Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2013 в 16:42, курс лекций
Тема 1. Земельное право как отрасль права.
Тема 2. Земельные правоотношения.
Тема 3. Источники земельного права.
Тема 4. Право собственности на землю.
Тема 5. Право землевладения и землепользования.
Решение, вынесенное по земельному спору исполнительным и распорядительным органом, может быть обжаловано заинтересованными сторонами в установленном законодательством Республики Беларусь порядке.
Тема 7. Ответственность за нарушение земельного законодательства
7.2.Виды юридической ответственности за нарушение земельного законодательства.
7.1.1. Понятие и состав земельного правонарушения.
Земельным правонарушение является виновное противоправное деяние, посягающее на земельный правопорядок и нарушающее нормы земельного законодательства.
Земельное правонарушение является основанием применения мер юридической ответственности, предусмотренных законодательством.
Состав земельного правонарушения включает четыре элемента:
7.1.2. Виды земельных правонарушений.
Земельное законодательство не содержит исчерпывающего перечня земельных правонарушений. Оно устанавливает только границы правомерного поведения посредством закрепления прав и обязанностей по отношению к земле.
Составы земельных правонарушений определяются отраслевым законодательством, устанавливающим отдельные виды ответственности (уголовным, административным, гражданским и др.).
В зависимости от объекта земельных правонарушений можно выделить несколько видов таких правонарушений:
В зависимости от характера земельных правонарушений, степени общественной опасности и применяемых санкций земельные правонарушения можно разграничить по отраслевому признаку на:
Применение различных
мер ответственности
7.2.1. Уголовная ответственность за нарушение земельного законодательства.
Уголовная ответственность наступает за правонарушения имеющие большую общественную опасность и отнесенные к преступлениям.
Уголовный кодекс Республики
Беларусь предусматривает
1). Деяния, посягающие на отношения (порядок) рационального использования и охраны земель. Уголовный кодекс предусматривает ряд составов, объединенных общим понятием “порча земель” (ст. 269 УК РБ). С учетом объекта они относятся к преступлениям против экологической безопасности и природной среды и включают:
а также квалифицированные составы;
2. Ст. 386 УК предусматривает уголовную ответственность за самовольное занятие земельного участка, которое отнесено к преступлению против порядка управления. Фактически это преступное деяние имеет двойной объект: во-первых отношения по управлению землями, в той части, которая связана с предоставлением земель во владение и пользование, или передачей их в собственность, во - вторых, отношения собственности на землю, землевладения и землепользования.
Уголовная ответственность, как правило, наступает при условии административной преюдиция - привлечение к уголовной ответственности предполагает, как правило, административную преюдиция кроме квалифицированных составов порча земель.
Уголовная ответственность относится к числу карательных видов. Уголовное законодательство идет по пути ужесточения ответственности за нерациональное использование и нарушение требований охраны земель.
7.2.2. Административная ответственность за земельные правонарушения.
Административная
Перечень земельных правонарушений, за которые наступает административная ответственность, содержится в КоАП Республики Беларусь.
Административное
Административная
Должностные лица юридических лиц и государственных органов привлекаются к административной ответственности за произошедшие по их вине нарушения предприятиями, учреждениями и организациями земельных предписаний, касающихся как использования и охраны земель, так и порядка управления землями (искажение сведений государственной регистрации и учета земель - ст. 56-2, занятие земельного участка до получения документов, удостоверяющих право владения, пользования и собственности на землю - ст. 142, нарушение порядка решения вопросов предоставления земельных участков для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства- ст. 167-8).
Для привлечения в административной ответственности за земельные правонарушения действует единый порядок наложения административных взысканий. В качестве административных взысканий предусмотрено предупреждение и штраф.
Органами, уполномоченными налагать взыскания за земельные правонарушения, выступают как правило органы по земельным ресурсам и землеустройству (ст. 224-5).
Виновные привлекаются к административной ответственности с соблюдением установленной процедуры.
Протокол об административном земельном правонарушении составляется должностными лицами, на которых возложено осуществление государственного контроля за использованием и охраной земель.
Гражданско-правовая ответственность состоит в применении мер имущественного характера за земельные правонарушения. Условиями наступления такой ответственности являются:
Возможность применения гражданско-правовых способов воздействия к нарушениям земельного законодательства вытекает из факта признания земли недвижимым имуществом и объектом гражданских прав.
Для защиты и восстановления нарушенных земельных прав применяются предусмотренные гражданским законодательством способы защиты, в том числе:
1). Признание недействительными неправомерных сделок с земельными участками. Признаки недействительности установлены гражданским законодательством (ст. 168, 179 ГК ).
Сделки, совершение которых запрещены земельным законодательством, считаются ничтожными. К таким сделкам, в соответствии со ст. 88 КоЗ, относятся договора купли - продажи, аренды, дарения, залога, а также самовольный обмен земельных участков,, находящихся в пользовании, пожизненном наследуемом владении.
Сделки купли - продажи,
дарения, залога, обмена, аренды, совершаемые
собственниками земельных участков
(юридическими лицами и гражданами
Республики Беларусь) с нарушением
установленных земельным
2). Признание вещно-правовых способов защиты - виндикационный иск и негаторный иск (ст. ст. 282, 285 ГК ).
3). Возмещение неправомерного вреда.
В соответствии со ст. 160 КоЗ юридические лица независимо от форм собственности и физические лица обязаны возместить вред, причиненный мим в результате нарушения земельного законодательства.
Вред возмещается в полном объеме. (ст. 933 ГК ).
В качестве земельно-правовых
мер воздействия выступают
Земельно-правовые меры могут применяться наряду с другими видами ответственности (уголовной, административной, гражданской) или в качестве самостоятельного способа воздействия на нарушителей.
Земельно-правовые санкции направлены на восстановление земельного правопорядка путем определения судьбы земельного участка, по отношению к которому были совершены противоправные деяния. Они не касаются личности или имущества правонарушителя. Однако если причинен вред земельному участку, он должен быть возмещен в порядке, предусмотренном гражданским законодательством.
В качестве земельно-правовых мер воздействия действующее земельное законодательство Республики Беларусь предусматривает:
Возврат самовольно занятого земельного
участка - состоит в том, что самовольно
занятые земельные участки
Материальные затраты по приведению
самовольно занятого земельного участка
в пригодное состояние
Возврат самовольно занятых земельных участков имеет сходство с виндикационным способом защиты прав (ст. ст. 281, 286 ГК), но по требованию заинтересованного лица может производиться в альтернативном порядке - по решению соответствующего исполнительного и распорядительного органа или суда.