Лекции по "Трудовому праву"

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2012 в 16:25, лекция

Описание работы

Субъекты трудового права: Понятие и классификация субъектов трудового права; Правовой статус работника в трудовом праве; Правовой статус работодателя и представителя работодателя; Правовой статус профсоюзных организаций ....

Работа содержит 1 файл

лекции ТРУДОВОЕ ПРАВО.doc

— 251.00 Кб (Скачать)

При не достижении согласия в примирительной комиссии разногласия рассматриваются посредником и (или) трудовым арбитражем. Стороны сами решают вопрос о том рассматривать разногласия в два или в три этапа.

Если примирительные процедуры не привели к разрешению коллективного трудового спора  либо работодатель уклоняется от примирительных процедур, не выполняет соглашение, достигнутое в ходе разрешения коллективного трудового спора, то работники или их представители вправе приступить к организации забастовки.

Итогом примирительных процедур является согласованный проект коллективного договора.

При не достижении согласия между сторонами по отдельным  положениям проекта коллективного  договора в течение трех месяцев  со дня начала коллективных переговоров  стороны должны подписать коллективный договор на согласованных условиях с одновременным составлением протокола разногласий.

IV. Стадия обсуждения проекта коллективного договора работниками организации. Согласно статьи 53 Трудового кодекса участие в разработке и принятии коллективных договоров является одной из основных форм участия работников в управлении организацией.

Трудовым кодексом четко не определена  указанная  стадия, ранее она регулировалась Законом Российской Федерации “О коллективных договорах и соглашениях”7, который утратил силу. Можно лишь рекомендовать, что проект коллективного договора следует  направить для обсуждения во все подразделения и службы организации.

V. Стадия принятия (подписания и регистрации) коллективного договора. Трудовым кодексом четко не определена  указанная стадия, ранее она, так же как и предыдущая стадия, регулировалась ныне утратившим силу Законом Российской Федерации “О коллективных договорах и соглашениях”8. Можно лишь рекомендовать принимать коллективный договор на общем собрании или конференции работников организации.

Голосование по коллективному договору может быть и тайным, и открытым. Этот вопрос решается общим собранием или  конференцией.

Коллективный договор  в течение семи дней со дня подписания направляется работодателем, представителем работодателя (работодателей) на уведомительную регистрацию в соответствующий орган по труду.

Вступление коллективного  договора в силу не зависит от факта  уведомительной регистрации.

При осуществлении регистрации  коллективного договора соответствующий  орган по труду выявляет условия, ухудшающие положение работников по сравнению с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, и сообщает об этом представителям сторон, подписавшим коллективный договор, а также в соответствующую государственную инспекцию труда.

 Условия коллективного  договора, ухудшающие положение  работников, недействительны и не  подлежат применению.

§4. Порядок  изменения, дополнения и прекращения  коллективного договора

Коллективный договор  заключается на срок не более трех лет и вступает в силу со дня подписания его сторонами либо со дня, установленного коллективным договором.

Стороны имеют право  продлевать действие коллективного  договора на срок не более трех лет.

Действие коллективного  договора распространяется на всех работников организации, индивидуального предпринимателя, а действие коллективного договора, заключенного в филиале, представительстве или ином обособленном структурном подразделении организации, - на всех работников соответствующего подразделения.

Коллективный договор сохраняет свое действие в случаях изменения наименования организации, реорганизации организации в форме преобразования, а также расторжения трудового договора с руководителем организации.

При смене формы собственности  организации коллективный договор сохраняет свое действие в течение трех месяцев со дня перехода прав собственности.

При реорганизации организации  в форме слияния, присоединения, разделения, выделения коллективный договор сохраняет свое действие в течение всего срока реорганизации.

При реорганизации или  смене формы собственности организации  любая из сторон имеет право направить  другой стороне предложения о  заключении нового коллективного договора или продлении действия прежнего на срок до трех лет.

При ликвидации организации  коллективный договор сохраняет свое действие в течение всего срока проведения ликвидации.

Изменение и дополнение коллективного договора производится в порядке, установленном Трудовым кодексом для его заключения, либо в порядке, установленном коллективным договором.

