Функции и основные формы работы органов местного самоуправления в Республике Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2012 в 15:35, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является изучение функций исполнительных комитетов различных уровней и местных администраций, анализ и систематизация форм работы органов местного управления. Для достижения данной цели необходимо решить ряд вспомогательных задач таких, как:
 получение представления о сущности местного управления;
 изучение принципов деятельности и задач, стоящих перед местными исполнительными и распорядительными органами;
 уяснение системы, порядка формирования и структуры органов местного управления в Республике Беларусь;
 установление различий между понятиями: компетенция, полномочия и функции местных исполнительных и распорядительных органов;

Работа содержит 1 файл

Функции_и_основные_формы_работы_органов_местного_управления_в_Республике_Беларусь._Бел._Текст.doc

— 254.00 Кб (Скачать)


2

 

Тема: Функции и основные формы работы органов местного самоуправления в Республике Беларусь

ВВЕДЕНИЕ

Традиции местного управления и самоуправления имеют на белорусской земле весьма глубокие исторические корни. Начало этих традиций историки социологи и политологи связывают с периодом средневековья. Ранними историческими формами самоорганизации населения являлись вече, сход, сеймы и др. Несмотря на то, что они в большинстве случаев создавались стихийно, в них уже зарождались ростки демократии. Особый интерес для  историков, социологов и, безусловно, правоведов представляет  Статут Великого княжества литовского 1588г. В нем впервые были четко определены органы власти, порядок их формирования и полномочия.  [1, с. 9]

Важной формой развития явилось сословное управление, которое было характерно для славянских народов. [1, с. 9]

В советский период сложилась однопартийная система местных органов власти с централизованной системой управления, что позволило достигнуть определенных положительных результатов в социально-экономическом развитии страны. Однако данная система противоречила процессам демократизации общественной жизни, развитию самоуправления. После принятия 27 июля 1990 г. Декларации о государственном суверенитете Белорусской ССР возник вопрос о реформировании политической системы, в том числе местного управления и самоуправления. [1, с. 10] Это и послужило предпосылкой к  принятию в 1991 г. закона «О местном управлении и самоуправлении в  Республике  Беларусь».

К настоящему времени в указанный  закон было внесено более десятка существенных изменений и дополнений. Фактически  от первоначального текста осталось менее половины. О чем это говорит? Прежде всего, о постоянных изменениях в общественных отношениях, складывающихся в этой сфере, которые должны быть оперативно отражены и детально урегулированы в законодательстве с целью создания оптимальных условий развития независимого демократического государства и благосостояния его граждан.

Особенно актуальна тема местного управления сегодня, когда Беларусь стоит на пороге вступления в силу нового закона «О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь».

Целью данной работы является изучение функций исполнительных комитетов различных уровней и местных администраций, анализ и систематизация форм работы органов местного управления. Для достижения данной цели необходимо решить ряд вспомогательных задач таких, как:

                 получение представления о сущности местного управления;

                 изучение принципов деятельности и задач, стоящих перед местными исполнительными и распорядительными органами;

                 уяснение системы, порядка формирования и структуры органов местного управления в Республике Беларусь;

                 установление различий между понятиями: компетенция, полномочия и функции местных исполнительных и распорядительных органов;

                 проведение анализа функций органов местного управления;

                 изучение классификаций форм деятельности исполнительных комитетов всех уровней и местных администраций.

                 ознакомление со способами совершенствования деятельности органов местного управления.

Успешному решению указанных задач способствует структура работы, которая кроме стандартных частей: введения, заключения и списка использованных источников, содержит 4 главы, а также 4 приложения. Последние наглядно иллюстрируют сложные структуры, которые анализируются в ходе исследования.

Важную роль в написании работы сыграли нормативные правовые акты и акты законодательства: Конституция и законы Республики Беларусь, указы Президента Республики Беларусь, директива Президента Республики Беларусь, Национальные программы устойчивого экономического и социального развития. Кроме того, текст работы опирается на материалы научных статей таких авторов, как  Т.С. Масловская,  Н.С. Березина, Е.И Широкая, А.С. Головачев, Е.И. Мархотко и ряда других.


ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ И ПРИНЦИПЫ МЕСТНОГО УПРАВЛЕНИЯ

Раздел 1.1 Понятие местного управления

Местное управление – форма организации и деятельности  местных исполнительных и распорядительных органов для решения вопросов местного значения исходя из общегосударственных интересов и интересов населения, проживающего на соответствующей территории. Такое определение приведено в Законе « О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь». [2, cт. 1]

Рассмотрим данное определение более детально.

Прежде всего, местное управление  - это вид деятельности. Наряду с организацией выполнения решений вышестоящих государственных органов, руководством гражданской обороной, обеспечением исполнения законодательства Республики Беларусь по вопросам военной службы, местное управление является основным видом деятельности исполнительных комитетов и местных администраций.

Исполнительный комитет (местная администрация) – исполнительный и распорядительный орган на территории области, района, города, поселка, сельсовета с правами юридического лица. [ 3, с. 24]

Исполкомы взаимодействуют с органами местного самоуправления посредством выполнения решений Советов соответствующего уровня, принятых в пределах их компетенции. Последние же, в свою очередь, в целях контроля  реализации и исполнения принятых ими решений, заслушивают отчеты руководителей исполкомов и их должностных лиц на сессиях и заседаниях различных органов Советов.

Решения исполнительного комитета принимаются простым большинством голосов от установленного состава исполнительного комитета, а в случаях нарушения или ограничения прав, свобод, законных интересов граждан и в иных случаях, предусмотренных законодательством. Могут быть обжалованы в судебном порядке.

Нормативные акты Советов и исполнительных комитетов подлежат публикации в местных периодических изданиях.

Однако местное управление осуществляется не только непосредственно исполкомами и администрациями, но и через образуемые ими отделы и управления. При этом если исполнительные комитеты как органы общей компетенции  не подчинены республиканским органам, то большая часть их структурных подразделений находится в таком подчинении. Республиканские органы государственного управления проводят через них свою политику на местах. [4, c. 80-81]

Таким образом, следует различать местное управление и государственное управление, которое может осуществляться на местном уровне. В процессе местного управления решаются преимущественно вопросы местного значения. [5, cт. 120] К таковым можно отнести разработку и внесение в Совет депутатов схемы управления местным хозяйством и коммунальной собственностью, распоряжение коммунальной собственностью административно-территориальной единицы, образование, реорганизацию и ликвидацию предприятий, организаций и учреждений, принадлежащих административно-территориальному образованию на праве коммунальной собственности, утверждение режима их работы, решение вопросов охраны здоровья, образования, социального и культурного обеспечения, торгового, транспортного, коммунального и иного обслуживания граждан на подведомственной территории, развитие народных традиций и обычаев и иные.

Важным аспектом местного управления является то, что оно приближено к объектам управления и осуществляется с учетом особенностей развития административно-территориальной единицы. Это позволяет более оперативно отзываться на возникающие проблемы,  поддерживать высокий уровень социального и экономического развития соответствующей территории, обеспечивать охрану общественного правопорядка, а также беспрепятственную реализацию прав граждан.

 

Итак, раскрыв и дополнив приведенное в законе определение, можно согласиться с определением, которое приводится в учебнике А.Н. Крамника: местное управление – это государственная децентрализованная деятельность, осуществляемая на местном уровне специальной системой органов – местными исполнительными комитетами, в целях оперативного и практического решения вопросов местного значения, исходящая из интересов населения соответствующей территории и государственных интересов с учетом особенностей развития административно-территориальной единицы. [4, c. 81]


Раздел 1.2 Принципы и задачи местного управления

              Как было отмечено выше, местное управление – вид целенаправленной деятельности.  В наиболее общем виде цель местного управления состоит в решении  актуальных социальных, экономических, экологических и культурных проблем местного значения для повышения уровня и качества жизни населения [ 1, c. 13]

              Для достижения указанной цели перед  органами местного управления ставится ряд задач, охватывающих различные сферы деятельности.

