Государственное управление земельными ресурсами

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2011 в 15:41, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является попытка исследования государственного управления земельными ресурсами в свете принятых законов, исходя из этой цели были поставлены следующие задачи:
* определить понятие и состав земельного фонда;
* раскрыть понятие государственного управления земельными ресурсами;
* определить органы, осуществляющие государственное управление земельными ресурсами;
* разобрать функции государственного управления земельными ресурсами: земельный кадастр и учет, землеустройство, мониторинг земель, государственный контроль за использованием и охраной земель, разрешение земельных споров.
* проанализировать применение земельного законодательства и контроля за использованием и охраной земель органами управления земельными ресурсами на примере Балашихинского района Московской области.
* рассмотреть судебную практику по земельным спорам.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ ЗЕМЕЛЬНЫМИ РЕСУРСАМИ
1.1 Понятие и состав земельного фонда
1.2 Понятие и характеристика государственного управления земельными ресурсами
1.3 Органы, осуществляющие государственное управление земельными ресурсами
2 ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ ЗЕМЕЛЬНЫМИ РЕСУРСАМИ
2.1Основные функции государственного управления земельными ресурсами
2.2 Учет земель
2.3 Государственный земельный кадастр
2.4 Землеустройство
2.5 Государственный контроль за использованием и охраной земель
2.6 Государственный мониторинг земель
2.6 Разрешение земельных споров
3 Применение земельного законодательства и контроль за использованием и охраной земель органами управления земельными ресурсами.
3.1Применение земельного законодательства и контроль за использованием и охраной земель органами управления земельными ресурсами на примере Балашихинского района Московской области
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

Работа содержит 1 файл

курсовая ЛИЛИИ порг.doc

— 301.50 Кб (Скачать)

      Реферат 
 

      Государственное управление земельными ресурсами

      Галимьянова Л.Ф.

      Работа  состоит из 48 страниц, использовано 28 источников. 
 

      ЗЕМЕЛЬНЫЙ ФОНД. СОСТАВ ЗЕМЕЛЬНОГО ФОНДА. Государственное управление земельными ресурсами. оРГАНЫ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИЕ Государственное управление земельными ресурсами. ФУНКЦИИ ГосударственноГО управлениЯ земельными ресурсами. УЧЕТ ЗЕМЕЛЬ. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЗЕМЕЛЬНЫЙ КАДАСТР. ЗЕМЛЕУСТРОЙСТВО. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ ЗА ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ И ОХРАНОЙ ЗЕМЕЛЬ. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МОНИТОРИНГ ЗЕМЕЛЬ. РАЗРЕШЕНИЕ ЗЕМЕЛЬНЫХ СПОРОВ.

      Объектом  исследования данной курсовой работы является государственное управление земельными ресурсами. Предметом курсовой работы являются отношения, возникающие с функционированием системы государственного управления земельными ресурсами.

      Была  рассмотрена и проанализирована практика применение земельного законодательства и контроля за использованием и охраной земель органами управления земельными ресурсами. 
 
 
 
 
 

ОГЛАВЛЕНИЕ 

      ВВЕДЕНИЕ

      1 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ГОСУДАРСТВЕННОГО  УПРАВЛЕНИЯ ЗЕМЕЛЬНЫМИ РЕСУРСАМИ

      1.1 Понятие и состав земельного фонда

      1.2 Понятие и характеристика государственного  управления земельными ресурсами

      1.3 Органы, осуществляющие государственное  управление земельными ресурсами

      2 ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ ЗЕМЕЛЬНЫМИ РЕСУРСАМИ

      2.1Основные  функции государственного управления  земельными ресурсами

      2.2 Учет земель

      2.3 Государственный земельный кадастр

      2.4 Землеустройство

      2.5 Государственный контроль за  использованием и охраной земель

      2.6 Государственный мониторинг земель

      2.6 Разрешение земельных споров

      3 Применение земельного  законодательства  и контроль за использованием и охраной земель органами управления земельными ресурсами.

