Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2012 в 15:35, курсовая работа
Целью данной работы является изучение функций исполнительных комитетов различных уровней и местных администраций, анализ и систематизация форм работы органов местного управления. Для достижения данной цели необходимо решить ряд вспомогательных задач таких, как:
получение представления о сущности местного управления;
изучение принципов деятельности и задач, стоящих перед местными исполнительными и распорядительными органами;
уяснение системы, порядка формирования и структуры органов местного управления в Республике Беларусь;
установление различий между понятиями: компетенция, полномочия и функции местных исполнительных и распорядительных органов;
2
Тема: Функции и основные формы работы органов местного самоуправления в Республике Беларусь
ВВЕДЕНИЕ
Традиции местного управления и самоуправления имеют на белорусской земле весьма глубокие исторические корни. Начало этих традиций историки социологи и политологи связывают с периодом средневековья. Ранними историческими формами самоорганизации населения являлись вече, сход, сеймы и др. Несмотря на то, что они в большинстве случаев создавались стихийно, в них уже зарождались ростки демократии. Особый интерес для историков, социологов и, безусловно, правоведов представляет Статут Великого княжества литовского 1588г. В нем впервые были четко определены органы власти, порядок их формирования и полномочия. [1, с. 9]
Важной формой развития явилось сословное управление, которое было характерно для славянских народов. [1, с. 9]
В советский период сложилась однопартийная система местных органов власти с централизованной системой управления, что позволило достигнуть определенных положительных результатов в социально-экономическом развитии страны. Однако данная система противоречила процессам демократизации общественной жизни, развитию самоуправления. После принятия 27 июля 1990 г. Декларации о государственном суверенитете Белорусской ССР возник вопрос о реформировании политической системы, в том числе местного управления и самоуправления. [1, с. 10] Это и послужило предпосылкой к принятию в 1991 г. закона «О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь».
К настоящему времени в указанный закон было внесено более десятка существенных изменений и дополнений. Фактически от первоначального текста осталось менее половины. О чем это говорит? Прежде всего, о постоянных изменениях в общественных отношениях, складывающихся в этой сфере, которые должны быть оперативно отражены и детально урегулированы в законодательстве с целью создания оптимальных условий развития независимого демократического государства и благосостояния его граждан.
Особенно актуальна тема местного управления сегодня, когда Беларусь стоит на пороге вступления в силу нового закона «О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь».
Целью данной работы является изучение функций исполнительных комитетов различных уровней и местных администраций, анализ и систематизация форм работы органов местного управления. Для достижения данной цели необходимо решить ряд вспомогательных задач таких, как:
получение представления о сущности местного управления;
изучение принципов деятельности и задач, стоящих перед местными исполнительными и распорядительными органами;
уяснение системы, порядка формирования и структуры органов местного управления в Республике Беларусь;
установление различий между понятиями: компетенция, полномочия и функции местных исполнительных и распорядительных органов;
проведение анализа функций органов местного управления;
изучение классификаций форм деятельности исполнительных комитетов всех уровней и местных администраций.
ознакомление со способами совершенствования деятельности органов местного управления.
Успешному решению указанных задач способствует структура работы, которая кроме стандартных частей: введения, заключения и списка использованных источников, содержит 4 главы, а также 4 приложения. Последние наглядно иллюстрируют сложные структуры, которые анализируются в ходе исследования.
Важную роль в написании работы сыграли нормативные правовые акты и акты законодательства: Конституция и законы Республики Беларусь, указы Президента Республики Беларусь, директива Президента Республики Беларусь, Национальные программы устойчивого экономического и социального развития. Кроме того, текст работы опирается на материалы научных статей таких авторов, как Т.С. Масловская, Н.С. Березина, Е.И Широкая, А.С. Головачев, Е.И. Мархотко и ряда других.
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ И ПРИНЦИПЫ МЕСТНОГО УПРАВЛЕНИЯ
Раздел 1.1 Понятие местного управления
Местное управление – форма организации и деятельности местных исполнительных и распорядительных органов для решения вопросов местного значения исходя из общегосударственных интересов и интересов населения, проживающего на соответствующей территории. Такое определение приведено в Законе « О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь». [2, cт. 1]
Рассмотрим данное определение более детально.
Прежде всего, местное управление - это вид деятельности. Наряду с организацией выполнения решений вышестоящих государственных органов, руководством гражданской обороной, обеспечением исполнения законодательства Республики Беларусь по вопросам военной службы, местное управление является основным видом деятельности исполнительных комитетов и местных администраций.
Исполнительный комитет (местная администрация) – исполнительный и распорядительный орган на территории области, района, города, поселка, сельсовета с правами юридического лица. [ 3, с. 24]
Исполкомы взаимодействуют с органами местного самоуправления посредством выполнения решений Советов соответствующего уровня, принятых в пределах их компетенции. Последние же, в свою очередь, в целях контроля реализации и исполнения принятых ими решений, заслушивают отчеты руководителей исполкомов и их должностных лиц на сессиях и заседаниях различных органов Советов.
Решения исполнительного комитета принимаются простым большинством голосов от установленного состава исполнительного комитета, а в случаях нарушения или ограничения прав, свобод, законных интересов граждан и в иных случаях, предусмотренных законодательством. Могут быть обжалованы в судебном порядке.
