Лекции по "Трудовому праву"

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2012 в 16:25, лекция

Описание работы

Субъекты трудового права: Понятие и классификация субъектов трудового права; Правовой статус работника в трудовом праве; Правовой статус работодателя и представителя работодателя; Правовой статус профсоюзных организаций ....

Работа содержит 1 файл

лекции ТРУДОВОЕ ПРАВО.doc

— 251.00 Кб (Скачать)

По общему правилу  каждый период выплаты пособия по безработице не может превышать 12 месяцев в суммарном исчислении в течение 18 календарных месяцев.

Для отдельных категорий  работников установлены иные периоды  выплаты пособия по безработице.

Безработные граждане, не трудоустроенные по истечении первого периода выплаты пособия по безработице, имеют право на повторное получение пособия по безработице. Общий период выплаты пособия по безработице гражданину не может превышать 24 календарных месяца в суммарном исчислении в течение 36 календарных месяцев.

 Пособие  по безработице выплачивается  ежемесячно при условии прохождения  безработным перерегистрации в  установленные органами службы  занятости сроки, но не более  двух раз в месяц.

Кроме того, закон  о занятости устанавливает возможность  продления выплаты пособия по безработице и досрочный выход на пенсию лицам предпенсионного возраста.

Профессиональная  подготовка, переподготовка и повышение  квалификации безработных граждан.

Следует отметить, что профессиональное обучение по направлению  органов службы занятости могут пройти не все безработные граждане, а только те из них, которые отвечают одному из условий, указанных в статье 23 Закона о занятости.

 В соответствии  с указанной статьей профессиональное  обучение, повышение квалификации  и переподготовка безработных граждан может осуществляться по направлению органов службы занятости, если:

- невозможно  подобрать подходящую работу  из-за отсутствия у гражданина  необходимой профессиональной квалификации;

- гражданин  не имеет профессии (специальности);

- необходимо  изменить профессию (специальность,  род занятий) в связи с отсутствием  работы, отвечающей имеющимся у  гражданина профессиональным навыкам;

- гражданином  утрачена способность к выполнению  работы по прежней профессии  (специальности).

Прохождение профессионального обучения, повышение квалификации и переподготовка безработных граждан является правом безработного гражданина.

В соответствии со статьей 28 Закона о занятости  безработным гражданам в период обучения выплачивается стипендия, размер которой дифференцирован для различных категорий.

Гражданам, направленным органами службы занятости на профессиональную подготовку, переподготовку и повышение  квалификации, стипендия начисляется  с первого дня их обучения.

В случае неуспеваемости или нерегулярного посещения занятий без уважительной причины размер стипендии может быть уменьшен на 25 %, либо ее выплата может быть приостановлена на срок до одного месяца.

Организация общественных работ

Под общественными  работами понимается трудовая деятельность, имеющая социально полезную направленность и организуемая в качестве дополнительной социальной поддержки граждан, ищущих работу.

К общественным работам не относится  деятельность, связанная с необходимостью срочной ликвидации последствий  аварий, стихийных бедствий, катастроф и других чрезвычайных ситуаций и требующая специальной подготовки работников, а также их квалифицированных и ответственных действий в кратчайшие сроки.

И, напротив, к  общественным работам, в частности, могут относиться: строительство  автомобильных дорог, их ремонт и содержание, прокладка водопроводных, газовых, канализационных и других коммуникаций; заготовка, переработка и хранение сельскохозяйственной продукции; транспорта, работа организаций связи; эксплуатация жилищно-коммунального хозяйства и бытовое обслуживание населения; озеленение и благоустройство территорий, развитие лесопаркового хозяйства, зон отдыха и туризма; обеспечение оздоровления и отдыха детей в период каникул, обслуживание санаторно-курортных зон; организация сбора и переработки вторичного сырья и отходов; проведение мероприятий общественно-культурного назначения (перепись населения, спортивные соревнования, фестивали и др.

Данный перечень не является исчерпывающим, поскольку  общественные работы могут быть организованы в других доступных видах трудовой деятельности.

Органы службы занятости организуют в целях  обеспечения временной занятости  населения проведение оплачиваемых общественных работ. Органы местного самоуправления вправе участвовать в организации  и финансировании проведения общественных работ для граждан, испытывающих трудности в поиске работы, а также временной занятости несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет.

Безработные граждане имеют преимущественное право при  направлении на общественные работы, причем в первую очередь направления получают безработные, не получающие пособие, а также безработные, состоящие на учете в органах службы занятости свыше 6 месяцев. Направить гражданина для участия в общественных работах можно только с его согласия. При этом учитываются состояние здоровья, возрастные, профессиональные и другие индивидуальные особенности граждан.

С лицами, желающими  принять участие в общественных работах, работодатель заключает срочный  трудовой договор. На граждан, занятых  на общественных работах, распространяется законодательство Российской Федерации о труде и социальном страховании. При устройстве гражданина на постоянную или временную работу указанный срочный договор может быть им расторгнут досрочно.

