Государственное управление земельными ресурсами

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2011 в 15:41, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является попытка исследования государственного управления земельными ресурсами в свете принятых законов, исходя из этой цели были поставлены следующие задачи:
* определить понятие и состав земельного фонда;
* раскрыть понятие государственного управления земельными ресурсами;
* определить органы, осуществляющие государственное управление земельными ресурсами;
* разобрать функции государственного управления земельными ресурсами: земельный кадастр и учет, землеустройство, мониторинг земель, государственный контроль за использованием и охраной земель, разрешение земельных споров.
* проанализировать применение земельного законодательства и контроля за использованием и охраной земель органами управления земельными ресурсами на примере Балашихинского района Московской области.
* рассмотреть судебную практику по земельным спорам.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ ЗЕМЕЛЬНЫМИ РЕСУРСАМИ
1.1 Понятие и состав земельного фонда
1.2 Понятие и характеристика государственного управления земельными ресурсами
1.3 Органы, осуществляющие государственное управление земельными ресурсами
2 ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ ЗЕМЕЛЬНЫМИ РЕСУРСАМИ
2.1Основные функции государственного управления земельными ресурсами
2.2 Учет земель
2.3 Государственный земельный кадастр
2.4 Землеустройство
2.5 Государственный контроль за использованием и охраной земель
2.6 Государственный мониторинг земель
2.6 Разрешение земельных споров
3 Применение земельного законодательства и контроль за использованием и охраной земель органами управления земельными ресурсами.
3.1Применение земельного законодательства и контроль за использованием и охраной земель органами управления земельными ресурсами на примере Балашихинского района Московской области
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

Работа содержит 1 файл

курсовая ЛИЛИИ порг.doc

— 301.50 Кб (Скачать)

             Следующая категория земель —  земли водного фонда, к которым  относятся земли, занятые водными  объектами: водоемами, ледниками,  болотами, за исключением тундровой  и лесотундровой зон, гидротехническими  и другим и водохозяйственными  сооружениями, а также земли по берегам водоемов (прибрежные полосы), необходимые для их обслуживания. Их основное целевое назначение — удовлетворение питьевых, бытовых. оздоровительных и других нужд населения, а также водохозяйственных, природоохранных, промышленных, энергетических, транспортных, рыбохозяйственных и иных потребностей. Поскольку основным назначением этих земель является обеспечение использования и охраны вод, их правовой режим в значительной мере предопределяется правовым режимом вод.

          Последней, седьмой, категорией земель в составе земельного фонда являются земли запаса. К ним относятся все земли, не предоставленные в собственности пользование, аренду, а также земли, право собственности, пользования, аренды которыми прекращено в соответствии с законодательством. Они служат резервом для представления земель.

      Хотелось  бы отметить, что в местах традиционного  проживания и хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов  Российской Федерации и этнических общностей в случаях, предусмотренных федеральными законами, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, может быть установлен особый правовой режим использования земель указанных категорий выполняющие природно-заповедные, рекреационные, оздоровительные функции. (ст.7 ЗК РФ ) .

           Структура земельного фонда не  является неизменной и постоянной. Под влиянием разнообразных экономических,  экологических и других факторов  происходят изменения как в  составе земельного фонда так и внутри категорий земель В земельном фонде появляются новые категории, которых ранее не было. Так категория земель водного фонда появилась в связи с расширением комплексного использования вод и возрастанием масштабов эксплуатации водопокрытых земель и земель, прилегающих к водным объемам. С обострением экологической ситуации в России и необходимостью обеспечить правильное сочетание хозяйственной деятельности с охраной природы была выделена категория земель особо охраняемых территорий.

            Изменения в категориях земель  происходят при переходе земель  из одной категории в другую, имеющих место в результате  изъятия и предоставления земель, происходящих под влиянием процессов  приватизации земель, разго -сударствления  земельной собственности, развития предпринимательской деятельности, при изменении целевого назначения земельных участков в целях восстановления деградированных и загрязненных земель, прекращении добычи полезных ископаемых. Отнесение земель к категориям, порядок перевода их из одной категории в другую устанавливается ЗК РФ (ст.8) и федеральными законами (ФЗ от 21.12.2004 № 172-ФЗ (ред. От 10.05.2007) «О переводе земель  или земельных участков из одной категории в другую»).  
 

