Социальное партнерство в трудовом праве

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2012 в 11:23, реферат

Описание работы

Теорией и практикой давно доказано, что социально-трудовые отношения в социально ориентированной рыночной экономике являются важнейшими для постоянного поступательного развития страны и создания устойчивого политического климата.
В свою очередь, решение социально-экономических проблем должно производиться с учетом уровня социально-трудовых отношений, их правового обеспечения, соответствия целям и задачам социальной политики государства.

Работа содержит 1 файл

Т.П. готов.docx

— 35.82 Кб (Скачать)

Социальное партнерство  в Трудовом праве.

 

Введение.

 

Теорией и практикой давно доказано, что  социально-трудовые отношения в  социально ориентированной рыночной экономике являются важнейшими для  постоянного поступательного развития страны и создания устойчивого политического  климата.

В свою очередь, решение социально-экономических  проблем должно производиться с  учетом уровня социально-трудовых отношений, их правового обеспечения, соответствия целям и задачам социальной политики государства.

Законодательство  является объектом постоянного внимания как со стороны законодателей, так и его потребителей. Всеобщий интерес к трудовому законодательству предопределен необходимостью регулирования взаимоотношений двух участников производственно-трудового процесса: работников и работодателей.

Важнейшим законодательным актом в области  трудового права является Трудовой кодекс Российской Федерации.

Хотелось  бы обратить внимание, что именно в  ТК впервые было закреплено понятие "социальное партнерство". Это, несомненно, должно поднять значимость социально-трудовой сферы, так как процессы, происходящие в данной сфере, формируют экономическую  и политическую стабильность общества, позволяют оценить эффективность  проводимых в стране социально-экономических  преобразований.

В современных  условиях именно социальное партнерство  должно выступить как способ цивилизованного  согласования интересов различных  групп при разрешении возникающих  противоречий и предотвращения конфликтов в социально-трудовой сфере.

Цель - заключается в исследовании социального партнерства как основы регулирования трудовых отношений.

 

1. Социальное партнерство: понятие, становление и правовое обеспечение.

1.1 Понятие социального  партнерства.

 

Тема  социального партнерства для  нашей страны относительно новая, хотя некоторые практические шаги по формированию соответствующих институтов уже  сделаны. Наиболее эффективным способом разрешения споров и конфликтов интересов, вытекающих из объективных противоречий между работниками и работодателями, является социальное партнерство - путь конструктивного сотрудничества на основе достигнутых договоров и  соглашений между работодателями и  профсоюзами. Этот принцип положен  в основу деятельности Международной  организации труда (МОТ), которая  на равноправной основе объединяет представителей государства, работодателей и профсоюзы  большинства стран мира. Повышение эффективности системы социального партнерства в защите социально-экономических и трудовых прав и интересов работников во многом зависит от объединения усилий, солидарности и единства действий всех профсоюзов, профсоюзных органов, членов профсоюзов, расширения поля действия коллективных договоров и соглашений различных форм и уровней, повышения ответственности всех участников соглашения за выполнение принятых обязательств, совершенствование законодательной базы социального партнерства1.

Наиболее  точным и полным является следующее  определение понятия «социальное  партнерство». Социальное партнерство - это цивилизованная форма общественных отношений в социально-трудовой сфере, обеспечивающая согласование и  защиту интересов работников, работодателей (предпринимателей), органов государственной  власти, местного самоуправления путем  заключения договоров, соглашений и  стремления к достижению консенсуса, компромисса по важнейшим направлениям социально-экономического и политического развития.

Социальное  партнерство - это одна из форм взаимодействия институтов государства и гражданского общества, а именно: властных структур, профсоюзов и объединений работодателей, предпринимателей.

Социальное  партнерство - это система отношений  его основных субъектов и институтов по поводу положения, условий, содержания и форм деятельности различных социально-профессиональных групп, общностей, слоев.

