Социальное партнерство

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2010 в 11:29, курсовая работа

Описание работы

Социальное партнерство, в условиях современной рыночной экономики является одним из самых действенных средств решения обострившихся социально-экономических проблем и регулирования противоречий между наемным трудом, работодателем и государством. Философия социального партнерства выработана методом проб и ошибок в ходе борьбы и многократных согласований интересов наемных работников, предпринимателей и государства.

Расширение договорных начал в сфере регулирования трудовых отношений, повышение роли коллективных договоров и соглашений являются результатом реализации новой политики государства в этой области. Осуществляется переход к договорному регулированию отношений, от «единства интересов» работодателей и работников к поиску взаимоприемлемых условий совместной работы, к социальному партнерству.

Работа содержит 1 файл

диплом (социальное партнерство).DOCX

— 74.34 Кб (Скачать)

       Введение 

       Тема  моей работы - социальное партнерство, выбор которой объясняется тем, что оно является неотъемлемым элементом кадровой политики, являющейся сферой моей будущей деятельности. Его значение в сфере труда более чем актуально, поскольку концепция социального партнерства основана на переговорах, посредничестве, экспертизе, сотрудничестве, консультациях, принятии совместных решений работников и работодателей, что играет важную роль в решении многих проблем социально-трудовой сферы.

       Понятие «социальное партнерство» в российском праве применяется сравнительно недавно. Оно рассматривается исследователями  в качестве метода трудового права  или его элемента, принципа трудового  права, способа разрешения трудовых споров, инструмента регулирования  социально-трудовых отношений, формы  организации взаимодействия работодателей, работников и государства, согласования и обеспечения законных интересов  в сфере социально-трудовых отношений. Из этого можно сделать вывод о том, что выбранная мною тема непосредственно связанна с кадровой политикой – системой управления персоналом, которая определяет философию и принципы, реализуемые руководством в отношении человеческих ресурсов. Нередко при широком понимании кадровой политики необходимо обращать внимание на особенности реализации властных полномочий и стиля руководства. Косвенно это находит свое отражение в философии организации, коллективном договоре и правилах внутреннего распорядка.

       Также, связь этих двух терминов можно объяснить  общностью целей и задач, а именно:

  • Поднятие престижа предприятия;
  • исследование атмосферы внутри предприятия;
  • анализ перспективы развития потенциала в рабочей силе;
  • обобщение и предупреждение причин увольнения с работы;
  • создание сплоченной, ответственной, высокоразвитой и высокопроизводительной рабочей силы.
  • создание благоприятных условий труда, обеспечение возможности продвижения по службе и необходимой степени уверенности в завтрашнем дне.
  • учет интересов всех категорий работников и социальных групп трудового  коллектива.

       Социальное  партнерство, в условиях современной  рыночной экономики является одним  из самых действенных средств  решения обострившихся  социально-экономических проблем и регулирования противоречий  между наемным трудом, работодателем и государством. Философия социального партнерства выработана методом проб и ошибок в ходе борьбы и многократных согласований  интересов наемных работников, предпринимателей и государства.

       Расширение  договорных начал в сфере регулирования  трудовых отношений, повышение роли коллективных договоров и соглашений являются результатом реализации новой  политики государства в этой области. Осуществляется переход к договорному  регулированию отношений, от «единства  интересов» работодателей и работников к поиску взаимоприемлемых условий  совместной работы, к социальному  партнерству.

       Основной  целью данной работы является установление роли социального партнерства в  процессе трудовой деятельности с помощью  таких методов как, анализ теоретического материала, изучение судебной практики.

       Основными задачами работы являются: изучение того, что представляет собой социальное партнерство в сфере труда  и какова его роль  в формировании нормальных социально-трудовых отношений; анализ норм, регулирующих сферу социального партнерства; изучение судебной практики данной сферы. 
 

    1 Философия и этапы развития социального партнерства

       Одним из первых применил понятие  «партнерство»  в сфере социальных отношений  Д. С. Милль. В своем труде «Основы  политической экономики» он подчеркивал, что отношения подчинения между  хозяевами и работниками будут  постепенно вытеснены отношениями  партнерства в одной из двух форм: объединение рабочих с капиталистами  и объединение рабочих между  собой.

