Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 12:00, реферат
Сущность социального обеспечения и его структура. Все виды социального обеспечения направлены на оказание помощи населению при ограничении либо потере трудоспособности, при прекращении трудовой деятельности, в ситуациях требующих внешней помощи, а также по оказанию услуг, смягчающих диспропорции в условиях жизни населения.
Введение 2
Глава 1 Понятие и правовое регулирование социального обеспечения 4
1.1 Понятие социального обеспечения 4
1.2 Правовое регулирование права на социальное обеспечение 5
Глава 2 Право на социальное обеспечение работника и его иждивенцев 8
2.1. Понятие иждивенцев работника 8
2.2 Особенности защиты и виды страховых выплат, выплачиваемых работникам или их иждивенцам при причинении вреда жизни и здоровью 11
2. 3 Виды социального обеспечения 17
2.4 Право на социальное обеспечение в Финляндии 20
2.5 Органы, осуществляющие защиту права работников и их иждивенцев на социальное обеспечение 24
Заключение 32
Список использованных источников 34
Оглавление
Введение
Глава 1 Понятие и правовое регулирование социального обеспечения
1.1 Понятие социального обеспечения
1.2 Правовое регулирование права на социальное обеспечение
Глава 2 Право на социальное обеспечение работника и его иждивенцев
2.1. Понятие иждивенцев работника
2.2 Особенности защиты и виды страховых выплат, выплачиваемых работникам или их иждивенцам при причинении вреда жизни и здоровью
2. 3 Виды социального обеспечения
2.4 Право на социальное обеспечение в Финляндии
2.5 Органы, осуществляющие защиту права работников и их иждивенцев на социальное обеспечение
Заключение
Список использованных источников
Социальное обеспечение всегда занимало и занимает одно из ключевых, определенных мест в жизни государства и общества. Оно непосредственно зависит от развития экономики и теснейшим образом связано с политикой и социальным благополучием людей и неработающих слоев населения.
Можно выделить несколько критериев, в соответствии с которыми тот или иной вид обеспечения следует называть социальным. Так, в настоящее время финансирование социального обеспечения происходит за счет специальных внебюджетных фондов: Фонда социального страхования, Федерального Фонда обязательного медицинского страхования, Государственного фонда занятости населения Российской Федерации, Пенсионного фонда, а также за счет средств государственного бюджета.
С юридической точки зрения обеспечение за счет общества должно осуществляться не для всех граждан. А лишь для определенных их категорий, установленных в законе. На сегодняшний день таковыми являются: нетрудоспособные (по старости, инвалидности, выслуге лет); лица, потерявшие кормильца; беременные женщины; дети; семьи, имеющие детей; безработные; лица. Имеющие статус беженцев и вынужденных переселенцев; ветераны войны и труда; лица, пострадавшие от радиации; лица награжденные и т. д.
Право на тот или иной вид обеспечения устанавливается для определенных групп вышеперечисленных граждан[1] только при наступлении соответствующих обстоятельств, указанных в законе (достижение определенного возраста, инвалидность, смерть, рождение гражданина и т. д.
Следует полагать, что основной целью каждого вида обеспечения является выравнивание социального положения отдельных категорий граждан с остальными членами общества.
Таким образом, под социальным обеспечением в настоящее время следует понимать[2] форму выражения социальной политики государства, направленной на материальное обеспечение определенных категорий граждан из средств государственного бюджета и специальных внебюджетных государственных фондов в случае наступления событий, признаваемых государством на данном этапе своего развития социально-значимыми, с целью выравнивания социального положения этих граждан по сравнению с остальными членами общества.
Исходя из этого определения, к системе социального обеспечения современной России следует относить все виды пенсий, пособий, компенсационных выплат, социальное обслуживание, медицинскую помощь и лечение, а также различные льготы для отдельных категорий граждан.
При формировании понятия социального обеспечения необходимо учитывать также, что оно является выражением социальной политики государства на данном этапе его развития. Изменение социальных приоритетов неизбежно влечет за собой и изменения в содержании понятия социального обеспечения. Если в советский период система социального обеспечения была органическим составным элементом перераспределительной системы в обществе государственного социализма, позволяя государству частично сокращать несоответствие заработной платы и условий труда, смягчать недостатки системы пенсионного обеспечения, улучшать условия жизни уязвимых слоев населения, привлекать население для работы в особо тяжелых климатических условиях, перераспределять прибыль, полученную от использования государственной собственности, среди верхушки работников государственного аппарата, то теперь, в условиях перехода к рыночной экономике она претерпивает значительные изменения.
