Шпаргалка по "Земельное право"

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Сентября 2013 в 23:06, шпаргалка

Описание работы

1.История развития земельного права. Понятие земельного права как отрасли права.
2.Предмет земельного права. Методы земельного права.
3.Система земельного права. Земельное право как учебная дисциплина и отрасль науки.
4. Принципы земельного права и земельного законодательства.
5.Разграничение земельной, гражданской, административной и иных отраслей права.
6.Понятие и виды источников земельного права.
7.Закон как источник земельного права.
8.Указы президента Российской Федерации и подзаконные акты исполнительных органов государственной власти как источники земельного права.

Работа содержит 1 файл

Шпоры земельное право.doc

— 378.50 Кб (Скачать)

   В соответствии со ст. 45 ЗК РФ основания прекращения  права постоянного (бессрочного) пользования и права пожизненного наследуемого земельными участками делятся на две группы: добровольные и принудительные. Добровольным основанием является юридический факт — отказ землепользователя либо землевладельца от принадлежащего им права на земельный участок.

   В роли принудительных  оснований выступают такие юридические  факты, как: использование земельного  участка не в соответствии  с его целевым назначением  и принадлежностью к той или  иной категории земель; использование  земельного участка способами, которые приводят к снижению плодородия почвенного слоя сельскохозяйственных земель либо к ухудшению окружающей среды; неустранение совершенных с прямым умыслом земельных правонарушений (отравление, загрязнение, порча либо уничтожение плодородного слоя почвы вследствие нарушения правил обращения с удобрениями, стимуляторами роста растений, ядохимикатами и др.) и др.

   Также основаниями прекращения  права собственности, права постоянного  (бессрочного) пользования, права  пожизненного наследуемого владения земельными участками являются ликвидация юридического лица или смерть гражданина, которому был пред оставлен земельный участок.

   В соответствии со ст. 619 ГК РФ по требованию арендодателя  договор аренды может быть  досрочно расторгнут судом, если  арендатор пользуется земельным участком с существенным нарушением условий договора аренды или его целевого назначения либо с неоднократными нарушениями, существенно ухудшает качество земельного участка, более двух раз подряд по истечении установленного срока не вносит арендную плату.

   В п. 2 ст. 47 ЗК РФ отмечается, что право гражданина на предоставленный  ему предприятием, организацией, учреждением  служебный надел прекращается  в связи с прекращением работником  трудовых отношений и производится  на основании документального решения соответствующей организации, предприятия, учреждения.

   Право на служебный надел  должно сохраниться за работником, если он прекратил трудовые  отношения при переходе на  пенсию по старости либо по  инвалидности и в др. случаях.

 

34. Разрешение земельных споров

   Разрешение земельных споров, осуществляемое компетентными судебными  органами, является одним из способов  защиты прав и законных интересов  собственников, арендаторов земельных  участков, землепользователей и  землевладельцев.

   Земельные споры могут быть рассмотрены в судебном порядке (ст. 64 ЗК РФ).

   В судебном порядке должны  рассматриваться любые земельные  споры: об отказе в предоставлении  земельного участка; о возмещении  убытков, причиненных в результате  загрязнения земельного участка; об устранении препятствий в пользовании земельным участком и т. д.

   До декабря 1993 г. в соответствии  со ст. 120 ЗК РФ некоторые категории  земельных споров обязательно  рассматривались в досудебном  порядке.

   Досудебный (административный) порядок разрешения земельных споров новым ЗК РФ не предусматривается.

   Земельные споры рассматриваются  судами общей и арбитражной  юрисдикции в соответствии с  гражданско-процессуальным и арбитражно-процессуальным  законодательством.

   Согласно постановлению  Пленума Верховного Суда РФ от 22.04.1992 г. № 6 «О некоторых вопросах, возникших у судов при применении законодательства о земельной реформе» суды общей юрисдикции рассматривают дела по спорам, одной из сторон которых выступают граждане, за исключением занимающихся предпринимательской деятельностью, а также по жалобам указанных лиц на решения местной администрации по земельным вопросам.

   Земельные споры с участием  юридических лиц, а также граждан,  осуществляющих предпринимательскую  деятельность, рассматриваются арбитражными судами.

   Защита нарушенных субъективных  земельных прав может быть  осуществлена в порядке разрешения  земельных споров, предметом которых  является тот или иной земельный  участок.

   К земельным спорам также  относятся споры, которые связаны  с обжалованием решений уполномоченных на то исполнительных органов государственной власти и управления или органов местного самоуправления.

   Разрешение земельных споров  является одним из способов  защиты прав и законных интересов  собственников, арендаторов земельных участков, землепользователей и землевладельцев.

   Земельный спор имеет  своим объектом субъективное  право на конкретный земельный  участок.

   До принятия дела к  производству судом земельный  спор может быть передан сторонами  на рассмотрение в третейский суд. Третейские суды бывают как постоянно действующие третейские суды, так и третейские суды для разрешения конкретного спора.

   Постоянно действующие третейские  суды создаются юридическими  лицами и их объединениями  и действуют при этих организациях.

   Спор может быть передан  на рассмотрение третейского  суда, только если между сторонами  заключено третейское соглашение, которое может затрагивать все  возможные споры либо определенную  их категорию.

   Решения третейских судов  исполняются добровольно. В противном случае они исполняются принудительно по исполнительным листам, которые выдаются судом (ст. 45 Закона).

   В случае удовлетворения  требований истца ответчик принуждается  к исполнению предписанных судом  правомерных действий либо к  правомерному бездействию. Ответчик должен выполнить определенные положительные действия, направленные на признание права истца на земельный участок, пресечение действий, нарушающих права и законные интересы землевладельцев, исполнение обязанности в натуре, возмещение вреда, причиненного нарушением субъективного права на земельный участок.