       Объективные и субъективные предпосылки социального  партнерства зародились при возникновении  профессиональных и предпринимательских  союзов, когда государство вынужденно было стать арбитром в конфликтах между трудом и капиталом. Однако сам феномен социального партнерства  утвердился под влиянием катастрофических социальных потрясений первой половины 20 века.

       Социальное  партнерство, по мнению французских социологов, означает переход от «конфликтного соперничества» к «конфликтному сотрудничеству». При этом жесткое противостояние работников и работодателей остается, но исключает разрушительные насильственные действия и ведется в рамках добровольной договорной основы.

       В СССР идеи социального партнерства  получили развитие в конце 80-х гг. ХХ в. Важную роль в формировании правовой базы социального партнерства сыграл Указ Президента РФ от 15 ноября 1991 года «О социальном партнерстве и разрешении трудовых споров (конфликтов)», в 1992 г., в соответствии с Указом была создана  Российская трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений (в настоящее время  утратил силу). Дальнейшее развитие социально-партнерские отношения  получили в Законе РФ от 11 марта 1992 года «О коллективных договорах и соглашениях» (в настоящее время утратил  силу) и ФЗ от 1 мая 1999 года «О Российской трехсторонней комиссии по регулированию  социально-трудовых отношений»

       Наконец, 1 февраля 2002 г. вступил в действие Трудовой кодекс РФ, вторая часть которого посвящена социальному партнерству в сфере труда.

       Формирование  системы социального партнерства  натолкнулось на монополизм государства. Главная проблема в деятельности трехсторонней комиссии заключается в том, что профсоюзы и организации предпринимателей фактически не участвуют в выработке стратегий экономических и социальных реформ. Эти стратегии формируются узким кругом лиц, под сильным воздействием отечественных олигархов и международных финансовых организаций. Переговоры, которые впоследствии ведутся в комиссии, ограничены заранее определенными рамками.

       В развитых странах с рыночной экономикой под социальным партнерством понимается постоянный институциональный диалог между наемными работниками и их профсоюзами, с одной стороны, и предпринимателями с их объединениями на различных уровнях – с другой. Диалог смягчает противоречивые  интересы сторон путем выбора взаимоприемлемых решений. Они достигаются как коллективными переговорами, так и участием работников в управлении предприятием через паритетные советы и комитеты.

       В России социальное партнерство отождествляется  с трипартизмом, т.е.  представительство предпринимателей, профсоюзов и государства (правительства) в системе социального партнерства. Западные ученые условно различают два понятия: «Социальное партнерство» и «Трипартизм (трехсторонность)», но при этом второе понятие производно от первого и вступает как бы его высшим проявлением на общегосударственном (национальном) уровне. Российская модель социального партнерства имеет несомненное тяготение к трипартизму с достаточно высокой степенью «включенности» в эти отношения органов государственной власти и  местного самоуправления. Государство выступает, с одной стороны, как собственник ресурсов и крупный работодатель, с другой, как посредник в отношениях различных социальных групп и в этом качестве представляет общество в целом, стремится к достижению согласия всех участников социального партнерства.

       Я считаю, что органы государственной  власти и органы местного самоуправления должны принимать наиболее активное участие в развитии социального  партнерства. Примером может послужить  Губернатор, Правительство Красноярского  края, которые уделяют серьезное  внимание вопросу социального партнерства, поскольку реализация  экономического потенциала не возможна без социальной стабильности в регионе, работая  в тесном контакте с представителями  бизнеса и профессиональных союзов. Эта деятельность осуществляется в  рамках подписанного краевого трехстороннего соглашения по регулированию социально-трудовых отношений на 2008-2010 годы, целевых  программ по поддержке малого и среднего бизнеса.