Объекты социального партнерства - это реальное социально-экономическое положение  различных социально-профессиональных групп, слоев, общностей; качество и  уровень их жизни с точки зрения социально возможных и социально  гарантированных способов получения  дохода, распределения общественного  богатства в соответствии с мерой  и качеством труда, как реально  осуществляемого в настоящий  момент, так и уже осуществленного  в прошлом. Социальное партнерство  связано с установлением и  воспроизводством социально-допустимой и социально-мотивированной системы  социальных неравенств, обусловленных  разделением труда, различием места  и роли отдельных социальных групп  в общественном производстве и воспроизводстве.

К числу  субъектов трудовых отношений могут  быть отнесены:

1. Со стороны работников:

• профсоюзы, постепенно теряющие свое влияние и не обретшие нового места в системе трудовых отношений;

• общественные организации, возникающие из независимого рабочего движения и не связанные с прежними профсоюзными структурами происхождением и традициями;

• полугосударственные образования, фактически выполняющие роль социальных отделов администрации различных уровней;

• многофункциональные общественные движения наемных работников      

2. Со стороны работодателей:

• директора и руководители государственных предприятий, обретающие в процессе приватизации, акционирования все большую самостоятельность и независимость;

• собственники и управляющие частных предприятий, изначально действовавшие независимо от государственных структур;

• общественно-политические организации хозяйственных руководителей, промышленников и предпринимателей.

3. Со стороны государства:

• общесоциальные и общеполитические органы государственного управления, не вовлеченные непосредственно в производство и прямо не связанные ни с работниками, ни с работодателями, и малоспособные воздействовать на трудовые отношения; хозяйственные министерства и ведомства, уже не несущие непосредственную ответственность за ход производства, но, тем не менее, располагающие данными о реальном положении дел на предприятиях;

• государственные органы, регулирующие рынок труда на макроуровне.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2.    Развитие системы Социального  партнерства.

 

В процессе становления системы социального  партнерства в нашей стране можно  выделить три этапа:

  1. Середина 90-х годов, начало рыночных реформ; Указ Президента РФ № 212 от 15 ноября 1991г. « О социальном партнерстве и разрешении трудовых споров (конфликтов)» появление первых ассоциаций работодателей - РСПП, КСОРР, поиск профсоюзами своей позиции в новых условиях.
  2. Середина 90-х - 2002 г. Расширение законодательной базы социального партнерства, развитие трехстороннего взаимодействия (прежде всего на региональном и отраслевом уровнях), активное формирование региональных объединений работодателей, осознание профсоюзами своей роли в условиях рыночной экономики, активизация их действий.
  3. 2002 г. - по настоящее время. Разработка национальных проектов, это вступление в силу ТК РФ (2002 г.) со специальным разделом II “Социальное партнерство” , а также новой его редакции (2006 г.), формирование многоуровневой системы социального партнерства.2

     Российская модель социального партнерства, основывающаяся на общих закономерностях и принципах, международных правовых нормах регулирования социально-трудовых отношений, рационально использующая мировой опыт, безусловно, имеет свои национальные особенности.

  Во-первых, традиционно значительной остается роль государства в процессе регулирования социально-трудовых отношений, нестандартно и участие в Социальном Партнерстве профессиональных союзов и объединений работодателей.

   Во-вторых, сфера отношений, регулируемых на принципах Социального Партнерства, шире, чем в других странах.

   В-третьих, российская система  отличается особой сложностью (многоуровневый характер, высокая структурированность - шесть уровней, семь видов соглашений).

   В-четвертых, обилие норм сопровождается относительной слабостью законодательного обеспечения и сравнительно небольшим числом ратифицированных конвенций МОТ.

     Если говорить о развитии российской модели, это  предполагает повышение статуса органов социального партнерства на федеральном уровне, развитие межрегионального и территориального уровней взаимодействия, укрупнение отраслевого уровня, сокращение числа отраслевых секторов за счет расширения сфер их влияния.

