Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Марта 2011 в 22:55, курсовая работа
Цель исследования - исследовать основные проблемы правовой защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В рамках указанной цели были поставлены следующие задачи:
1. Исследовать правовое регулирование защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
2. Исследовать проблемы функционирования государственной поддержки детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
3. Выявить особенности социально-правовой защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Введение 2
1. Социально-экономические проблемы неполных семей 4
2. Особенности социально-правовой защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей 10
2.1 Правовое регулирование защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей 10
2.2 Социально-правовая деятельность социального работника в условиях специальной (коррекционной) школы-интерната 14
2.3 Физиологические и психологические особенности умственно отсталых детей 17
3. Понятие и значение проблемы сиротства в россии 19
заключение 26
список литературы 28
приложение
разведенным — боязнь
овдовевшим — память по умершему супругу;
одиноким — отсутствие опыта
семейной жизни, которые, как
правило, очень самостоятельны
и не готовы идти на
Повторный брак приносит душевный комфорт, улучшает материальную сторону жизни, но чаще достигнутое желаемое бывает кратковременным, мешает сравнение с бывшим браком. Иногда происходит «возвратный» брак, когда родители вновь пытаются наладить свою жизнь. Такой брак сохраняет интересы детей.
У детей возникает проблема отношения к отчиму, мачехе. Повторный брак может:
изменить жизнь детей;
вызвать проблему отношений с новым членом семьи, особенно если в семью входит родитель со своим ребенком;
создать проблему отношений между родителями — проблему рождения общего ребенка;
обострить проблему отношений родственников с обеих сторон к повторному браку.
Проблемы детей. Дети часто являются свидетелями и участниками семейных событий или обстоятельств психотравмирующего характера (распад семьи, проживание с отчимом, мачехой, жизнь в конфликтной семье, смерть родителей, проблема приходящих родителей). Все это негативно влияет на ребенка, деформирует его психику, нравственное и эмоциональное развитие. Дети чувствуют обиду, угнетенность, собственную вину за распад семьи, у них может развиться чувство собственной неполноценности.
Чаще
всего развод происходит до 8-летнего
возраста ребенка, когда начинается
становление психологической
Тесные
контакты с родителями, оставшимися
в одиночестве, неудовлетворенность
личной жизнью, которую родитель остро
переживает, негативно влияют на формирование
личности ребенка, нарушают формирование
у него адекватного представления
о взаимоотношениях между полами.
Все это не способствует четкой полоролевой
идентификации ребенка. Отсутствие
одного из родителей, а также супружеских
отношений существенно влияет на
формирующуюся систему
Дети из неполной семьи во что бы то ни стало пытаются преодолеть судьбу родителей, с их не сложившейся личной жизнью, что сужает систему ценностей, делая ее однобокой, ведет к неадекватному разрешению любого психологического стресса, например, в виде суицида.
Дети перестают общаться с родителями. Отчим, мачеха, как правило, не играют существенной роли в воспитании пасынков. Отношения чаще всего становятся формальными.
Дети из неполных семей нуждаются в психотерапевтической помощи, в помощи социального педагога.
Проблема взаимоотношения детей. В случае рождения в такой семье общего ребенка, может возникнуть проблема отношения пасынков и падчериц к этому ребенку, а также проблема отношения к новой семье родственников с обеих сторон.
Медицинские
проблемы. Неустроенные в семейном
положении женщины часто имеют
внебрачную беременность, в 2 раза чаще
заканчивающуюся рождением
В последние годы отмечаются неблагоприятные показатели здоровья, уровень общей заболеваемости увеличился в 2 раза, чем в полных семьях, хроническая патология встречается в 3 — 4 раза чаще.
Социальные
исследования НИИ педиатрии АМН
показали, что 10,5 % женщин после развода
страдают нейропсихическими
Психические
травмы при разводе или смерти
одного из родителей имеют большое
значение в формировании пограничных
нервно-психических
Среди
причин часто болеющих детей одно
из первых мест занимает низкая медицинская
культура и низкая медицинская активность
матерей. Женщины не считают, что
развод — психическая травма для
ребенка, не обращают внимание на проявления
таких неврозов у детей.
