Социальное партнерство

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2010 в 11:29, курсовая работа

Описание работы

Социальное партнерство, в условиях современной рыночной экономики является одним из самых действенных средств решения обострившихся социально-экономических проблем и регулирования противоречий между наемным трудом, работодателем и государством. Философия социального партнерства выработана методом проб и ошибок в ходе борьбы и многократных согласований интересов наемных работников, предпринимателей и государства.

Расширение договорных начал в сфере регулирования трудовых отношений, повышение роли коллективных договоров и соглашений являются результатом реализации новой политики государства в этой области. Осуществляется переход к договорному регулированию отношений, от «единства интересов» работодателей и работников к поиску взаимоприемлемых условий совместной работы, к социальному партнерству.

Работа содержит 1 файл

диплом (социальное партнерство).DOCX

— 74.34 Кб (Скачать)

       Соглашения  по договоренности сторон, участвующих  в коллективных переговорах, могут  быть двусторонними и трехсторонними. В трехсторонних соглашениях  помимо работников и работодателей  стороной являются органы государственной  власти и местного самоуправления.

       Порядок, сроки разработки проекта соглашения и его заключения определяются комиссией. Комиссия имеет право уведомить  работодателей, не являющихся членами  объединения работодателей о  начале коллективных переговоров, а  также предложить им формы возможного участия в коллективных переговорах. Работодатели, получившие указанное  уведомление, обязаны проинформировать об этом выборный орган первичной профсоюзной организации, объединяющей работников данного работодателя.

       Соглашение  вступает в силу со дня его подписания сторонами либо со дня, установленного соглашением.

       Срок  действия соглашения определяется сторонами, но не может превышать трех лет. Стороны  имеют право один раз продлить действие соглашения на срок не более  трех лет.

       Действие  соглашения распространяется на работников и работодателей, которые уполномочили соответствующих представителей сторон на коллективных переговорах разработать  и заключить его от их имени, на органы государственной власти и  органы местного самоуправления в пределах взятых ими на себя обязательств, а  также на работников и работодателей, присоединившихся к соглашению после  его заключения.

       Соглашение  распространяется на всех работодателей, являющихся членами объединения  работодателей, заключившего соглашение. Прекращение членства в объединении  работодателей не освобождает работодателя от выполнения соглашения, заключенного в период его членства. Работодатель, вступивший в объединение работодателей  в период действия соглашения, обязан выполнять обязательства, предусмотренные  этим соглашением. В тех случаях, когда в отношении работников действует одновременно несколько  соглашений, применяются условия  соглашений, наиболее благоприятные  для работников. 
 
 
 
 
 

    5 Органы  социального партнерства

       Органы  социального партнерства – это  органы, которые обеспечивают регулирование  социально-трудовых отношений; ведение  коллективных переговоров; подготовку проектов коллективного договора, соглашений, их заключения; организуют контроль над  выполнением коллективного договора и соглашений.

       Такими  органами являются комиссии по регулированию  социально-трудовых отношений. Они  могут образовываться на всех уровнях  на равноправной основе из равного  числа представителей сторон.

       Комиссии  по регулированию социально-трудовых отношений могут быть трех- и двухсторонними. Для ведения коллективных переговоров  и подготовки проектов соглашений, их заключения, а также для организации  контроля над выполнением соглашений сторонами образуются, как правило, трехсторонние комиссии. На уровне организации для ведения коллективных переговоров и подготовки проектов коллективного договора, их заключения, а также для организации контроля над выполнением коллективного  договора создаются двухсторонние  комиссии.

       Комиссии  могут осуществлять свою деятельность на постоянной или временной основе. На постоянной основе действуют трехсторонние  комиссии по регулированию социально-трудовых отношений РФ и ее субъектов. Комиссии, действующие на иных уровнях, образуются, как правило, на период ведения коллективных переговоров и заключения коллективного  договора, соглашения.

