Понятие и значение проблемы сиротства в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Марта 2011 в 22:55, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования - исследовать основные проблемы правовой защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

В рамках указанной цели были поставлены следующие задачи:

1. Исследовать правовое регулирование защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

2. Исследовать проблемы функционирования государственной поддержки детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

3. Выявить особенности социально-правовой защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Содержание

Введение 2

1. Социально-экономические проблемы неполных семей 4

2. Особенности социально-правовой защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей 10

2.1 Правовое регулирование защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей 10

2.2 Социально-правовая деятельность социального работника в условиях специальной (коррекционной) школы-интерната 14

2.3 Физиологические и психологические особенности умственно отсталых детей 17

3. Понятие и значение проблемы сиротства в россии 19

заключение 26

список литературы 28

приложение

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ.docx

— 98.78 Кб (Скачать)

      разведенным — боязнь повторить  ошибку;

    овдовевшим  — память по умершему супругу;

      одиноким — отсутствие опыта  семейной жизни, которые, как  правило, очень самостоятельны  и не готовы идти на компромисс.

    Повторный брак приносит душевный комфорт, улучшает материальную сторону жизни, но чаще достигнутое желаемое бывает кратковременным, мешает сравнение с бывшим браком. Иногда происходит «возвратный» брак, когда родители вновь пытаются наладить свою жизнь. Такой брак сохраняет  интересы детей.

    У детей возникает проблема отношения  к отчиму, мачехе. Повторный брак может:

      изменить жизнь детей; 

    вызвать проблему отношений с новым членом семьи, особенно если в семью входит родитель со своим ребенком;

    создать проблему отношений между родителями — проблему рождения общего ребенка;

    обострить проблему отношений родственников  с обеих сторон к повторному браку.

    Проблемы  детей. Дети часто являются свидетелями и участниками семейных событий или обстоятельств психотравмирующего характера (распад семьи, проживание с отчимом, мачехой, жизнь в конфликтной семье, смерть родителей, проблема приходящих родителей). Все это негативно влияет на ребенка, деформирует его психику, нравственное и эмоциональное развитие. Дети чувствуют обиду, угнетенность, собственную вину за распад семьи, у них может развиться чувство собственной неполноценности.

    Чаще  всего развод происходит до 8-летнего  возраста ребенка, когда начинается становление психологической идентификации  ребенка с родителем того же пола, а представление о противоположном поле деформируется.

    Тесные  контакты с родителями, оставшимися  в одиночестве, неудовлетворенность  личной жизнью, которую родитель остро  переживает, негативно влияют на формирование личности ребенка, нарушают формирование у него адекватного представления  о взаимоотношениях между полами. Все это не способствует четкой полоролевой  идентификации ребенка. Отсутствие одного из родителей, а также супружеских  отношений существенно влияет на формирующуюся систему ценностей, в которой центральное место, особенно для подростков, занимают любовные переживания. Они рано начинают половую жизнь, еще до совершеннолетия.

    Дети  из неполной семьи во что бы то ни стало пытаются преодолеть судьбу родителей, с их не сложившейся личной жизнью, что сужает систему ценностей, делая ее однобокой, ведет к неадекватному разрешению любого психологического стресса, например, в виде суицида.

    Дети  перестают общаться с родителями. Отчим, мачеха, как правило, не играют существенной роли в воспитании пасынков. Отношения чаще всего становятся формальными.

    Дети  из неполных семей нуждаются в  психотерапевтической помощи, в помощи социального педагога.

    Проблема  взаимоотношения  детей. В случае рождения в такой семье общего ребенка, может возникнуть проблема отношения пасынков и падчериц к этому ребенку, а также проблема отношения к новой семье родственников с обеих сторон.

    Медицинские проблемы. Неустроенные в семейном положении женщины часто имеют  внебрачную беременность, в 2 раза чаще заканчивающуюся рождением недоношенных детей или детей с низкой массой тела. Каждый 2-й ребенок рождается с аномалией развития, с внутричерепной травмой.

    В последние годы отмечаются неблагоприятные  показатели здоровья, уровень общей  заболеваемости увеличился в 2 раза, чем  в полных семьях, хроническая патология встречается в 3 — 4 раза чаще.

    Социальные  исследования НИИ педиатрии АМН  показали, что 10,5 % женщин после развода  страдают нейропсихическими заболеваниями, особенно те, которые имеют маленьких  детей. Среди разведенных в 2,5 раза больше женщин-инвалидов, чем среди женщин, состоящих в браке.

    Психические травмы при разводе или смерти одного из родителей имеют большое  значение в формировании пограничных  нервно-психических расстройств  у детей.

    Среди причин часто болеющих детей одно из первых мест занимает низкая медицинская  культура и низкая медицинская активность матерей. Женщины не считают, что  развод — психическая травма для  ребенка, не обращают внимание на проявления таких неврозов у детей. 
 
 
 
 
 
 

  1. ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНО-ПРАВОВОЙ ЗАЩИТЫ ДЕТЕЙ-СИРОТ  И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ  РОДИТЕЛЕЙ
    1. Правовое  регулирование защиты детей-сирот  и детей, оставшихся без попечения  родителей
 

    Государственно-правовая охрана детства - один из важнейших  принципов социальной политики, непосредственно  закрепленных в ст.7, 38, 39 Конституции  РФ. Впервые в Основном законе нашего государства воспитание детей рассматривается  в качестве самостоятельного правового  основания для социального обеспечения  детей (ст.39) в виде предоставления им пенсий, пособий, компенсаций, социального  обслуживания, бесплатного содержания и воспитания в детских интернатных  учреждениях.(ПРИЛОЖЕНИЕ 1).

