Социальное партнерство

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2010 в 11:29, курсовая работа

Описание работы

Социальное партнерство, в условиях современной рыночной экономики является одним из самых действенных средств решения обострившихся социально-экономических проблем и регулирования противоречий между наемным трудом, работодателем и государством. Философия социального партнерства выработана методом проб и ошибок в ходе борьбы и многократных согласований интересов наемных работников, предпринимателей и государства.

Расширение договорных начал в сфере регулирования трудовых отношений, повышение роли коллективных договоров и соглашений являются результатом реализации новой политики государства в этой области. Осуществляется переход к договорному регулированию отношений, от «единства интересов» работодателей и работников к поиску взаимоприемлемых условий совместной работы, к социальному партнерству.

Работа содержит 1 файл

диплом (социальное партнерство).DOCX

— 74.34 Кб (Скачать)

       Социальное  партнерство представляет собой  целостную систему. Система социального  партнерства включает следующие  уровни:

    • Федеральный уровень, устанавливающий основы регулирования отношений в сфере труда в Российской Федерации.
    • Межрегиональный уровень, устанавливающий основы регулирования отношений в сфере труда в двух и более субъектах РФ.
    • Региональный уровень, устанавливающий основы регулирования отношений в сфере труда в субъекте Федерации.
    • Отраслевой уровень, устанавливающий основы регулирования отношений в сфере труда в отрасли (отраслях).
    • Территориальный уровень, устанавливающий основы регулирования отношений в сфере труда в муниципальном образовании.
    • Локальный уровень, устанавливающий основы регулирования отношений в сфере труда между работниками и работодателем.
 
 
 
 

    3 Участники социального партнерства

       Сторонами социального партнерства являются работники и работодатели в лице уполномоченных в установленном  порядке представителей.

       Органы  государственной власти и органы местного самоуправления являются сторонами  социального партнерства в случаях, когда они выступают в качестве работодателей, а также в других случаях, предусмотренных трудовым законодательством.

       Представителями работников в социальном партнерстве  могут выступать:

  1. профессиональные союзы и их объединения, иные профсоюзные организации, предусмотренные общероссийских межрегиональных профсоюзов.
  2. Иные представители, избираемые работниками.

       Правовые  основы деятельности профсоюзов, их право  на представительство установлены в ФЗ от 30 декабря 2008 года «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности»

       Профессиональный  союз (профсоюз) – это добровольное общественное объединение граждан, связанных общими производственными, профессиональными интересами по роду их деятельности, создаваемое в целях  представительства и защиты их социально-трудовых прав и интересов. Профсоюзы в  соответствии с законодательством  участвуют в правовом регулировании  социально-трудовых отношениях на всех этапах их развития.

       Интересы  работников при проведении коллективных переговоров, заключении или изменении  коллективного договора, осуществлении  контроля над его выполнением  может представлять первичная профсоюзная  организация. Первичная профсоюзная  организация – это добровольное объединение членов профсоюза, работающих, как правило, в одной организации  независимо от форм собственности и  подчиненности, действующее на основании  положения, принятого им в соответствии с уставом или на основании  общего положения о первичной  профсоюзной организации соответствующего профсоюза.

       При наличии в организации двух или  более первичных профсоюзных  организаций ими создается единый представительный орган для ведения  коллективных переговоров, разработки единого проекта коллективного  договора и его заключения. Формирование единого представительного органа осуществляется на основе принципа пропорционального  представительства в зависимости  от численности членов профсоюза. При  этом представитель должен быть определен  от каждой профсоюзной организации.

       Если  единый представительный орган не создан в течении пяти календарных дней с момента начала коллективных переговоров, то представительство интересов  всех работников организации осуществляет первичная профсоюзная организация, объединяющая более половины работников.

       Если  ни одна из первичных профсоюзных  организации не объединяет более  половины работников, то общее собрание работников тайным голосованием определяет первичную профсоюзную организацию, которой поручается формирование представительного  органа.

       Трудовой  кодекс предусматривает возможность  существования иных представителей работников в случаях, когда:

  1. имеющаяся профсоюзная организация объединяет менее половины работников.
  2. в организации отсутствует первичная профсоюзная организация. В данном случае работники могут поручить представительство своих интересов иному представителю (совет, комиссия, органы общественной самодеятельности и т.д.)

