим право пользования земельными
участками, все земельноправовые нормы
делятся на нормы, касающиеся граждан,
юридических лиц, государственных органов
и др.
В зависимости от характера
предписания и способа воздействия
на участников земельно-правовых
отношений земельные правоотношения
делятся на две группы: материально-правовые
нормы и процессуальные нормы земельного
права. Первая группа классифицируется
на следующие виды: нормы положительного
правового регулирования, которые устанавливают
права и обязанности участников земельно-правовых
отношений (регулятивные нормы); нормы-гарантии,
которые обеспечивают соблюдение регулятивных
норм земельного права. Регулятивные нормы
также подлежат разделению: 1) уполномочивающие
нормы — это нормы, которые направлены
на реализацию участником земельно-правовых
отношений своего права на совершение
определенных положительных действий;
2) обязывающие нормы — это нормы, устанавливающие
обязанность участника земельно-правовых
отношений совершить определенные положительные
действия; 3) запретительные нормы — это
нормы, запрещающие участнику земельноправовых
отношений совершать те или иные действия
противоправного характера; 4) компенсационные
нормы — это нормы, предусматривающие
обязанность участников земельно-правовых
отношений возмещать причиненный правомерный
вред и др.
Нормы-гарантии подразделяются
на следующие виды: поощрительные
нормы (направлены на повышение
заинтересованности пользователей
земель в рациональном их использовании
и охране (экономическое стимулирование));
карательные нормы (устанавливают
принуждение субъектов земельных
правоотношений к выполнению предписаний
регулятивных норм, а также ответственность
субъектов земельных правоотношений за
виновное противоправное невыполнение,
нарушение данных предписаний).
По юридическому содержанию
процессуально-правовые земельные
нормы подразделяются на: 1) правонаделительные
нормы (определяют порядок предоставления
участникам земельно-правовых отношений
каких-либо прав, законных интересов);
2) правообеспечительные нормы (устанавливают
порядок реализации предоставленных участникам
земельно-правовых отношений прав и обязанностей);
3) правоохранительные нормы (устанавливают
порядок разрешения земельных споров);
4) правопрекращающие нормы — это нормы,
которые определяют порядок прекращения
прав на земельный участок. Значительную
роль играют предупредительные (превентивные)
административно-правовые меры, меры пресечения
административного правонарушения, восстановительные
меры и меры административной ответственности.
Применяются также восстановительные
меры административноправового
воздействия на поведение участников
земельных правоотношений, которые выражаются
в возложении на субъекта обязанности
восстановить существовавшее до нарушения
фактическое положение.
11. Земельно-правовые
отношения представляют собой форму
опосредования (упорядочения) земельно-правовыми
нормами общественных отношений, складывающихся
по поводу земли. ЗК РФ 2001 г. определяет
земельные правоотношения как отношения,
возникающие по поводу использования
и охраны земель на территории РФ как основы
жизни и деятельности народов, проживающих
на ней.
В зависимости от содержания
земельных правоотношений, прав
и обязанностей их участников
земельные правоотношения классифицируются
на следующие виды:
— правоотношения собственности
на землю;
— правоотношения в сфере
управления землями;
— правоотношения в области
использования земель;
— правоотношения в сфере
охраны земельных прав.
С введением на территории
РФ множественности форм собственности
на землю земельно-правовые отношения
приобрели характер имущественных,
рыночных отношений, регулируемых гражданским
законодательством. В зависимости от формы
земельной собственности все земельные
правоотношения подразделяются на правоотношения
частной, государственной и муниципальной
собственности. Земельные отношения частной
собственности разделяются на правоотношения
собственности на землю граждан и организаций;
государственной собственности — на правоотношения
федеральной собственности и собственности
субъектов РФ.
В соответствии с ЗК
РФ 2001 г. все земельные отношения
в сфере управления землей делят на отношения
в сфере государственного земельного
контроля, муниципального, общественного
и производственного.
Самостоятельными земельными
отношениями в сфере управления
землей являются правоотношения
по поводу мониторинга земель, землеустройства,
ведения Государственного земельного
кадастра, планирования и охраны земель,
предоставления и изъятия (выкупа) земель
для государственных (муниципальных) нужд
и др.
По степени производности
земельные правоотношения производного
пользования подразделяются на первичные
и вторичные. В первом случае земельный
участок предоставляется в пользование
самим собственником земли. Вторичные
производные земельные отношения подразумевают
предоставление земельного участка в
пользование не самим собственником, а
землепользователем, арендатором.
Выделяются также земельные
правоотношения по использованию
земель сельскохозяйственного назначения,
земель поселений и населенных
пунктов, земель промышленности,
транспорта, связи, земель лесного,
водного фондов, земель особо охраняемых
территорий и объектов, земель запаса
и др.
Самостоятельный вид земельных
правоотношений представлен в
виде земельных отношений в
сфере охраны земельных прав (охранительные,
имеющие место только при
нарушении требований земельного законодательства,
земельного правопорядка, невыполнении
обязанностей по рациональному использованию
и охране земель).
Земельно-правовые отношения
подразделяются на материальноправовые
и процессуальные.
Первая группа — это
урегулированные нормами материального
земельного права взаимные права и обязанности
участников земельных отношений. Вторая
группа — это урегулированные процессуальными
земельно-правовыми нормами отношения,
связанные с деятельностью соответствующих
государственных, муниципальных органов.
Целью процессуальных земельно-правовых
отношений является реализация материальных
земельных отношений.
Связь материальных и
процессуальных земельных отношений
является неразрывной и носит
обоюдный характер. Материальное
земельное правоотношение представляет
собой условие, основание возникновения
и развития процессуального земельного
правоотношения. Процессуальное земельное
правоотношение является средством установления
новых материальных правоотношений.
12. Субъекты, объекты земельных правоотношений
Каждое земельно-правовое
отношение имеет субъект, объект
и содержание. Субъектом земельных
правоотношений признаются такие
лица, которые наделены земельными
правами и несут обязанности,
предусмотренные земельным законодательством.