Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2012 в 18:10, реферат
Цель исследования заключается в попытке нахождения наиболее действенных методов привлечения читательского внимания, а также проследить, какие заголовки наиболее привлекательны (и почему), какие методы дают долговременный результат, либо недостаточно эффективны в этом плане.
Задачи исследования таковы:
• определить набор выразительных средств, используемых при составлении заголовков
• проследить использование выразительных средств на конкретных примерах
26 декабря (стр. 10) короткая заметка озаглавлена так – «Наш минтай плывёт в Китай». В ней упоминаются проблемы нелегального рыболовства китайскими рыбаками в российских территориальных водах. И, поскольку по прочтении заметки становится понятно, что фактически минтай в Китай не плывёт, то в данном случае используется метафора – сравнение образа плывущей рыбы с перемещением её в пространстве за счёт воровства. Дополнительную выразительность заголовку придаёт рифма.
при копировании активная ссылка на источник обязательна! - http://vituson.ru
В этом же номере, на этой же странице описана проблема жителя города, у которого умер близкий родственник, в результате чего кредит родственника перешёл ему. Заметка озаглавлена – «Кредит по наследству». Если кредит образно сравнить с материальными ценностями, которые обычно передаются по наследству, то используемый приём выразительности можно назвать метафорой.
§ 2.2.2 Стилистические фигуры
В
статье о проводах зимы от 28 марта (стр.
7) следующий заголовок с
В заметке от 7 февраля (стр. 5) – «Есть ли власть на собачью напасть» хоть и нет вопросительного знака в конце, но он напрашивается «сам собой». Следовательно, это риторическое, вопросительное предложение – фигура мысли. Дополнительную выразительность заголовку придаёт выраженный ритм за счёт рифмования слов, а также метафоричность выражения – «собачья напасть». Само слово – «напасть» используется в двух смыслах, напасть, как назойливое недоразумение и напасть, как глагол (нападение собак). В качестве одного из вариантов можно использовать следующий заголовок: «Есть ли власть на собачью на пасть».
В заголовке – «Нет плохой погоды – есть плохие дороги» от 11 апреля (стр. 1) используется фигура мысли – параллелизм, т.к. написание двух частей предложения синтаксически идентично. Читатель в заголовке невольно начинает искать параллель между состоянием погоды и состоянием дорог, хотя, на самом деле, связь эта далеко не очевидна.
Типичный пример повествовательного заголовка в статье от 6 июня (стр. 6) – «Мечты сбываются», где упоминается о сдаче в эксплуатацию новых жилых домов. Мало что изменится, если мысленно в окончание заголовка мысленно приставить восклицательный знак.
Риторический заголовок в статье от 6 июня (стр. 7) – «Ничьи дети» с заявкой на оксюморон. Риторика звучит в том, что в окончании заголовка мысленно напрашивается вопросительный знак. Заявка на оксюморон им не является, но, тем не менее, привлекает внимание читателя, ведь, по идее, «ничьих» детей быть не должно. После прочтения статьи становится понятно, что речь идёт о детях, брошенных родителями, отданных на попечение государства.
Уже упомянутый заголовок – «Одолели» о проблеме бродячих собаках составлен с использованием фигуры мысли. Это повествовательное предложение, в окончании заголовка мысленно хочется поставить восклицательный знак. Выразительности заголовку добавляет его краткость, так как он состоит всего из одного глагола, наглядно выражающего эмоцию.
Рифмованный заголовок – «Прыг-скок, обвалился потолок» в статье об обрушении потолка в жилом доме от 25 июля (стр. 1) составлен в повествовательной форме, это фигура мысли. Дополнительную выразительность придаёт ирония, ведь слова – «прыг-скок, обвалился потолок», это слова из безобидного детского стихотворения, которые, к сожалению, для кого-то воплотились в реальность.
Ещё один заголовок в повествовательной форме – «Сам себе прибавил срок» в заметке от 11 июля (стр. 3), рассказывающей о драке осужденного в колонии-поселении уже после вынесения приговора. В результате происшествия срок заключения осужденного был увеличен. В заголовке прослеживается скрытая ирония, ведь самому себе срок невозможно прибавить, этим занимаются суды.
§ 2.2.3 Отказ от средств выразительности
В заключительной, третьей группе рассмотрим заголовки без использования средств выразительности, которые вызывают читательский интерес. Например, в статье от 28 марта (стр. 3) следующий заголовок – «Власть сэкономит на себе». До тех пор, пока статья не прочитана, в заголовке просматривается ирония, однако после прочтения становиться понятно, что губернатор распорядился урезать расходы на содержание чиновников краевого уровня. Интрига состоит в том, что в заголовке подразумевается ирония, а на самом деле её нет.
Не совсем удачный и скучноватый заголовок – «Девушка со снайперской винтовкой» в статье от 9 мая (стр. 6), посвящённой празднику победы. Несмотря на то, что девушка со снайперской винтовкой – явление нечастое, но вполне вероятное. То есть, в данном случае отсутствуют средства выразительности, но в заголовке внимание привлекают редко сочетаемые явления.
Ещё один подобный заголовок в статье от 12 декабря (стр. 9) – «Трое мужчин и одна мама». В ней рассказывается о жизни семьи, где мама ведёт домашнее хозяйство с мужем и двумя сыновьями. В самом заголовке средства выразительности отсутствуют, но он заинтересует тех читателей, которые, прочитав его, проведут параллели со своей жизнью.