       Порядок выборов, численный состав, полномочия представительного органа устанавливаются  в соответствии с положением о  представительном органе работников либо принимаются на общем собрании работников.

       Необходимо  отметить, что наличие иного представителя  не является препятствием для осуществления  профсоюзной организацией своих  полномочий.

       Отношения профсоюзов, первичных профсоюзных  организации и их органов с  другими представительными органами работников в организации строятся на основе сотрудничества. Профсоюзы имеют право выдвигать своих кандидатов для избрания в иные представительные органы работников в организации.

       Я считаю, что в настоящее время  роль профсоюзных организаций на предприятии значительно возросла, поскольку условия труда работников во многом зависит от активности  профсоюзов и их руководителей.

       Представителями работодателя являются руководитель организации  или уполномоченные им лица. Основанием для представительства могут  быть закон, учредительные документы, устав организации и иные нормативные  правовые акты, а также доверенность, выданная работодателем.

       При проведении коллективных переговоров, заключении или изменении соглашений, разрешений коллективных трудовых споров по поводу их заключения или изменения интересы работодателей представляют соответствующее объединение работодателей. Объединение работодателей – некоммерческая организация, объединяющая на добровольной основе работодателей для представительства интересов и защиты прав своих членов во взаимоотношениях с профсоюзами, органами государственной власти и органами местного самоуправления. Особенности правового положения объединения работодателей устанавливаются ФЗ от 01. 12. 2007 года «Об объединениях работодателей». В соответствии с данным Законом объединение работодателей создается на основании решения его учредителей. Учредителями объединения работодателей могут быть не менее двух работодателей или двух объединений работодателей. Правоспособность объединения работодателей в качестве юридического лица возникает с момента его государственной регистрации.

       Объединения работодателей могут: 

  1. Отстаивать законные интересы и защищать права своих членов во взаимоотношениях с профессиональными союзами, и их объединениями, органами государственной власти, органами местного самоуправления.
  2. Выступать с инициативой проведения коллективных переговоров по подготовке, заключению и изменению соглашений.
  3. Вести коллективные переговоры, заключать на согласованных условиях соглашения с профессиональными союзами и их объединениями.
  4. Вносить в установленном порядке предложения о принятии законов и иных нормативных правовых актов, регулирующих социально-трудовые отношения и связанные с ними экономические отношения и затрагивающих права и законные интересы работодателей, участвовать в их разработке.
  5. Содействовать выполнению членами объединения работодателей обязательств, предусмотренных соглашениями, а также коллективных договоров, заключенных работодателями – членами объединения работодателей.
  6. Осуществлять иные полномочия.

       Представителями работодателей – федеральных  государственных учреждений, государственных  учреждений субъектов Федерации, муниципальных  учреждений и других организаций, финансируемых  из соответствующих бюджетов, при  проведении коллективных переговоров, заключении или изменении соглашений, разрешении коллективных трудовых споров по поводу изменения или заключения соглашений, осуществление контроля за выполнением соглашений также  являются соответствующие Федеральные  органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Федерации, иные государственные органы, органы местного самоуправления2. 
 
 

    4 Регулирование социально-трудовых отношений

       Кризис  экономики вызвал  значительные перемены в сфере социально-трудовых отношений. Политика, проводимая на предприятиях, играет важную роль в определении  условий труда, режима работы, возможностей переподготовки и повышения квалификации и, главное, условий занятости и  оплаты труда. Непоследовательность и  необоснованность этой политики приводит к обострению напряженности в  трудовых коллективах, становится источником конфликтов. Серьезной преградой  конфликтам являются коллективно-договорные отношения между администрацией и трудовыми коллективами, интересы которых представляют профсоюзы. Это по существу сердцевина действенного механизма социального партнерства.

       Основные  формы социального партнерства  закреплены в ст. 27 ТК РФ. Социальное партнерство осуществляется в формах: коллективных переговоров по подготовке проектов коллективных договоров, соглашений и их заключению; взаимных консультаций (переговоров) по вопросам регулирования  трудовых отношений и иных непосредственно  связанных с ними отношений, обеспечения  гарантий трудовых прав работников и  совершенствования трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права; участия работников, их представителей в управлении организаций; участие  представителей работников и работодателей  в досудебном разрешении трудовых споров.