Общественные  работы финансируются за счет средств организаций, в которых организуются эти работы.

Квотирование  рабочих мест

КВОТА - минимальное  количество рабочих мест (в процентах  от среднесписочной численности  работников организаций) для приёма на работу граждан, особо нуждающихся  в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы, которых работодатель обязан трудоустроить в данной организации. 

Федеральный Закон  Российской Федерации от 24 ноября 1995 № 181-ФЗ  «О социальной защите инвалидов  в Российской Федерации»15  устанавливает правила квотирования для инвалидов.

Согласно статье 21 указанного закона организациям, численность  работников которых составляет более 100 человек, законодательством субъекта Российской Федерации устанавливается  квота для приема на работу инвалидов  в процентах к среднесписочной численности работников (но не менее 2 и не более 4 процентов).

31 марта 2000г.  Тюменской областной Думой был  принят закон Тюменской области  № 168 «О квотировании рабочих  мест в Тюменской области», с  изменениями, внесенными Законом  Тюменской области от 5 июля 2007 года №16.  Для граждан, особо нуждающихся в социальной защите - это дополнительное право, гарантии в трудоустройстве.

Данный закон  обязывает установить организациям, независимо от форм собственности (численностью более 100 человек), квоту для трудоустройства лиц, нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске рабочего места.

К таким категориям относятся:

  • выпускники общеобразовательных учреждений (начального, среднего и высшего профессионального образования);
  • лица моложе 18 лет (дети-сироты; дети, оставшиеся без попечения родителей, выпускники детских домов; несовершеннолетние, состоящие на учёте в ОВД; несовершеннолетние, освобождённые из воспитательно-трудовых колоний или окончившие закрытые специальные учебно-воспитательные учреждения; дети из семей, в которых оба родителя признаны в установленном порядке безработными; дети из малообеспеченных и (или) многодетных семей, дети из неполных семей; дети из семей, потерявших кормильца; дети беженцев и вынужденных переселенцев).
  • лица, освобождённые из мест лишения свободы;
  • лица, без определённого места жительства и работы, зарегистрированные в приёмнике-распределителе;
  • вынужденные переселенцы;
  • лица предпенсионного возраста;
  • граждане, подвергшиеся воздействию радиации, вследствие Чернобыльской и других радиационных аварий, катастроф;
  • инвалиды (имеющие рекомендации к труду).

Споры по поводу отказа работодателями в приёме на работу в счёт установленной квоты  разрешаются в судебном порядке. 

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ

1. Дайте понятие  занятости.

2. Раскройте содержание признаков занятости.

3. Назовите виды государственной политики в сфере занятости.

4. Раскройте основные направления государственной политики в сфере занятости.

5. Назовите виды занятости.

6. К какому виду занятости относится работа в кооперативе на основании членства?

7. К какому виду занятости относится деятельность по уходу за ребенком гражданки, пребывающей в отпуске по уходу за ребенком?

8. Считается ли занятым неработающий студент, обучающийся в вузе по дневной форме обучения?

9. Считается ли занятым неработающий студент, обучающийся в вузе по заочной форме обучения?

10. Считается ли занятым военнослужащий срочной службы?

11. Считается ли занятым гражданин, выполняющий работу по авторскому договору?

12. Назовите формы обеспечения занятости.

13. Охарактеризуйте формы обеспечения занятости, предусмотренные для несовершеннолетних.

14. Назовите субъектов правоотношений в сфере занятости.

15. Раскройте содержание правового статуса безработных граждан.

17. Назовите права безработных.

18. Назовите обязанности и ответственность безработных.

19. Назовите виды регистрации безработных.

20. Дайте понятие подходящей работы.

21. Раскройте содержание критериев подходящей работы.

22. Как определяется размер пособия по безработице?

23. Раскройте содержание общественных работ.

24. Охарактеризуйте профессиональное обучение как форму обеспечения занятости.

 

1 СЗ РФ. 1996. №3. Ст.148.

1 СЗ РФ. 1996. №3. Ст.148.

2 РГ. 2001. 31 декабря.

3 РГ. 1996. 20 января; 2002. 23 марта.

4 Международная организация труда. Конвенции и рекомендации. 1919 – 1956. Том 2.

5 Российская газета. 2001. 31 декабря.

2 СЗ РФ. 1996. № 3. Ст. 148.

 

 

7 СЗ РФ. 1995. №8. Ст.4558.

 

 

8 СЗ РФ. 1995. №8. Ст.4558.

 

 

9 РГ. 2001. 31 декабря.

 

 

10 СЗ РФ. 1996.  №17. Ст.1915

.

11 СЗ РФ. 2001. №52(ч.1). Ст.4920

.

12 РГ РФ. 03.06.1997. №126

.

13 СЗ РФ. 1995. №52. Ст.5110

.

14 Тюменские известия. - 2003. - №136-137

.

15 СЗ РФ. 1995. №48. Ст.4563




Информация о работе Лекции по "Трудовому праву"