Лекции по "Трудовому праву"

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2012 в 16:25, лекция

Описание работы

Субъекты трудового права: Понятие и классификация субъектов трудового права; Правовой статус работника в трудовом праве; Правовой статус работодателя и представителя работодателя; Правовой статус профсоюзных организаций ....

Работа содержит 1 файл

лекции ТРУДОВОЕ ПРАВО.doc

— 251.00 Кб (Скачать)

8) временно отсутствующие  на рабочем месте в связи  с нетрудоспособностью, отпуском, переподготовкой, повышением квалификации, приостановкой производства, вызванной забастовкой, призывом на военные сборы, привлечением к мероприятиям, связанным с подготовкой к военной службе (альтернативной гражданской службе), исполнением других государственных обязанностей или иными уважительными причинами;

9) являющиеся  учредителями (участниками) организаций,  за исключением учредителей (участников) общественных и религиозных организаций  (объединений), благотворительных и  иных фондов, объединений юридических лиц (ассоциаций и союзов), которые не имеют имущественных прав в отношении этих организаций.

Таким образом, можно выделить два вида занятости:

1) занятость  как трудовую деятельность;

2) занятость  как общественно полезную деятельность.

Форма обеспечения  занятости показывает, при помощи каких средств государственная  служба занятости способствует тому, чтобы безработный гражданин  приобрел статус занятого.

Основными формами  обеспечения занятости являются:

1. Информирование  о рынке труда.  Каждому безработному служба занятости предоставляет информацию о возможности трудоустройства по имеющейся у него специальности, о динамике рынка труда.

2. Бесплатное  подыскание подходящей работы.

3. Предоставление  возможности повышения квалификации, переобучения либо получения новой профессии.

4. Занятость  в отъезд, то есть предоставление  рабочего места в другом населенном  пункте с компенсацией расходов  по переезду, что способствует  осуществлению территориального  перераспределения рабочей силы.

5. Молодежная  практика, то есть трудоустройство  выпускников профессиональных учебных  заведений, которые не могут  найти работу с частичным покрытием  затрат работодателя на заработную  плату за счет специальных  средств. 

6. Проведение  ярмарок вакансий в целях обеспечения временной занятости подростков.

7. Привлечение  к общественным работам. 

8. Квотирование  рабочих мест, то есть установление  нормы обязательного приема на  работу граждан, нуждающихся в  повышенной социальной защите, например, инвалидов. Квотирование позволяет обеспечивать занятость социально незащищенным категориям граждан.

9. Поддержка  предпринимательства и самостоятельной  занятости граждан — органы  службы занятости предоставляют  возможность получить знания  об основах предпринимательской  деятельности.

Субъектами  правоотношений в сфере занятости  являются:

1) федеральные  органы государственной власти  в области содействия занятости  населения; 

2) органы государственной  власти субъектов РФ;

3) органы местного  самоуправления;

4) органы государственной службы занятости;

5) профсоюзы;

6) работодатели;

7) граждане.

§3. Условия признания граждан безработными. Порядок регистрации безработных граждан

Безработными  признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости  в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней.

Исходя из законодательно закрепленного определения можно  выделить следующие условия признания  граждан безработными:

1) трудоспособность  граждан;

2) отсутствие работы и заработка (дохода);

3) регистрация  в органах службы занятости  в целях поиска подходящей  работы;

4) отсутствие  подходящей работы;

5) поиск работы  самим безработным и готовность  приступить к ней. 

Безработными  могут быть признаны только трудоспособные граждане, достигшие 16-летнего возраста, которым в соответствии с пенсионным законодательством РФ не назначена трудовая пенсия по старости (по возрасту) или за выслугу лет.

Безработным может  быть признан только гражданин, не имеющий  работы и заработка. При этом в качестве заработка не учитываются выплаты выходного пособия и сохраняемого среднего заработка гражданам, уволенным из организаций (с военной службы) независимо от их организационно-правовой формы и формы собственности  в связи с ликвидацией организации либо сокращением численности или штата работников организации.

