Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2013 в 16:42, курс лекций
Тема 1. Земельное право как отрасль права.
Тема 2. Земельные правоотношения.
Тема 3. Источники земельного права.
Тема 4. Право собственности на землю.
Тема 5. Право землевладения и землепользования.
По льготной цене могут приобретать земельные участки в частную собственность только некоторые категории граждан Республики Беларусь, указанные в законодательстве. В настоящее время к ним относятся только граждане Республики Беларусь, нуждающиеся в улучшении жилищных условий в соответствии с законодательством Республики Беларусь, которые приобретают земельные участки для строительства и обслуживания жилого дома (ст. 35 Кодекса Республики Беларусь о земле).
Всем другим лицам (гражданам Республики Беларусь и юридическим лицам) земельные участки передаются в собственность по нормативным ценам, уровень которых периодически индексируется Советом Министров Республики Беларусь в соответствии с уровнем инфляции - постановление Совета Министров Республики Беларусь от 7 октября 1993 года “О нормативных ценах на земли, передаваемые в частную собственность граждан”).
По договорным ценам передача земельных участков в собственность граждан возможна только при проведении аукционов по продаже земельных участков для индивидуального жилищного строительства, на условиях предусмотренных постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 31 декабря 1997 года. Аукционная продажа земельных участков юридическим лицам не предусмотрена.
Производными основаниями возникновения права частной собственности на землю можно считать сделки, совершаемые с земельными участками, по свободному волеизъявлению участников сделки. Цена земельных участков в этих случаях устанавливается участниками сделки, если иное не предусмотрено законодательством Республики Беларусь. Изменение целевого назначения земельного участка, не допускается, поэтому сделки, в результате которых земельный участок переходит от одного лица к другому, возможны только между субъектами с одинаковым правовым положением.
Основания прекращения различных форм и видов права собственности на землю имеют определенные отличия. Однако, в связи с тем, что не может быть ничейной земли, юридические факты, которые служат основанием прекращения одной формы права собственности, одновременно приводят к возникновению права собственности иной формы.
Основаниями прекращения права государственной собственности на землю служат действия, которые приводят к возникновению права собственности у других субъектов, а именно - передача земельных участков в собственность иностранного государства и частную собственность юридических лиц и граждан Республики Беларусь. Принудительного прекращения права государственной собственности Республики Беларусь на землю законодательство не предусматривает.
Основаниями прекращения права собственности иностранных государств может быть:
Основания прекращения права частной собственности на землю значительно более разнообразны. Это связано с тем, что именно частная собственность на землю обеспечивает участие земли в гражданском обороте.
Право частной собственности на землю прекращается:
Основаниями принудительного изъятия земельного участка являются юридические факты, которые можно классифицировать как правомерные и неправомерные действия.
К правомерным действиям относятся:
К неправомерным действиям относятся:
4.6 Содержание права собственности на землю.
В соответствии со ст. 210 ГК владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами в той мере, в какой их оборот допускается законодательством, осуществляется их собственником свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает права и защищаемые законом интересы других лиц. Таким образом, содержание права собственности на землю составляют правомочия владения, пользования и распоряжения, которые могут осуществляться в рамках, установленных законодательством. Реализация этих правомочий в субъективном плане зависит от формы и вида земельной собственности.
Правомочие владения представляет собой юридически обеспеченную возможность хозяйственного господства над землей.
У Республики Беларусь как собственника земли это правомочие сочетается с правом территориального верховенства, которое распространяется на все земли, независимо от формы собственности, что позволяет устанавливать и изменять их правовой режим. Принадлежащее государству правомочие владения землей распространяется на все земли, находящиеся в государственной собственности, независимо от ее использования.
Для других субъектов права собственности на землю правомочие владения неразрывно связано с обязанностью использовать земельный участок по целевому назначению.
Анализ содержания права собственности на землю показывает, что абсолютных собственников не существует, т.к. полномочия собственников в части использования и распоряжения землей законодательно ограничивается.
Правомочие пользования означает юридически закрепленную возможность извлечения полезных свойств или дохода в процессе хозяйственной эксплуатации земли.
Государство, которое
не осуществляет, как правило, непосредственной
хозяйственной эксплуатации земли,
реализует свое правомочие пользования
путем присвоения части земельной
ренты через установленные госу
Иностранные государства, юридические лица и граждане Республики Беларусь, получившие земельные участки в собственность, могут и обязаны пользоваться ими только с соблюдением целевого назначения. Правомочие пользования предполагает совершение действий по использованию полезных свойств земли, в порядке и на условиях, установленных законодательством (ст. 64 Кодекса Республики Беларусь о земле).
Правомочие распоряжения заключается в совершении действий, которые определяют юридическую судьбу земельных участков.
Для государства важнейшим полномочием по распоряжению землями является определение целевого назначения земель, в том числе находящихся в собственности других субъектов. Непосредственно по отношению к государственным землям распорядительные действия заключаются в предоставлении, изъятии земельных участков, передаче их в частную собственность, собственность иностранных государств, изъятие из собственности. Эти полномочия государства как собственника земли по распоряжению землями реализуется через управление землями. в процессе которого соответствующие государственные органы от имени государства совершают действия по определению юридической судьбы земель.
Частные собственники земельных участков могут совершать сделки, предусмотренные законодательством, но без изменения целевого назначения земельного участка. Сделки с земельными участками совершаются в порядке, установленном гражданским законодательством для сделок с недвижимостью (простая письменная или письменная нотариальная форма и обязательная государственная регистрация в соответствующем государственном органе). Государственную регистрацию осуществляет специально уполномоченный государственный орган по земельным ресурсам, геодезии и картографии по месту нахождения земельного участка.
Частные собственники могут совершать сделки по отчуждению земельных участков (купли-продажи, дарения, мены), передаче земельных участков в залог, аренду (ст. 87 Кодекса Республики Беларусь о земле), а так же передавать земельные участки по наследству (ст. 58 Кодекса Республики Беларусь о земле). Условия этих сделок, которые определяют пределы оборотоспособности земли, устанавливаются земельным законодательством.
Тема 5. Право
землевладения и
5.3.1.Постоянное
и временное пользование
5.5 Содержание права землевладения и землепользования.
Право землевладения
и землепользования представляет собой
сложный правовой институт, объединяющий
правовые нормы, которые регулируют
порядок и условия использовани
Наряду с правом собственности на землю этот правовой институт обеспечивает закрепление системы прав на землю.
Право землевладения и право землепользования являются самостоятельными правовыми формами использования земли. В то же время эти формы использования земли имеют общие признаки, позволяющие обеспечивать единство их правового регулирования. К ним относятся:
Они различаются по целям использования земли, по субъектам, срокам, характеру и содержанию прав на землю.
Право землевладения и землепользования производны от права собственности на землю, государственной или частной, что вытекает из ст. 262 ГК, согласно которой земельные участки могут предоставляться их собственниками другим лицам на праве пожизненного наследуемого владения, постоянного пользования, а также срочного пользования, в том числе в аренду.
Право землевладения и землепользования по содержанию ограничены, они всегда уже прав собственника, который может предоставлять землю другим лицам только в пределах тех полномочий, которыми обладает сам.