35.   Государственное управление  земельным фондом — отдельная  сфера государственного управления. Областью действия является земля  в широком смысле слова. Предметом  регулирования является система земельных правоотношений в области рационального использования и охраны земельных ресурсов как объекта экономического хозяйствования.

   Все земли, которые находятся  в пределах Российской Федерации,  составляют единый земельный  фонд РФ.

   Он обусловливает наличие общего правового режима всех земель, составляющих земельный фонд РФ, независимо от формы собственности на землю, целевого назначения и принадлежности к той или иной категории земель.

   Все земли РФ подразделяются  на два вида:

   — земли, которые используются в качестве пространственного экономического базиса, средства производства;

   — земли, которые выполняют  природно-заповедные, рекреационные,  оздоровительные функции.

   В зависимости от целевого  предназначения все земли РФ  подразделяются на:

   1) земли сельскохозяйственного  назначения. В этой категории  выделяют два вида земель: земли,  предназначенные для целей сельскохозяйственного  производства, т. е. используемые  в качестве производственного  фактора; земли, предоставленные  для нужд сельского хозяйства, т. е. используемые в качестве обеспечительного, вспомогательного фактора;

   2) земли населенных пунктов  (поселений). К их числу относят  все земли, которые расположены  в пределах городской, поселковой  территории, а также территории  населенных пунктов и те, которые находятся за пределами территории населенных пунктов, но переданы в их ведение;

   3) земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения,  информатики, земли для обеспечения  космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения. Указанные земли могут быть предоставлены только организациям, предприятиям и учреждениям в порядке, установленном федеральным законодательством;

   4) земли особо охраняемых  территорий и объектов. К их числу относятся земли, которые носят природоохранный, природно-заповедный, рекреационный, оздоровительный и историко-культурный характер;

   5) земли лесного фонда.  В его состав входят все  земли, покрытые лесом и лесопосадками,  а также земли, не покрытые лесом, но предназначенные для нужд лесного хозяйства;

   6) земли водного фонда.  Эти земли включают в себя  три вида земель: занятые водными  объектами; выделяемые под полосы  отвода; водоохранные зоны водных  объектов;

   7) земли запаса не находятся ни на праве собственности, ни на праве аренды, постоянного (бессрочного) пользования, пожизненного наследуемого владения и т. д. Земли запаса составляют единый резервный земельный фонд Российской Федерации, находящийся под контролем федеральных исполнительных органов государственной власти в области рационального использования и охраны земель.

   Структура земельного фонда  постоянно меняется под влиянием  различных факторов: политических, экономических, социальных, биологических,  экологических и др.

   С изменением структуры земельного фонда в целом происходят изменения и в структуре категории земель.

   Такие же изменения могут  происходить в рамках всех  остальных категорий земель в  связи с их переводом из  одной категории в другую, приватизацией  земель, развитием предпринимательской деятельности в области использования земельных ресурсов и т. д.

   Возможно появление новых,  ранее незнакомых Земельному  кодексу РФ категорий земель  в составе единого земельного  фонда Российской Федерации.

 

36.  Основной задачей контроля за соблюдением требований земельного законодательства, рациональным использованием и охраной земель является обеспечение исполнения земельно-правовых норм, соблюдения установленных требований (норм, правил, нормативов), выполнения мероприятий по использованию и охране земельных ресурсов органами государственной власти, органами местного са- мо-управления, их должностными лицами, юридическими лицами и гражданами, осуществляющими владение и пользование земельными участками. Под контролем за использованием и охраной земель понимается деятельность органов управления по осуществлению проверок за состоянием земель, выполнением мероприятий по их охране, соблюдением земельного законодательства.

   Различают следующие виды  контроля:

   — мониторинг земель;

   — государственный контроль;

   — производственный контроль;

   — муниципальный и общественный  контроль.

   Мониторинг земель представляет  собой систему наблюдений за  состоянием земельного фонда  для выявления изменений, их  оценки, предупреждения и устранения негативных процессов.Объектом мониторинга являются все земли РФ независимо от форм собственности и их целевого использования.В зависимости от целей наблюдения мониторинг может быть федеральным, региональным и локальным.

   Его задачами являются:

   1) своевременное выявление изменений состояния земель, их оценка, прогноз и выработка рекомендаций по предупреждению и устранению негативных процессов;

   2) информационное обеспечение  ведения земельного кадастра, государственного  земельного контроля, а также землеустройства;

   3) обеспечение граждан информацией  о состоянии окружающей среды  в части состояния земель.

   Государственный контроль  осуществляют:

   1) Федеральная служба земельного  кадастра осуществляет контроль  за состоянием всех земель  независимо от форм собственности и целевого использования;

   2) Министерство природных  ресурсов осуществляет соблюдение  экологических норм при использовании  земельных участков;

   3) Органы санэпидемнадзора  осуществляют надзор за соблюдением  санитарно-гигиенических норм при использовании земельных участков;

   4) Министерство по строительству  и жилищно-коммунальному комплексу  осуществляет соблюдение строительных  норм и правил.

   Полномочия контролирующих  органов:

  1. проведение проверок; 2) получение информации, касающейся состояния земель; 3) привлечение специалистов при необходимости заключения компетентных органов управления; 4) наложение административных штрафов;  5) вынесение предписаний об устранении допущенного правонарушения и др.

Производственный земельный контроль осуществляется собственником земельного участка, землепользователем, землевладельцем, арендатором земельного участка.

   Муниципальный контроль  осуществляется органами местного  самоуправления или уполномоченными  ими органами.

   Общественный земельный контроль осуществляется органами территориального общественного самоуправления, другими общественными организациями, гражданами.

Информация о работе Шпаргалка по "Земельное право"