       Например  в 2008 году в городе Каменск-Уральский плодотворно работала городская трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений. В конце года ее деятельность в связи с финансовым кризисом стала еще более активной. Руководители предприятий и профсоюзные лидеры информировали о соблюдении трудового законодательства в организациях в период сокращения объемов производства и высвобождения персонала, о действиях профсоюзных комитетов по защите трудовых прав и законных интересов работников. По инициативе городской трехсторонней комиссии проведена информационно-разъяснительная работа среди горожан по вопросам, связанным с процессами, происходящими на рынке труда. Для работодателей сферы малого и среднего предпринимательства, председателей профсоюзных комитетов был проведен семинар на тему «Вопросы соблюдения трудового законодательства при проведении антикризисных мероприятий». В семинаре приняли участие представители центра занятости, органов Прокуратуры, судов.

       В 2008 году на предприятиях города согласно КД и отраслевым соглашениям сохранялись  социальные гарантии работающим пенсионерам, продолжалась выплата пособий при рождении ребенка, оказывается материальная поддержка молодым семьям, ветеранам.

       На  Федеральном уровне образованна  постоянно действующая Российская трехсторонняя комиссия по регулированию  социально-трудовых отношений. Основным актом, регулирующим ее деятельность, является ФЗ «О Российской трехсторонней  комиссии по регулированию социально-трудовых отношений». Сторонами в комиссии выступают общероссийские объединения  профессиональных союзов, общероссийские объединения работодателей и  Правительство РФ. В состав комиссии входит по одному представителю от каждого общероссийского объединения  профессиональных союзов, общероссийского  объединения работодателей, которые  зарегистрированы в определенном порядке, а также представители Правительства  РФ. Число членов комиссии от каждой из сторон не может превышать 30 человек. Организует деятельность комиссии, председательствует на ее заседаниях Координатор Комиссии. Он назначается Президентом РФ и  не является членом комиссии. В задачи координатора комиссии также входит: утверждение рабочих групп, подписание Регламента Комиссии, планов работы и  решений, руководство Секретариатом.

       Основная  цель этого органа – согласование социально-экономических интересов  Правительства РФ, общероссийских объединений  профсоюзов и общероссийских объединений  работодателей.

       Основными задачами Комиссии являются: ведение коллективных переговоров и подготовка генерального соглашения между общероссийскими объединениями профессиональных союзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством РФ; содействие договорному регулированию социально-трудовых отношений на федеральном уровне; рассмотрение по инициативе сторон вопросов, возникших в ходе выполнения генерального соглашения; распространение опыта социального партнерства; изучение международного опыта.

       Решение Комиссии считается принятым, если за него проголосовали все три  стороны. Порядок принятия решения  каждой стороной определяется Регламентом  Комиссии.

       На  региональном уровне создаются постоянно  действующие трехсторонние комиссии по урегулированию социально-трудовых отношений.

       В задачи таких комиссий обычно входят: ведение коллективных переговоров, подготовка проектов региональных соглашений; содействие договорному регулированию социально-трудовых отношений; осуществление контроля над выполнением региональных соглашений, разрешение разногласий, возникших в ходе его выполнения согласование позиций сторон по основным направлениям социально-трудовых отношений распространение опыта социального партнерства.

       Следующим звеном в системе социального  партнерства являются трехсторонние  территориальные комиссии, создаваемые в муниципальных образованиях. Основным направлением деятельности этих комиссий являются разработка, реализация и контроль исполнения трехсторонних соглашений.

       На  отраслевом (межотраслевом) уровне могут  образовываться отраслевые (межотраслевые) комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. Отраслевые (межотраслевые) комиссии могут образовываться как  на федеральном, так и на межрегиональном, региональном уровнях социального  партнерства.

       Комиссии, создаваемые на локальном уровне, включают в себя представителей двух сторон социального партнерства

    6 Участие  работников в управлении организацией 

       Участие работников в управлении организацией - важный элемент политической стабильности в современном рыночном обществе, необходимое условие равноправного  сотрудничества между трудом и капиталом, одна из форм социального партнерства.

