Ответы по трудовому праву

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Сентября 2011 в 09:37, шпаргалка

Описание работы

Ответы на 80 вопросов.

Работа содержит 1 файл

Трудовое_0.doc

— 652.00 Кб (Скачать)

    По  характеру спора все трудовые споры подразделяются на два вида:

    1) споры о применении норм трудового  законодательства, в которых защищается  и восстанавливается нарушенное  право работника или профсоюза  или права коллектива работников;

    2) споры об установлении новых  или изменении существующих социально-экономических условий труда и быта, не урегулированных законодательством, которые могут возникать из трудового правоотношения, – об установлении работнику в локальном порядке новых условий труда (нового срока отпуска по графику отпусков, нового тарифного разряда).

    По  правоотношениям, из которых может  возникнуть спор, все трудовые споры  делятся на:

    1) споры из трудовых правоотношений (их абсолютное большинство);

    2) споры из правоотношений по  трудоустройству (например, не принятого  по брони инвалида или другого лица, с которым работодатель обязан заключить трудовой договор);

    3) споры из правоотношений по  надзору и контролю за соблюдением  трудового законодательства и  правил охраны труда;

    4) споры из правоотношений по  подготовке кадров и повышению квалификации работников на производстве;

    5) споры из правоотношений по  возмещению материального ущерба  работником предприятию;

    6) споры из правоотношений по  возмещению работодателем ущерба  работнику в связи с повреждением  его здоровья на работе или нарушением его права трудиться;

    7) споры из правоотношений профкома  с работодателем по вопросам  труда, быта, культуры;

    8) споры из правоотношений коллектива  работников с работодателем;

    9) споры из социально-партнерских  правоотношений на четырех более  высоких уровнях.

    Классификация трудовых споров по трем указанным  основаниям необходима для того, чтобы  по каждому трудовому спору правильно  определить его подведомственность (индивидуальный это или коллективный спор, о применении трудового законодательства или об установлении новых условий труда, изменении существующих, и из какого правоотношения он возник).

    Причины трудовых споров – это негативные факторы, которые вызывают различную  оценку спорящими сторонами осуществления  субъективного трудового права  или исполнения трудовой обязанности.

    Условия возникновения трудовых споров –  это факторы, которые способствуют большему количеству трудовых споров по одним и тем же вопросам или  значительно обостряют возникший  спор. Но без причин сами условия  не вызывают трудовой спор. 
 

63. Индивидуальные трудовые  споры: подведомственность, порядок рассмотрения, исполнения решений  по индивидуальным трудовым спорам.

    Индивидуальный  трудовой спор - неурегулированные разногласия между работодателем и работником по вопросам применения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, коллективного договора, соглашения, локального нормативного акта, трудового договора (в том числе об установлении или изменении индивидуальных условий труда), о которых заявлено в орган по рассмотрению индивидуальных трудовых споров.

    Статья 382 ТК указывает два юрисдикционных органа, правомочных рассматривать трудовые споры между работником и администрацией (работодателем): комиссия по трудовым спорам (КТС) и суд.

    Если  спор рассматривается первоначально  в КТС, а затем его рассмотрение может быть перенесено в суд (то есть решение КТС обжалуется в суде), такой порядок принято называть общим порядком рассмотрения трудовых споров.

    ПОРЯДОК РАССМОТРЕНИЯ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ТРУДОВЫХ СПОРОВ в ктс

    Комиссии  по трудовым спорам образуются по инициативе работников (представительного органа работников) и (или) работодателя (организации, индивидуального предпринимателя) из равного числа представителей работников и работодателя. Работодатель и представительный орган работников, получившие предложение в письменной форме о создании комиссии по трудовым спорам, обязаны в десятидневный срок направить в комиссию своих представителей. Комиссия по трудовым спорам избирает из своего состава председателя, заместителя председателя и секретаря комиссии.

    Работник  может обратиться в комиссию по трудовым спорам в трехмесячный срок со дня, когда он узнал или должен был  узнать о нарушении своего права. В случае пропуска по уважительным причинам установленного срока комиссия по трудовым спорам может его восстановить и разрешить спор по существу.

    Заявление работника, поступившее в комиссию по трудовым спорам, подлежит обязательной регистрации указанной комиссией. Комиссия обязана рассмотреть спор в течение десяти календарных дней со дня подачи работником заявления. Спор рассматривается в присутствии работника, подавшего заявление, или уполномоченного им представителя. Рассмотрение спора в отсутствие работника или его представителя допускается лишь по письменному заявлению работника. В случае неявки работника или его представителя на заседание указанной комиссии рассмотрение трудового спора откладывается. В случае вторичной неявки работника или его представителя без уважительных причин комиссия может вынести решение о снятии вопроса с рассмотрения, что не лишает работника права подать заявление о рассмотрении трудового спора повторно.

    Заседание комиссии по трудовым спорам считается  правомочным, если на нем присутствует не менее половины членов, представляющих работников, и не менее половины членов, представляющих работодателя. На заседании комиссии по трудовым спорам ведется протокол, который подписывается председателем комиссии или его заместителем и заверяется печатью комиссии.

    Комиссия  по трудовым спорам принимает решение тайным голосованием простым большинством голосов присутствующих на заседании членов комиссии.

    Исполнение  решений по индивидуальным трудовым спорам

    Решение комиссии по трудовым спорам подлежит исполнению в течение трех дней по истечении десяти дней, предусмотренных на обжалование.

