Социальное партнерство в трудовом праве

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2012 в 11:23, реферат

Описание работы

Теорией и практикой давно доказано, что социально-трудовые отношения в социально ориентированной рыночной экономике являются важнейшими для постоянного поступательного развития страны и создания устойчивого политического климата.
В свою очередь, решение социально-экономических проблем должно производиться с учетом уровня социально-трудовых отношений, их правового обеспечения, соответствия целям и задачам социальной политики государства.

Работа содержит 1 файл

Т.П. готов.docx

— 35.82 Кб (Скачать)

- контроль  над невыполнением принятых соглашений, коллективных договоров;

- ответственность  сторон, их представителей за  невыполнение по их вине коллективных договоров, соглашений.

Нетрудно  заметить, что ТК в достаточно полной мере учтены мировая практика и опыт МОТ, конвенции и рекомендации которой  предполагают обязательность наличия  в национальном законодательстве норм, регламентирующих социально-трудовые отношения всех взаимодействующих  субъектов хозяйствования.

Важное  значение имеет ст. 27 ТК, закрепляющая конкретные формы социального партнерства в виде:

- коллективных  переговоров по подготовке и  заключению соглашений и коллективных  договоров;

- взаимных  консультаций (переговоров) по вопросам  регулирования трудовых и непосредственно  связанных с ними отношений,  обеспечению гарантий трудовых  прав работников и совершенствованию  законодательства о труде;

- участия  работников, их представителей в  управлении организацией;

- участия  представителей работников и  работодателей в досудебном разрешении  трудовых споров.

Необходимо  заметить, что в ТК закрепляются только известные и довольно часто  используемые формы социального  партнерства. Они являются не только традиционными и достаточными, но в большей степени обязательными, что не должно быть признано окончательным. По всей видимости, они будут видоизменяться, расширяться и дополняться.

Социологические исследования, анализ практики показывают, что формы социального партнерства  гораздо более многообразны, что  и закреплено в ст. 27 ТК, где социальным партнерам предоставляется возможность  использовать и иные формы социального  партнерства.

      Трудовой кодекс не в состоянии установить полный перечень форм участия работников в управлении организацией. Иные формы могут быть закреплены в других актах законодательства, учредительных документах, коллективных договорах и локальных нормативных актах организации.

     Сегодня мировая практика хозяйствования позволяет утверждать, что именно на уровне отдельно взятого хозяйствующего объекта должны быть в полной мере согласованы интересы работодателей и наемных работников в целях обеспечения выигрыша и тех, и других.

Следовательно, социальная организация труда должна стать важной платформой, обеспечивающей цивилизованные социально-трудовые отношения  между всеми субъектами хозяйственной  деятельности и отвечающей долговременному  перспективному развитию человечества.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.  Понятие форм социального партнерства.

 

Упоминание  о формах социального партнерства содержится в ст. 27 ТК.

Формы социального  партнерства - это конкретные виды взаимодействия субъектов социального партнерства  в целях согласованного регулирования  трудовых и иных, непосредственно  связанных с ними отношений, предупреждения и разрешения трудовых споров.

Социальное  партнерство реализуется в следующих  формах:

1) коллективных  переговоров субъектов социального  партнерства по разработке и  заключению коллективных договоров  и соглашений;

2) взаимных  консультаций субъектов социального  партнерства по вопросам регулирования  трудовых и иных, непосредственно  связанных с ними отношений,  обеспечения гарантий трудовых  прав работников и совершенствования  трудового законодательства;

3) участия  работников, их представителей в  управлении организацией;

4) участия  представителей работников и  работодателей в досудебном или внесудебном разрешении трудовых споров;

5) иных  формах, определенных настоящим  кодексом, законом субъекта РФ, коллективным  договором, соглашением или локальным  нормативным актом организации.

      Анализ регионального законодательства о социальном партнерстве позволяет выделить формы, которые дополняют перечень ст. 27 ТК:

- обеспечение  социально ориентированной политики  экономических преобразований, направленной  на стабилизацию и подъем отечественного  производства (закон Калужской области,  ст. 3);

- разработка, принятие и выполнение совместных  решений (закон Московской области,  ст. 5);

- выработка  эффективных методов регулирования  социально-трудовых отношений (закон Новосибирской области, ст. 2);

- совместная  работа сторон в комиссиях  и других органах (Закон Ивановской  области, ст. 4.1; в законе Ленинградской  области (ст. 4) эти органы называются: комитеты, фонды, создаваемые исполнительными  органами государственной власти  и органами местного самоуправления);

- совместная  подготовка и внесение в законодательное  собрание субъекта РФ проектов  законов по социально- трудовым  и экономическим вопросам (закон  Краснодарского края, ст. 5);

- установление  порядка распространения действия  соглашения на работодателей,  не участвующих в заключении данного соглашения, и на организации, не имеющие коллективных договоров, установление порядка присоединения к соглашениям (закон Новосибирской области, ст. 2);

- содействие  в реализации принятых социальных  программ (закон Нижегородской области,  ст. 3).

Основными недостатками рассмотренных вариантов  являются декларативность ряда положений, привязка к органам, их реализующим. Вместе с тем формы, предусмотренные  законодательством субъекта РФ, расширяют  возможности сторон по сравнению  со ст. 27 ТК. Сформулированный в ст. 27 ТК как исчерпывающий перечень форм социального партнерства расширяется  как самим ТК (см., например, ст. 53), так и законами субъектов РФ о  социальном партнерстве, так и практикой. В связи с этим целесообразно  предусмотреть в ТК возможность  расширения перечня, указанного в ст. 27 ТК3.

 

 

 

 

 

3. Роль государства в механизме  социального партнерства.

