Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2012 в 18:10, реферат
Цель исследования заключается в попытке нахождения наиболее действенных методов привлечения читательского внимания, а также проследить, какие заголовки наиболее привлекательны (и почему), какие методы дают долговременный результат, либо недостаточно эффективны в этом плане.
Задачи исследования таковы:
• определить набор выразительных средств, используемых при составлении заголовков
• проследить использование выразительных средств на конкретных примерах
Иногда для объединения материалов, занимающих целую полосу или большую ее часть и посвященных общей теме, используют шапку, как бы накрывающую сверху все публикации, стоящие под нею.
Заголовки применяют отдельно или в сочетании друг с другом. Нередко они образуют заголовочный комплекс, в который входят заголовки разных типов. Главный, обыкновенный заголовок дает представление о содержании публикации. Подзаголовок конкретизирует содержание заголовка. Рубрика определяет тематическое направление или характер текста. Нередко к ним присоединяется так называемый лид – первый вводный абзац публикации, содержащий опорный факт сообщения. Такой заголовочный комплекс дает читателю достаточное представление о теме и содержании текста.
Воздействие заголовка на читателя в немалой степени зависит и от его технического оформления – размещения на газетной полосе и постановки над текстом, сбоку от него или даже в его центре, от возможного его разделения на строки, величины и яркости заголовка – выбора гарнитуры титульного шрифта, его кегля, насыщенности и других характеристик. Переход в редакциях к компьютерному набору и верстке газет открыл возможности быстрого решения на высоком профессиональном уровне всех задач и проблем, возникающих на этом направлении подготовки газетного номера. Знания, необходимые для этого, дает специальный курс производства и оформления печатных периодических изданий.
Заголовок
- это своеобразный элемент текста,
имеющий двойную природу. С одной
стороны, это языковая структура, предваряющая
текст, стоящая «над» ним и
перед ним. Поэтому заголовок
воспринимается как речевой элемент,
находящийся вне текста и имеющий
определённую самостоятельность. С
другой стороны, заголовок - полноправный
компонент текста, входящий в него
и связанный с другими
В
последние годы в газетной практике
родилась новая форма создания заголовков
— перефразирование: в строке текста,
взятого для заголовка, какое-то
слово изменяется, и фраза приобретает
совсем иной смысл. Такое перефразирование
привлекает внимание читателей своей
оригинальностью. Структура привычного
высказывания при этом сохраняется.
Современная языковая ситуация часто
требует от получателя текста способность
соотнести форму и содержание,
текст с другими текстами. Всё
чаще и чаще в языке средств
массовой информации, да и в повседневной
разговорной речи встречаются языковые
формы, за которыми тянется своего рода
текстовый шлейф, который сопровождает
любое их употребление. Для их понимания,
разумеется, носителям языка необходим
соответствующий культурный опыт. Без
знания того, что составляет этот «шлейф»,
информация для адресата недоступна
полностью или частично. Знания,
необходимые для полноценного понимания
современной устной речи и языка
письменных произведений, особенно языка
газет, - это знания реалий, художественных
фильмов, художественных произведений,
текстов популярных песен, стереотипных
образов, стереотипных ситуаций, то есть
всего, что лежит в основе прецедентных
текстов. Таким образом, понимание
текстов, содержащих отсылки к прецедентным
текстам, опирается на повышенную речемыслительную
активность получателя информации. Выдающийся
русский мыслитель
С
желанием сделать заголовки более
яркими, привлекательными связано употребление
в них фразеологических оборотов
в трансформированном виде. Изменения
фразеологизмов позволяют избегать
штампов, так как в этих случаях
фразеологизм приобретает новый
оттенок смысла, неожиданную окраску.
Способы трансформации
Кто ищет, тот и получает.
Любовь нечаянно как грянет!..
Ученье – неученье, а свет – тьма.
Кто к нам с мечом, сам виноват.
Использование
фразеологических единиц в газетных
заголовках является эффективным средством
создания экспрессии, позволяет читателю
напомнить исходный фразеологизм, с
помощью его трансформации
Одним
из путей формирования заглавия газетных
статей является использование каламбура.
Условия восприятия газетных материалов
и характер газетной информации (оперативность,
злободневность) определили появление
специфических коммуникативных
функций каламбура - контактоустанавливающей
функции и функции
Однако, выбирая слишком образные, усложненные заголовки, газетные оформители нередко совершают ошибку: соревнуясь в оригинальности заголовков, они достигают обратного эффекта. Просматривая свежий номер газеты, читатель может отказаться разгадывать непонятные ему заголовки и пройти мимо важных публикаций. Газетный заголовок должен быть понятен любому читателю – об этом требовании нельзя забывать ни журналисту, занятому поиском названия для своего произведения, ни сотруднику редакционного секретариата, готовящему этот текст к публикации.
Другая ошибка в оформлении заголовков связана с использованием в газете дополнительного цвета. Цветной заголовок – красный, зеленый и т.п. – резко выделяет публикацию на газетной полосе. Однако этим приемом при оформлении газеты следует пользоваться осторожно. Если на полосе все заголовки или их большинство будут выделены дополнительным цветом, это приведет лишь к пестроте оформления. Выделить все – значит не выделить ничего. Опытные оформители применяют дополнительный цвет для выделения лишь одной-двух важнейших публикаций на полосе, концентрируя, таким образом, на них внимание читателей.
Стиль заголовков в газете – одно из ее отличий от других периодических изданий. Этот стиль не следует менять в течение достаточно длительного времени. По стилю заголовков публикаций, как и по другим особенностям дизайна издания, постоянный читатель может узнавать свою газету, даже не глядя на ее название.
Контактоустанавливающая
функция реализуется
В
конкретном заглавии на передний план
выдвигается либо информативная, либо
рекламно-экспрессивная
В
современной газетной статье заголовок
выступает как совокупность лингвистических
и графических средств и
1.
Репрезентативные отношения —
заголовок несет основную
2.
Рекламные отношения —
3.
Диалогические отношения,
Этот тип представлен прежде всего в «Московском Комсомольце» и «АиФ». Широкое распространение вопросно-ответных структур в газетном заголовке связано с тем, что всякое речевое произведение диалогично по своей сути: реальное целостное понимание активно ответно и является ничем иным, как начальной подготовительной стадией ответа.
4.
Включительные отношения — при
таких отношениях заголовок
Таким
образом, заголовок газетной статьи,
выполняя две основные функции, —
информативную и рекламную, может
находиться с основным корпусом текста
в различных отношениях, определяющих
структуру самого заголовка и
характер рубрики всего издания.
Отмечается, что заголовок выполняет
еще две присущие только ему функции
благодаря использованию
Заключение
Эффективность
газетного текста во многом определяется
его заглавием, т.к. известно, что
с помощью удачного заголовка
часто легче убедить читателя.
Заголовок позволяет
Газета
- мобильный инструмент гласности, т.е.
открытости деятельности государственных
учреждений для общественного наблюдения.
Для общества весьма желательно, чтобы
органы власти как можно полнее информировали
граждан о принимаемых
Умелое
обновление готового к употреблению
речевого материала, неустанный поиск
новых средств выражения оценки
показывает, что язык газеты - это
живая и постоянно