Понятие и значение проблемы сиротства в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Марта 2011 в 22:55, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования - исследовать основные проблемы правовой защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

В рамках указанной цели были поставлены следующие задачи:

1. Исследовать правовое регулирование защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

2. Исследовать проблемы функционирования государственной поддержки детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

3. Выявить особенности социально-правовой защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Содержание

Введение 2

1. Социально-экономические проблемы неполных семей 4

2. Особенности социально-правовой защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей 10

2.1 Правовое регулирование защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей 10

2.2 Социально-правовая деятельность социального работника в условиях специальной (коррекционной) школы-интерната 14

2.3 Физиологические и психологические особенности умственно отсталых детей 17

3. Понятие и значение проблемы сиротства в россии 19

заключение 26

список литературы 28

приложение

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ.docx

— 98.78 Кб (Скачать)

    1. Обеспечение сохранности имущества  принадлежащего им;

    2. Охрана их наследственных и  жилищных прав;

    3. Своевременное назначение и получение  пенсий;

    4. Взыскание алиментов с лиц,  обязанных по закону их содержать;

    5. Взыскание причиненных учащимся  убытков, в частности ущерба, причиненного  смертью кормильца.

    Деятельность  социального работника по защите имущественных прав несовершеннолетних носит в основном охранно-защитный характер, то есть вызванный конкретным случаем нарушения прав несовершеннолетних (обращение в соответствующие  инстанции, подача необходимых заявлений  и исков, сбор необходимых документов, привлечение специалистов, участие  в судебных процедурах).

    Ребенок имеет право на собственные доходы, полученные им, полученное им в дар  или в порядке наследства имущество, а также на любое имущество, приобретенное  на его средства. Ребенок не имеет  право собственности на имущество  родителей, а родители не имеют право  собственности на имущество ребенка.

    Несовершеннолетние  в возрасте от 14 до 18 лет совершают  сделки с письменного согласия законного  представителя (попечителя). Сделка, совершенная  таким несовершеннолетним, действительна  также при ее последующем письменном одобрении попечителя. Несовершеннолетние вправе самостоятельно без согласия попечителя распоряжаться своим  заработком или иным доходом, вносить  вклады в кредитные учреждения и  распоряжаться ими, совершать мелкие бытовые сделки и иные сделки. Однако при наличии достаточных оснований  суд по ходатайству попечителя либо органов опеки и попечительства может ограничить или лишить несовершеннолетнего  в возрасте от 14 до 18 лет права  самостоятельно распоряжаться своим  заработком или иными доходами.

    Дети  до 18 лет, независимо от содержания завещания  наследуют не менее двух третей той  доли, которая причиталась бы им при наследовании имущества («обязательная  доля»). Правило об обязательной доле не распространяется на вклад в сберегательном банке, который был завещан кому-либо умершим гражданином.

    Родители  обязаны содержать своих несовершеннолетних детей, в случае, когда родители не предоставляют содержание своим  несовершеннолетним детям, средства на содержание несовершеннолетних детей (алименты) взыскиваются с родителей  в судебном порядке. Сумма взыскивается ежемесячно в размере: на одного ребенка - одной четверти, на двух детей - одной  трети, на троих и более детей - половины заработка и (или) иного  дохода родителей. Размер этих долей  может быть уменьшен или увеличен судом с учетом материального  или семейного положения сторон и иных заслуживающих внимание обстоятельств. Выплата алиментов, взыскиваемых в  судебном порядке, прекращается: по достижению ребенком совершеннолетия, со смертью  лица получающего алименты, или лица, обязанного платить алименты.

    В период пребывания ребенка в школе-интернате, на полном государственном обеспечении, на ребенка назначаются пенсии по инвалидности, пенсии по случаю потери кормильца, специальные пенсии детям-инвалидам в возрасте до 18 лет, социальные пенсии инвалидам с детства, социальные пенсии детям в возрасте до 18 лет, потерявшим одного или обоих родителей. Указанные виды пенсии назначаются ребенку на весь период пребывания на полном государственном обеспечении.

    Пенсионное  дело оформляется на ребенка в  органах социальной защиты, по месту  жительства ребенка, в любое время  после возникновения права на нее без ограничения по каким-либо срокам.

