Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2012 в 11:23, реферат
Теорией и практикой давно доказано, что социально-трудовые отношения в социально ориентированной рыночной экономике являются важнейшими для постоянного поступательного развития страны и создания устойчивого политического климата.
В свою очередь, решение социально-экономических проблем должно производиться с учетом уровня социально-трудовых отношений, их правового обеспечения, соответствия целям и задачам социальной политики государства.
Социальное партнерство в Трудовом праве.
Введение.
Теорией
и практикой давно доказано, что
социально-трудовые отношения в
социально ориентированной
В свою очередь,
решение социально-
Законодательство является объектом постоянного внимания как со стороны законодателей, так и его потребителей. Всеобщий интерес к трудовому законодательству предопределен необходимостью регулирования взаимоотношений двух участников производственно-трудового процесса: работников и работодателей.
Важнейшим
законодательным актом в
Хотелось
бы обратить внимание, что именно в
ТК впервые было закреплено понятие
"социальное партнерство". Это, несомненно,
должно поднять значимость социально-трудовой
сферы, так как процессы, происходящие
в данной сфере, формируют экономическую
и политическую стабильность общества,
позволяют оценить
В современных условиях именно социальное партнерство должно выступить как способ цивилизованного согласования интересов различных групп при разрешении возникающих противоречий и предотвращения конфликтов в социально-трудовой сфере.
Цель - заключается в исследовании социального партнерства как основы регулирования трудовых отношений.
1. Социальное партнерство: понятие, становление и правовое обеспечение.
Тема
социального партнерства для
нашей страны относительно новая, хотя
некоторые практические шаги по формированию
соответствующих институтов уже
сделаны. Наиболее эффективным способом
разрешения споров и конфликтов интересов,
вытекающих из объективных противоречий
между работниками и
Наиболее
точным и полным является следующее
определение понятия «
Социальное партнерство - это одна из форм взаимодействия институтов государства и гражданского общества, а именно: властных структур, профсоюзов и объединений работодателей, предпринимателей.
Социальное партнерство - это система отношений его основных субъектов и институтов по поводу положения, условий, содержания и форм деятельности различных социально-профессиональных групп, общностей, слоев.
Объекты
социального партнерства - это реальное
социально-экономическое
К числу субъектов трудовых отношений могут быть отнесены:
1. Со стороны работников:
• профсоюзы, постепенно теряющие свое влияние и не обретшие нового места в системе трудовых отношений;
• общественные организации, возникающие из независимого рабочего движения и не связанные с прежними профсоюзными структурами происхождением и традициями;
• полугосударственные образования, фактически выполняющие роль социальных отделов администрации различных уровней;
• многофункциональные общественные движения наемных работников
2. Со стороны работодателей:
• директора и руководители государственных предприятий, обретающие в процессе приватизации, акционирования все большую самостоятельность и независимость;
• собственники и управляющие частных предприятий, изначально действовавшие независимо от государственных структур;
• общественно-политические организации хозяйственных руководителей, промышленников и предпринимателей.
3. Со стороны государства:
• общесоциальные и общеполитические органы государственного управления, не вовлеченные непосредственно в производство и прямо не связанные ни с работниками, ни с работодателями, и малоспособные воздействовать на трудовые отношения; хозяйственные министерства и ведомства, уже не несущие непосредственную ответственность за ход производства, но, тем не менее, располагающие данными о реальном положении дел на предприятиях;
• государственные органы, регулирующие рынок труда на макроуровне.
1.2. Развитие системы Социального партнерства.
В процессе
становления системы
Российская модель социального партнерства, основывающаяся на общих закономерностях и принципах, международных правовых нормах регулирования социально-трудовых отношений, рационально использующая мировой опыт, безусловно, имеет свои национальные особенности.
Во-первых, традиционно значительной остается роль государства в процессе регулирования социально-трудовых отношений, нестандартно и участие в Социальном Партнерстве профессиональных союзов и объединений работодателей.
Во-вторых, сфера отношений, регулируемых на принципах Социального Партнерства, шире, чем в других странах.
В-третьих, российская система отличается особой сложностью (многоуровневый характер, высокая структурированность - шесть уровней, семь видов соглашений).
В-четвертых, обилие норм сопровождается относительной слабостью законодательного обеспечения и сравнительно небольшим числом ратифицированных конвенций МОТ.
Если говорить о развитии российской модели, это предполагает повышение статуса органов социального партнерства на федеральном уровне, развитие межрегионального и территориального уровней взаимодействия, укрупнение отраслевого уровня, сокращение числа отраслевых секторов за счет расширения сфер их влияния.
На настоящий момент создана законодательная база, регулирующая взаимодействие основных субъектов экономики через систему социального партнерства. Законодательно определено понятие социального партнерства как системы взаимоотношений между работниками, работодателями и органами государственной власти, местного самоуправления.
В 2006 г. в стране действовало более 50 отраслевых соглашений, сейчас они требуют дальнейшей серьезной проработки и обсуждения, поскольку, как показывает практика, далеко не во всех из них соблюдаются принципы базовых отраслевых соглашений, касающиеся заработной платы, охраны труда и т.д. В настоящее время действуют лишь три региональных трехсторонних соглашения, обеспечивающих договорное регулирование социально-трудовых отношений в субъектах Федерации. Ключевая роль принадлежит коллективному договору.
Следует заметить, что на начальном этапе преобразований и профсоюзы оказались не в полной мере готовы к использованию методов и принципов социального партнерства для защиты интересов наемных работников. На осмысление своей роли в регулировании социально-трудовых отношений им потребовалось время. Сегодня они - наиболее заинтересованная и последовательная сторона, инициатор практически всех переговоров по заключению соглашений и коллективных договоров.
Становление
системы социального
Процесс формирования системы социального партнерства в России осложнялся по двум причинам.
Во-первых,
отсутствовал опыт использования этой
категории в социалистической экономике
и, соответственно, в трудовом законодательстве
ввиду полного отрицания
Во-вторых, высокие темпы ломки старой экономической парадигмы, ускоренные темпы либерализации социально-трудовых отношений привели к ослаблению роли государства в социально-трудовой сфере и, как результат, к снижению социальной защищенности российских граждан.
Мировая практика в системе социального партнерства особое место отводит государству. С одной стороны, именно государство принимает законы и иные нормативные правовые акты, формирующие правила и процедуры форм социального партнерства, определяет правовое положение его участников, а с другой стороны, оно должно выступать в качестве посредника и гаранта при разрешении различных конфликтов между социальными партнерами.
Кроме того, органы государственной власти и органы местного самоуправления должны взять на себя функцию распространения наиболее эффективных и результативных форм социального партнерства.
Роль
государственных органов и
Государство,
беря на себя самую начальную стадию
разработки трудового законодательства,
формирует и в ТК закрепляет основные
принципы социального партнерства,
определяет характер и общую направленность
правового регулирования
В качестве
принципов социального
- равноправие сторон;
- уважение и учет интересов сторон;
- заинтересованность сторон в участии в договорных отношениях;
- содействие
государства в укреплении и
развитии социального
- соблюдение
сторонами и их
- полномочность представителей сторон;
- свобода
выбора при обсуждении
- добровольность принятия на себя сторонами обязательств;
- реальность обязательств, принимаемых на себя сторонами;
- обязательность
исполнения коллективных