        

      1.2. Понятие и общая характеристика  государственного управления земельными ресурсами.

            Управление как способ организации  систем есть стремление упорядочить  что-либо. Управление также рассматривается  как вид деятельности (функция), воздействующая  на элементы системы для поддержания  или достижения ее (системой) такого качественного состояния, которое определяется целями управления.

           Управление земельным фондом  представляет собой распорядительную  деятельность соответствующих государственных  органов и органов местного  самоуправления, направленную на обеспечение рационального использования и охраны единого земельного фонда страны.

             Практически управление земельным  фондом проявляется в виде  регулирования земельных отношений  посредством правовых норм и  обеспечения соблюдения требований  земельного законодательства путем осуществления систематического контроля за использованием и охраной земель и принятия необходимых мер воздействия на нарушителей земельного законодательства. Таким образом, функции государственного управления земельным фондом в данном случае являются и функциями государственного регулирования земельных отношений, т.е. они совпадают. Вместе с тем нельзя не согласиться с мнением о том, что эти понятия («государственное регулирование земельных отношений» и «государственное управление земельным фондом») не следует отождествлять, когда речь идет о пределах в объемах этой деятельности. Государственное регулирование земельных отношений может выходить за пределы, рамок деятельности государственных органов по обеспечению рационального использовании и охраны земель в той мере, в какой регулирование отношений включает в себя не только правоприменительный,  но а правотворческий процесс, т.е. установление необходимого с точки зрения государства поведения всех субъектов, сопричастных к нормальному функционированию земельных отношений для достижения цели лучшего использования земель. Следует также иметь ввиду, что под правовым обеспечением рационального использования и охраны земель нельзя понимать лишь выявление правонарушений и применение к виновным лицам установленных законом мер наказания. В процессе управления государство оказывает также помощь и содействие субъектам земельных отношений в реализации их прав на землю (безвозмездное улучшение земель, агротехнические содействия, обеспечение земельно-кадастровой информацией и т.п.).

          В зависимости от классификационных  признаков различают несколько  видов управления. По направлениям  деятельности оно включает социально-экономическое,  политическое, экологическое управление. Последнее, в свою очередь, включает управление в области охраны и использования окружающей среды и отдельных ее компонентов, основными из которых является земля. Выступает в виде государственного, муниципального, общественного управления, управления в хозяйствующих субъектах (производственное управление). В то же время государственное и муниципальное управление достаточно близки по своей природе поскольку, во-первых, и то и другое по праву можно объединить понятием публичного управления (властного, действующего в интересах большинства населения, проживающего на определенной территории) и, во-вторых, органам местного самоуправления передан ряд функций государственного управления, что само по себе не позволяет противопоставлять эти два вида управления

            Участие органов местного самоуправления в общей системе управления земельным фондом не меняет его государственного характера, т.к. деятельность этих органов осуществляется в пределах, установленных государством при сохранении общих целей и задач этого мероприятия.

           По характеру управления и объему его функций различают общее и отраслевое (межотраслевое) государственное управление земельным фондом.     Общее государственное управление имеет территориальный характер, т. е. охватывает определенные территории (чаще всего- территории в пределах границ образований) без каких-либо изъятий или перерывов. Например: в пределах границ: Российской Федерации в целом, области, края, сельского населенного пункта,  в пределах административных границ района и т. д. Осуществляется государственными органами общей и специальной компетенции.

             Отраслевое (межотраслевое) управление  имеет отраслевой характер, т.  е, распространяется на земли только отдельных отраслей или групп отраслей народного хозяйства (земли сельскохозяйственного назначения, земли промышленности транспорта и т. д.). Осуществляется министерствами, комитетами, федеральными службами, строится по принципу подведомственности предприятий, учреждений, организаций, которым предоставлены земли, и не зависит от, территориального размещения земель. Действующее под контролем органов общего государственного управления, Отраслевое (межотраслевое) управление землями является по сравнению с первым более узким по объему и ставит целью обеспечить выполнение задач, стоящих перед соответствующей отраслью народного хозяйства.

