Ответы по трудовому праву

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Сентября 2011 в 09:37, шпаргалка

Описание работы

Ответы на 80 вопросов.

Работа содержит 1 файл

Трудовое_0.doc

— 652.00 Кб (Скачать)

    задержка выплаты работнику заработной платы и других выплат, причитающихся работнику (ст. 236). Наступает в случаях, когда заработная плата, оплата отпуска, выплаты при увольнении и другие выплаты, причитающиеся работнику, не выданы ему в установленные сроки. При нарушении работодателем установленных сроков выплаты заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и других выплат, причитающихся работнику, работодатель обязан выплатить их с уплатой процентов (денежной компенсации) в размере не ниже 1/300 действующей в это время ставки рефинансирования ЦБ РФ от невыплаченных в срок сумм за каждый день задержки начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчета включительно. Размер выплачиваемой работнику денежной компенсации может быть повышен коллективным договором или трудовым договором. 

  1. Защита  трудовых прав работников: понятие, способы.

    Основными способами защиты трудовых прав и законных интересов работников согласно ст. 352 ТК являются:

    - самозащита трудовых прав (например  отказ работника выполнять работу  не обусловленную трудовым договором,  или угрожающую его жизни и  здоровью);

    - защита трудовых прав работников  профессиональными союзами;

    - государственный надзор и контроль  за соблюдением трудового законодательства;

    - судебная защита.

    В числе названных способов защиты трудовых прав работников главная роль принадлежит государственному надзору  и контролю за соблюдением трудового законодательства, поскольку этот способ защиты трудовых прав работников позволяет не только восстанавливать нарушенные права, но и предупреждать такие нарушения, а также применять соответствующие меры государственного воздействия к лицам, допустившим нарушение трудовых прав работников.

    К органам, осуществляющим государственный  надзор и контроль за соблюдением  трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, согласно ст. 353 ТК относятся:

    - федеральная инспекция труда;

    - федеральные органы исполнительной  власти по контролю и надзору  в установленной сфере деятельности, осуществляющие государственный  надзор за соблюдением правил  по безопасному ведению работ  в отдельных отраслях и на  некоторых объектах промышленности;

    - федеральные органы исполнительной  власти, органы исполнительной власти  субъектов РФ и органы местного  самоуправления, наделенные функциями  внутриведомственного государственного  контроля в подведомственных  организациях;

    - Генеральный прокурор РФ и подчиненные ему прокуроры.  

  1. Государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства.

    К органам, осуществляющим государственный  надзор и контроль за соблюдением  трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, согласно ст. 353 ТК относятся:

    - Федеральная инспекция труда — единая централизованная система, состоящая из федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на проведение государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, и его территориальных органов. Федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на проведение указанного надзора и контроля, является Федеральная служба по труду и занятости (Роструд). Руководство деятельностью федеральной инспекции труда осуществляет главный государственный инспектор труда, непосредственную деятельность на всей территории осуществляют гос.инспекторы труда. Они имеют право:

  1. беспрепятственно в любое время суток при наличии удостоверений установленного образца посещать в целях проведения инспекции организации всех организационно-правовых форм и форм собственности;
  2. предъявлять работодателям (их представителям) предписания об устранении нарушений законодательства о труде и охране труда, о восстановлении нарушенных прав граждан;
  3. направлять в суды при наличии заключений государственной экспертизы условий труда требования о ликвидации организаций или прекращении деятельности их структурных подразделений вследствие нарушения требований охраны труда;
 

    - Федеральные органы исполнительной  власти по контролю и надзору  в установленной сфере деятельности, осуществляющие государственный  надзор за соблюдением правил  по безопасному ведению работ  в отдельных отраслях и на некоторых объектах промышленности - осуществляет Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор). Он осуществляет лицензирование разнообразной деятельности в контролируемой сфере, выдает разрешение на применение конкретных видов (типов) технических устройств на опасных производственных объектах, проводит проверки (инспекции) соблюдения юридическими и физическими лицами требований законодательства РФ, нормативных правовых актов, норм и правил в установленной сфере деятельности. Ростехнадзор имеет право проводить в пределах своей компетенции необходимые расследования и применять предусмотренные законодательством меры ограничительного, предупредительного и профилактического характера, направленные на недопущение и (или) пресечение нарушений юридическими лицами и гражданами обязательных требований в установленной сфере деятельности, а также меры по ликвидации последствий указанных нарушений;

    - федеральные органы исполнительной  власти, органы исполнительной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления, наделенные функциями внутриведомственного государственного контроля в подведомственных организациях - такой контроль осуществляют федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления в подведомственных им организациях в порядке и на условиях, определяемых федеральными законами и законами субъектов РФ (ч. 3 ст. 353 ТК);

    - Генеральный прокурор РФ и  подчиненные ему прокуроры - осуществляют государственный надзор за точным и единообразным исполнением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов о труде.

    Государственная защита трудовых прав работников при  осуществлении указанными органами государственного надзора и контроля обеспечивается путем предупреждения и пресечения нарушений трудового законодательства и требований охраны труда, а также путем принятия мер по восстановлению нарушенных трудовых прав работников и привлечению к ответственности должностных лиц, допустивших соответствующие правонарушения. 

  1. Защита  трудовых прав работников профессиональными союзами.