Государственно-правовая
охрана детства - один из важнейших
принципов социальной политики, непосредственно
закрепленных в ст.7, 38, 39 Конституции
РФ. Впервые в Основном законе нашего
государства воспитание детей рассматривается
в качестве самостоятельного правового
основания для социального
В
целях решения наиболее острых проблем
детства Указом Президента РФ от 18 августа
1994 г. № 1696 была утверждена Президентская
программа "Дети России". В нее
включены Федеральные целевые программы:
"Дети-сироты", "Дети-инвалиды",
"Дети Чернобыля" и другие. В
рамках программы "Дети-сироты" предусмотрен
комплекс мер для подготовки детей,
лишившихся попечения родителей, к
самостоятельной жизни в
С 1 марта 1996 г. вступил в силу действующий ныне Семейный кодекс РФ. С его принятием регулирование семейных отношений, прав и обязанностей детей приведено в соответствие с Конституцией РФ, другими федеральными законами, и, прежде всего, с новым Гражданским кодексом. Семейный кодекс обогащен положениями Конвенции ООН о правах ребенка и других международных правовых актов, ратифицированных Россией.
Центральное место в защите интересов детей-сирот занял Федеральный закон от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной защите интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" с последующими изменениями и дополнениями. В соответствии с данным законом детьми-сиротами считаются лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель; дети, оставшиеся без попечения родителей, - это лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения обоих или единственного родителя в связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), находящимися в лечебных учреждениях, объявлением их умершими, отбыванием ими наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений; уклонением родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений. К лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, относятся также и лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения обоих или единственного родителя и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии конституционного права на образование, прав на имущество и жилое помещение, права на труд.
Согласно закону Российской Федерации «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» основной формой устройства таких детей для содержания, воспитания, образования, защиты их прав и интересов является опека и попечительство.
Опека
- это «форма охраны личных и имущественных
прав недееспособных лиц (детей, лишившихся
родителей, душевнобольных)». Под опекой
также понимают лица или учреждения,
на которые возложено такое
Попечительство - понятие близкое по своему значению к опеке. Попечительство - это форма защиты личных и имущественных прав несовершеннолетних, то есть под попечение, по сравнению с опекой, попадает большая категория детей.
Опека устанавливается над детьми, не достигшими возраста 14 лет, попечительство устанавливается над этой категорией детей в возрасте от 14 до 18 лет.
С 1 января 2008 года, в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2006 года №258-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий», полномочия по опеке и попечительству, включая полномочия по выявлению и учету детей, оставшихся без попечения родителей и их устройству, переданы с муниципального уровня на уровень субъектов РФ.
В апреле 2008 года был впервые принят федеральный закон «Об опеке и попечительстве», который вступит в силу с 1 сентября 2008 года. В связи с его принятием с 1 сентября вступают в силу также изменения в Гражданский кодекс РФ, Семейный Кодекс РФ и ряд других законодательных актов. Закон «Об опеке и попечительстве» отсылает к значительному количеству норм, которые до его вступления в силу должны быть закреплены на уровне Правительства РФ. Эти изменения в значительной степени меняют всю нормативно-правовую базу деятельности по семейному устройству. Более того, еще ряд поправок в семейное законодательство находится в стадии обсуждения. Регионам вновь предстоит работа по приведению своих нормативных актов в соответствие с нормами федерального законодательства.
Новая нормативно-правовая основа деятельности по семейному устройству, отвечающая современной ситуации, еще только складывается. В силу вступили в 2008 году и закрепили те формы и технологии деятельности, которые, как показала практика, необходимо реализовывать для эффективной организации семейного устройства:
Проблемы
обеспечения прав детей-сирот и
детей, оставшихся без попечения
родителей носят комплексный
характер и должны решаться взаимосвязано
всеми заинтересованными
Целями социальной работы по поддержке и развитию семейной формы жизнеустройства детей-сирот являются:
Под
защитой имущественных
Информация о работе Понятие и значение проблемы сиротства в России