    Жилищное  законодательство Российской Федерации  предусматривает сохранение за детьми права на жилое помещение на весь период их пребывания в государственном  детском учреждении, если в помещении, из которого выбыли дети, остались проживать  другие члены семьи. По окончании  пребывания детей в школе интернате  или завершения ими дальнейшего  образования они возвращаются в  ранее занимаемое жилое помещение  или обеспечиваются жильем по льготной очереди.

    Для совершения сделок в отношении приватизированных  жилых помещений, в которых проживали  несовершеннолетние (независимо от того, являются ли они собственниками, сособственниками или членами семьи собственников), имеющие право пользования данным жилым помещением, требует предварительного разрешения органов опеки и попечительства.

    Средства  от сделок с приватизированными жилыми помещениями, в которых проживали  несовершеннолетние, зачисляются на счет по вкладу на имя несовершеннолетнего  в местном отделении сбербанка. Органы опеки и попечительства, когда  им становится известно о несовершеннолетнем, оставшемся без попечения родителей, обязаны принять меры по сохранности  его имущества, составить его  опись и передать на хранение ответственному лицу.

    Социально-правовая защита прав ребенка  на охрану здоровья

    Забота  о здоровье подопечных - составляющая охранно-защитной функции социального  работника.

    К задачам социального работника  по защите прав ребенка на охрану здоровья можно отнести:

    1. социопсихологическую профилактику  укрепления и охраны здоровья;

    2. реализацию прав ребенка на  здоровье, закрепленных в Конвенции  о правах ребенка, в Федеральном  законе РФ «Об основных гарантиях  прав ребенка в Российской  Федерации» (1998 г);

    3. повышение общего тонуса и  щадящую корректировку индивидуальных  отношений личности.

    Основными требованиями к социально-правовой деятельности в связи с реализацией  задач защиты прав ребенка на охрану здоровья являются следующие:

    1. профессионально-этическая ответственность специалиста за профилактику и охрану физического, психического, социального здоровья личности;
    2. гуманность, проявление обнадеживающего сочувствия и бережного отношения к детям, учет особенностей личности и индивидуальных черт характера, вариантов поведения, нюансов отношения к жизни, учебе и здоровью;
    3. позитивное отношение к личностному росту ребенка, целенаправленность, поощрение в ребенке чувства собственного достоинства в деятельности и отношениях с людьми;
    4. учет возможностей природной и социокультурной среды, конкретного пространства жизнедеятельности;
    5. сопряжение заинтересованных усилий педагогов, врачей, психологов с активностью самого ребенка в становлении его физического, психического, социального здоровья.
    •   Физиологические и психологические особенности умственно отсталых детей
 

    Каждый  ребенок должен знать свои права  и обязанности. Детям, живущим в  школе-интернате, об обязанностях постоянно  напоминают и следят за тем, чтобы  они строго исполнялись, а вот  с правами дело обстоит немного  хуже. Особенно возникают проблемы с детьми из коррекционных учреждений, так как до них не всегда возможно донести информацию об их правах в  обычном виде. Рассмотрим социальное положение: дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, с умственной отсталостью

    Психическое развитие ребенка теснейшим образом  связано с образованием простых  и сложных временных связей. На этой основе уже вскоре после рождения формируются новые, изменчивые и  весьма сложные формы поведения.

    Первая  особенность высшей нервной деятельности всех умственно отсталых - слабость замыкательной функции, коры головного  мозга. Она выражается в том, что  у этой категорий детей с большим  трудом, значительно медленнее, чем  в норме, формируются новые условные связи. Особенно это касается сложных  связей.

    В основе овладения знаниями и необходимыми нормами поведения лежит не только процесс формирования новых связей, но и процесс их видоизменения, уточнения.

    Третья  особенность высшей нервной деятельности всех умственно отсталых детей - склонность к частому охранительному торможению. Она выражается в том, что после  небольшой нагрузки дети впадают  в состояние торможения, которое  может длиться часы, дни, месяцы, а иногда и годы. Пока нервные  клетки коры головного мозга ребенка  находятся в таком состоянии, его умственная работоспособность  оказывается резко сниженной. Понятно, что такое снижение отрицательно влияет и на другие высшие психические  функции. При этих состояниях может  обнаруживаться нарушение соответствия реакции мозга внешней ситуации. Оно выражается в неадекватности поведения, оцепенении.