       Не  смотря на то, что основными формами  социального партнерства является заключение коллективных договоров  и соглашений, я считаю, что стороны  социального партнерства должны проявлять более творческий подход к использованию других форм, таких  как:

  1. Проведение предварительного обсуждения проектов законов и иных нормативных правовых актов в области социально-трудовых отношений, федеральных, региональных и местных программ в сфере труда, занятости населения, миграции рабочей силы и социального обеспечения;
  2. Осуществление совместной работы по совершенствованию нормативной правовой базы, обеспечивающей функционирование и развитие системы социального партнерства;
  3. Соблюдение и реализация достигнутых договоренностей между сторонами;
  4. Взаимодействие с транснациональными корпорациями и с организациями с участием иностранного капитала на принципах социального партнерства;
  5. Взаимодействие при регулировании социально-трудовых отношений на всех уровнях социального партнерства и между соответствующими уровнями;
  6. Обеспечение полной и достоверной информацией сторон социального партнерства, а также освещение в средствах массовой информации работы органов социального партнерства.

       4.1  Коллективные переговоры 

       Инициатором коллективных переговоров по разработке, заключению и изменению коллективного  договора вправе выступить любая  из сторон.

       Несмотря  на то, что в большинстве случаев инициатором коллективных переговоров являются работники, и все же КД могут приносить пользу и самим работодателям. Дело в том, что Налоговый кодекс РФ предусматривает несколько вариантов распределения расходов на премирование. Премии можно относить на прибыль, а можно и на себестоимость (как необходимые расходы). Второй вариант выгоден, с тех премий не уплачивается налог. Но это возможно лишь  в том случае, если премии зафиксированы не в текущем документе (приказ, распоряжение), а в трудовом или коллективном договоре. Поскольку трудовой договор необходимо заключать с каждым сотрудником в отдельности и, как правило, он обладает наиболее длительным сроком действия, установленные на год премии для работников быстрее и удобней оформить в КД, Таким же образом можно зафиксировать и другие необходимые расходы. Например, на золотодобывающем предприятии «Многовершинное», входящем в группу Highland Gold Mining Ltd, в КД включены расходы на оплату проезда вахтовых работников.

       КД  может быть выгоден руководителю и тогда, когда он заключается  по инициативе работодателя как один из базовых документов компании. Например, в лесопромышленной корпорации «Илим  Палп Энтерпрайз» КД включает все  важные организационные вопросы, связанные  с отношениями между работниками  и работодателем,- от формирования социального  пакета до условий охраны труда и  трудового распорядка. Единый документ по словам советника генерального директора  по социальным вопросам удобен – не нужно искать и подбирать отдельные  документы, которые бы прояснили необходимость правил деятельности в коллективе3.

       Сторона, получившая письменное уведомление  о начале переговоров от другой стороны, обязана в семидневный срок начать переговоры, направив инициатору проведения коллективных переговоров ответ  с указанием представителей со своей  стороны для участия в работе комиссии по ведению коллективных переговоров. Днем начала коллективных переговоров  является день, следующий за днем получения  инициатором указанного ответа.

       ТК  РФ закрепил определенные гарантии и  компенсации лицам, участвующим  в коллективных переговорах. Во-первых, лица, участвующие в коллективных переговорах освобождаются от основной работы с сохранением среднего заработка  на срок, определяемый соглашением  сторон, но не более трех месяцев. Все  затраты, связанные с участием в  коллективных переговорах, компенсируются в порядке, установленном трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы  трудового права. Оплата услуг экспертов, специалистов и посредников производится приглашающей стороной, если иное не пре6дусмотренно  коллективным договором, соглашением. Во-вторых, представители работников, участвующих в коллективных переговорах, не могут быть подвергнуты дисциплинарному  взысканию, переведены на другую работу или уволены по инициативе работодателя, за исключением случаев расторжения трудового договора за совершение проступка, за который предусмотрено увольнение с работы.

Информация о работе Социальное партнерство