               Таким образом, общее и отраслевое (межотраслевое) управление взаимосвязаны  как общностью задач (обеспечение  рационального использования и  охраны земель), содержанием функций  управления (распорядительные, контрольные,  правоохранительные и др. функции), так и методом регулирования отношений (как правило, он имеет императивный, властный характер). В то же время они отличаются по объему правомочий соответствующих органов управления и их соподчиненностью и по охвату управляемых территорий.

                В обеспечении рационального  использования и охраны земельного  фонда помимо государственного  управления существенное значение  имеет также внутрихозяйственное  управление им, т. е. управление, осуществляемое конкретными субъектами  права на землю: собственниками земельных участков и землепользователями. В соответствии с действующим земельным законодательством рациональное использование земли и ее охрана входят в перечень их обязанностей, выполнение которых осуществляется ими в процессе хозяйственной деятельности. Законодательство предусматривает и меры правовой ответственности субъектов права на землю за неисполнение или ненадлежащее исполнение этих обязанностей (например, изъятие земельных участков). В связи с этим внутрихозяйственное управление земельным фондом следует рассматривать как неотъемлемое звено общей цепи государственного управления земельным фондом.

               Говоря о государственном управлении  земельным фондом в современных  условиях, нельзя не обратить  внимание на одну особенность, связанную с ликвидацией монополии государственной собственности на землю и установлением иных форм права собственности на нее. В этих условиях значительно более резко, чем раньше, проявляется разграничение государственного управления по признакам:

      а) управление, когда государство выступает  в роли собственника земли как  недвижимого имущества;

      б) управление, когда государство выступает  в роли органа власти, т.е. суверена, обладает территориальным верховенством  в отношении всех земель независимо от форм собственности.

              В первом случае - это хозяйственное  государственное управление, суть  которого заключается в принятии  решений по поводу сделок с  землей (приватизация, сдача в аренду  и др.). Земля здесь выступает,  прежде всего, как объект хозяйственной деятельности государства, осуществляемой через соответствующие государственные органы, оставаясь одновременно и объектом государственного управления.

              Во втором случае земля выступает  в качестве пространственного  фактора для осуществления властных функций государства, т.е. территории, на которую распространяется государственная власть.

             Не следует, однако чрезмерно  разграничивать эти две стороны  государственного управления земельным  фондом. Они всегда являются составными  частями одного и того же управленческого процесса, в котором та и другая сторона могут выступать одновременно или порознь, взаимно заменяться, усиливаться или ослабляться в зависимости от характера земельных отношений.

              Как отмечалось раннее, государственное  управление земельными ресурсами основывается на праве территориального верховенства государства как суверена, но и необходимости обеспечивать баланс общегосударственных и частных интересов.

             Формы и методы этой деятельности  чрезвычайно разнообразны и содержатся в правовых нормах, которые в совокупности образуют важный инструмент земельного права. В настоящее время центр тяжести перемещается от командно-административного управления землей к заново разработанной системе экономического регулирования земельных отношений в России, когда субъектами этих отношений выступают миллионы собственников земли — граждан и юридических лиц.

              Государственное управление предполагает  предоставление свободы хозяйствования  на своей земле субъектам земельных  правоотношений, недопустимость вмешательства в их хозяйственную деятельность.

              Так, незаконное вмешательство  в деятельность сельскохозяйственного  предприятия влечет за собой  отмену незаконных решений виновных  государственных органов и должностных  лиц с взысканием с них убытков, причиненных этим незаконным вмешательством (ст. 61 и 62 ЗК РФ). 
 
 

      ОРГАНЫ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ ЗЕМЕЛЬНЫМИ РЕСУРСАМИ И ИХ КОМПЕТЕНЦИИ. 

            Общее государственное управление  земельным фондом осуществляют  представительные и исполнительные органы власти, наделенные соответствующими властными полномочиями по организации и обеспечению рационального использования и охраны земель.

      Представительные  органы государственной Власти: Президент  РФ, Совет Федерации и Государственная  Дума РФ, а также соответствующие органы субъектов РФ.

Информация о работе Государственное управление земельными ресурсами