       Одну  из важных ролей в этом деле играет специализированный журнал о социально-трудовых отношениях «Социальное партнерство. Практика региона», информирующий обо всех событиях в этой сфере. Помогающий эффективно решать практические задачи. Об этом можно говорить по результатам выездных мероприятий и мониторингам, проводимым Союзом промышленников и предпринимателей Красноярского края в городах и районах.

       Журнал  ведет активную работу по повышению  эффективности социально-трудовых отношений, что непременно будет  способствовать  устойчивому развитию бизнеса и конкурентоспособности  наших предприятий, росту производительности труда, безопасности рабочих мест, расширению возможностей профессионального и  карьерного роста, обучения и саморазвития работников, и наконец, повышению  качества и уровня жизни Красноярцев. 
 
 

    2 Общая характеристика социального партнерства

       Такое понятие как «Социальное партнерство» в российском праве применяется  сравнительно недавно. Исследователями  оно рассматривается как метод  трудового права; принцип трудового  права; способ разрешения трудовых споров; инструмент регулирования социально- трудовых отношений; форма организации  взаимодействия работодателей; работников и государства; процедура разграничения, согласования и  обеспечение законных интересов в сфере социально-трудовых отношений.

       В экономической и социальной литературе термин «социальное партнерство» определяется как система взаимоотношений  между работниками (представителями  работников), работодателями (представителями  работодателей), органами государственной  власти, органами местного самоуправления, направленная на обеспечение согласования интересов работников и работодателей  по вопросам регулирования трудовых и иных непосредственно связанных  с ними отношений.   

       По  моему мнению, во власти и в среде  предпринимателей мало представителей, готовых к отношениям на принципах  социального партнерства, поскольку  многие работодатели стремятся к  сокращению уровня и объемов социальных гарантий, и именно поэтому я считаю, что заключение коллективного договора, соглашения и других форм социального  партнерства должно носить обязательный характер.                                                                     

       В настоящее время в понятие  «социальное партнерство» вкладывается следующее содержание:

       1. Согласование между партнерами  распределения доходов и социально-экономической  политики в целом, включая разработку  основных критериев и показателей  социальной справедливости и  мер по защите интересов субъектов  трудовых отношений.

       2. Переговорный характер коллективно-договорного  процесса и урегулирование возникающих  между сторонами противоречий  и разногласий.

       3. Наличие механизмов и институтов, используемых для согласования  интересов социальных партнеров  на различных уровнях.

       4. Участие наемных работников в  управлении предприятием.

       5. Снижение уровня социальных конфликтов (в виде забастовок, локаутов) посредством  разнообразных методов примирения  сторон и судебных процедур1.

       Согласно  ст. 24 ТК РФ основными принципами социального  партнерства являются:

       1. Равноправие сторон;

       2. уважение и учет интересов  сторон;

       3. заинтересованность сторон в  участии в договорных отношениях;

       4. содействие государства в укреплении  и развитии социального партнерства  на демократической основе;

       5. соблюдение сторонами и их  представителями трудового законодательства  и иных нормативных правовых  актов, содержащих нормы трудового  права;

       6. полномочность представителей сторон;

       7. свобода выборов при обсуждении  вопросов, входящих в сферу труда;

       8. добровольность принятия сторонами  на себя обязательств;

       9. реальность обязательств, принимаемых  на себя сторонами;

       10. контроль над выполнением принятых коллективных договоров, соглашений;

       11. ответственность сторон, их представителей за невыполнение по их вине коллективных договоров, соглашений.

       Необходимо  отметить то, что в настоящее время  вышеперечисленные принципы не всегда соблюдаются. Я считаю, что в настоящее время, в условиях глубокого кризиса социально-экономической системы человек не может быть самостоятельной, активной личностью, равноправным партнером – все его устремления направлены на то, чтобы выжить,  обеспечить потребности своей семьи, сохранить рабочее место. Возможности изменить такое положение весьма ограниченны – в частности, в силу того, что экономическая ситуация вынуждает предпринимателей ущемлять права и интересы наемных работников во избежание банкротства, грубо нарушая при этом действующее законодательство.

Информация о работе Социальное партнерство