         Роль государства в функционировании механизма социального партнерства определяется общим характером взаимоотношений государства и гражданского общества в демократически организованном социуме. Государство как политическая организация публичной власти выполняет по отношению к гражданскому обществу две функции: а) осуществляет управление гражданским обществом, в том числе правовое регулирование общественных отношений; б) сотрудничает с институтами гражданского общества в рамках социального партнерства.

В процессе реализации первой функции государство:

- определяет  правовое положение постоянно  действующих трехсторонних органов;

- устанавливает  принципы и правила ведения  коллективных переговоров;

- определяет  легитимных представителей сторон  и их правовой статус;

- закрепляет  принципы и (в определенной  степени) пределы коллективно  - договорного регулирования;

- регламентирует  порядок разрешения коллективных  трудовых споров.

Государственное регулирование коллективно - договорного  процесса (включая разрешение коллективных трудовых споров) имеет целью:

а) упорядочить  отношения социальных партнеров;

б) стимулировать  развитие коллективно - договорного  регулирования;

в) способствовать достижению фактического равенства  партнеров путем установления специальных  гарантий для представителей работников.

К государственным  мерам, направленным на поддержку коллективных переговоров, относятся также законодательное  закрепление минимума трудовых прав работников и участие государственных  органов в разрешении коллективных трудовых споров. Государственный уровень  гарантий выступает базовым для проведения переговоров, служит своего рода точкой отсчета. Существование установленных государством гарантий для работников рассматривается как стимул для их повышения в коллективно - договорных актах.

В России при довольно развитом трудовом законодательстве коллективно - договорное регулирование  активно используется именно для  повышения уровня гарантий трудовых прав, установления льгот и преимуществ. Второй косвенный регулятор, который направлен на достижение сторонами соглашения, - это существование государственной системы разрешения коллективных трудовых споров, возникших в процессе переговоров. В соответствии с действующим законодательством значительную роль в разрешении коллективных трудовых споров играет специальная государственная служба по урегулированию коллективных трудовых споров, основным назначением которой является организация примирительных процедур (ст. 11 Федерального закона "О порядке разрешения коллективных трудовых споров"). Содействие независимой государственной Службы в создании примирительных органов, оказание консультационно-методической помощи, безусловно, вносят свой вклад в достижение взаимоприемлемых соглашений.

Выполнение  второй функции государства - сотрудничество с институтами гражданского общества - происходит путем участия соответствующих  государственных органов в работе трехсторонних органов и заключении соглашений.

 

                   4. Уровни социального партнерства.

 

ТК не содержит определения понятия уровней  социального партнерства, но они  упоминаются в ст. 26 ТК: федеральный, региональный, отраслевой, территориальный (в муниципальном образовании), уровень  организации.

Первый  признак  - территориальный: федеральный (РФ), региональный (субъект РФ), муниципальный (город, район и др.), организация.

 В соответствии с Указом Президента РФ4 функционирует новый - федерально-окружной уровень в системе государственной власти, в 7 федеральных округах назначены представители Президента Р.Ф. Во всех федеральных округах заключены двух- или трехсторонние соглашения, которые подписываются представителями Президента Р.Ф. и (или) объединений работодателей в округе. Основными задачами федерально-окружных соглашений являются формирование единого экономического пространства округа, обеспечение социальных интересов его жителей, трудовых прав работников, развитие социального партнерства и др.

Второй  признак - отраслевой. Отраслевые соглашения заключаются на всех территориальных  уровнях. Кроме того, заключаются  межотраслевые соглашения. На каждом территориальном уровне устанавливаются  основы регулирования отношений  в сфере труда.

В законах  субъектов РФ о социальном партнерстве также определяются уровни социального партнерства: субъекта РФ, отраслевой, межотраслевой, территориальный (район или город), территориально-отраслевой (отрасль района, города), уровень организации, межрегиональный.

Территориальный уровень социального партнерства - это часть территории РФ, определенная в соответствии с ее административно-территориальным делением на основании нормативных правовых актов РФ (Конституции, указов президента, постановлений правительства, уставов субъектов РФ, муниципальных образований и организаций).

Система социального партнерства включает федеральный, федерально-окружной, региональный, территориальные уровни, а также  уровень организации.

На федеральном, региональном и территориальных  уровнях могут заключаться отраслевые (межотраслевые) и профессиональные соглашения, а в организациях - коллективные договоры.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                          

 

 

Заключение.

 

Общая стратегия  развития социального партнерства  в социально-трудовой сфере в  регионах состоит в том, чтобы важнейшие вопросы социальной политики находили свое решение на основе договоренностей между социальными партнерами в рамках действующего законодательства и чтобы накопленный в процессе взаимодействия опыт был использован для дальнейшего развития системы социального партнерства, в том числе совершенствования ее организационно-правового, научно-методического, информационного, кадрового и финансового обеспечения.

Эффективная реализация целей и задач социального  партнерства возможна лишь при условии  создания на уровне городов, районов  и организаций области жизнестойкого  саморазвивающегося механизма взаимодействия профсоюзов и работодателей (предпринимателей) при участии органов местного самоуправления.

На первом этапе органы местного самоуправления с помощью областных объединений  работодателей и профсоюзов, используя  имеющийся опыт партнерских отношений, способствуют формированию на своих  территориях полномочных представительных органов работодателей и наемных  работников.

Успех в  развитии партнерских отношений  во многом зависит от обеспечения  установленного законом порядка  разрешения конфликтных ситуаций и  возникающих трудовых споров.

          Социальное партнерство как самостоятельный институт трудового права имеет свои принципы, которые не противоречат основным принципам правового регулирования трудовых отношений, а развивают их применительно к данному институту.

 

 

 

Список использованных источников и литературы:

 

Информация о работе Социальное партнерство в трудовом праве