Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2012 в 16:25, лекция
Субъекты трудового права: Понятие и классификация субъектов трудового права; Правовой статус работника в трудовом праве; Правовой статус работодателя и представителя работодателя; Правовой статус профсоюзных организаций ....
8) временно отсутствующие на рабочем месте в связи с нетрудоспособностью, отпуском, переподготовкой, повышением квалификации, приостановкой производства, вызванной забастовкой, призывом на военные сборы, привлечением к мероприятиям, связанным с подготовкой к военной службе (альтернативной гражданской службе), исполнением других государственных обязанностей или иными уважительными причинами;
9) являющиеся
учредителями (участниками) организаций,
за исключением учредителей (
Таким образом, можно выделить два вида занятости:
1) занятость как трудовую деятельность;
2) занятость
как общественно полезную
Форма обеспечения занятости показывает, при помощи каких средств государственная служба занятости способствует тому, чтобы безработный гражданин приобрел статус занятого.
Основными формами
обеспечения занятости
1. Информирование о рынке труда. Каждому безработному служба занятости предоставляет информацию о возможности трудоустройства по имеющейся у него специальности, о динамике рынка труда.
2. Бесплатное подыскание подходящей работы.
3. Предоставление
возможности повышения
4. Занятость
в отъезд, то есть предоставление
рабочего места в другом
5. Молодежная
практика, то есть трудоустройство
выпускников профессиональных
6. Проведение ярмарок вакансий в целях обеспечения временной занятости подростков.
7. Привлечение к общественным работам.
8. Квотирование рабочих мест, то есть установление нормы обязательного приема на работу граждан, нуждающихся в повышенной социальной защите, например, инвалидов. Квотирование позволяет обеспечивать занятость социально незащищенным категориям граждан.
9. Поддержка
предпринимательства и
Субъектами правоотношений в сфере занятости являются:
1) федеральные
органы государственной власти
в области содействия
2) органы государственной власти субъектов РФ;
3) органы местного самоуправления;
4) органы государственной службы занятости;
5) профсоюзы;
6) работодатели;
7) граждане.
§3. Условия признания граждан безработными. Порядок регистрации безработных граждан
Безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней.
Исходя из законодательно
закрепленного определения
1) трудоспособность граждан;
2) отсутствие работы и заработка (дохода);
3) регистрация в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы;
4) отсутствие подходящей работы;
5) поиск работы
самим безработным и
Безработными могут быть признаны только трудоспособные граждане, достигшие 16-летнего возраста, которым в соответствии с пенсионным законодательством РФ не назначена трудовая пенсия по старости (по возрасту) или за выслугу лет.
Безработным может быть признан только гражданин, не имеющий работы и заработка. При этом в качестве заработка не учитываются выплаты выходного пособия и сохраняемого среднего заработка гражданам, уволенным из организаций (с военной службы) независимо от их организационно-правовой формы и формы собственности в связи с ликвидацией организации либо сокращением численности или штата работников организации.
Безработными не могут быть признаны следующие граждане:
1) не достигшие 16-летнего возраста;
2) которым в
соответствии с
3) отказавшиеся
в течение 10 дней со дня их
регистрации в органах службы
занятости в целях поиска
4) не явившиеся без уважительных причин в течение 10 дней со дня их регистрации в целях поиска подходящей работы в органы службы занятости для предложения им подходящей работы, а также не явившиеся в срок, установленный органами службы занятости для регистрации их в качестве безработных;
5) осужденные
по решению суда к
6) представившие
документы, содержащие
7) граждане, относящиеся к категории занятых.
Граждане, которым в установленном порядке отказано в признании их безработными, имеют право на повторное обращение в органы службы занятости через один месяц со дня отказа для решения вопроса о признании их безработными.
Предусмотрены следующие виды регистрации безработных граждан:
1) первичная
регистрация — в целях учета
общей численности граждан,
2) регистрация в целях
поиска подходящей работы —
предусмотрена для граждан,
3) регистрация
в качестве безработного —
осуществляется для граждан, в
отношении которых служба
4) очередная
перерегистрация — суть ее
состоит в том, что
Безработными признаются только те граждане, которым служба занятости в течение 10 дней со дня регистрации в целях поиска подходящей работы не подыскала более двух вариантов подходящей работы.