    Нарушение взаимодействия первой и второй сигнальной систем - следующая особенность высшей нервной деятельности всех умственно  отсталых детей. Это нарушение обусловлено  недоразвитием второй сигнальной системы. Выражается это, в частности, в ослаблении регулирующей функции речи, которая  является важнейшим звеном, обеспечивающим формирование - нравственного облика учащегося.

    Недоразвитие  познавательной деятельности основной признак, симптом умственной отсталости. Нарушения касаются, прежде всего, процессов  непосредственного отражения действительности - ощущений и восприятии. У детей с пораженной нервной системой эти психические процессы формируются замедленно и с большим количеством особенностей и недостатков. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. ПОНЯТИЕ И ЗНАЧЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ СИРОТСТВА В  РОССИИ

    В любом государстве и любом  обществе всегда были, есть и будут  дети-сироты и дети, которые по разным причинам остаются без попечения  родителей. И в этом случае общество и государство берет на себя заботу по развитию и воспитанию таких детей.

    Ребенок, потерявший родителей - это особый, по-настоящему трагический мир. Потребность  иметь семью, отца и мать - одна из сильнейших потребностей ребенка.

    В настоящее время в обыденной  речи и в теоретических исследованиях  широко используются два понятия: сирота (сиротство) и социальный сирота (социальное сиротство).

      Дети-сироты - это дети в возрасте  до 18 лет, у которых умерли оба  или единственный родитель.

    Социальный  сирота - это ребенок, который имеет  биологических родителей, но они  по каким-то причинам не занимаются воспитанием  ребенка и не заботятся о нем. В этом случае заботу о детях берет  на себя общество и государство. Это  и дети, родители которых юридически не лишены родительских прав, но фактически не заботятся о своих детях.

    Постоянное  увеличение числа детей, оставшихся без попечения родителей (в 2001 году в России насчитывалось 426 тысяч  таких детей, к началу 2004 года их количество составило 572,4 тысячи, 2005 - 620,0, 2000 - 639,9) стимулирует поиск новых  форм устройства детей, совершенствование  имеющихся возможностей общества и  государства в воспитании и содержании детей.

    К 2000 году в России было отмечено снижение выявленной численности детей и  подростков, оставшихся без попечения  родителей: 1996 год - 102178, 1988 - 89290, 2000 - 49105 (см. таблица 1.1). Затем шло ежегодное  увеличение числа таких детей: 2001 год - 59154, 2003 - 113296, 2005 - 110930, 2007 - 123204. Численность  детей в России в возрасте до 14 лет все эти годы уменьшалась (с 2000 по 2007 годы на 5 миллионов), а доля детей и подростков, выявленных как  оставшихся без попечения родителей  в составе детского населения, увеличивалась. В 2000 году дети-сироты, физически утратившие кровных родителей, составляли среди всех детей-сирот 9,4%, остальные - социальные сироты. Доля детей, потерявших обоих родителей, в начале 2000-х годов составляла примерно 5% от общей численности детей-сирот, в 2005 году этот показатель в некоторых регионах достигал 25-30%.

    Государство несет ответственность за систему  призрения сирот, но не решает все  вопросы в этой сфере. В последние годы появились новые силы, которые готовы взять или уже взяли на себя значительную часть забот по содержанию детей и стараются увеличить свое влияние на воспитание и обучение, выбор форм устройства детей, а также на контроль и управление. В последние годы в России появились признаки перехода от государственно-общественного устройства детей к государственно-общественно-церковному.

    Наиболее  распространенная форма устройства детей, оставшихся без попечения  родителей, - опека (детей до 14 лет) и  попечительство (детей 14-18 лет). Под  опеку/попечительство детей берут, прежде всего, родственники. Практически  последние десять лет росло число  детей, находящихся под опекой/попечительством (см. таблица 1.1, 1.2). Однако можно сказать  о незначительном росте в 2001 году, а затем - о спаде доли таких  детей среди общего количества учтенных детей-сирот. Это же касается соотношения  выявляемых ежегодно и взятых под  опеку (попечительство), на усыновление  детей-сирот: в 2000 году было взято под  опеку/усыновлено 91% от числа выявленных детей и подростков, оставшихся без  попечения родителей, в 2005 году - 60% (см. таблица 1.1).

Информация о работе Понятие и значение проблемы сиротства в России