Роль трудового права в деятельности юриста

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 11:35, творческая работа

Описание работы

Демократизация общества и реформирование производственных отношений создают возможность осуществление труда в разных его формах, на предприятиях разных форм собственности. Известны две основные формы осуществления труда: частный труд, т.е. труд на самого себя, и труд по найму.
Признание частной собственности на средства производства обусловило легализацию частного предпринимательства (индивидуального предпринимательства), коллективного предпринимательства (простого товарищества, трудового и крестьянского хозяйства), коллективной собственности на средства производства – легализацию кооперативов, хозяйственных товариществ и акционерных обществ.

Содержание

Понятие и предмет трудового права
Понятие и предмет ПСЗ.
Основная роль трудового права.
Трудовое право в деятельности юриста.
Правила приема на работу
Общие положения.
Общие квалификационные требования.
Специальные квалификационные требования.
Правила прохождения тестирования.
Порядок прохождения предварительной стажировки.
Заключительные положения.
Заключение

Работа содержит 1 файл

Творческая работа.docx

— 72.87 Кб (Скачать)

Круг общественных отношений, составляющих предмет трудового  права достаточно широк и сложен.

Центральное место занимают трудовые отношения, которые возникают  между работником и работодателем  в процессе осуществления работником своей трудовой функции. Объектом и основным содержанием трудовых отношений выступает работа, т.е деятельность, связанная с непосредственной реализацией способности граждан к труду.

Трудовые отношения, как предмет трудового права характеризуются следующими особенностями:

- отношения протекают  в условиях внутреннего трудового  распорядка с подчинением работника  регламентированным условиям совместной  деятельности;

- работник включается  в трудовой коллектив конкретной  организации;

- возникновение  трудовых отношения связано с  особым юридическим фактом —  допуском работника к работе  на основании заключенного индивидуального  трудового договора;

- содержание трудовых  отношений сводится к выполнению  строго определенной работы, обусловленной  профессией, специальностью, квалификацией  и должностью работника.

Помимо трудовых отношений  в круг отношений, образующих предмет  трудового права входят отношения, тесно связанные с трудовыми (предшествующие, вытекающие или сопутствующие трудовым). К таким отношениям относятся:

- организационно-управленческие  отношения; 

- отношения по  трудоустройству;

- отношения по  профессиональной подготовке и  повышению квалификации непосредственно  на производстве;

- отношения по  рассмотрению трудовых споров;

- отношения по  надзору и контролю за соблюдением  трудового законодательства.

Роль законов  в регулировании отношений, составляющих предмет трудового права Важнейшим кодифицированным законом в сфере труда является Трудовой Кодекс РК, принятый 15 мая 2007 года. Ныне действующий Трудовой Кодекс РК , несмотря на то, что он имеет некоторые правовые изъяны, содержит большинство правовых институтов трудового права и является законом прямого действия. Существенное значение для правового регулирования отношений в области труда имеют следующие законы:

Закон РК «Об обязательном страховании гражданско - правовой ответственности работодателя за причинение вреда жизни и здоровью работника  при исполнении им трудовых (служебных) обязанностей» от 07.02.2005 г.,

Закон РК «О пенсионном обеспечении  граждан РК» от 20.06.1997 г., Закон  РК «О государственных социальных пособиях по инвалидности, по случаю потери кормильца  и по возрасту в РК» от 16.06.1997 г.,

Закон РК «О специальном  государственном пособии в РК»  от 05.04.1999 г., Закон РК «О государственной  адресной социальной помощи» от 17.07.2001 г. и другие. Как правило, каждый из них посвящен отдельным отношениям, возникающим в сфере труда, и  конкретизирует некоторые общие  положения Трудовой Кодекс РК.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Понятие и предмет ПСЗ.

Социальная защита - это  система, призванная обеспечивать определенный уровень доступа к жизненно необходимым  благам и определенный уровень благосостояния граждан, которые в силу неблагоприятных  обстоятельств (старость, состояние  здоровья, потеря кормильца или работы) не могут быть экономически активными  и обеспечивать себя доходами путем  участия в достойно оплачиваемом труде.