       3.1Применение земельного законодательства  и контроль за использованием и охраной земель органами управления земельными ресурсами на примере Балашихинского района Московской области

      ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

      БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 
 
 

      ВВЕДЕНИЕ 

              Необходимость управления в области регулирования общественных отношений исторически появилось одновременно с возникновением государства, которое наряду со многими другими функциями призвано было выполнять и функцию управления экономикой. Современное содержание управления общественным производством направлено на решение тех задач, которые стоят перед обществом, вступившим в новый век. В области государственного управления земельными ресурсами перед Российским государством стоят задачи организации цивилизованных рыночных отношений, что осложняется необходимостью преодоления устаревших стереотипов государственного управления прошлой советской эпохи.

      Земли, находящиеся в пределах Российской Федерации, составляют земельный фонд страны. Хотя собственность и иные права на земельные участки осуществляются в разных формах, государство несет  ответственность за их состояние, использование и охрану. Государственным органам принадлежит ведущая роль в управлении земельным фондом: они организуют и осуществляют земельный кадастр и учет, землеустройство,  мониторинг земель, государственный контроль за использованием и охраной земель, разрешают земельные споры.

            Основой государственного управления земельными ресурсами является принцип устойчивого развития, направленный на сбалансированное развитие экономики и улучшения состояния окружающей среды, который включает предоставление широких земельных полномочий региональным органам исполнительной власти, субъектам Федерации, органам местного самоуправления.

            Целью курсовой работы является попытка исследования государственного управления земельными ресурсами в свете принятых законов, исходя из этой цели были поставлены следующие задачи:

  • определить понятие и состав земельного фонда;
  • раскрыть понятие государственного управления земельными ресурсами;
  • определить органы, осуществляющие государственное управление земельными ресурсами;
  • разобрать функции государственного управления земельными ресурсами: земельный кадастр и учет, землеустройство,  мониторинг земель, государственный контроль за использованием и охраной земель, разрешение земельных споров.
  • проанализировать   применение земельного законодательства и контроля за использованием и охраной земель органами управления земельными ресурсами на примере Балашихинского района Московской области.
  • рассмотреть судебную практику по земельным спорам.

      При решении поставленных задач разрешится цель моей курсовой работы.

      Сложностью  при написании данной курсовой является то, что источники, регламентирующие вопросы государственного управления земельными ресурсами, представлены в  малом количестве. В связи, с чем  мною были использованы материалы периодической печати, в частности, журналы «АПК.Экономика и управление», «Хозяйство и право». 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      1.1 .Понятие и состав земельного  фонда. 

                Государственное управление земельным фондом, как часть государственного управления в целом отличается от других отраслей управления по объекту: его объектом является земля, организация ее рационального использования и охраны как объекта хозяйствования.

      Согласно  словарю Ожегова под землей понимается: 1. почва, верхний слой коры нашей планеты, поверхность. 2.Территория с угодьями, находящиеся в чьем-нибудь владении, пользовании /26/.

      С юридической точки зрения, земля  представляет собой ресурс, используемый для производства сельскохозяйственной продукции, для строительства домов, городов, железных дорог; один из основных компонентов производства /20/.

        Наиболее полное определение  содержится в ст.1 ЗК РФ: представлений о земле как о природном объекте, охраняемом в качестве важнейшей составной части природы, природном ресурсе, используемом в качестве средства производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве и основы осуществления хозяйственной и иной деятельности на территории Российской Федерации, и одновременно как о недвижимом имуществе, об объекте права собственности и иных прав на землю.

      Областью  действия государственного управления является земля в широком смысле слова рационального использования  и охраны как объекта хозяйствования.

      Все земли, находящиеся в пределах Российской федерации, составляют единый земельный фонд России. Признание единства земельного фонда предопределяет собой наличие общего правового режима всех земель фонда независимо от форм собственности на землю и ее целевого назначения.

