Заголовки СМИ

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2012 в 18:10, реферат

Описание работы

Цель исследования заключается в попытке нахождения наиболее действенных методов привлечения читательского внимания, а также проследить, какие заголовки наиболее привлекательны (и почему), какие методы дают долговременный результат, либо недостаточно эффективны в этом плане.
Задачи исследования таковы:
• определить набор выразительных средств, используемых при составлении заголовков
• проследить использование выразительных средств на конкретных примерах

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 80.77 Кб (Скачать)

  Развивается и изменяется типологическая система  газетных изданий в России. Одна из основных причин этого процесса — появление новых типов газет, что связано, в свою очередь, с  использованием в журналистике новых  технологий. С возникновением Интернета  и образованием всемирной электронной  сети возникла сетевая журналистика. Распространились различные виды сетевых  периодических изданий, прежде всего  сетевых газет и журналов.

  Создавая  текст, журналист всегда ставит перед  собой задачу - не только информировать  читателя о социально значимых фактах, событиях и явлениях действительности, но и обязательно дать оценку сообщаемому. Тем самым функционально-стилевое единство языка газеты обеспечивается постоянной реализацией в газетных текстах информативных и оценочных  элементов. Конечно, «разрешающая способность» различных групп газетных жанров неодинакова в плане использования  в них этих средств, но одновременная  ориентация на информативность и  оценочность свойственна всем типам  газет, всем материалам массовой коммуникации. Эта особенность публицистики и  публицистического стиля нашла  отражение и в газетных заголовках.

  В газете подбор заголовков имеет свои особенности и сложности. Журналисты незамедлительно откликаются на текущие события. Им приходится каждодневно  изобретать, придумывать всё новые  и новые названия. Ведь для каждого  номера газеты нужно подобрать несколько  десятков заголовков.

  Заголовок - это своеобразный элемент текста, имеющий двойную природу. С одной  стороны, это языковая структура, предваряющая текст, стоящая «над» ним и  перед ним. Поэтому заголовок  воспринимается как речевой элемент, находящийся вне текста и имеющий  определённую самостоятельность. С  другой стороны, заголовок - полноправный компонент текста, входящий в него и связанный с другими компонентами целостного текста (началом, серединой, концовкой), вместе с которыми он составляет архитектонику текста. Эта «двойственная  природа заголовка» и определяет многие его особенности.

  Заголовок газеты, являясь структурным компонентом  статьи, выполняет автономные функции (их заголовок выполняет до текста, как самостоятельная единица): например, функция изображения авторского отношения к предмету речи и условиям общения. Однако следует отметить, что  с данной позиции (заголовок как  структурный элемент статьи, репрезентант текста публикации) в большей мере интересует журналистов - специалистов по созданию газетных заголовков. Заголовок  выполняет и так называемые обусловленные  функции (заголовок при этом выступает  в связи с текстом): например, функцию  изображения авторского отношения  к тексту и тональности текста. Главной с этой точки зрения является такая функция газетного заголовка, как функция привлечения внимания к статье, а следовательно, в центре исследования будут находиться приёмы привлечения читательского внимания.

  Заголовок — неотъемлемая часть газетной публицистики. Первое, с чем сталкивается читатель газеты, - это названия публикаций. Читатель, просматривая газетную полосу, по заголовкам ориентируется в её содержании. В  итоге, именно газетный заголовок решает проблему привлечения внимания к  статье и ко всей газете в целом.

  Русский язык активно меняется. Он становится более мобильным, экспрессивным, натуральным  и жизненным. Но в то же время вызывает беспокойство засорение языка англоязычными  словами и вульгаризмами. Это  отражается и на языке газеты в  целом, и на заголовке газетной статьи в частности.

  Не  стоит забывать, что периодическая  печать – это та языковая среда, которая тоже участвует в формировании нашего самосознания, нашей духовности. Непростительно, когда мы сталкиваемся на страницах газет со стилевой глухотой, утратой чувства языка. 

