Шпаргалка по "Земельное право"

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Сентября 2013 в 23:06, шпаргалка

Описание работы

1.История развития земельного права. Понятие земельного права как отрасли права.
2.Предмет земельного права. Методы земельного права.
3.Система земельного права. Земельное право как учебная дисциплина и отрасль науки.
4. Принципы земельного права и земельного законодательства.
5.Разграничение земельной, гражданской, административной и иных отраслей права.
6.Понятие и виды источников земельного права.
7.Закон как источник земельного права.
8.Указы президента Российской Федерации и подзаконные акты исполнительных органов государственной власти как источники земельного права.

Работа содержит 1 файл

Шпоры земельное право.doc

— 378.50 Кб (Скачать)

   Президентом РФ был издал  Указ «О неотложных мерах по  осуществлению земельной реформы»  от 27 декабря 1991 г. Издание этого акта было вызвано проведением земельной реформы и разрешило продажу земли из Фонда перераспределения гражданам и юридическим лицам по конкурсу и на аукционах, а также продажу земельных участков, принадлежащих гражданам на праве собственности.

   Был издан Указ «О дополнительных мерах по наделению граждан земельными участками» от 23 апреля 1993 г. В соответствии с ним органам исполнительной власти субъектов РФ было поручено выявить потребность граждан в получении за плату и бесплатно земельных участков для индивидуального жилищного строительства, садоводства, личного подсобного хозяйства и иных целей.

   Также в ходе проведения  приватизации земель в РФ в  стране были изданы Указы «О  продаже земельных участков гражданам  и юридическим лицам при приватизации  государственных и муниципальных предприятий» от 25 марта 1992 г. и «Об утверждении порядка продажи земельных участков при приватизации государственных и муниципальных предприятий» от 14 июня 1992 г.

   На основании Указа Президента  РФ «О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в России» от 27 октября 1993 г. граждане и юридические лица, которые являются собственниками долей (паев) общей земельной собственности, получили право совершать сделки (продавать, передавать по наследству, обменивать, сдавать землю в аренду и т. д.).

   В соответствии с п. 2 ст. 2 ЗК РФ Правительство принимает  решения, регулирующие земельные  отношения в пределах полномочий, определенных ЗК, федеральными законами, а также указами Президента  РФ, регулирующими земельные отношения.

   Среди множества подзаконных  нормативно-правовых актов важное  место занимают постановления  Правительства РФ, которые обязательны  к исполнению на всей территории  страны и издаются на основании  и во исполнение Конституции  РФ, федеральных законов, нормативных указов Президента РФ и содержат нормативноправовые нормы, регулирующие земельные правоотношения.

   Правительство РФ приняло  следующие постановления и утвердило  соответствующие положения: «Об  утверждении Положения о контроле  за проведением землеустройства» от 26 апреля 2002 г. и «Об утверждении Положения о проведении территориального землеустройства» от 7 июня 2002 г.

   Органы Федеральной службы  земельного кадастра России осуществляют  контроль за соблюдением юридическими  лицами и гражданами при проведении землеустройства требований земельного законодательства, а также технических предписаний. И действуют они на основании постановления и соответствующего положения Правительства от 11 января 2001 г. «Об утверждении Положения о Федеральной Службе земельного кадастра».

   Помимо Правительства РФ, правом принимать подзаконные  нормативно-правовые акты наделены  также и различные министерства, иные федеральные органы исполнительной  власти (принимают приказы, инструкции  и другие нормативно-правовые  акты, выступающие в роли источников земельного права).

 

9. Нормативно-правовые  акты субъектов Российской Федерации,  органов местного самоуправления  как источники земельного права

   Согласно п. «к» ст. 72 Конституции  РФ земельное законодательство  находится в совместном ведении РФ и ее субъектов.

   В соответствии со ст. 2 ЗК РФ земельное законодательство  согласно Конституции РФ находится  в совместном ведении РФ и  ее субъектов.

   В соответствии со ст. 9 ЗК РФ 2001 г. к полномочиям РФ  в области правового регулирования земельных правоотношений относятся: установление основ федеральной политики в области регулирования земельных правоотношений; установление ограничений прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев, арендаторов земельных участков, а также ограничений оборотоспособности земельных участков и др.

   Согласно п. 3 ст. 2 органы  исполнительной власти субъектов  РФ в пределах своих полномочий  могут издавать акты, которые  содержат нормы земельного права.  К полномочиям относятся: изъятие, в том числе путем выкупа, земель для нужд субъектов РФ; разработка и реализация региональных программ использования и охраны земель, находящихся в границах субъектов РФ, и иные полномочия (ст. 103КРФ).