    Профессиональные  союзы — это добровольные общественные объединения граждан, связанных общими производственными, профессиональными интересами по роду их деятельности, создаваемые в целях представительства и защиты их социально-трудовых прав и интересов. Все профсоюзы пользуются равными правами (п. 1 ст. 2 Закона о профсоюзах).

    Наделены  правом представлять и защищать права  и интересы работников по вопросам индивидуальных трудовых и связанных с трудом отношений; вести коллективные переговоры и заключать коллективные договоры и соглашения; участвовать в установленном порядке в определении работодателем систем оплаты труда, форм материального поощрения и норм труда; добиваться улучшения условий и охраны труда; участвовать в урегулировании коллективных трудовых споров; и т.д.

    На  уровне организаций профсоюзный  контроль осуществляется уполномоченными  профсоюзного комитета по охране труда, избираемыми на общем собрании работников структурного подразделения.

    Правовые  и технические инспекции труда  профсоюзов создаются общероссийскими  профессиональными союзами и  их объединениями и действуют  в соответствии с положениями, утверждаемыми  этими профсоюзами и их объединениями. Помимо этого, правовые и технические инспекции труда могут создаваться межрегиональными, а также территориальными объединениями организаций профсоюзов, действующими на территориях субъектов РФ.

    Профсоюзные инспекторы труда в установленном  порядке имеют право беспрепятственно посещать организации независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, в которых работают члены данного профсоюза или профсоюзов, входящих в объединение, для проведения проверок соблюдения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, законодательства о профессиональных союзах, а также выполнения условий коллективного договора, соглашения.

    Профсоюзные инспекторы труда имеют право:

    - осуществлять контроль за соблюдением  работодателями тр. зак-ва и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;

    - проводить независимую экспертизу  условий труда и обеспечения  безопасности работников организации;

    - принимать участие в расследовании  несчастных случаев на производстве  и профессиональных заболеваний;

    - получать информацию от руководителей  и иных должностных лиц организаций  о состоянии условий и охраны  труда, а также о всех несчастных  случаях на производстве и  профессиональных заболеваниях;

    - защищать права и интересы  членов профессионального союза по вопросам возмещения вреда, причиненного их здоровью на производстве (работе);

    - предъявлять работодателям требования  о приостановке работ в случаях  непосредственной угрозы жизни  и здоровью работников до принятия  окончательного решения Федеральной инспекцией труда;

    - направлять работодателям представления  об устранении выявленных нарушений  законов и иных нормативных  правовых актов, содержащих нормы  трудового права, обязательные  для рассмотрения;

    - принимать участие в рассмотрении трудовых споров, связанных с нарушением законодательства об охране труда, обязательств, предусмотренных коллективными договорами и соглашениями, а также с изменениями условий труда.

    Профессиональные  союзы, их инспекции труда при  осуществлении указанных полномочий взаимодействуют с государственными органами надзора и контроля за соблюдением законов и иных актов, содержащих нормы трудового права.

    В случаях выявления нарушений, угрожающих жизни и здоровью работников, профсоюзные  органы в организациях и профсоюзные инспекторы труда вправе потребовать от работодателя немедленного устранения этих нарушений и одновременно обратиться в федеральную инспекцию труда для принятия неотложных мер.

    При невыполнении требований по устранению нарушений, особенно в случаях появления непосредственной угрозы жизни и здоровью работников, профсоюзные органы и профсоюзные инспекторы труда вправе требовать от работодателя, органа управления организацией, должностного лица приостановления работ впредь до принятия окончательного решения федеральной инспекцией труда. Работодатель, должностное лицо за неустранение нарушений несут ответственность, предусмотренную законодательством (п. 3 и 4 ст. 20 Закона о профсоюзах).

    Работодатель  обязан создавать необходимые условия  для осуществления деятельности профсоюзов, в том числе по контролю в сфере охраны труда. 
 

62. Трудовые споры:  понятие, виды, причины

    трудовыми спорами называются поступившие  на разрешение юрисдикционного органа разногласия субъектов трудового  права по вопросам применения трудового законодательства или об установлении в партнерском порядке новых условии труда. Это понятие показывает отличие трудовых споров от разногласий, решаемых самими спорящими сторонами, и указывает, что трудовые споры возникают не только из трудового правоотношения, но и из иных непосредственно связанных с ним правоотношений, в том числе из правоотношений коллективного организационно-управленческого характера.

    Все трудовые споры можно классифицировать по трем основаниям: по спорящему субъекту, по характеру спора, по виду спорного правоотношения.

    По  спорящему субъекту все трудовые споры делятся на индивидуальные и коллективные. В индивидуальных спорах оспариваются и защищаются субъективные права конкретного работника, его  законный интерес, в коллективных спорах – права, полномочия и интересы всего трудового коллектива (или его части), права профкома как представителя работников данного производства по вопросам труда, быта, культуры. В коллективных спорах, защищаются и права трудовых коллективов, их жизненные интересы от волевого диктата административно-управленческого аппарата, в том числе министерства, ведомства как вышестоящего органа управления данным трудовым коллективом. Коллективные споры могут возникнуть из трех правоотношений: работников организации с работодателем, его администрацией, включая и вышестоящий орган управления; профкома с администрацией; появившихся в последние годы социально-партнерских правоотношений представителей работников и работодателей с участием органов власти на федеральном, региональном, отраслевом и территориальном уровне. Поэтому коллективные споры делятся по субъекту на споры коллектива работников организации с работодателем и споры профкома с работодателем, а также споры по партнерским соглашениям.

Информация о работе Ответы по трудовому праву