Лекции по "Земельному праву"

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2013 в 16:42, курс лекций

Описание работы

Тема 1. Земельное право как отрасль права.
Тема 2. Земельные правоотношения.
Тема 3. Источники земельного права.
Тема 4. Право собственности на землю.
Тема 5. Право землевладения и землепользования.

Работа содержит 1 файл

земельное право.doc

— 329.50 Кб (Скачать)

Передача земель в  собственность юридических и  физических лиц представляет собой  сложную юридическую процедуру, которая урегулирована специальными нормативными актами (постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 4 ноября 1993г. “О порядке выкупа земельных участков” и Положением о порядке передачи земельных участков в собственность юридических лиц (их собственников), утвержденным указом Президента Республики Беларусь от 22 февраля 2000г.).

Она включает в себя следующие  действия:

  1. подачу заявления или ходатайства о передаче в собственность земельного участка;
  2. вынесение решения о передаче в собственность земельного участка;
  3. внесение платы за землю
  4. подготовка и выдача документов, удостоверяющих право собственности на землю.

Граждане, желающие получить земельные участки в частную  собственность, подают в сельский (поселковый), городской или районный исполнительный и распорядительный орган по месту  нахождения земельного участка заявление  с указанием необходимых сведений.

Граждане, имеющие во владении и пользовании земельные  участки, которые они хотят получить в собственность, прилагают документы, на основании которых можно определить точный размер испрашиваемого земельного участка.

Юридические лица подают ходатайство в районный (городской) исполнительный и распорядительный орган по месту нахождения земельного участка с приложением необходимых  документов.

Решение о передаче земельного участка в частную собственность граждан, в котором указывается площадь земельного участка, цель его предоставления, размер платы за земельный участок и сроки ее внесения, принимается сельским (поселковым), городским или районным исполнительными и распорядительным органом в месячный срок после подачи заявления, и выдается гражданину вместе со схематическим планом размещения границ земельного участка в 10-дневный срок после принятия этого решения.

При отсутствии данных об измерении границ земельного участка (о точном размере земельного участка) до принятия решения о передаче земельного участка в частную собственность районный исполнительный и распорядительный орган поручает землеустроительным органам подготовить необходимые документы, на основании которых выносится решение.

Передача земельных участков в собственность юридических лиц осуществляется по решению Президента Республики Беларусь.

Материалы по передаче земельных  участков в частную собственность  юридических лиц с соответствующим  заключением готовятся районным (городским) исполнительным и распорядительным органом и рассматриваются в установленные сроки областным (Минским городским) исполнительным и распорядительным органом, Госкомитетом (Комитетом) по земельным ресурсам, геодезии и картографии, Советом Министров Республики Беларусь, который в установленном порядке вносит их на рассмотрение Президента Республики Беларусь.

Составление и выдача Государственных актов на право  частной собственности на землю  производится после выполнения землеустроительных работ по установлению границ земельного участка, в том числе, при необходимости, по отводу земельного участка, и после внесения платы за землю.

Передача земельных  участков в государственную собственность  может осуществляться:

1) по заявлению гражданина или по ходатайству юридического лица на основании решения сельского (поселкового), городского, районного исполнительного и распорядительного органа :

  • при добровольном отчуждении земельных участков в государственную собственность;
  • если ни один из наследников не может быть собственником земельного участка;
  • при приобретении строения на земельном участке (жилого дома, дачи, садового домика) лицом, которое не может быть собственником земли;
  • в случае ликвидации юридического лица.

В соответствии со ст. 54 Кодекса  о земле передача земельных участков в государственную собственность производится после их выкупа и возмещения в полном объеме правомерных убытков, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Республики Беларусь.

При принудительном прекращении  права частной собственности  на землю передача участка в государственную собственность, а также определение размеров выкупа, убытков и денежной компенсации осуществляется на основании решения суда. 