Международная организация  труда, членом которой является Казахстан, определяет систему социальной защиты как комплекс мер, включающий в себя:

- стимулирование стабильной, оплачиваемой трудовой деятельности;

- предотвращение и компенсацию  части доходов в случае возникновения  основных социальных рисков с  помощью механизмов социального  страхования;

- предоставление механизмов  социальной помощи, предназначенной  для уязвимых групп населения,  не являющихся участниками системы  социального страхования;

- доступ граждан к основным  правам и услугам, таким как  образование и медицинская помощь.

Количественные показатели систем социальной защиты в значительной степени определяются уровнем экономического развития, а степень солидарности между лицами, участия государственных  институтов и уровень стимулирования находятся во взаимосвязи с выбранной  социально - экономической моделью.

В силу исторических, культурных, политических и иных факторов в государствах одинакового уровня развития существуют разные степени солидарности в организации  систем социальной защиты и разные степени участия государственных  институтов.

Полная солидарность предполагает отсутствие взаимосвязи между взносом  и выплатой, когда право на получение  зависит не от взноса, а определяется с момента наступления рискового  случая. Финансовая нагрузка ложится  на всех налогоплательщиков, а право  на получение социальной защиты имеют  все граждане. В такой системе  механизмом перераспределения доходов  и единственным источником финансирования является государственный бюджет, а  в качестве регулятора выступает  государство. Системы, основанные на принципе полной солидарности, обычно предоставляют  одинаковый, как правило, минимальный  уровень социальной защиты всем гражданам. При ограниченной солидарности право  на получение выплаты зависит  от взноса человека. Как правило, такая  система финансируется за счет отчислений работников и работодателей, а право  на получение выплат в зависимости  от взноса имеют только те граждане, которые производили отчисления (или за которых они производились  работодателем). Такие системы обычно предоставляют дополнительную защиту определенной группе населения, например, работникам формального сектора или конкретного трудового коллектива. Кроме того, существуют системы, в которых солидарность отсутствует, где каждый гражданин отчисляет персонифицированные взносы, от которых напрямую зависят выплаты при наступлении социальных рисков.

Среди стран с максимальным государственным участием в системе  социальной защиты следует отметить Францию, Италию, Бельгию, Германию, Австрию, Японию. Минимальное участие государства, передача большинства инструментов социальной защиты частному рынку распространено в ряде стран Латинской Америки. В большинстве стран - США, Великобритании, Аргентине, Голландии, Дании, Швеции, Польше, Латвии - используется смешанная система. Как правило, системы с полной солидарностью - государственные, персонифицированные  системы накопительного характера  преимущественно частные, а при  ограниченной солидарности обычно используется смешанная система, предполагающая участие как государственных, так  и частных институтов. Как показывает международный опыт, степень участия  государственных институтов влияет на такие основные показатели, как  охват населения и административные расходы. Более высокие административные расходы на содержание системы социального  страхования - в частных системах, более низкие - в государственных  и смешанных. В государственных  системах обеспечен почти полный охват трудоспособного населения, высок уровень охвата в смешанных  системах, относительно низок в частных  системах.

Системы с полной солидарностью  характеризуется минимальными стимулами, в то время как в системах, основанных на персонификации учета взноса, - стимулы  максимальные. При этом стимулирование стабильной оплачиваемой трудовой деятельности достигается через предоставление дополнительных преимуществ трудящимся и зависит от степени взаимосвязи  между взносом и выплатой.

На основе анализа международного опыта можно сделать вывод, что  наиболее эффективные и комплексные  системы социальной защиты обычно включают в себя следующие основные элементы: 1) государственные пособия; 2) обязательное социальное страхование; 3) накопительное  пенсионное обеспечение; 4) социальную помощь.

Государственные пособия  предназначены для обеспечения  всех граждан гарантированными выплатами  на определенном уровне в случае наступления  обстоятельств, подлежащих социальной защите.

Обязательное социальное страхование, финансируемое за счет отчислений работодателей и работников, предназначено для дополнительной защиты работников формального сектора, которая зависит от уровня взносов  гражданина.

Накопительное пенсионное обеспечение  предназначено для самостоятельного пенсионного обеспечения каждым гражданином.

Социальная помощь предназначена  для предоставления дополнительной защиты отдельным категориям граждан  за счет средств бюджета.

Кроме того, гражданин имеет  право осуществлять добровольное страхование  на случай наступления социальных рисков.

Такая комбинированная система  позволяет сочетать преимущества как  солидарных, так и персонификационных систем.