§5. Контроль за выполнением коллективных договоров  и соглашений, ответственность сторон социального партнерства

Контроль за выполнением коллективного договора вправе осуществлять каждая из сторон, а также государственные органы по труду. При осуществлении контроля стороны обязаны предоставлять всю необходимую для этого имеющуюся у них информацию.

Глава 9 Трудового  кодекса предусматривает ответственность  сторон социального партнерства:

a) за уклонение от участия в переговорах по заключению и изменению коллективного договора, соглашения. Под уклонением понимается нарушение семидневного срока, в течение которого стороны должны приступить к переговорам после получения письменного уведомления;

b) за неправомерный отказ от подписания согласованного коллективного договора или соглашения;

c) за непредставление информации, необходимой для коллективных переговоров по заключению коллективного договора и осуществления контроля за соблюдением коллективного договора, соглашения;

d) за нарушение или невыполнение обязательств, предусмотренных коллективным договором  или соглашением.

Кодекс об административных правонарушениях от 30 декабря 2001г.9 предусматривает ответственность за невыполнение социально-партнерских обязательств только для представителей  работодателя. В судебном порядке на них может быть наложен штраф. Согласно ст. 5.32 КоАП РФ уклонение работодателя или его представителя от получения требований работников и от участия в примирительных процедурах, в том числе не предоставление помещения для проведения собрания (конференции) работников в целях выдвижения требований или создание препятствий проведению такого собрания (такой конференции), влечет наложение административного штрафа  в размере от одной до трех тысяч рублей.

На основании  ст. 5.32 КоАП РФ  нарушение или невыполнение работодателем или лицом, его представляющим,   обязательств, предусмотренных коллективным договором  или соглашением, влечет наложение административного штрафа в размере от трех до пяти тысяч рублей.

В соответствие со статьей 195 Трудового кодекса работодатель обязан рассмотреть заявление представительного органа работников о нарушении руководителем организации, его заместителями  условий коллективного договора, соглашения и сообщить о результатах рассмотрения представительному органу работников.

В случае, если факты нарушений подтвердились, работодатель обязан применить к  руководителю организации, его заместителям, руководителям структурного подразделения  дисциплинарное взыскание вплоть до увольнения.

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ

  1. Дайте определение коллективного соглашения.
  2. На основе каких принципов должно заключаться коллективное соглашение?
  3. Назовите виды коллективных соглашений.
  4. Кто является участниками коллективных отношений?
  5. Какие коллективные соглашения могут быть двусторонними?
  6. Какие соглашения заключаются только на трехсторонней основе?
  7. Каковы полномочия российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений?
  8. Каков порядок заключения коллективного соглашения.
  9. Дайте  определение коллективного договора.
  10. Назовите стороны и участников коллективного договора.
  11. Назовите полномочия участников коллективного договора.
  12. Раскройте содержание принципов коллективного договора.
  13. Раскройте содержание условий коллективного договора применительно к интересам каждой из сторон коллективного договора.
  14. Является ли несоблюдение принципов коллективного договора основанием для признания коллективного договора недействительным?
  15. Назовите стадии  заключения коллективного договора.
  16. Назовите этапы примирительных процедур.
  17. Что является основанием для признания коллективного договора недействительным?
  18. В каком порядке условия  коллективного договора признаются недействительным?
  19. Кто осуществляет контроль за выполнением коллективного договора?
  20. Раскройте основания ответственности сторон коллективного договора.
  21. Назовите виды ответственности за нарушение социально-партнерских обязательств.
  22. В каком порядке привлекаются к ответственности участники коллективного договора за нарушение социально-партнерских обязательств.
  23. В каком порядке производится изменение, дополнение и прекращение коллективного договора.

 

ТЕМА: ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЗАНЯТОСТИ И ТРУДОУСТРОЙСТВА   В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

§1. Система правового регулирования занятости и трудоустройства

Согласно Конституции  Российская Федерация является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, в котором каждый имеет право на защиту от безработицы.

Отношения в  сфере занятости и трудоустройства  регулируются целым комплексом нормативных актов: международными нормативными актами, Конституцией РФ, законами и иными нормативными актами Российской Федерации, нормативными актами субъектов Российской Федерации, актами органов местного самоуправления, локальными нормативными актами.

