Лекции по "Земельному праву"

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2013 в 16:42, курс лекций

Описание работы

Тема 1. Земельное право как отрасль права.
Тема 2. Земельные правоотношения.
Тема 3. Источники земельного права.
Тема 4. Право собственности на землю.
Тема 5. Право землевладения и землепользования.

Работа содержит 1 файл

земельное право.doc

— 329.50 Кб (Скачать)
  1. единство системы земельного кадастра
  2. полнота сведений земельного кадастра
  3. достоверность сведений земельного кадастра
  4. непрерывность  ведения земельного кадастра
  5. совместимость и сопоставимость земельно-кадастровой информации с данными других природноресурсовых кадастров.

Как природноресурсовый кадастр государственный земельный  кадастр представляет собой совокупность сведений и документов о правовом положении, природном состоянии  и хозяйственном использовании  земель (ст. 142 КоЗ).

Земельный кадастр является единственным официальным источником сведений о земле, которые используются при осуществлении других функций управления землями.

Содержание земельного кадастра определяется  ст. 143 КоЗ  и постановлением Совета Министров  Республики Беларусь от 31 декабря 1991 г. “О порядке ведения государственного земельного кадастра и мониторинга земель”.

Земельный кадастр включает 4 элемента:

1) данные о распределении земель по субъектам и объектам на основании регистрации прав на земельный участки.

2) данные о распределении земель по категориям на основании их фактического состояния и использования (государственный учет земли).

3) данные о качественном состоянии земель в зависимости от их естественно-природных свойств.

4) данные о экономической оценке земель как средства производства и пространственного базиса.

Все земельно-кадастровые  сведения документируются по единым для Республики Беларусь формам (в  текстовом, графическом и электронном  виде). Организация ведения земельного кадастра возложена на специальный  орган по земельным ресурсам - Комитет по земельным ресурсам, геодезии и картографии Республики Беларусь (ст. 144 КоЗ).

Земельно-кадастровая  документация ведется на всех уровнях  управления землями и включает:

  • первичные документы на земли, находящиеся во владении, пользовании и собственности
  • государственные земельно-кадастровые книги земель, находящиеся в ведении сельских, поселковых исполнительных и распорядительных органов:
  • государственные земельно-кадастровые книги, города;
  • государственный земельный кадастр области, города Минска;
  • государственный земельный кадастр республики.

Основной документ - земельно-кадастровая  книга со вставными листами.

Земельный кадастр ведется  территориальными кадастровыми органами или землеустроительной службой  местных исполнительных распорядительных органов в соответствии с кадастровым делением территории Республики Беларусь.

Земельный кадастр предназначен для реализации земельного законодательства, регулирования земельных отношений, обеспечения рационального использования  земельных ресурсов, поэтому он является необходимым элементом на всех этапах государственного управления землями.

 

  1. Землеустройство.

В соответствии со ст. 145 КоЗ землеустройство представляет собой систему юридических, экономических, и технических мероприятий, направленных на регулирование земельных отношений, повышение эффективности использования и  охраны земель.

Землеустройство как  функция управления землями включает систему государственных мероприятий, направленных на осуществление (реализацию) государственной земельной политики и решений государственных органов по организации использования и охраны земель. Землеустройство направлено на обеспечение наиболее целесообразного, научно обоснованного, рационального и эффективного использования земель.

Объектом землеустройства  являются все земли Республики Беларусь, независимо от формы собственности и целей использования.

Совокупность различных  по характеру землеустроительных действий, которые должны проводится в соответствии с законодательством, составляют содержание землеустройства. (ст. 146 КоЗ).

Порядок осуществления  землеустройства определяется Основными  положениями землеустройства Белорусской  ССР, утвержденными постановлением Совета Министров БССР 15 июля 1991 г.

Землеустройство проводится по решениям исполнительных и распорядительных органов или ходатайству заинтересованных землевладельцев, землепользователей и собственников земли.

Землеустроительные работы осуществляются землеустроительными  организациями и предприятиями, коммерческими организациями - субъектами хозяйствования Республики Беларусь различных организационно-правовых форм, на основании лицензий, которые выдаются Комитетом по земельным ресурсам в установленном порядке. (Положение о лицензировании топографо-геодезических, картографических, аэрофотосъемочных, картоиздательских и землеустроительных работ. в Республики Беларусь утверждено приказом Госкомитета по земельным ресурсам и картографии Республики Беларусь 7 июля 1999 г. ).

Землеустроительные мероприятия, направленные на реализацию единой государственной  земельной политики и имеющие общегосударственное значение, осуществляются за счет государственного бюджета (ст. 147 КоЗ). Все другие мероприятия осуществляются (проводятся) по договорам между землеустроительными организациями и заинтересованными лицами.

Землеустроительный действия совершаются в определенном установленном законодательством процессуальном порядке. землеустроительный процесс включает следующие стадии:

  • подготовительные работы;
  • разработка проекта землеустройства;
  • рассмотрение и утверждение проекта землеустройства;
  • перенесение проекта в натуру (на местность);
  • оформление и выдача землеустроительных документов;
  • авторский надзор за выполнением проектов землеустройства.

 

  1. Контроль за использованием и охраной земель

 

  1. Государственный контроль за использованием и охраной земель.

В соответствии со ст. 139 КоЗ задачами государственного контроля за использованием и охраной земель состоят в  обеспечении соблюдения всеми землепользователями, землевладельцами и собственниками земельных участков, государственными и общественными органами требований земельного законодательства Республики Беларусь.

Государственный контроль за использованием и охраной земель заключается в проверке уполномоченными  на то органами соблюдения установленных  правил пользования и охраны земель, а также правильности деятельности соответствующих органов по представлению и изъятию земель.