   Самые крупные субъекты  РФ — республики в составе РФ — имеют свои собственные конституции и законодательства, принимают земельные кодексы, которые ориентируются на национальные, региональные особенности той или иной республики.

   Субъекты РФ имеют также  право принимать в рамках предоставленных  им полномочий и иные законодательные акты (при решении вопросов владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными, лесными и другими природными ресурсами, расположенными на территории республик, республики принимают нормативно-правовые акты, регулирующие соответственно земельные, водные, лесные отношения).

   Согласно Конституции РФ  государственная власть в краях,  областях, автономных областях и  округах РФ осуществляется органами  законодательной (представительной) и исполнительной власти. Нормативно-правовые акты, принятые законодательными (представительными) органами государственной власти данных субъектов РФ, сначала передаются на подпись главе правительства соответствующего субъекта, а далее обнародуются. Исполнительные органы государственной власти субъектов РФ принимают в пределах своей компетенции иные нормативно-правовые акты — постановления, распоряжения, инструкции, приказы и т. д.

   Согласно п. 4 ст. 2 на основании  и во исполнение ЗК РФ, федеральных  законов, иных нормативно-правовых  актов, законов и иных нормативно-правовых актов субъектов РФ органы местного самоуправления в пределах своих полномочий могут издавать акты, содержащие нормы земельного права. Местное самоуправление в РФ обеспечивает самостоятельное решение вопросов местного значения, владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью, в том числе землей, лесными, водными и другими природными ресурсами.

   В соответствии со ст. 11 ЗК РФ к полномочиям органов  местного самоуправления в области  земельных правоотношений относятся следующие: изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для муниципальных нужд; установление с учетом требований законодательства РФ правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований и др.

   По вопросам, которые отнесены  к ведению местной администрации,  глава муниципального образования  принимает нормативноправовые акты  — постановления и распоряжения, являющиеся источниками земельного  права. При этом органы местного самоуправления осуществляют управление и распоряжение, правовое регулирование только тех земельных участков, которые находятся в муниципальной собственности.

 

10. Земельно-правовые  нормы — строго установленные и санкционированные государственными органами, обеспеченные силой государственного принуждения общеобязательные правила поведения участников земельных правоотношений.

   Земельно-правовые отношения  обладают рядом отличительных  юридических характеристик: структурные  элементы земельноправовых норм (гипотеза, диспозиция, санкция) часто  содержатся не только в нескольких  статьях земельного законодательного  акта, но и в разных нормативно-правовых актах земельного права; нормы непрямого действия, которые требуют издания дополнительного нормативно-правового земельного акта — закона либо подзаконного акта (инструкции, приказа, ведомственного письма).

   Земельно-правовые нормы  классифицируются по различным критериям — по содержанию, по характеру предписаний, по способу воздействия на участников земельно-правовых отношений, по институтам земельного права и т. д. По субъектам, осуществляющим право пользования земельными участками, все земельноправовые нормы делятся на нормы, касающиеся граждан, юридических лиц, государственных органов и др.

   В зависимости от характера  предписания и способа воздействия  на участников земельно-правовых  отношений земельные правоотношения  делятся на две группы: материально-правовые нормы и процессуальные нормы земельного права. Первая группа классифицируется на следующие виды: нормы положительного правового регулирования, которые устанавливают права и обязанности участников земельно-правовых отношений (регулятивные нормы); нормы-гарантии, которые обеспечивают соблюдение регулятивных норм земельного права. Регулятивные нормы также подлежат разделению: 1) уполномочивающие нормы — это нормы, которые направлены на реализацию участником земельно-правовых отношений своего права на совершение определенных положительных действий; 2) обязывающие нормы — это нормы, устанавливающие обязанность участника земельно-правовых отношений совершить определенные положительные действия; 3) запретительные нормы — это нормы, запрещающие участнику земельноправовых отношений совершать те или иные действия противоправного характера; 4) компенсационные нормы — это нормы, предусматривающие обязанность участников земельно-правовых отношений возмещать причиненный правомерный вред и др.

   Нормы-гарантии подразделяются  на следующие виды: поощрительные  нормы (направлены на повышение  заинтересованности пользователей  земель в рациональном их использовании  и охране (экономическое стимулирование)); карательные нормы (устанавливают  принуждение субъектов земельных правоотношений к выполнению предписаний регулятивных норм, а также ответственность субъектов земельных правоотношений за виновное противоправное невыполнение, нарушение данных предписаний).