Особую роль играют международные акты. К основным можно отнести Всеобщую Декларацию прав человека, Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах, Международный пакт о гражданских и политических правах, конвенции и рекомендации международной организации труда (например, Конвенция МОТ № 111 «О занятости женщин, имеющих семью», Конвенция МОТ № 88 «Об организации служб занятости» и др.)

Конституция РФ как источник правового регулирования  отношений в сфере занятости  закрепляет право на свободу труда и право на защиту от безработицы. Государство бесплатно способствует подысканию подходящей работы и предоставляет меры социальной защиты безработным гражданам.

Трудовой кодекс РФ также регулирует отношения в  сфере занятости и трудоустройства. Так, например,  в нем закреплены основания заключения и прекращения трудовых договоров.

 Важнейшим  источником правового регулирования  отношений в сфере занятости  и трудоустройства является закон  РФ «О занятости населения  в Российской Федерации» №1032-1 от 19 апреля 1991 года с последующими изменениями и дополнениями (далее — Закон о занятости)10.

Иными федеральными законами, пусть и опосредовано, но также регулирующими отношения  в сфере занятости и трудоустройства, являются: Федеральный закон от 17.12.2001 г. №173-ФЗ «О трудовых пенсиях»11; Федеральный закон от 19.02.1993 г. №4528-1 «О беженцах»12, Федеральный закон от 19.02.1993 г. №45-30 «О вынужденных переселенцах»13; Гражданский кодекс РФ (так, например, граждане, работающие по гражданско-правовому договору; граждане, занимающиеся предпринимательской деятельностью, считаются занятыми и не могут быть признаны безработными).

К источникам правового  регулирования отношений по занятости  и трудоустройству относятся  также указы Президента РФ, постановления  Правительства (например, постановление Правительства РФ от 22 апреля 1997 г. № 458 «О порядке регистрации безработных граждан»).

Важное значение в регулировании отношений в  сфере занятости имеют нормативные  акты субъектов Российской Федерации, принятые в соответствии с федеральными нормативными актами. Так, закон Тюменской области «О регулировании трудовых  и иных непосредственно связанных с ними отношений в Тюменской области» от 8.07.2003г. №15514 устанавливает порядок уведомительной регистрации коллективных договоров и соглашений в Тюменской области.

Согласно статье 7.2. Закона о занятости органы местного самоуправления вправе участвовать в организации и финансировании проведения общественных работ для граждан, испытывающих трудности в поиске работы, а также временной занятости несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет.  Органы местного самоуправления могут оказывать содействие органам службы занятости в получении достоверной информации о занятости граждан.

Важную роль в обеспечении занятости населения  имеют также коллективные договоры и соглашения.

§2. Понятие занятости. Виды и формы обеспечения занятости

Занятость —  это деятельность граждан, связанная  с удовлетворением личных и общественных потребностей, не противоречащая законодательству РФ и приносящая, как правило, им заработок, трудовой доход.

Согласно Закону о занятости, занятыми считаются  следующие категории граждан:

1) работающие по трудовому договору, в том числе выполняющие работу за вознаграждение на условиях полного либо неполного рабочего времени, а также имеющие иную оплачиваемую работу (службу), включая сезонные, временные работы, за исключением общественных работ (кроме граждан, участвующих в общественных работах и указанных в пункте 3 статьи 4  Закона о занятости);

2)зарегистрированные  в качестве индивидуальных предпринимателей;

3) занятые в  подсобных промыслах и реализующие  продукцию по договорам;

4) выполняющие  работы по договорам гражданско-правового  характера, предметами которых  являются выполнение работ и  оказание услуг, в том числе  по договорам, заключенным с индивидуальными предпринимателями, авторским договорам, а также являющиеся членами производственных кооперативов (артелей);

5) избранные,  назначенные или утвержденные  на оплачиваемую должность;

6) проходящие  военную службу, альтернативную гражданскую службу, а также службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы;

7) проходящие  очный курс обучения в общеобразовательных  учреждениях, учреждениях начального  профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования и других образовательных учреждениях, включая обучение по направлению государственной службы занятости населения;

Информация о работе Лекции по "Трудовому праву"