Понятие и значение проблемы сиротства в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Марта 2011 в 22:55, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования - исследовать основные проблемы правовой защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

В рамках указанной цели были поставлены следующие задачи:

1. Исследовать правовое регулирование защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

2. Исследовать проблемы функционирования государственной поддержки детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

3. Выявить особенности социально-правовой защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Содержание

Введение 2

1. Социально-экономические проблемы неполных семей 4

2. Особенности социально-правовой защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей 10

2.1 Правовое регулирование защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей 10

2.2 Социально-правовая деятельность социального работника в условиях специальной (коррекционной) школы-интерната 14

2.3 Физиологические и психологические особенности умственно отсталых детей 17

3. Понятие и значение проблемы сиротства в россии 19

заключение 26

список литературы 28

приложение

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ.docx

— 98.78 Кб (Скачать)

    В последние годы отмечается рост диспропорции усыновления внутри России и вне  ее. При уменьшении числа случаев  усыновления детей жителями России резко возрастает число случаев  усыновления российских детей иностранными гражданами. С одной стороны, дети приобретают семью, которая прошла жесткий отбор, но Россия теряет своих  детей, а российские граждане не могут  взять на воспитание ребенка. Такая  ситуация привела к пересмотру и  изменению существующего законодательства в этой сфере. 

    В середине 90-х годов Семейным кодексом вводится новая форма семейного  воспитания детей, оставшихся без попечения  родителей, - приемная семья, которая, по сути, заменяет детские дома семейного  типа. В постановлении Правительства  от 17 июля 1996 года № 829 "О приемной семье" признаны утратившими силу все нормативно-правовые акты, регламентирующие деятельность детских домов семейного  типа, что не позволяло создавать  новые дома. Органам опеки и  попечительства было рекомендовано  заключить с родителями-воспитателями  действующих домов семейного  типа договоры об образовании приемной семьи.

    В 2000 году в России функционировал 61 детский  дом семейного типа против 280 в 1990. Семейные детские дома претерпевают существенные изменения - подчас в них  действуют несколько форм устройства детей: усыновление, семейный детский  дом, приемная семья, опека и, наконец, патронат. Приемные родители не успевали или не желали переоформлять документы  на приемных детей в соответствии с последними требованиями.

    Данные  исследований показывают, что семейные детские дома и приемные семьи  испытывают материальные трудности. В  некоторых регионах пособия на детей  и зарплаты родителям приемных семей  выплачивались с большими задержками.

    В последнее десятилетие в России стала развиваться система патроната. Беспризорный или лишенный родителей  ребенок отдается в семью на воспитание до достижения им 18-летнего возраста, но не усыновляется.

    Устройство  детей в государственные учреждения, такие, как дома ребенка, детские  дома, школы-интернаты, является одной  из традиционных форм. Практически  во всех государственных учреждениях  шло увеличение количества детей (см. таблица 1.2). В системе школ-интернатов для детей с недостатками умственного  или физического развития выросла  доля учреждений для детей-сирот, а  также число детей в них (см. таблица 1.3).

    За  последние 10 лет несколько снизилось  количество домов ребенка, но увеличилось  число воспитывающихся в них  детей (см. таблица 1.3). По соотношению  таких домов и детей в них  можно говорить о разукрупнении  этих учреждений. Тем не менее, до сих  пор в России есть детские дома, в которых воспитывается и  обучается более 100 детей. Такую систему  организации жизни детей никак  нельзя назвать приближенной к семье. Разрушаются родственные связи  между братьями и сестрами, если детей разных возрастов помещают в разные учреждения: брата или  сестру могут перевести в коррекционное  учебное заведение; одного из детей  могут перевести в другое учебное  заведение в качестве наказания  за плохое поведение или учебу. Некоторые  дети называли до восьми мест, где находятся  их братья и сестры, у 12,2% детей брат или сестра воспитываются в другом детском доме или школе-интернате.

    Действующая система устройства и воспитания детей-сирот не могла справиться с их возрастающим количеством. Поэтому  в 90-х годы в России стала развиваться  система приютов. Для оперативного временного предоставления убежища  детям, лишившимся родительского попечения, с 1993 года в каждом субъекте Российской Федерации открываются специализированные учреждения социальной реабилитации детей  и подростков.