Историю самого понятия социального обеспечения можно исчислять с начала 30-х годов нашего столетия. Впервые термин «социальное обеспечение» появился в "Акте о социальном обеспечении"(Sосiаl Security Act) в США в 1935г. и в "Акте о социальном обеспечении"(Social Security Act) в Новой Зеландии в 1938г. [3]
В определении социального обеспечения, ключевым моментом стал доклад У.Бевериджа в Великобритании в 1942г. В этом докладе он определил социальное обеспечение следующим образом: "социальное обеспечение означает обеспечение минимального дохода для того, чтобы упразднить систему извлечения доходов от безработицы, болезни, аварии, увольнения по старости и предотвратить убытки от иждивенчества других людей, а также решить проблему исключительных расходов, возникающих в случае рождения, смерти, брака"[4].
П. Ларок утверждает, что социальное обеспечение непрерывно определяет уровеньжизни для трудящихся масс, и во всех случаях обеспечение соответствующего минимального уровня жизни посредством перераспределения доходов, основываясь на принципе солидарности, гарантирует такой уровень жизни[5].
Можно сказать, что определения даваемые учеными понятию социального обеспечения весьма разнообразны. Однако основное значение и цель социального
обеспечения они видят в обеспечении права на достойное существование через обеспечение минимального уровня жизни. Таким образом, они включают в данное
понятие социальную и экономическую функции государства.
Социальное обеспечение можно определить как форму распределения материальных благ с целью удовлетворения жизненно необходимых личностных потребностей (физических, социальных, интеллектуальных) пожилых людей, больных, детей, иждивенцев, потерявших кормильца, безработных, всех членов общества в целях охраны здоровья и нормального воспроизводства рабочей силы за счет специальных фондов, создаваемых в обществе на страховой основе, или ассигнований государства в случаях и на условиях, установленных законом.
Право российских граждан на социальное обеспечение конкретизируется в ст. 39 Конституции. В ней говорится, что каждому гражданину Российской Федерации гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
Социальное обеспечение является выражением социальной политики государства на данном этапе его развития. Изменение социальных приоритетов неизбежно влечет за собой и изменения в содержании понятия социального обеспечения. Россия должна проводить социальную политику такого уровня, который закреплен в международных актах, ратифицированных нашей страной. Формирование современной российской государственной системы социального обеспечения происходит на основе учета основных положений международных норм.
Впервые требования о признании за каждым человеком права на социальное обеспечение были на лозунгах первой французской революции. Однако закрепление его в международных актах проходит длительный исторический период.
Право на социальное обеспечение нашло закрепление во «Всеобщей декларации прав человека и гражданина» (10 декабря 1948г.). В частности, она признает, что всеми основными социально-экономическими правами человек обладает от рождения и права эти не отчуждаемы; в отдельной статье закрепляет, что каждый как член общества имеет право на социальное обеспечение; закрепляет, что реализация данного права должна гарантировать его семье достойные условия жизни, т.е. гарантировать возможность удовлетворить основные потребности в одежде, пищи, жилище, в услугах, гарантирующих здоровье человека.
Также она раскрывает содержание права на социальное обеспечение, в соответствии с Декларацией каждый реализует данное право при наступлении соответствующих социальных рисков: в случае старости; в случае временной нетрудоспособности; в случае вдовства (утрата кормильца); в случае безработицы; во всех иных случаях, когда по независящим от человека обстоятельствам он не имеет источника средств к существованию.
В данной Декларации 1948г. в качестве самостоятельных оснований социального обеспечения предусмотрены материнство и детство.
Важное значение имеет «Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах человека» (1967г.). Пакт закрепляет право на социальное обеспечение как и Декларация 1948г., но дополняет его правом на государственное социальное страхование, также закрепляет гарантии этого права, в частности гарантии достойных условий жизни.