    В целях решения наиболее острых проблем  детства Указом Президента РФ от 18 августа 1994 г. № 1696 была утверждена Президентская  программа "Дети России". В нее  включены Федеральные целевые программы: "Дети-сироты", "Дети-инвалиды", "Дети Чернобыля" и другие. В  рамках программы "Дети-сироты" предусмотрен комплекс мер для подготовки детей, лишившихся попечения родителей, к  самостоятельной жизни в современном  обществе, безболезненной адаптации  к современной среде жизнедеятельности.

    С 1 марта 1996 г. вступил в силу действующий  ныне Семейный кодекс РФ. С его принятием регулирование семейных отношений, прав и обязанностей детей приведено в соответствие с Конституцией РФ, другими федеральными законами, и, прежде всего,  с новым Гражданским кодексом. Семейный кодекс обогащен положениями Конвенции ООН о правах ребенка и других международных правовых актов, ратифицированных Россией.

    Центральное место в защите интересов детей-сирот  занял Федеральный закон от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной защите интересов  детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" с  последующими изменениями и дополнениями. В соответствии с данным законом детьми-сиротами считаются лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель; дети, оставшиеся без попечения родителей, - это лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения обоих или единственного родителя в связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), находящимися в лечебных учреждениях, объявлением их умершими, отбыванием ими наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений; уклонением родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений. К лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, относятся также и лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения обоих или единственного родителя и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии конституционного права на образование, прав на имущество и жилое помещение, права на труд.

    Согласно  закону Российской Федерации «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот  и детей, оставшихся без попечения  родителей» основной формой устройства таких детей для содержания, воспитания, образования, защиты их прав и интересов  является опека и попечительство.

    Опека - это «форма охраны личных и имущественных  прав недееспособных лиц (детей, лишившихся родителей, душевнобольных)». Под опекой также понимают лица или учреждения, на которые возложено такое наблюдение. Лицо, которому поручена опека, называют опекуном, а его обязательства  опекунством.

    Попечительство - понятие близкое по своему значению к опеке. Попечительство - это форма  защиты личных и имущественных прав несовершеннолетних, то есть под попечение, по сравнению с опекой, попадает большая категория детей.

    Опека устанавливается над детьми, не достигшими возраста 14 лет, попечительство устанавливается  над этой категорией детей в возрасте от 14 до 18 лет.

    С 1 января 2008 года, в соответствии с  Федеральным законом от 29 декабря 2006 года №258-ФЗ «О внесении изменений  в отдельные законодательные  акты Российской Федерации в связи  с совершенствованием разграничения  полномочий», полномочия по опеке и  попечительству, включая полномочия по выявлению и учету детей, оставшихся без попечения родителей и  их устройству, переданы с муниципального уровня на уровень субъектов РФ.

    В апреле 2008 года был впервые принят федеральный закон «Об опеке и попечительстве», который вступит в силу с 1 сентября 2008 года. В связи с его принятием с 1 сентября вступают в силу также изменения в Гражданский кодекс РФ, Семейный Кодекс РФ и ряд других законодательных актов. Закон «Об опеке и попечительстве» отсылает к значительному количеству норм, которые до его вступления в силу должны быть закреплены на уровне Правительства РФ. Эти изменения в значительной степени меняют всю нормативно-правовую базу деятельности по семейному устройству. Более того, еще ряд поправок в семейное законодательство находится в стадии обсуждения. Регионам вновь предстоит работа по приведению своих нормативных актов в соответствие с нормами федерального законодательства.

    Новая нормативно-правовая основа деятельности по семейному устройству, отвечающая современной ситуации, еще только складывается. В силу вступили в 2008 году и закрепили те формы и технологии деятельности, которые, как показала практика, необходимо реализовывать для эффективной организации семейного устройства:

  • Федеральное законодательство в отношении технологий семейного устройства и воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
  • Федеральный закон от 24 апреля 2008 года N 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве» и Федеральный закон от 24 апреля 2008 года N 49-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием федерального закона «Об опеке и попечительстве» внесли ряд корректив в нормативную основу организации деятельности по семейному устройству, которые вступили в силу с 1 сентября 2008 г.

    Проблемы  обеспечения прав детей-сирот и  детей, оставшихся без попечения  родителей носят комплексный  характер и должны решаться взаимосвязано  всеми заинтересованными структурами. Особую роль в этой системе имеет  социальный работник.

    Целями  социальной работы по поддержке и  развитию семейной формы жизнеустройства  детей-сирот являются:

  • Создание и развитие семейной формы жизнеустройства детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей* Создание условий для нормального развития детей-сирот, детей без определенного социального статуса, детей, оставшихся без попечения родителей Основными направлениями деятельности по достижению поставленных целей могут и должны быть:
  • Оказание практической помощи лицам, желающим и имеющим возможность принять в семью осиротевшего ребенка;* Адаптация и внедрение российского и зарубежного опыта семейных форм жизнеустройства;
  • Формирование групп приемных семей для участия в обучающих семинарах по вопросам социально-медицинской, психолого-педагогической реабилитации и адаптации;
  • Оказание информационно-методической помощи приемной семье;
  • Консультирование приемных, социально-неблагополучных семей и семей Проведение всесторонней реабилитации и адаптации детей в приемных семьях;
  • Проведение тренингов по социальной реабилитации биологических родителей из социально-неблагополучных семей и семей группы риска;
  • Социальный патронаж приемных семей и семей группы риска.
    1. Социально-правовая деятельность социального работника  в условиях специальной (коррекционной) школы-интерната
 

    Под защитой имущественных интересов (прав) несовершеннолетних понимается:

Информация о работе Понятие и значение проблемы сиротства в России