Подходящей считается такая работа, в том числе работа временного характера, которая соответствует следующим критериям:
Максимальная удаленность подходящей работы от места жительства безработного определяется органами службы занятости с учетом развития сети общественного транспорта в данной местности.
Для отдельных категорий граждан установлены иные критерии подходящей работы. Подходящей не может считаться работа при следующих условиях:
1) если она
связана с переменой места
жительства без согласия
2) если условия
труда не соответствуют
3) если предлагаемый заработок ниже среднего заработка гражданина, исчисленного за последние три месяца по последнему месту работы. Данное положение не распространяется на граждан, среднемесячный заработок которых превышал величину прожиточного минимума трудоспособного населения, исчисленного в субъекте Российской Федерации в установленном порядке. В этом случае подходящей не может считаться работа, если предлагаемый заработок ниже величины прожиточного минимума, исчисленного в субъекте Российской Федерации в установленном порядке.
§4. Характеристика отдельных мер социальной защиты безработных граждан
Закон о занятости предусматривает комплекс мер социальной защиты безработных граждан, включающий в себя получение пособия по безработице, обучение, переобучение, профессиональное образование, привлечение к общественным работам, дополнительную поддержку отдельных категорий безработных граждан.
Рассмотрим пособие по безработице.
Закон о занятости
предусматривает следующую
1) основной размер, ограниченный минимальным и максимальным размером;
2) районный коэффициент.
Дополнительное пособие предоставляется лицам, пострадавшим от воздействия радиации.
Определение размера пособия по безработице.
I. Если гражданин в течение 12 месяцев, предшествовавших началу безработицы имел в этот период оплачиваемую работу не менее 26 календарных недель на условиях полного рабочего дня (полной рабочей недели) или на условиях неполного рабочего дня (смены) и (или) неполной рабочей недели с пересчетом на 26 календарных недель с полным рабочим днем (полной рабочей неделей, и был уволен по любым основаниям, за исключением указанных в пункте 2 статьи 30 Закона о занятости (за нарушение трудовой дисциплины или иные виновные действия, предусмотренные трудовым законодательством), то размер пособия будет определяться в процентном отношении к среднему заработку, исчисленному за последние 3 месяца работы (службы):
1) в первом (12-месячном) периоде выплаты:
— первые 3 месяца
выплачивается пособие в
— следующие 4 месяца — 60%;
— все оставшееся время — 45%, но во всех случаях не выше максимальной величины пособия по безработице и не ниже минимальной величины пособия по безработице, увеличенных на размер районного коэффициента.
2) во втором (12-месячном) периоде выплаты:
— в размере минимальной величины пособия по безработице, увеличенного на размер районного коэффициента.
Размеры минимальной и максимальной величин пособия по безработице ежегодно определяются Правительством Российской Федерации.
В 2011 году гражданам, признанным в установленном порядке безработными, минимальная величина пособия по безработице установлена в размере 850 рублей, максимальная величина пособия по безработице в размере 4900 рублей.
II. Пособие по безработице во всех иных случаях, в том числе гражданам, впервые ищущим работу (ранее не работавшим); стремящимся возобновить трудовую деятельность после длительного (более одного года) перерыва; уволенным за нарушение трудовой дисциплины или другие виновные действия, предусмотренные законодательством Российской Федерации; уволенным по любым основаниям в течение 12 месяцев, предшествовавших началу безработицы, и имевшим в этот период оплачиваемую работу менее 26 календарных недель, а также гражданам, направленным органами службы занятости на обучение и отчисленным за виновные действия, устанавливается в кратном отношении к минимальной величине пособия по безработице:
1) в первом (6-месячном) периоде выплаты - в размере минимальной величины пособия по безработице, увеличенной на размер районного коэффициента;
2) во втором
(6-месячном) периоде выплаты - в
размере минимальной величины
пособия по безработице,
Гражданам, проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также в районах и местностях, где применяются районные коэффициенты к заработной плате, пособие по безработице, установленное в размере минимальной величины пособия по безработице, увеличивается на размер районного коэффициента.
Все виды удержаний с пособий по безработице производятся в порядке, установленном законодательством Российской Федерации об исполнительном производстве.
Сроки выплаты пособия по безработице.
Пособие по безработице выплачивается гражданам, признанным в установленном порядке безработными. Решение о назначении пособия по безработице принимается одновременно с решением о признании гражданина безработным. Пособие по безработице начисляется гражданам с первого дня признания их безработными.