              Хотя отдельные части земельного  фонда в каждый конкретный  момент могут быть объектами собственности и пользования различных субъектов, в целом он является единым природным объектом. И как таковой он обладает различными природными качествами и свойствами, представляющими народнохозяйственный интерес ( почвенным плодородием, лесопокрытостью, водопокрытостью, содержанием полезных ископаемых и т. п.), которые в связи с этим целесообразно использовать определенным образом, т. е. в народнохозяйственных целях

      С этой точки зрения важное правовое значение имеет классификация земель по категориям в зависимости от их целевого назначения, позволяющая обеспечить дифференцированный подход к правовому регулированию земельных отношений в рамках общего правового режима всех земель.

      Как отмечал С.А. Боголюбов  классификация  земель по категориям в зависимости от их целевого назначения позволяет государству, во-первых находиться у истоков определения назначения земель, не допускать без достаточных оснований перевода их из одной категорий в другую, а во-вторых осуществлять контроль за режимом земель в зависимости от их целевого назначения /21/.

             Единый земельный фонд подразделяется  на 7 целевых категорий (см. таблицу  1) /24/, закрепленных в земельном законодательстве (ст. 7. ЗК РФ), а именно:

      1) земли сельскохозяйственного назначения;

      2) земли населенных пунктов;

      3) земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения,  информатики, земли для обеспечения  космической деятельности, земли  обороны, безопасности и земли  иного специального назначения;

      4) земли особо охраняемых территорий и объектов;

      5) земли лесного фонда;

      6) земли водного фонда;

      7) земли запаса.

         Таблица 1  Состав земель.

      
      Группа  земель       Площадь (млн.га)       Удельный  вес в площади РФ,%
      земли лесного фонда

      земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения;

      земли населенных пунктов

      земли природоохранного назначения

      земли водных объектов

      земли запаса

      земли сельскохозяйственного назначения

       

      808,6

      10,8 
 
 
 

      31,5

      43,8 

      50,5

      2,9

      18,1 

      
      49,0

      0,6 
 
 
 

      0,1

      2,6 

      2,9

      0,2

      1,1 

      

                         

             По экономическому значению и  площади земель особое место  среди всех категорий занимают  земли сельскохозяйственного назначения, к которым относят земли, предоставленные для нужд сельского хозяйства и предназначенные для этих целей. Основную часть земель сельскохозяйственного назначения составляют земли, занятые сельскохозяйственными угодьями (пашни, сенокос, выгон, сад, огород и др.), используемые в качестве главного средства сельскохозяйственного производства.

      Второй  категорией земель в земельном фонде  являются земли населенных пунктов, находящиеся в пределах городской, поселковой черты и черты сельских населенных пунктов, а также земли, переданные в ведение населенных пунктов за пределами их черты. Земли этой категории используются прежде всего как фундамент, пространственный (операционный) базис для строительства, а также удовлетворения культурно-бытовых и иных нужд населения.

      Важное  значение в земельном фонде составляют земли промышленности, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, космического обеспечения, энергетики и иного назначения, предоставленных  в установленном порядке предприятиям, учреждениям, организациям для их специальных целей. Состав земель этой категории очень подвижек, что связано с развитием и появлением новых видов деятельности, в связи с чем перечень земель данной категории является открытым.

              Земли природоохранного, природно-заповедвого, оздоровительного, рекреационного и историко-культурного назначения — это земельные участки, имеющие статус особо охраняемых территорий, в силу их специфической роли и особого значения в жизни общества. Они служат удовлетворению духовных, биологических, эстетических и иных потребностей граждан. Землям, составляющим эту категорию, присущи особая правовая охрана, исключение их из хозяйственного использования.

              Самой большой категорией земельного  фонда по площади являются  земли лесного фонда, состоящие из земель, покрытых лесом и не покрытых лесом, но предназначенных для нужд лесного хозяйства. Лес представляет собой очень ценное природное сырье для промышленности, является энергетическим источником, местом отдыха граждан, играет роль «легких» для населенных пунктов и т.п. и нуждается в связи с этим в установлении особого правового режима его использования.  Особенностью правового режима этих земель является то, что он полностью подчиняется правовому режиму лесов, произрастающих на этих землях.

Информация о работе Государственное управление земельными ресурсами