    В последние годы появились давно  не практиковавшиеся в России формы  поддержки детей, например, такие  как воспитание мальчиков в армии (по аналогии с "сынами полка" во время  Великой Отечественной войны). Одним  из первых "детский взвод" без  законодательной основы появился в  Нарофоминском гарнизоне, затем  в Кинешме. В 2000 году утверждено Положение, в соответствии с которым в  воинские части в качестве воспитанников  могут быть зачислены мальчики-сироты от 14 до 16 лет, являющиеся гражданами Российской Федерации. Определение ребенка  на воспитание в воинскую часть имеет  добровольный характер и может прерваться при поступлении в военные  или другие учреждения профессионального образования, по достижении воспитанником 18-летнего возраста или по личному заявлению воспитанника.

    Появились и другие инициативы. С 2001 году в  Кузбассе начала работать специализированная школа (кадетский корпус) МЧС. Кроме  того, уже открыт кадетский корпус железнодорожного транспорта) для 10-11 классов - детей-сирот и детей  из малообеспеченных семей. Выпускникам  корпуса гарантирована работа. Они  также получают возможность льготного  поступления в ряд вузов области  или Московскую академию МЧС. Ученики  кадетского корпуса будут находиться на полном государственном обеспечении. Затраты на питание, обучение, специальное  обмундирование и т.д. возьмет на себя областной бюджет.

    В России изучен опыт работы SOS-деревень, и сегодня подобные деревни работают в Томилино (Московская область), в  Орле и Санкт-Петербурге. Воспитатель  в этих деревнях действительно работает "мамой" 24 часа в сутки. Такое  воспитание более приближено к семейному, чем в обычных детских домах, но по достижении 18 лет подросткам приходится навсегда покидать дом (приют), как это  происходит в других государственных  учреждениях.

    Более того, появились приюты при православных церквях и монастырях, однако такое  устройство детей пока еще не подкреплено  специальной законодательной базой.

    Существует  множество возможностей проявить заботу о детях, попавших в тяжелые жизненные  условия – сиротах и детей, оставшихся без попечения родителей. Можно принять небольшое участие  в жизни детей, привезти ставшие  ненужными вещи в детский дом, помочь в благоустройстве детских  учреждений, где сироты живут и  воспитываются, а можно стать  для одного или нескольких таких  деток второй мамой.

    Одной из основных задач социально-демографической  политики России сегодня является сокращение численности детей, воспитывающихся  в интернатных учреждениях. Президент  Российской Федерации В.В.Путин в  своем Послании Федеральному Собранию Российской Федерации 2006 года поручил Правительству Российской Федерации совместно с регионами создать механизм решения задачи сокращения числа детей, находящихся в детских домах и интернатах.

    В настоящее время в России действует  несколько видов устройства детей  в семью: 
Усыновление (удочерение) - принятие в семью ребенка на правах кровного, всеми вытекающими отсюда правами и обязанностями. Является приоритетной формой устройства. Для родителей высшая степень ответственности за судьбу ребенка и его полноценное развитие. Данный вид устройства позволяет ребенку чувствовать себя полноценным членом семьи, за ним сохраняются все отношения и права наследования, в том числе, по выходу из несовершеннолетнего возраста.

    Опека - принятие в дом ребенка на правах воспитуемого. Опека устанавливается  над детьми, не достигшими 14 лет, а  попечительство над детьми от 14 до 18 лет. Опекун имеет практически все  права родителя в вопросах воспитания, обучения, содержания ребенка, и ответственности  за ребенка. Однако органы опеки обязаны  осуществлять регулярный контроль за условиями содержания, воспитания и  образования ребенка. Опека может  быть назначена на определённый срок или без срока.