Безработными  не могут быть признаны следующие  граждане:

1) не достигшие  16-летнего возраста;

2) которым в  соответствии с законодательством  Российской Федерации назначена  трудовая пенсия по старости (часть трудовой пенсии по старости), в том числе досрочно, либо пенсия, предусмотренная пунктом 2 статьи 32 Закона о занятости (досрочная пенсия по старости по предложению службы занятости), либо пенсия по старости или за выслугу лет по государственному пенсионному обеспечению;

3) отказавшиеся  в течение 10 дней со дня их  регистрации в органах службы  занятости в целях поиска подходящей  работы от двух вариантов подходящей  работы, включая работы временного  характера, а впервые ищущие  работу (ранее не работавшие) и при этом не имеющие профессии (специальности) - в случае двух отказов от получения профессиональной подготовки или от предложенной оплачиваемой работы, включая работу временного характера. Гражданину не может быть предложена одна и та же работа (профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации по одной и той же профессии, специальности) дважды;

4) не явившиеся  без уважительных причин в  течение 10 дней со дня их  регистрации в целях поиска  подходящей работы в органы  службы занятости для предложения им подходящей работы, а также не явившиеся в срок, установленный органами службы занятости для регистрации их в качестве безработных;

5) осужденные  по решению суда к исправительным  работам, а также к наказанию  в виде лишения свободы;

6) представившие  документы, содержащие заведомо  ложные сведения об отсутствии  работы и заработка, а также  представившие другие недостоверные  данные для признания их безработными;

7) граждане, относящиеся  к категории занятых.

Граждане, которым  в установленном порядке отказано в признании их безработными, имеют право на повторное обращение в органы службы занятости через один месяц со дня отказа для решения вопроса о признании их безработными.

Предусмотрены следующие виды регистрации безработных  граждан:

1) первичная  регистрация — в целях учета  общей численности граждан, ищущих  работу, и предоставления им общей  информации о рынке труда, о  наличии свободных мест, о возможности  профессиональной подготовки. Первичная  регистрация осуществляется без  предоставления безработным каких-либо документов;

2) регистрация в целях  поиска подходящей работы —  предусмотрена для граждан, которые  не могут самостоятельно реализовать  поиск подходящей работы, нуждаются  в помощи со стороны государства.  Для данной регистрации гражданин обязан предоставить следующие документы: паспорт, трудовую книжку или документы, их заменяющие; документы, удостоверяющие профессиональную квалификацию, справку о среднем заработке за последние три месяца по последнему месту работы, а для впервые ищущих работу (ранее не работавших), не имеющих профессии (специальности) - паспорт и документ об образовании.

3) регистрация  в качестве безработного —  осуществляется для граждан, в  отношении которых служба занятости  не может подыскать подходящую  работу в течение 10 дней после регистрации в целях поиска подходящей работы;

4) очередная  перерегистрация — суть ее  состоит в том, что безработный  не менее 2-х раз в месяц  должен проходить перерегистрацию  для подтверждения отсутствия  трудоустройства. 

Безработными признаются только те граждане, которым служба занятости в течение 10 дней со дня регистрации в целях поиска подходящей работы не подыскала более двух вариантов подходящей работы.

Подходящей считается  такая работа, в том числе работа временного характера, которая соответствует следующим критериям:

  • профессиональной пригодности работника с учетом уровня его профессиональной подготовки;
  • условиям последнего места работы (за исключением оплачиваемых общественных работ);
  • состоянию здоровья;
  • транспортной доступности рабочего места.

Максимальная удаленность  подходящей работы от места жительства безработного определяется органами службы занятости с учетом развития сети общественного транспорта в данной местности.

Для отдельных категорий  граждан установлены иные критерии подходящей работы. Подходящей не может считаться работа при следующих условиях:

1) если она  связана с переменой места  жительства без согласия гражданина;

2) если условия  труда не соответствуют правилам  и нормам по охране труда;

3) если предлагаемый заработок ниже среднего заработка гражданина, исчисленного за последние три месяца по последнему месту работы. Данное положение не распространяется на граждан, среднемесячный заработок которых превышал величину прожиточного минимума трудоспособного населения, исчисленного в субъекте Российской Федерации в установленном порядке. В этом случае подходящей не может считаться работа, если предлагаемый заработок ниже величины прожиточного минимума, исчисленного в субъекте Российской Федерации в установленном порядке.