  Список  использованной литературы

  1. Введенская Л.А. Проблема общедоступности  языка газеты // Методы исследования  журналистики. - Вып. 3. - Ростов, 1981. –  С. 68-79

  2. Винокур, Т.Г. Говорящий и слушающий: Варианты речевого поведения.– M.: Просвещение, 1993. – 256 с.

  3. Заглавие газетной заметки в  его отношении к тексту // Аспирант  и соискатель. - № 3. - М., 2006. – С. 23-36.

  4. Голуб, И.Б. Конспект лекций  по литературному редактированию. – М.: Айрис-пресс, 2004. – 389 с.

  5. Кайда Л.Г. Композиционная поэтика  публицистики. - М.: Флинта, 2006. – 243 с.

  6. Киселева Л.А. Вопросы теории  речевого воздействия. - Л.: Изд-во  Ленинград. ун-та, 1978. – 356 с.

  7. Лазарева Э.А. Заголовок в газете. - Свердловск: Изд-во Урал. Ун-та, 1989. – 224 с.

  8. Костомаров В.Г. Русский язык  на газетной полосе. - М., 1970. –  387 с.

9. Кожина  Н.А. Способы выражения заглавия  в заглавиях художественных текстов  // Проблемы экспрессивной стилистики; Ростов н/Д, 1987. – С. 21-30

  10. Рождественский Ю.В. Об одном  из приемов семиотического анализа  текстов массовой коммуникации / Предмет семиотики. Теоретические  и практические проблемы взаимодействия  средств массовых коммуникаций; М., 1975. – С. 67-75.

  11. Стриженко А.А. Роль языка в  системе средств пропаганды. - Томск, 1980. – 267 с.

  12. Современная газетная публицистика. Проблемы стиля. - Л., 1987. – 327 с.

  13.Сычев  А.С. Слова качественной оценки  в положительных газетных жанрах // Вопросы структуры и функционирования  русского языка; Томск, 1984. – С. 45-59.

  14. Структурные особенности организации  текста газетной заметки // Русское  слово в русском мире; М.: МГЛУ  – Калуга: ИД «Эйдос», 2004. – С. 56-67

  15. Структура газетной заметки // Вопросы филологических наук. - №  3.- М., 2006. – С. 34-39.

  16. Солганик Г.Я. Стилистика публицистической  речи. - М.: АВ-пресс, 2001. – 389 с.

  17. Хаблак Г.Г. Грамматические особенности  газетно-публицистической речи // Вестник  МГУ. Сер. 10. - 1984. – С. 11-15.

  18. Шостак М.И. Профессионализм и  этика современных СМИ. – М.: РИП - холдинг, 2001. – 276 с.

  19. Язык и стиль средств массовой  информации и пропаганды / Под  ред. Д.Э. Розенталя. - М., 1980. – 231 с. 
 

  [1] Рождественский Ю.В. Об одном из приемов семиотического анализа текстов массовой коммуникации // Предмет семиотики. Теоретические и практические проблемы взаимодействия средств массовых коммуникаций. М., 1975.

  [2] Солганик Г.Я. Стилистика публицистической речи / Г.Я. Солганик. – М.: АВ-пресс, 2001.

  [3] Костомаров В.Г. Язык на газетной полосе. Изд-во МГУ, 1971.

  [4] Лазарева Э.А. Заголовок в газете. – Свердловск, 1989 г.

  [5] Кайда Л.Г. Композиционная поэтика публицистики. М.: Флинта, 2006.

  [6] Структура газетной заметки // Вопросы филологических наук. № 3. М., 2006.

  [7] Солганик, Г.Я. Стилистика публицистической речи / Г.Я. Солганик. – М.: АВ-пресс, 2001.

  [8] Современная газетная публицистика. Проблемы стиля. Л., 1987

  [9] Кожина Н.А. Способы выражения заглавия в заглавиях художественных текстов /Проблемы экспрессивной стилистики. Ростов н/Д, 1987.


Информация о работе Заголовки СМИ