Нормативные акты Советов и исполнительных комитетов подлежат публикации в местных периодических изданиях.
Однако местное управление осуществляется не только непосредственно исполкомами и администрациями, но и через образуемые ими отделы и управления. При этом если исполнительные комитеты как органы общей компетенции не подчинены республиканским органам, то большая часть их структурных подразделений находится в таком подчинении. Республиканские органы государственного управления проводят через них свою политику на местах. [4, c. 80-81]
Таким образом, следует различать местное управление и государственное управление, которое может осуществляться на местном уровне. В процессе местного управления решаются преимущественно вопросы местного значения. [5, cт. 120] К таковым можно отнести разработку и внесение в Совет депутатов схемы управления местным хозяйством и коммунальной собственностью, распоряжение коммунальной собственностью административно-
Важным аспектом местного управления является то, что оно приближено к объектам управления и осуществляется с учетом особенностей развития административно-
Итак, раскрыв и дополнив приведенное в законе определение, можно согласиться с определением, которое приводится в учебнике А.Н. Крамника: местное управление – это государственная децентрализованная деятельность, осуществляемая на местном уровне специальной системой органов – местными исполнительными комитетами, в целях оперативного и практического решения вопросов местного значения, исходящая из интересов населения соответствующей территории и государственных интересов с учетом особенностей развития административно-
Раздел 1.2 Принципы и задачи местного управления
Как было отмечено выше, местное управление – вид целенаправленной деятельности. В наиболее общем виде цель местного управления состоит в решении актуальных социальных, экономических, экологических и культурных проблем местного значения для повышения уровня и качества жизни населения [ 1, c. 13]
Для достижения указанной цели перед органами местного управления ставится ряд задач, охватывающих различные сферы деятельности.
В области экономического развития территории местной исполнительной власти приходится вырабатывать программы и принимать следующие меры:
по развитию многоукладной экономики и различных форм собственности;
концентрации финансовых ресурсов на решении приоритетных социально-экономических задач;
активизации инвестиционной деятельности субъектов хозяйствования негосударственных форм собственности;
поддержке предпринимательства;
реализации бюджетной и налоговой политики;
обеспечению субъектов хозяйствования и населения топливно-энергетическими ресурсами, транспортом, связью. [6, c.84]
В социальной сфере в числе приоритетных необходимо решение следующих задач:
формирование рациональной структуры занятости населения, повышение его жизненного уровня и эффективности использования трудовых ресурсов;
организация торговли, общественного питания, бытового обслуживания;
оздоровление населения, профилактики заболеваний, обеспечение населения квалифицированной медицинской помощью, улучшение качества оказываемых медицинских услуг;
удовлетворение потребности населения в образовательных услугах, полный охват детей дошкольным воспитанием, гарантированность доступа к бесплатному образованию молодежи из малообеспеченных семей и сельской местности;
проведение государственной молодежной политики и реализация социально-значимых молодежных инициатив;
обеспечение доступности и разнообразия услуг учреждений культуры для всего населения, сохранение и развитие сети культурных учреждений в области, районе, городе, создание благоприятных условий для приобщения граждан к творениям национальной и мировой культуры.[6, c. 84]
В области обеспечения общественной безопасности основными задачами являются организация гражданской обороны, мобилизационной подготовки, разработка программы действий в чрезвычайных ситуациях.
Для сферы организационно-кадровой и информационной деятельности местных исполнительных органов важно юридическое, документационное, организационно-кадровое, программно-информацмонное обеспечение.
Таким образом, можно представить разделение задач органов местного управления в зависимости от сфер деятельности, т. е. «по горизонтали». Также указанные задачи можно дифференцировать «по вертикали», в зависимости от квалификационного уровня специалиста исполнительного комитета, которому поручается их исполнение.
Так к компетенции главного специалиста относят решение задач, связанных с обобщением анализа состояния и координацией деятельности курируемых объектов и разработкой предложений (программ) по их развитию, а также с подготовкой проектов решений исполкома.
Ведущий специалист осуществляет контроль за ходом программ развития курируемых объектов, участвует в разработке нормативной базы и оказании методической помощи специалистам курируемой сферы, а также решает комплекс аналитических задач.
Специалист первой категории собирает информацию о состоянии управляемых объектов, изучает спрос населения в различных видах услуг, ведет учет показателей социально-экономического развития курируемых объектов и сфер деятельности, статистической информации об уровне жизни граждан, их жалоб и заявлений.
Для эффективного и последовательного исполнения указанных выше задач органы местного управления в своей деятельности руководствуются рядом принципов, указанных в Законе «О местном управлении и самоуправлении». К таким принципам Закон относит:
законность;
социальная справедливость;
защита прав и законных интересов граждан;
гласность и учет общественного мнения, постоянное информирование населения о принимаемых решениях по важнейшим вопросам и результатах их выполнения, предоставление каждому гражданину возможности ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и обязанности;
сочетание местных и общегосударственных интересов, участие органов местного управления в решении вышестоящими органами вопросов, затрагивающих интересы населения соответствующей территории;
единство и целостность системы местного управления и самоуправления;
взаимодействие органов местного управления и самоуправления;
разграничение компетенции органов местного управления и самоуправления;