   По юридическому содержанию  процессуально-правовые земельные нормы подразделяются на: 1) правонаделительные нормы (определяют порядок предоставления участникам земельно-правовых отношений каких-либо прав, законных интересов); 2) правообеспечительные нормы (устанавливают порядок реализации предоставленных участникам земельно-правовых отношений прав и обязанностей); 3) правоохранительные нормы (устанавливают порядок разрешения земельных споров); 4) правопрекращающие нормы — это нормы, которые определяют порядок прекращения прав на земельный участок. Значительную роль играют предупредительные (превентивные) административно-правовые меры, меры пресечения административного правонарушения, восстановительные меры и меры административной ответственности.

   Применяются также восстановительные  меры административноправового воздействия на поведение участников земельных правоотношений, которые выражаются в возложении на субъекта обязанности восстановить существовавшее до нарушения фактическое положение.

11. Земельно-правовые  отношения представляют собой форму опосредования (упорядочения) земельно-правовыми нормами общественных отношений, складывающихся по поводу земли. ЗК РФ 2001 г. определяет земельные правоотношения как отношения, возникающие по поводу использования и охраны земель на территории РФ как основы жизни и деятельности народов, проживающих на ней.

   В зависимости от содержания  земельных правоотношений, прав  и обязанностей их участников  земельные правоотношения классифицируются  на следующие виды:

   — правоотношения собственности  на землю;

   — правоотношения в сфере управления землями;

   — правоотношения в области  использования земель;

   — правоотношения в сфере  охраны земельных прав.

   С введением на территории  РФ множественности форм собственности  на землю земельно-правовые отношения  приобрели характер имущественных, рыночных отношений, регулируемых гражданским законодательством. В зависимости от формы земельной собственности все земельные правоотношения подразделяются на правоотношения частной, государственной и муниципальной собственности. Земельные отношения частной собственности разделяются на правоотношения собственности на землю граждан и организаций; государственной собственности — на правоотношения федеральной собственности и собственности субъектов РФ.

   В соответствии с ЗК  РФ 2001 г. все земельные отношения в сфере управления землей делят на отношения в сфере государственного земельного контроля, муниципального, общественного и производственного.

   Самостоятельными земельными  отношениями в сфере управления  землей являются правоотношения  по поводу мониторинга земель, землеустройства, ведения Государственного земельного кадастра, планирования и охраны земель, предоставления и изъятия (выкупа) земель для государственных (муниципальных) нужд и др.

   По степени производности  земельные правоотношения производного пользования подразделяются на первичные и вторичные. В первом случае земельный участок предоставляется в пользование самим собственником земли. Вторичные производные земельные отношения подразумевают предоставление земельного участка в пользование не самим собственником, а землепользователем, арендатором.

   Выделяются также земельные  правоотношения по использованию  земель сельскохозяйственного назначения, земель поселений и населенных  пунктов, земель промышленности, транспорта, связи, земель лесного, водного фондов, земель особо охраняемых территорий и объектов, земель запаса и др.

   Самостоятельный вид земельных  правоотношений представлен в  виде земельных отношений в  сфере охраны земельных прав (охранительные,  имеющие место только при  нарушении требований земельного законодательства, земельного правопорядка, невыполнении обязанностей по рациональному использованию и охране земель).

   Земельно-правовые отношения  подразделяются на материальноправовые  и процессуальные.

   Первая группа — это урегулированные нормами материального земельного права взаимные права и обязанности участников земельных отношений. Вторая группа — это урегулированные процессуальными земельно-правовыми нормами отношения, связанные с деятельностью соответствующих государственных, муниципальных органов. Целью процессуальных земельно-правовых отношений является реализация материальных земельных отношений.

   Связь материальных и  процессуальных земельных отношений  является неразрывной и носит  обоюдный характер. Материальное земельное правоотношение представляет собой условие, основание возникновения и развития процессуального земельного правоотношения. Процессуальное земельное правоотношение является средством установления новых материальных правоотношений.

 

12. Субъекты, объекты земельных правоотношений

   Каждое земельно-правовое  отношение имеет субъект, объект  и содержание. Субъектом земельных  правоотношений признаются такие  лица, которые наделены земельными  правами и несут обязанности,  предусмотренные земельным законодательством.

Информация о работе Шпаргалка по "Земельное право"