§4. Характеристика отдельных мер социальной защиты безработных граждан

Закон о занятости  предусматривает комплекс мер социальной защиты безработных граждан, включающий в себя получение пособия по безработице, обучение, переобучение, профессиональное образование, привлечение к общественным работам, дополнительную поддержку отдельных категорий безработных граждан.

Рассмотрим  пособие по безработице.

Закон о занятости  предусматривает следующую структуру  пособия по безработице:

1) основной размер, ограниченный минимальным и максимальным размером;

2) районный коэффициент.

Дополнительное  пособие предоставляется лицам, пострадавшим от воздействия радиации.

Определение размера  пособия по безработице.

I. Если гражданин в течение 12 месяцев, предшествовавших началу безработицы имел в этот период оплачиваемую работу не менее 26 календарных недель на условиях полного рабочего дня (полной рабочей недели) или на условиях неполного рабочего дня (смены) и (или) неполной рабочей недели с пересчетом на 26 календарных недель с полным рабочим днем (полной рабочей неделей,  и был уволен по любым основаниям, за исключением указанных в пункте 2 статьи 30 Закона о занятости (за нарушение трудовой дисциплины или иные виновные действия, предусмотренные трудовым законодательством), то размер пособия будет определяться в процентном отношении к среднему заработку, исчисленному за последние 3 месяца работы (службы):

1) в первом (12-месячном) периоде выплаты: 

— первые 3 месяца выплачивается пособие в размере 75% от среднемесячного  заработка (довольствия);

— следующие 4 месяца — 60%;

— все оставшееся время — 45%, но во всех случаях не выше максимальной величины пособия  по безработице и не ниже минимальной  величины пособия по безработице, увеличенных  на размер районного коэффициента.

2) во втором (12-месячном) периоде выплаты:

— в размере  минимальной величины пособия по безработице, увеличенного на размер районного  коэффициента.

 Размеры минимальной и максимальной величин пособия по безработице ежегодно определяются Правительством Российской Федерации.

В 2011 году гражданам, признанным в установленном порядке безработными, минимальная величина пособия по безработице установлена в размере 850 рублей, максимальная величина пособия по безработице в размере 4900 рублей.

II. Пособие по безработице во всех иных случаях, в том числе гражданам, впервые ищущим работу (ранее не работавшим); стремящимся возобновить трудовую деятельность после длительного (более одного года) перерыва; уволенным за нарушение трудовой дисциплины или другие виновные действия, предусмотренные законодательством Российской Федерации; уволенным по любым основаниям в течение 12 месяцев, предшествовавших началу безработицы, и имевшим в этот период оплачиваемую работу менее 26 календарных недель, а также гражданам, направленным органами службы занятости на обучение и отчисленным за виновные действия, устанавливается в кратном отношении к минимальной величине пособия по безработице:

1) в первом (6-месячном) периоде выплаты - в размере  минимальной величины пособия  по безработице, увеличенной на размер районного коэффициента;

2) во втором (6-месячном) периоде выплаты - в  размере минимальной величины  пособия по безработице, увеличенной  на размер районного коэффициента.

Гражданам, проживающим  в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также в районах и местностях, где применяются районные коэффициенты к заработной плате, пособие по безработице, установленное в размере минимальной величины пособия по безработице, увеличивается на размер районного коэффициента.

Все виды удержаний с пособий по безработице производятся в порядке, установленном законодательством Российской Федерации об исполнительном производстве.

Сроки выплаты  пособия по безработице.

Пособие по безработице выплачивается  гражданам, признанным в установленном порядке безработными. Решение о назначении пособия по безработице принимается одновременно с решением о признании гражданина безработным. Пособие по безработице начисляется гражданам с первого дня признания их безработными.

Информация о работе Лекции по "Трудовому праву"