    Приемная  семья - форма воспитания ребенка (детей) в семье на дому у "приемного  родителя" - воспитателя. Обычно в  приемную семью передают детей, которых  невозможно передать на усыновление  или опеку, в связи с отсутствием  необходимого для этого у ребенка  юридического статуса или не удается  найти ему опекунов или усыновителей. Такая семья заменяет пребывание ребенка в детском доме или  приюте на домашнее воспитание и создается  на основе договора между приемным родителем (родителями) и органами опеки. Срок помещения ребенка в такую  семью определяется договором и  может быть разным. В приемных семьях может воспитываться от одного до 8 детей.

    Патронат - форма воспитания ребенка (детей) в  семье на дому у воспитателя, который  является сотрудником Уполномоченной службы по патронату на договоре. Под  патронат передаются дети, не имеющие  определенного статуса или если их статус не позволяет передать на опеку или усыновление. Патронат форма заменяющая временное содержание в приюте и часто используется как переходная форма к опеке  или усыновлению, после получения  ребенком соответствующего статуса. Срок помещения ребенка под патронат может быть разным, и зависит от ситуации. Ответственность разделена  между патронатным воспитателем, Уполномоченной службой, родителями ребенка  и территориальными органами опеки. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

    Социально-правовая защита детства - одно из направлений  международной и российской государственной  политики, которое обеспечивает детям  в соответствии с их потребностями  нормальные условия для жизни  и развития, образования, охраны здоровья, защиты чести и достоинства, активного  участия во всех сферах жизнедеятельности.

    В России для защиты детей-сирот и  детей, оставшихся без попечения  родителей, создана хорошая нормативная  база. Множество законов, постановлений, указов защищают этих детей. Но обычные  дети-сироты, в отличие от детей-сирот  с отклонениями в развитии, могут  в некоторых ситуациях защитить себя сами, зная свои права и обязанности  намного лучше, чем умственно  отсталые ребята. Поэтому в коррекционных  образовательных учреждениях нужно  проводить занятия с детьми в  игровой форме, чтобы материал, который  пытается донести специалист, был  воспринят более полно.

    Проблемы  детей-сирот, оставшихся без попечения  родителей и воспитывающихся  в условиях детского дома очень обширны. Актуальной является социальная защита детей-сирот в школах интернатах.

    Дети  не получают необходимого развития их личности, позволяющего преодолеть типичный для них социальный и психологический  инфантилизм, подчиняемое, психологически зависимое поведение, что делает их почти беззащитными в отношении  любых асоциальных влияний на них.

    Для улучшения положения детей, оставшихся без попечения родителей, создания благоприятных условий для их развития необходимы меры по пересмотру и комплексной перестройке системы  воспитания и развития детей, воспитывающихся  в условиях традиционных детских  домов и школ-интернатов для сирот  и детей, лишенных родительского  попечения.

    Создаются социальные программы для детей.  

    Комплексная программа "Путевка в жизнь" реализуется при корпоративном содействии социально-ответственных компаний - членов Регионального Союза Благотворителей, Комитета по образованию Волгоградской области и фонда "Достоинство". Предусматривает помощь в трудоустройстве выпускников детских домов, организацию и проведение тренингов социального действия по развитию коммуникативных навыков, формированию позитивных жизненных целей, что позволит способствовать решению проблемы социализации и интеграции в общество данной категории молодых людей. 

    Благотворительная социальная программа "Правовая защита"  
Цель программы: организация бесплатной правовой и юридической помощи детям-сиротам, опекунам детей, многодетным семьям, матерям одиночкам, инвалидам с детства. Программа предусматривает создание Юридического представительства Фонда "Достоинство" с привлечением к работе в нём профессиональных юристов.  

    Благотворительные социальные программы "Поддержка"  
Цель программы: оказание моральной, материальной, правовой и других видов помощи детям-сиротам, воспитанникам детских домов и детям, находящимся на попечении, а также привлечение внимания общественности к проблемам детей-сирот.

    Благотворительная социальная программа "Соучастие"  
Цель программы: оказание психологической, юридической и материальной поддержки бывшим воспитанникам детских домов и школ-интернатов. Программа предусматривает помощь в приобретении специальности и трудоустройстве.

    Благотворительная социальная программа "День рождения - Праздник детства"

Информация о работе Понятие и значение проблемы сиротства в России