Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2013 в 16:42, курс лекций
Тема 1. Земельное право как отрасль права.
Тема 2. Земельные правоотношения.
Тема 3. Источники земельного права.
Тема 4. Право собственности на землю.
Тема 5. Право землевладения и землепользования.
Как природноресурсовый
кадастр государственный
Земельный кадастр является единственным официальным источником сведений о земле, которые используются при осуществлении других функций управления землями.
Содержание земельного кадастра определяется ст. 143 КоЗ и постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 31 декабря 1991 г. “О порядке ведения государственного земельного кадастра и мониторинга земель”.
Земельный кадастр включает 4 элемента:
1) данные о распределении земель по субъектам и объектам на основании регистрации прав на земельный участки.
2) данные о распределении земель по категориям на основании их фактического состояния и использования (государственный учет земли).
3) данные о качественном состоянии земель в зависимости от их естественно-природных свойств.
4) данные о экономической оценке земель как средства производства и пространственного базиса.
Все земельно-кадастровые сведения документируются по единым для Республики Беларусь формам (в текстовом, графическом и электронном виде). Организация ведения земельного кадастра возложена на специальный орган по земельным ресурсам - Комитет по земельным ресурсам, геодезии и картографии Республики Беларусь (ст. 144 КоЗ).
Земельно-кадастровая документация ведется на всех уровнях управления землями и включает:
Основной документ - земельно-кадастровая книга со вставными листами.
Земельный кадастр ведется территориальными кадастровыми органами или землеустроительной службой местных исполнительных распорядительных органов в соответствии с кадастровым делением территории Республики Беларусь.
Земельный кадастр предназначен
для реализации земельного законодательства,
регулирования земельных
В соответствии со ст. 145
КоЗ землеустройство
Землеустройство как
функция управления землями включает
систему государственных
Объектом землеустройства являются все земли Республики Беларусь, независимо от формы собственности и целей использования.
Совокупность различных по характеру землеустроительных действий, которые должны проводится в соответствии с законодательством, составляют содержание землеустройства. (ст. 146 КоЗ).
Порядок осуществления
землеустройства определяется Основными
положениями землеустройства
Землеустройство проводится по решениям исполнительных и распорядительных органов или ходатайству заинтересованных землевладельцев, землепользователей и собственников земли.
Землеустроительные работы осуществляются землеустроительными организациями и предприятиями, коммерческими организациями - субъектами хозяйствования Республики Беларусь различных организационно-правовых форм, на основании лицензий, которые выдаются Комитетом по земельным ресурсам в установленном порядке. (Положение о лицензировании топографо-геодезических, картографических, аэрофотосъемочных, картоиздательских и землеустроительных работ. в Республики Беларусь утверждено приказом Госкомитета по земельным ресурсам и картографии Республики Беларусь 7 июля 1999 г. ).
Землеустроительные
Землеустроительный действия совершаются в определенном установленном законодательством процессуальном порядке. землеустроительный процесс включает следующие стадии:
В соответствии со ст. 139 КоЗ задачами государственного контроля за использованием и охраной земель состоят в обеспечении соблюдения всеми землепользователями, землевладельцами и собственниками земельных участков, государственными и общественными органами требований земельного законодательства Республики Беларусь.
Государственный контроль за использованием и охраной земель заключается в проверке уполномоченными на то органами соблюдения установленных правил пользования и охраны земель, а также правильности деятельности соответствующих органов по представлению и изъятию земель.
Проведение государственного
контроля позволяет своевременно выявить
и устранить нарушения
Государственный контроль за использованием и охраной земель является всеобщим и постоянным. Он распространяется на все категории земель Республики Беларусь и всех пользователей земли.
Круг органов, осуществляющих государственный контроль за использованием и охраной земель установлен ст. 140 КоЗ. Государственный контроль в этой области осуществляется:
Органы общей компетенции (местные исполнительные и распорядительные органы) осуществляют государственный контроль за использованием и охраной земель, находящихся в их ведении, как непосредственно, так и через создаваемую ими землеустроительную службу. Местные представительные органы (местные Советы депутатов) имеют определенные полномочия по контролю за принятием решений об изъятии и предоставлении земельных участков (ст. 6 КоЗ).
Землеустроительные органы осуществляют государственный контроль за использованием и охраной земель в пределах своей компетенции по управлению землями.
Порядок осуществления государственного контроля за использованием и охраной земель. права и обязанности должностных лиц органов по земельным ресурсам и землеустройству, которые являются Главными государственными инспекторами по использованию и охране земель Республики Беларусь, определены Положением о государственном контроле за использованием и охраной земель, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь 25 февраля 1993 г. и нормативными документами Госкомитета по земельным ресурсам, геодезии и картографии Республики Беларусь.
Контроль за соблюдением требований законодательства Республики Беларусь, нормативных и нормативно - технических требований при производстве землеустроительных работ осуществляется в форме экспертизы проектов, связанных с использованием и охраной земель и контроля за качеством землеустроительных работ. Экспертизе подлежат все землеустроительные работы, выполняемые предприятиями, подведомственными Комитету по земельным ресурсам, геодезии и картографии, и другими субъектами хозяйствования, получившими лицензии за качеством работ осуществляется государственными предприятиями - инспекциями экспертизе проектов. связанных с использованием и охраной земель, и контролю за качеством землеустроительных и топографо-геодезических работ в порядке, установленном Госкомземом Республики Беларусь.
Мониторинг земель является составной частью Национальной системы мониторинга окружающей среды в Республики Беларусь, предусмотренной постановлением Совета Министров Республики Беларусь 20 апреля 1993 г. и Законом об охране окружающей среды.
В соответствии со ст. 141 КоЗ мониторинг земель представляет собой систему наблюдений за состоянием земель для своевременного выявления изменений, их оценки, предупреждения и устранения последствий негативных процессов.
Объектом мониторинга являются все земли, независимо от форм собственности, целевого назначения и характера использования.
Одной из функций государственного управления землями является разрешение земельных споров, осуществляемое исполнительными и распорядительными органами в административном порядке. Проведение земельной реформы значительно сузило сферу подведомственности исполнительных и распорядительных органов по разрешению земельных споров.
Земельными являются споры, связанные с возникновением, изменением, прекращением и фактическим осуществлением субъективных прав на землю. Они возникают между субъектами прав на землю (собственниками земли, землевладельцами и землепользователями), а также между ними и государственными органами.
В административном порядке могут рассматриваться только те земельные споры, связанные с правом землевладения и землепользования , которые не отнесены к исключит тельной компетенции судебных органов.
Земельные споры, для
которых установлена
Для большинства земельных
споров, которые могут рассматриваться
исполнительными и
Порядок административного рассмотрения земельного спора установлен (ст. 154-156). он включает следующие стадии:
При рассмотрении земельных споров в исполнительных и распорядительных органах обязательное участие принимают органы по земельным ресурсам и землеустройству на стадии подготовки материалов, необходимых для разрешения земельных споров, и исполнения решения по земельному спору.