Выкуп земельных участков,  передаваемых в государственную  собственность, производится в течение трех месяцев с момента подачи заявления (ходатайства) в исполнительный и распорядительный орган, а в случаях принудительного изъятия земельного участка - в сроки, установленные судом, но не свыше 3 месяцев со дня изъятия этих участков.

 

6.3.2. Предоставление земельных участков во владение и пользование

Регулируется Положением о порядке изъятия и предоставления земельных участков, утвержденным Указом Президента РБ 6 августа 2002 года.

Предоставление земельных  участков во владение и пользование  производится исполнительными и распорядительными органами общей компетенции всех уровней в пределах их полномочий, установленных КоЗ (ст. 25).

Предоставление участков во владение и пользование может  осуществляться как за счет свободных  земель (земель запаса), так и за счет земель, ранее предоставленных другим субъектам. Предоставление земельного участка, находящегося во владении, пользовании или частной собственности другому лицу производится только после его изъятия в установленном порядке. В этом случае эти два действия (предоставление и изъятие) осуществляются в одном процессе.

В процессуальном отношении  изъятие и предоставление  земельных  участков включает две стадии:

1) предварительное согласование места размещения объекта;

2) предоставление земельного участка и его документальное оформление.

Предварительное согласование места размещения объекта проводят сельские, городские, районные и областные  исполнительные и распорядительные органы в соответствии с их компетенцией по изъятию и предоставлению земельных  участков. Целью предварительного согласования является выбор наиболее целесообразного и экономически обоснованного варианта размещения объекта (изъятия) земельного участка.

Предварительное согласование места размещения объекта не производится в случаях предоставления земельных участков:

  • для ведения сельского хозяйства;
  • для нужд лесного хозяйства;
  • при предоставлении земель гражданам для ведения крестьянского хозяйства, личного подсобного хозяйства, традиционных народных промыслов, огородничества, сенокошенияя и выпаса скота.

Юридические и физические лица, заинтересованные в изъятии  земельного участка, обращаются с заявлением (ходатайством) о предварительном  согласовании места размещения объекта  в соответствующий исполнительный и распорядительный орган по месту  нахождения земельного участка. Место размещения объекта, примерный размер участка и условия его отвода с учетом обеспечения комплексного развития территории согласовываются с землевладельцами, землепользователями и собственниками земельных участков, которые будут изыматься, местными исполнительными и распорядительными органами, осуществляющими государственный контроль и надзор.

После проведения проектно-изыскательских работ и утверждения проекта  на строительство по заявлению (ходатайству) заинтересованного лица начинается вторая стадия - предоставление земельного участка и подготовка документов, удостоверяющих право землевладения и землепользование. К заявлению (ходатайству) должны прилагаться материалы предварительного согласования места размещения объекта и другие необходимые документы.

Предоставление земельного участка производится на основании  проектов отвода земель, которые разрабатываются  организациями по землеустройству  и заказчиками которых могут  быть заинтересованные юридические  и физические лица.

Разработанные проект отвода с имеющимися материалами представляется в соответствующие исполнительные и распорядительные органы для заключения и вынесения решения.

После установления на местности  границ земельного участка составляются документы, удостоверяющие право владения и право пользования земельным участком. и выдаются юридическим и физическим лицам, которым отведен участок.

В тех случаях, когда  предварительное согласование не требуется, действует упрощенная процедура  предоставления земельного участка, которая включает в себя: а) подачу заявления (ходатайства) в соответствующий исполнительный и распорядительный орган; б) рассмотрение заявления (ходатайства) и вынесение решения в установленные сроки; в) юридическое оформление права землевладения и землепользования.

 

  1. Изъятие земельных участков для государственных и общественных нужд.

Изъятие земельных участков доя  государственных и общественных нужд является основным способом перераспределения  земель. Изъятие представляет собой  юридическое действие, направленное на прекращение права на землю. Его следует отличать от изъятия земельных участков за нарушение земельного законодательства, которое является специально земельно-правовой санкцией.

