Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2013 в 16:42, курс лекций
Тема 1. Земельное право как отрасль права.
Тема 2. Земельные правоотношения.
Тема 3. Источники земельного права.
Тема 4. Право собственности на землю.
Тема 5. Право землевладения и землепользования.
В остальных случаях
право землевладения и
Земельный сервитут сохраняется в случае перехода права на земельный участок, который обременен этим сервитутом, другому лицу (ст. 15 КоЗ, ст. 269 ГК).
Правила о переходе прав на землю в случае изменения субъектов этих отношений распространяется и на обязательственные права - аренду земли. В соответствии со ст. 588 ГК переход права собственности (пожизненного наследуемого владения) на сданное в аренду имущество к другому лицу не является основанием для изменения или расторжения договора аренды. В случае смерти гражданина, арендующего недвижимое имущество, его права и обязанности по договору аренды переходят к наследнику, если законодательством или договором не предусмотрено иное.
Правила о переходе прав
при перемене лиц при аренде зданий,
для которых предоставлено
К арендатору недвижимости переходит право пользования земельным участком - ст. 623 ГК .
Содержание права
Правомочие владения проявляется в правах по обладанию земельным участком: огораживание земельного участка, установление запретов и разрешений на проезд, проход и т.д. Правомочие владения земельным участком является предпосылкой пользования, его можно считать абсолютным правомочием, оно осуществляется в рамках, установленных законодательством или договором с собственником (например, законодательство обеспечивает третьим лицам право доступа на чужие земельные участки без установления сервитута, в определенных случаях - ст. 263 ГК ).
Правомочие пользования выражается в правах и обязанностях по использованию земли. Объем и содержание прав и обязанностей зависит от целевого назначения земельного участка, формы использования земли, субъектов, которые используют земельный участок.
Права по использованию земельного участка (ст. 64 Кодекса о земле) общие для всех землевладельцев, землепользователей и собственников земельных участков и связаны в основном с извлечением экономических выгод от эксплуатации земли.
Землевладельцы, землепользователи и собственники земли имею право:
В случаях, предусмотренных
законодательством в
Содержание общих обязанностей землевладельцев, землепользователей и собственников земли (ст. 65 КоЗ) определяется основными принципами земельного права. К ним относятся:
использование земельных участков в соответствии с целевым назначением и условиями их предоставления;
эффективное использование
земельных участков, повышение их
плодородия, применение природоохранных
технологий производства, недопущение
ухудшения экологической
осуществление комплекса мероприятий по охране земель, предусмотренных земельным законодательством;
своевременное внесение платы за земельные участки.
Кроме того, использование земельных участков подчиняется общеправовым требованиям добросовестного осуществления своих прав, поэтому землевладельцам, землепользователям и собственникам земли предписано не нарушать права других землевладельцев, землепользователей и собственников, а также арендаторов земельных участков.
Эти обязанности могут (и права) конкретизироваться применительно к различным видам землевладения и землепользования.
Права землевладельцев и землепользователей и собственников земельных участков могут ограничиваться только в случаях, предусмотренных законодательными актами Республики Беларусь (ст. 66 Кодекса о земле). Ограничения обязательно должны отражаться в документах о предоставлении земельного участка.
Тема 6. Государственное управление землями.
6.1. Понятие и содержание государственного управления землями.
Государственное управление землями - урегулированная нормами права исполнительно-распорядительная деятельность государственных органов по организации рационального использования и охраны земель.
Деятельность уполномоченных на то государственных органов по управлению землями носит организационный характер. Она направлена на обеспечение наиболее целесообразного и эффективного использования земель, входящих в состав земель Республики Беларусь, а также на создание условий для охраны и рационального использования земельных ресурсов. Главной задачей государственного управления является организация рационального использования и охраны земель.
Объектом государственного
управления в этой области являются
все земли Республики Беларусь,
поэтому система
Деятельность органов управления носит государственно-властный характер. Она выражается в совершении актов государственного управления по отношению к земле, вытекающих из полномочий государства как собственника земли и политического суверена.
Государственное управление землями является межотраслевой деятельностью (надведомственной), не связанной с какой-то одной отраслью.
Посредством государственного управления землями обеспечивается рациональное использование и охрана всех земель, независимо от форм собственности и форм использования земли.
Содержание государственного управления землями составляют функции управления, т.е. виды деятельности, необходимые для организации рационального использования и охраны земель. Вид и характер этих функций определяются социально-экономическими и научно-техническими требованиями, предъявляемым к организации рационального использования и охраны земель. Права и обязанности соответствующих органов управления по осуществлению этих функций определяют их компетенцию в области управления использованием и охраной земель.
К функциям управления землями относятся следующие:
1) программирование и прогнозирование использования и охраны земель;
2) распределение и перераспределение земель;
3) учет земель и ведение государственного земельного кадастра;
4) землеустройство;
5) мониторинг земель;
6) государственный контроль за использованием и охраной земель;
7) разрешение земельных споров.
В условиях реформирования земельных отношений изменились методы государственного управления землями. Административное управление земельными ресурсами дополняется методами государственного регулирования с использованием экономических механизмов.
Государственное управление землями организовано в трех уровневую систему, которая включает:
Общее государственное управление землями носит территориальный характер (организовано по территориальному признаку). Его осуществляют:
Специальное государственное управление землями осуществляется на республиканском и местном уровне.
На республиканском уровне его осуществляет Комитет по земельным ресурсам, геодезии и картографии при Совете Министров Республики Беларусь. Специальный орган государственного управления по регулированию земельных отношений был создан в 1991 году для подготовки и проведения земельной реформы.
В настоящее время задачами Комитета по земельным ресурсам, геодезии и картографии в области управления землями являются реализация функций государственного регулирования в области земельных отношений, охраны и рационального использования земель, и проведение единой государственной политики в этой области (положение о комземе, утвержденное постановлением Совета Министров Республики Беларусь 31 октября 2001 г.).
На местном уровне
специальное государственное
Компетенция специальных органов управления по регулированию земельных отношений определена Кодексом о земле (ст. 23).
Органы специальной компетенции подотчетны исполнительным и распорядительным органам общей компетенции.
Ведомственное управление землями осуществляют различные министерства и ведомства, в чьем ведении находятся предприятия и организации, использующие земли различного целевого назначения.
Распределение и перераспределение земель является важнейшей функцией государственного управления землями, в процессе которой определяется правовой режим земель. Под распределением и перераспределением земель понимается совокупность действий государственных органов, направленных на возникновение, изменение и прекращение права собственности на землю, права землевладения и права землепользования, определяющие их юридическую судьбу.
6.3.1.Передача
земельных участков в
Следует различать передачу земель в частную собственность и собственность иностранных государств, последствием которой является прекращение права государственной собственности на землю и возникновение права частной собственности и собственности иностранных государств, и передачу земель в государственную собственность, в результате которой прекращается право частной собственности на землю и право собственности иностранных государств.