В Казахстане завершается  переход к рыночной экономике. Изменение  экономических отношений требует  построения адекватной системы социальной защиты.

На начальном этапе  переходного периода государство  было вынуждено заниматься текущими вопросами социальной защиты с учетом влияния новых, неизвестных ранее  экономических факторов: инфляции, бюджетного дефицита, спада производства, увеличения доли неформального сектора  экономики.

Предпринятые шаги в социальной сфере, обусловленные особенностями  переходного периода, носили фрагментарный  характер, являясь скорее ответной реакцией на решения хотя и весьма сложных, но все же текущих проблем, за исключением внедрения накопительной  пенсионной системы и замены натуральных  льгот денежными выплатами.

Несмотря на проведенные  преобразования, в данный момент система  социальной защиты характеризуется  сложностью и недостаточной системностью законодательства, адресностью и  прозрачностью, низкими стимулами  к участию в системе.

Благоприятные изменения  в экономике в последние годы и предпринимаемые меры по обеспечению  устойчивого роста позволяют  перейти к созданию комплексной  системы социальной защиты. В этой связи возникла необходимость в  разработке новой Концепции социальной защиты с учетом приоритетов и  возможностей Казахстана в настоящем  и будущем.

В рамках данной Концепции  не рассматриваются вопросы здравоохранения, которые будут определены отдельным  документом.

 

 

 

 

 

 

  1. Основная роль трудового права

Основная роль трудового  права — урегулирование его нормами поведения людей по их труду на производстве так, чтобы правовое регулирование отвечало задачам производства в данный период его развития, охраняло труд работников, способствовало улучшению условий их труда и быта и, наконец, укрепляло социальное партнерство, согласие, а следовательно, социальный мир. В настоящее время особо актуальны необходимость гражданского мира, взаимоуступок, терпимости и сдержанности не только в сфере труда между работниками и работодателями, но и между всеми слоями общества и всеми тремя ветвями власти. В сфере труда социальный мир призван укреплять социально-партнерские соглашения, коллективные договоры и коллективные переговоры.

Цели, задачи, роль и функции  трудового права тесно взаимосвязаны. Все они отражают интересы общества, государства, а также работников и работодателей.

Основными задачами трудового  законодательства, в соответствии со ст. 1 ТК, являются создание необходимых правовых условий для достижения оптимального согласования интересов сторон трудовых отношений, интересов государства, а также правовое регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений.

Задачи трудового права  — одна из разновидностей социальных задач общества. Эти задачи направлены на достижение целей правового регулирования труда и их осуществление.

Целями трудового законодательства являются установление государственных  гарантий трудовых прав и свобод граждан, создание благоприятных условий труда, защита прав и интересов работников и работодателей. К этому следует добавить — закрепление в законе основных трудовых прав работников и работодателей.

Указанная формулировка Кодекса  закрепляет именно основные цели и задачи всего трудового законодательства Республики Казахстан, т. е. указывает цель применения норм Кодекса и определяет задачи их действия. В то же время в ТК выражены и основные функции трудового права. Каждый институт трудового права имеет свои определенные цели в правовом регулировании, свои задачи. Нормы какого-либо конкретного института трудового права могут выполнять не одну, а две, три функции этой отрасли одновременно. Все трудовое законодательство призвано устанавливать, защищать, охранять трудовые права в первую очередь наиболее слабо экономически защищенной стороны трудовых отношений — работников.

Функции трудового права  — это основные направления воздействия его норм на поведение (сознание, волю) людей в процессе труда для достижения целей и задач трудового законодательства. Конечно, трудовое право выполняет и такие общие для всего российского права функции, как регулятивная и охранительная. Эти функции свойственны почти всем отраслям права, поэтому мы их не рассматриваем. Надо знать, какие специфичные для трудового права функции направлены на достижение целей и задач норм данной отрасли права.

В современный переходный к рынку период можно выделить пять следующих функций трудового  права.

1. Социальная функция.  Она отражается в нормах по  содействию занятости, реализации свободы труда и права на труд и других трудовых прав, в нормах по обеспечению безопасных условий труда, охраны труда, ограничению рабочего времени, меры труда, оплаты труда, компенсаций и т. д.

Информация о работе Роль трудового права в деятельности юриста