В области экономического развития территории местной исполнительной власти  приходится вырабатывать программы и принимать следующие меры:

                 по развитию многоукладной экономики и различных форм собственности;

                 концентрации финансовых ресурсов на решении приоритетных социально-экономических задач;

                 активизации инвестиционной деятельности субъектов хозяйствования негосударственных форм собственности;

                 поддержке предпринимательства;

                 реализации бюджетной и налоговой политики;

                 обеспечению субъектов хозяйствования и населения топливно-энергетическими ресурсами, транспортом, связью. [6, c.84]

В социальной сфере в числе приоритетных необходимо решение следующих задач:

                 формирование рациональной структуры занятости  населения, повышение его жизненного уровня и эффективности использования трудовых ресурсов;

                 организация торговли, общественного питания, бытового обслуживания;

                 оздоровление населения, профилактики заболеваний, обеспечение населения квалифицированной медицинской помощью, улучшение качества оказываемых медицинских услуг;

                 удовлетворение потребности населения в образовательных услугах, полный охват детей дошкольным воспитанием, гарантированность доступа к бесплатному образованию молодежи из малообеспеченных семей и сельской местности;

                 проведение государственной молодежной политики и реализация социально-значимых молодежных инициатив;

                 обеспечение доступности и разнообразия услуг учреждений культуры для всего населения, сохранение и развитие сети культурных учреждений в области, районе, городе, создание благоприятных условий для приобщения граждан к творениям национальной и мировой культуры.[6, c. 84]

В области обеспечения общественной безопасности основными задачами являются организация гражданской обороны, мобилизационной подготовки, разработка программы действий в чрезвычайных ситуациях.

Для сферы организационно-кадровой и информационной деятельности местных исполнительных органов важно юридическое, документационное, организационно-кадровое, программно-информацмонное обеспечение.

Таким образом, можно представить разделение задач органов местного управления в зависимости от сфер деятельности, т. е. «по горизонтали». Также указанные задачи можно дифференцировать «по вертикали», в зависимости от квалификационного уровня специалиста исполнительного комитета, которому поручается их исполнение.

Так к компетенции главного специалиста относят решение задач, связанных с обобщением анализа состояния и координацией деятельности курируемых объектов и разработкой предложений (программ) по их развитию, а также с подготовкой проектов решений исполкома.

Ведущий специалист осуществляет контроль за ходом программ развития курируемых объектов, участвует в разработке нормативной базы и оказании методической помощи специалистам курируемой сферы,  а также решает комплекс аналитических задач.

Специалист первой категории собирает информацию о состоянии управляемых объектов, изучает спрос населения в различных видах услуг, ведет учет показателей социально-экономического развития курируемых объектов и сфер деятельности, статистической информации об уровне жизни граждан, их жалоб и заявлений.

Для эффективного и последовательного исполнения указанных выше задач органы местного управления в своей деятельности руководствуются рядом принципов, указанных в Законе «О местном управлении и самоуправлении». К таким принципам Закон относит:

                 законность;

                 социальная справедливость;

                 защита прав и законных интересов граждан;

                 гласность и учет общественного мнения, постоянное информирование населения о принимаемых решениях по важнейшим вопросам и результатах их выполнения, предоставление каждому гражданину возможности ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и обязанности;

                 сочетание местных и общегосударственных интересов, участие органов местного управления в решении вышестоящими органами вопросов, затрагивающих интересы населения соответствующей территории;

                 единство и целостность системы местного управления и самоуправления;

                 взаимодействие органов местного управления и самоуправления;

                 разграничение компетенции органов местного управления и самоуправления;

Информация о работе Функции и основные формы работы органов местного самоуправления в Республике Беларусь