К числу актов, где закреплены права социального обеспечения относятся многочисленные конвенции Международной Организации Труда (МОТ):
Конвенция № 102 (1954г.) «О минимальных нормах социального обеспечения», она устанавливает определенный стандарт социального обеспечения и указывает, что он обязателен для всех стран, независимо от уровня экономического развития: закрепляет одну из целей социального обеспечения – предупреждение обнищания населения. В последствии основные положения Конвенции № 102 были положены в основу «Европейского кодекса социального обеспечения»; в связи с вступлением России в Совет Европы Россия должна будет ратифицировать этот акт);
Конвенция № 127 (1967г.) «О пособиях в случае старости, инвалидности, утраты кормильца», данная конвенция закрепляет положение, которое заключается в том, что право на пособие имеют не только те кто трудится, но и все другие граждане, ставшие нетрудоспособными;
Конвенция « о правах ребенка», она закрепляет социально-экономический статус ребенка, гарантируя защиту со стороны государства. Важное значение имеет в конвенции понятие ребенка – любой человек, не достигший 18 лет. Одним из первых законов, где была учтена данная Конвенция был закон от 20.11.90г. «О государственных пенсиях в РФ» – где впервые было предусмотрено, что право на пенсию в случае потери кормильца имели все дети до 18 лет, а если они получают профессиональное образование по дневной форме, то до 23 лет).
Конвенция « о правах инвалида», она была ратифицирована еще СССР, в силу этой конвенции государство обязано создать для всех инвалидов равные возможности для привлечения к трудовой деятельности.
К нормативным актам, принятым внутри государства, относится множество федеральных законов, среди которых можно упомянуть[6]:Закон «О занятости населения РФ» обеспечивается каждый гражданин, зарегистрированный в органах службы занятости в качестве безработного, таким образом выплачивается пособие по безработице.
Закон «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» по нему назначаются различные пособия беременным женщинам, а также женщинам – работницам, вставшим на соответствующий медицинский учет в ранние сроки беременности и другие пособия.
Федеральный закон « о погребении и похоронном деле в РФ», устанавливающий размер выплачиваемого пособия при гибели работника и его иждивенцев и тд.
Законом «Об иммунной профилактике инфекционных болезней», закрепляет пособие гражданам, у которых наступили поствакцинальные осложнения.
Законом «О борьбе с терроризмом» введено пособие гражданам, пострадавшим в связи с увечьем при терроризме и многие другие законы, касающиеся социального страхования, пенсионного обеспечения, медицинского обеспечения и страхования.
В Законе Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу..." речь идет об иждивенстве, т.е. нахождении лица на содержании у другого лица в силу объективных причин.
Содержание понятия иждивенства закреплено в ст. 31 данного Закона, в соответствии с которой члены семьи умершего считаются состоявшими на его иждивении, если они находились на его полном содержании или получали от него помощь, которая была для них постоянным и основным источником средств к существованию.
Таким образом, в данном определении указаны два различных условия, при наличии которых члены семьи умершего гражданина, проходившего военную службу, а также пенсионера из числа граждан, уволенных с военной службы, считаются состоявшими на иждивении умершего (погибшего) кормильца:
а) полное содержание умершим кормильцем членов семьи, под которым понимаются действия умершего кормильца, направленные на обеспечение членов семьи всеми необходимыми жизненными благами (питание, жилье, одежда, обувь и другие предметы жизненной необходимости). При этом члены семьи должны были получать содержание только от умершего кормильца, т.е. они не получали материальной поддержки от других лиц, а доходы, имущество умершего кормильца являлись единственным источником средств их существования;
б) помощь умершего кормильца членам семьи, являющаяся для них постоянным и основным источником средств к существованию.
Под постоянным и основным источником средств к существованию понимается помощь умершего кормильца членам семьи, осуществляемая систематически в течение определенного периода времени перед смертью кормильца, т.е. эта помощь была не разовой (единовременной, от случая к случаю). Из действий умершего кормильца должна прослеживаться его воля, свидетельствующая о намерении оказывать постоянную помощь членам семьи.
Понятие "основной источник средств к существованию" предполагает, что у членов семьи кроме средств, предоставляемых умершим кормильцем, имелись и другие источники дохода (стипендия, зарплата и т.д.). Закон не исключает права гражданина быть признанным иждивенцем и в том случае, когда он уже получает какую-либо пенсию (например, пенсию по старости). Основным критерием признания лица иждивенцем служит факт получения помощи в качестве основного источника средств к существованию, т.е. помощь кормильца должна составлять основную часть средств, на которые жили члены семьи. Она должна по своим размерам быть такой, чтобы без нее члены семьи, получавшие ее, не смогли бы обеспечить себя необходимыми средствами жизни. Только в этом случае помощь кормильца может быть признана основным источником средств к существованию. При этом условие совместного проживания членов семьи с кормильцем не всегда обязательно для признания факта нахождения на иждивении[7].