    В случае неисполнения решения комиссии по трудовым спорам в установленный  срок указанная комиссия выдает работнику  удостоверение, являющееся исполнительным документом. Работник может обратиться за удостоверением в течение одного месяца со дня принятия решения комиссией по трудовым спорам. Удостоверение не выдается, если работник или работодатель обратился в установленный срок с заявлением о перенесении трудового спора в суд.

    На  основании удостоверения, выданного  комиссией по трудовым спорам и предъявленного не позднее трехмесячного срока со дня его получения, судебный пристав приводит решение комиссии по трудовым спорам в исполнение в принудительном порядке. В случае пропуска работником установленного трехмесячного срока по уважительным причинам комиссия по трудовым спорам, выдавшая удостоверение, может восстановить этот срок. 

    Рассмотрение  индивидуальных трудовых споров в судах

    В судах рассматриваются индивидуальные трудовые споры по заявлениям работника, работодателя или профессионального союза, защищающего интересы работника, когда они не согласны с решением комиссии по трудовым спорам либо когда работник обращается в суд, минуя комиссию по трудовым спорам, а также по заявлению прокурора, если решение комиссии по трудовым спорам не соответствует трудовому законодательству и иным актам, содержащим нормы трудового права.

    Непосредственно в судах рассматриваются индивидуальные трудовые споры по заявлениям:

    - работника - о восстановлении  на работе независимо от оснований прекращения трудового договора, об изменении даты и формулировки причины увольнения, о переводе на другую работу, об оплате за время вынужденного прогула либо о выплате разницы в заработной плате за время выполнения нижеоплачиваемой работы, о неправомерных действиях (бездействии) работодателя при обработке и защите персональных данных работника;

    - работодателя - о возмещении работником  ущерба, причиненного работодателю, если иное не предусмотрено  федеральными законами.

    Непосредственно в судах рассматриваются также индивидуальные трудовые споры: об отказе в приеме на работу; лиц, работающих по трудовому договору у работодателей - физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, и работников религиозных организаций; лиц, считающих, что они подверглись дискриминации.

    Работник  имеет право обратиться в суд  за разрешением индивидуального  трудового спора в течение  трех месяцев со дня, когда он узнал  или должен был узнать о нарушении  своего права, а по спорам об увольнении - в течение одного месяца со дня вручения ему копии приказа об увольнении либо со дня выдачи трудовой книжки. Работодатель имеет право обратиться в суд по спорам о возмещении работником ущерба, причиненного работодателю, в течение одного года со дня обнаружения причиненного ущерба. 
 

64. Коллективные трудовые споры: понятие, этапы, порядок примирительных процедур

    Коллективный  трудовой спор - неурегулированные  разногласия между работниками (их представителями) и работодателями (их представителями) по поводу установления и изменения условий труда (включая заработную плату), заключения, изменения и выполнения коллективных договоров, соглашений, а также в связи с отказом работодателя учесть мнение выборного представительного органа работников при принятии локальных нормативных актов.

    Примирительные процедуры - рассмотрение коллективного трудового спора в целях его разрешения примирительной комиссией, с участием посредника и (или) в трудовом арбитраже.

    День  начала коллективного трудового  спора - день сообщения решения работодателя (его представителя) об отклонении всех или части требований работников (их представителей).

    Порядок разрешения коллективного трудового  спора состоит из следующих последовательных трех или двух этапов примирительных процедур:

    1) рассмотрение спора примирительной  комиссией (обязательный этап);

    2) рассмотрение спора с участием  посредника;

    3) рассмотрение спора трудовым  арбитражем.

    Ни  одна из сторон спора не вправе уклониться от участия в примирительных процедурах. Каждая примирительная процедура проводится в установленные законом сроки.

    Примирительная  комиссия – это орган спорящих сторон, созданный ими в срок до трех рабочих дней с момента начала спора. Ее создание оформляется соответствующим приказом работодателя и решением представителей работников, выделяющим в комиссию представителей сторон на равной правовой основе (в равном количестве и с равными правами). Количественный ее состав устанавливают стороны по соглашению. Стороны не вправе уклоняться от создания примирительной комиссии и участия в ее работе. А если уклоняется одна из сторон (ст. 406 ТК), то коллективный трудовой спор передается на рассмотрение трудового арбитража. Комиссия должна рассмотреть спор в срок до 5 рабочих дней с момента издания приказа о ее создании. В этот срок она может заседать не один раз. Работодатель создает необходимые условия для работы примирительной комиссии.

    Заседания комиссии должны проводиться в полном составе выделенных представителей. Из своего состава комиссия выбирает открытым голосованием председателя и  секретаря, но они должны быть от разных сторон. Процедура разрешения коллективного трудового спора в примирительной комиссии законом не предусмотрена. Решение примирительной комиссии принимается по соглашению сторон на основе переговоров. При этом предложения одной стороны должны совпадать с мнением другой. Принятое соглашение оформляется протоколом, имеет для сторон обязательную силу и исполняется в порядке и сроки, установленные решением комиссии (ст. 402 ТК). При недостижении примирительной комиссией согласия стороны продолжают примирительные процедуры на втором этапе с участием посредника или в трудовом арбитраже (как они договорятся).

Информация о работе Ответы по трудовому праву