Заключение
Практический анализ заголовков реального печатного издания показал, что наибольшие возможности по разнообразию, красочности и выразительности даёт приём использования тропов. Однако и приём использования стилистических фигур даёт автору вполне работоспособный инструмент по привлечению читательского внимания.
Использование двух этих методов позволяет создавать яркие, образные заголовки, а совместное сочетание позволяет им дополнять друг друга. Конечно, нельзя оставлять без внимания и другие методы, например, использование в заголовках пословиц и поговорок в неизменном или изменённом виде, использование рифм и т.д.
Проанализированные газетные заголовки без использования средств выразительности имеют право на существование, и иногда такой метод оправдывает себя. В основном, это касается каких-либо официальных сообщений, либо сообщений, которые не допускают другой трактовки. В остальных случаях следует стараться избегать данного метода с тем, что бы сделать газету и газетные заголовки интереснее, динамичнее, привлекательнее.
Немногие заголовки, в которых средства выразительности отсутствуют, способны заинтересовать внимание, ведь статьи и заметки, к которым они относятся, в лучшем случае будут прочитаны только лишь теми, кто привык читать газету от корки до корки.
Выразительные
средства русского языка очень велики,
если не сказать, что бесконечны. Журналисты,
авторы статей должны стремиться к
использованию как можно
Список литературы
1.
Даль В. Толковый словарь
2. Ожегов С.И. Словарь русского языка: М.,
1952, – 843 с.
3. Слободянюк Э.П. Настольная книга копирайтера:
М., 2008, – 256 с.
4. Шицгал А.Г. Собрание сочинений: М., 1999,
– 252 с.
5. Галкин С.И. Оформление газеты и журнала:
ИМУ, 1984, – 152 с.
6. Бердышев С.Н. Рекламный текст. Методика
составления и оформления: М., 2008, – 252 с.
7. Петров О.В. Риторика: Проспект, 2004, –
423 с.
8. Новиков Л.А. Искусство слова: М., Педагогика,
1982, – 128 с.
9. Гридина Т.А. Языковая игра: стереотип
и творчество: Екатеринбург, 1996, – 214 с.
10. Основы ведения журналистского расследования:
Алматы, 2005, – 116 с.
11. Никитина С.Е., Васильева Н.В. Экспериментальный
системный толковый словарь стилистических
терминов. Принципы составления и избранные
словарные статьи: М., 1996, – 172 с.
12. Голуб И.Б., Розенталь Д.Э. Книга о хорошей
речи: М., 1997, – 267 с.
13. Горшков А.И. Русская словесность. От
слова к словесности: М., 1996, – 335 с.
14. Лотман Ю.М. Лекции по структуральной
поэтике: М., 1994, – 258 с.
Содержание
Введение
1.
Основные признаки
2.
Трансформация газетных
3. Виды и функции заголовков публицистических текстов
Заключение
Список
использованной литературы
Введение
Создавая
текст, журналист всегда ставит перед
собой задачу - не только информировать
читателя о социально значимых фактах,
событиях и явлениях действительности,
но и обязательно дать оценку сообщаемому.
Тем самым функционально-
Проблема соотношения объективного (информационного) и субъективного (оценочного) элементов в тексте, а следовательно и в заголовке газетной статьи всегда вызывала острый интерес исследователей. «Оценка, - отмечает Ю.В. Рождественский, - может быть и не дана, но она присутствует всегда по контрасту с другими оценками и составляет значащий нуль оценки».[1]
Постоянная
ориентация журналистов на оценку фактов,
событий и явлений
Одновременно
опыт журналистской деятельности показывает,
что частое повторение в газете одних
и тех же тем и ситуаций неизбежно
ведет к появлению огромного
набора готовых к употреблению в
формировании заголовков газетных статей
речевых стереотипов
Интенсивное изучение текстов массовой информации ведется несколько десятилетий. Публицистика, которую называют летописью современности. Она во всей полноте отражает текущую историю, обращена к злободневным проблемам общества - политическим, социальным, бытовым, философским и т. д. Чтобы убедиться в тематической необозримости, широте публицистики, достаточно открыть любой номер какой-либо газеты и просмотреть ее заголовки. Вы получите своеобразный конспект, моментальную фотографию содержания газеты.
Проблема
языка и общества активно исследовалась
в языкознании XIX-XX-ых вв. такими лингвистами,
как Ф.И. Буслаев, Н.В. Крушевский, А.А.
Потебня, А.А. Шахматов, В.М. Жирмунский,
Ф.П. Филин, Р.А. Будагов, А.Д. Швейцер
и др. Однако лингвисты ХХ-го века
обратили свое внимание на язык художественного
произведения, не обойдя, кажется, ни одного
из его жанров. О языке публицистики
речи не ведется, а если и ведется,
то очень скупо. Что же касается языка
газеты, то в области его изучения
в целом следует отметить некоторые
несоответствия. С одной стороны,
влияние газеты неуклонно и быстро
растет, захватывая, наряду с двумя
другими средствами массовой информации
— радио и телевидением - миллионы
и миллионы людей. Роль газеты нельзя
умалить, так как она не только
важнейший источник информации, но
и мощное средство убеждения и
воспитания масс, средство формирования
гражданственности, правосознания. С
другой стороны, степень научного познания
газеты во всех сторонах ее существования,
и прежде всего ее языка, не соответствует
еще степени и силе ее практического
влияния. Анализу языка газеты на
современном этапе посвящено
относительно малое количество работ,
хотя число вторжений в мало изученную
область языка газеты в последние
годы значительно выросло. Принципы
сопоставительного, а также типологического
исследования стилистических систем писателей
— классиков в лингвистике
до сих пор разрабатываются