       Демократизация  всех сфер жизни поставила вопрос о необходимости партнерских  отношений между работниками  и работодателями на уровне организации, выявления общих целей, объединяющих участников производственных отношений. Однако задача построения таких отношений  осложняется тем, что создаваемые  для реализации прав работников органы и совместно разрабатываемые  процедуры не должны препятствовать развитию производства, снижению конкурентоспособности  организации в сфере свободного рынка. Перекос в сторону интересов  работодателей и их объединений  также опасен, так как ведет  к конфронтации, усилению социальной напряженности и нестабильности в обществе.

       Возможность и даже необходимость участия  работников в управлении организацией базируются на положениях Всеобщей декларации прав человека 1948 года. В ней предусматривается, что каждый человек как член общества имеет право на социальное обеспечение  и на осуществление необходимых  для поддержания его достоинства  и для свободного развития его  личности прав в экономической, социальной и культурной областях через посредство национальных усилий и международного сотрудничества и в соответствии со структурой и ресурсами каждого  государства (ст. 22). Этот общий тезис  преломляется в положение о том, что каждый работник как гражданин  имеет право на свободную реализацию своих способностей, закрепленное в  Конституции РФ, программных документах профсоюзов и т.п.

       Давно отмечен тот факт, что завоевания политической демократии не дают возможности  участвовать в разработке производственных решений, иметь хотя бы информацию о  принимаемых или готовящихся  решениях, затрагивающих интересы работников. Институт участия работников в управлении организацией призван преодолеть существующий разрыв между политической и производственной демократией. Достигнуть этой цели можно  различными путями: признание за работниками  и их представителями права на ведение переговоров с работодателем  относительно условий труда и  защиты интересов работников; привлечение  профессиональных союзов к консультациям  по поводу общих проблем производства как в рамках организации, так  и на отраслевом и национальном уровнях; стимулирование деятельности социальных партнеров, направленной на достижение мира в трудовых отношениях.

       Предоставление  работникам возможности участвовать  в управлении организацией влияет на эффективность работы организации. Приобщая работников прямо или косвенно к принятию управленческих решений, работодатели могут рассчитывать на увеличение объема выпускаемой продукции, улучшение ее качества, на более  рациональное использование рабочей  силы, быстрейшее внедрение новой  техники и технологии.

       С помощью института участия работников в управлении организацией работодатели могут существенно уменьшить  число трудовых конфликтов, оптимизировать отношения между персоналом и  менеджментом компании, что сказывается  на конечных итогах деятельности организации, улучшает взаимоотношения с инвесторами  и пр.

       Право на участие в управлении может  осуществляться каждым работником индивидуально  и коллективом работающих в целом.

       Основные  формы участия работников в управлении организацией:

  1. Учет мнения представительного органа работников в случаях, предусмотренных Трудовым Кодексом и коллективным договором.
  2. Проведение представительным органом работников консультаций с работодателем по вопросам принятия локальных нормативных актов, содержащих нормы трудового права.
  3. Получение от работодателя информации по вопросам, непосредственно  затрагивающим интересы работников.

       Представители работников имеют право получать от работодателя информацию по вопросам:

  1. Реорганизации или ликвидации организации.
  2. Введения технологических изменений, влекущих за собой изменение условий труда работников.
  3. Профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников.
  4. По другим вопросам, предусмотренным Трудовым кодексом, иными Федеральными законами, учредительными документами организации, коллективного договора.

       Представители работников имеют право также  вносить по этим вопросам в органы управления организацией соответствующие  предложения и участвовать в  заседаниях указанных органов при  их рассмотрении.

  1. Обсуждение с работодателем вопросов о работе организации, внесение предложений по ее совершенствованию. Каждый работник вправе обратиться к администрации с предложениями по улучшению производственного процесса, корректировке производственных заданий, по устранению имеющихся недостатков, снижающих эффективность производства и т.д.

       Участие коллектива работников в управлении организацией осуществляется как путем  прямого обращения к работодателю (как правило, по вопросам чисто производственного  характера – выпуска продукции, использования оборудования, исполнения производственных заданий), так и  через представительные органы (по вопросам, касающимся персонала, экономической  и финансовой политики организации, и т.п.).

Информация о работе Социальное партнерство