    На настоящий момент создана законодательная база, регулирующая взаимодействие основных субъектов экономики через систему социального партнерства. Законодательно определено понятие социального партнерства как системы взаимоотношений между работниками, работодателями и органами государственной власти, местного самоуправления.

     В 2006 г. в стране действовало более 50 отраслевых соглашений, сейчас  они требуют дальнейшей серьезной проработки и обсуждения, поскольку, как показывает практика, далеко не во всех из них соблюдаются принципы базовых отраслевых соглашений, касающиеся заработной платы, охраны труда и т.д. В настоящее время действуют лишь три региональных трехсторонних соглашения, обеспечивающих договорное регулирование социально-трудовых отношений в субъектах Федерации. Ключевая роль принадлежит коллективному договору.

    Следует заметить, что на начальном этапе преобразований и профсоюзы оказались не в полной мере готовы к использованию методов и принципов социального партнерства для защиты интересов наемных работников. На осмысление своей роли в регулировании социально-трудовых отношений им потребовалось время. Сегодня они - наиболее заинтересованная и последовательная сторона, инициатор практически всех переговоров по заключению соглашений и коллективных договоров.

              

                   1.3  Правовое обеспечение социального партнерства.

 

Становление системы социального партнерства - достаточно длительный и сложный  процесс. Многие государства десятилетиями  методом проб и ошибок медленными темпами двигались к созданию цельной системы социального  партнерства как одного из важнейших  элементов трудового права.

Процесс формирования системы социального  партнерства в России осложнялся по двум причинам.

Во-первых, отсутствовал опыт использования этой категории в социалистической экономике  и, соответственно, в трудовом законодательстве ввиду полного отрицания коммунистической идеологией необходимости ее применения в управлении.

Во-вторых, высокие темпы ломки старой экономической  парадигмы, ускоренные темпы либерализации  социально-трудовых отношений привели  к ослаблению роли государства в  социально-трудовой сфере и, как  результат, к снижению социальной защищенности российских граждан.

Мировая практика в системе социального  партнерства особое место отводит  государству. С одной стороны, именно государство принимает законы и иные нормативные правовые акты, формирующие правила и процедуры форм социального партнерства, определяет правовое положение его участников, а с другой стороны, оно должно выступать в качестве посредника и гаранта при разрешении различных конфликтов между социальными партнерами.

Кроме того, органы государственной власти и  органы местного самоуправления должны взять на себя функцию распространения наиболее эффективных и результативных форм социального партнерства.

Роль  государственных органов и органов  самоуправления не должна ограничиваться только убеждением работодателей брать  на себя реальные обязательства, согласованные  с собственностью имущества, не ущемляющие интересы государства и находящиеся  в русле социально-экономических  целей и задач государственной  политики. Наконец, государство не должно уходить от выполнения контрольных  функций за осуществлением цивилизованного  социального партнерства на демократической  основе.

Государство, беря на себя самую начальную стадию разработки трудового законодательства, формирует и в ТК закрепляет основные принципы социального партнерства, определяет характер и общую направленность правового регулирования отношений  между субъектами, складывающихся при  осуществлении социального диалога.

В качестве принципов социального партнерства  закрепляются:

- равноправие  сторон;

- уважение  и учет интересов сторон;

- заинтересованность  сторон в участии в договорных  отношениях;

- содействие  государства в укреплении и  развитии социального партнерства  на демократической основе;

- соблюдение  сторонами и их представителями  законов и иных нормативных  правовых актов;

- полномочность  представителей сторон;

- свобода  выбора при обсуждении вопросов, входящих в сферу труда;

- добровольность  принятия на себя сторонами  обязательств;

- реальность  обязательств, принимаемых на себя  сторонами;

- обязательность  исполнения коллективных договоров,  соглашений;

Информация о работе Социальное партнерство в трудовом праве