Изъятие для государственных  и общественных нужд допустимо по отношению к земельным участкам, находящимся в частной собственности, во владении и пользовании, но только в случаях и порядке, предусмотренном земельным законодательством (ст. 271 ГК ).

Перечень государственных  и общественных нужд, для которых  могут изыматься земельные участки, законодательством не установлен. Необходимость изъятия определяется в каждом конкретном случае органами, имеющими право изымать земельные участки.

В соответствии со ст. 39 Кодекса  о земле изъятие земельного участка  у землепользователей, землевладельцев и арендаторов производится на основании решений Президента Республики Беларусь, Советом Министров Республики Беларусь, соответствующих исполнительных и распорядительных органов в порядке, определяемом Президентом Республики Беларусь.

Принудительное изъятие земельных участков для государственных и общественных нужд у частных собственников осуществляется по решению суда.

Изъятие земельных участков для государственных и общественных нужд допускается при соблюдении ряда условий, установленных законодательством:

  1. Изъятие земельного участка, находящегося в собственности, владении или пользовании определенного лица, должно производиться по согласованию с ним.

При несогласии землепользователя, землевладельца или собственника земельного участка с решением исполнительного и распорядительного органа об изъятии у него земельного участка, это решение может быть обжаловано им в суд. (ст. 42 КоЗ).

2. При изъятии земель  для государственных и общественных  нужд должны соблюдаться установленные  законодательством ограничения по изъятию наиболее ценных видов земель (сельскохозяйственного назначения, лесного фонда, природоохранного, оздоровительного, рекреационного, историко-культурного назначения (ст. 40, 41 КоЗ)

В соответствии со ст. 40 КоЗ  изъятие сельскохозяйственных земель, расположенных на дерновых и дерново-карбонатных почвах, для несельскохозяйственных нужд, а также изъятие земельных участков заповедников, национальных, дендрологических и мемориальных парков, ботанических садов и памятников природы, лесных генетических резерватов для строительства объектов, не связанных с их целевым назначением не допускается.

В соответствии со ст. 41 КоЗ  изъятие других сельскохозяйственных земель, а также земель пригородных  и зеленых зон, опытных полей  научно - исследовательских учреждений ии учебных заведений, лесов первой группы, земель природоохранного, оздоровительного, рекреационного и историко-культурного назначения допускается только лишь в случаях особой необходимости.

При изъятии наиболее ценных видов земель, в тех случаях, когда такое изъятие допускается, для нужд, не связанных с их целевым назначением, производится по решению Президента Республики Беларусь или по его поручению Советом Министров Республики Беларусь (ч. 2. ст. 41 КоЗ)

Во временное краткосрочное  пользование - по решению областного исполнительного и распорядительного органа.

3. Во всех случаях  изъятия земельных участков субъектам,  у которых они изымаются, должны  быть возмещены в полном объеме  убытки, а при изъятии продуктивных  земель для использования не  по целевому назначению - государству потери сельскохозяйственного и лесохозяйственного производства. ( ст. 133, 134 КоЗ).

Изъятие земель может  быть постоянным и временным.

 

  1. Государственный земельный кадастр.

В соответствии с постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 20 апреля 1993г. “О государственных кадастрах природных ресурсов” государственный земельный кадастр является разновидностью природноресурсовых кадастров.

Земельный кадастр появился одновременно с возникновением государства  и развитием системы налогообложения земель как источника дохода. В процессе ведения земельного кадастра осуществляются организационно - правовые мероприятия по изучению, учету, описанию и экономической оценке земель.

Земельный кадастр представляет собой свод систематизированных и достоверных данных обо всех землях Республики Беларусь, как используемых, так и неиспользуемых. Как общегосударственная система учета и оценки земель государственный земельный кадастр базируется  на следующих основных принципах:

Информация о работе Лекции по "Земельному праву"