Проведение государственного контроля позволяет своевременно выявить  и устранить нарушения земельного законодательства и тем самым  обеспечить законность в земельных  отношениях.

Государственный контроль за использованием и охраной земель является всеобщим и постоянным. Он распространяется на все категории земель Республики Беларусь и всех пользователей земли.

Круг органов, осуществляющих государственный контроль за использованием и охраной земель установлен ст. 140 КоЗ. Государственный контроль в  этой области осуществляется:

  • специально уполномоченным органом по земельным ресурсам и землеустройству (Комитетом по земельным ресурсам, геодезии и картографии Республики Беларусь).
  • местными исполнительными и распорядительными органами.

Органы общей компетенции (местные исполнительные и распорядительные органы) осуществляют государственный контроль за использованием и охраной земель, находящихся в их ведении, как непосредственно, так и через создаваемую ими землеустроительную службу. Местные представительные органы (местные Советы депутатов) имеют определенные полномочия по контролю за принятием решений об изъятии и предоставлении земельных участков (ст. 6 КоЗ).

Землеустроительные органы осуществляют государственный контроль за использованием и охраной земель в пределах своей компетенции по управлению землями.

Порядок осуществления  государственного контроля за использованием и охраной земель. права и обязанности  должностных лиц органов по земельным  ресурсам и землеустройству, которые  являются Главными государственными инспекторами по использованию и охране земель Республики Беларусь, определены Положением о государственном контроле за использованием и охраной земель, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь 25 февраля 1993 г. и нормативными документами Госкомитета по земельным ресурсам, геодезии и картографии Республики Беларусь.

Контроль за соблюдением  требований законодательства Республики Беларусь, нормативных и нормативно - технических требований при производстве землеустроительных работ осуществляется в форме экспертизы проектов, связанных с использованием и охраной земель и контроля за качеством землеустроительных работ. Экспертизе подлежат все землеустроительные работы, выполняемые предприятиями, подведомственными Комитету по земельным ресурсам, геодезии и картографии, и другими субъектами хозяйствования, получившими лицензии за качеством работ осуществляется государственными предприятиями - инспекциями экспертизе проектов. связанных с использованием и охраной земель, и контролю за качеством землеустроительных и топографо-геодезических работ в порядке, установленном Госкомземом Республики Беларусь.

 

  1. Мониторинг земель.

Мониторинг земель является составной  частью Национальной системы мониторинга  окружающей среды в Республики Беларусь, предусмотренной постановлением Совета Министров Республики Беларусь 20 апреля 1993 г. и Законом об охране окружающей среды.

В соответствии со ст. 141 КоЗ мониторинг земель представляет собой систему наблюдений за состоянием земель для своевременного выявления изменений, их оценки, предупреждения и устранения последствий негативных процессов.

Объектом мониторинга  являются все земли, независимо от форм собственности, целевого назначения и  характера использования.

  1. В соответствии с постановлением СМ Республики Беларусь мониторинг земель ведется по единой для Республики Беларусь системе за счет средств государственного бюджета в неразрывной связи с ведением государственного земельного кадастра.
  2. В процессе мониторинга проводятся систематические наблюдения за состоянием земель, включая аэрофотогеодезические, топографо-геодезические, почвенные, геоботанические и другие обследования и изыскания с использованием современных технических методов.
  3. Ведение мониторинга обеспечивается Комземмам. Комитет утверждает методики программы, по которым ведется наблюдения за состоянием земель, в том числе выполняемые другими предприятиями, учреждениями, организациями и гражданами. На основании полученных материалов Комитет обеспечивает систематизацию, изучение и хранение данных о земле, а также издание материалов мониторинга земель.

 

  1. Разрешение земельных споров.

Одной из функций государственного управления землями является разрешение земельных споров, осуществляемое исполнительными  и распорядительными органами в  административном порядке. Проведение земельной реформы значительно сузило сферу подведомственности исполнительных и распорядительных органов по разрешению земельных споров.

Земельными являются споры, связанные с возникновением, изменением, прекращением и фактическим  осуществлением субъективных прав на землю. Они возникают между субъектами прав на землю (собственниками земли, землевладельцами и землепользователями), а также между ними и государственными органами.

В административном порядке  могут рассматриваться только те земельные споры, связанные с правом землевладения и землепользования , которые не отнесены к исключит тельной компетенции судебных органов.

Земельные споры, для  которых установлена административная  процедура разрешения, рассматриваются  исполнительными и распорядительными органами общей компетенции (сельскими, поселковыми, городскими, районными и областными) (ст. 149-153 КоЗ).

Для большинства земельных  споров, которые могут рассматриваться  исполнительными и распорядительными  органами, установлен альтернативный порядок рассмотрения - в исполнительном и распорядительном органе или (по желанию заинтересованной стороны) в суде. Обязательное административное разбирательство по земельному спору как досудебная стадия в настоящее время не действует. Только споры землепользователей и землевладельцев одной области по вопросам владения и пользования землей на территории другой области разрешаются в обязательном административном порядке - областным исполнительным и распорядительным органом по месту нахождения земельного участка, по которому возник спор (ст. 149 КоЗ).

Порядок административного  рассмотрения земельного спора установлен (ст. 154-156). он включает следующие стадии:

  • подача заявления одной из сторон;
  • подготовка материалов для рассмотрения земельного спора;
  • рассмотрение спора с участием заинтересованных сторон;
  • принятие решения (вынесение решения)
  • исполнение решения.

При рассмотрении земельных  споров в исполнительных и распорядительных органах обязательное участие принимают  органы по земельным ресурсам и землеустройству на стадии подготовки материалов, необходимых для разрешения земельных споров, и исполнения решения по земельному спору.

Информация о работе Лекции по "Земельному праву"