Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2012 в 16:53, курсовая работа
Цель настоящей работы – определить особенности языковой личности современной телеведущей на примере Тины Канделаки.
Достижению поставленной цели служит решение следующих задач:
– систематизировать основные теоретические положения, связанные с рассмотрением понятий «языковая личность», «структура языковой личности», «лингвокогнитивный уровень языковой личности», «прагматический уровень языковой личности», «речевой портрет», «речевой имидж» и др.;
– выявить особенности языковой личности современного телеведущего (на примере Тины Канделаки).
Введение ……………………………………………………………………..…..3
Глава 1. Теоретическое обоснование «языковой личности» в лингвистических исследованиях…………………………………………………5
Понятие «языковая личность»……………………………………..5
Структура «языковой личности»: лингвокогнитивный и прагматический уровни……………………………………………….…..8
Понятия «речевого портрета», «языкового портрета» в современной лингвистике…..……………………………………………12
Речевой имидж как языковая категория ……………………………………………………………………………15
Глава 2. Анализ языкового портрета телеведущего (на примере Тины Канделаки)…………………………………………….…..…21
2.1. Лексические особенности языкового портрета ведущей………..22
2.2. Тропы в речи ведущей…………………………………………….28
2.3. Синтаксические особенности речи ведущей.……………………..33
2.4. Особенности языкового портрета телеведущей…………………41
Заключение……………………………………………………………………..44
Список литературы……………………………………………………………47
Приложение...................................................................................................50
Красочность изображения видна в образах описываемых Тиной Канделаки, мы видим все ситуации, слышим новые придуманные ею слова:
«В Тбилиси работала такая воровская схема: воры заходили в толпу и кричали «Держи вора!». И когда люди на этот крик оборачивались, они чистили их карманы. Любое обвинение и троллинг вызывают больше симпатии, чем конструктивный диалог при наличии противоположной позиции».60
«Еще хуже: я даже не играю на пианино! Вся моя родня пела и играла на музыкальных инструментах, как это принято в грузинских семьях. У меня же не было ни одного из этих талантов, и, чтобы хоть как-то пристроиться, я на семейных вечерах объявляла номера. Наверное, это тоже оказало влияние на мою последующую профессию. (Смеется.)»61
«Посмотрела
на выходных и «Джона Картера», и
«Голодные игры». Если бы мне кто-то
сказал, что «Картер» будет таким
«Недоаватаром», то …»62
2.2.
Тропы в речи
ведущей
Неотъемлемый
признак всякого вида искусства,
форма осознания
Метафора. Традиционное определение метафоры связано с этимологическим объяснением самого термина: метафора (гр. metaphorá - перенос) - это перенос названия с одного предмета на другой на основании их сходства. Прямое значение слова служит только основой для ассоциаций автора. Метафоры в речи Тины Канделаки:
«Мы пытаемся догнать ракету, которая улетает на космической скорости». Мы же не реально пытаемся догнать ракету, эта фраза понимается Тиной в переносном значении: мы пытаемся догнать упущенную возможность.63
«Когда ты оказываешь поддержку каналу, ты ждешь не подножки, ты ждешь как минимум того, что тебе подставят плечо, наверное, это мое субъективное мнение». 64
«Я привела с собой некоторые интересные проекты, а кроме того, стала пропускать через фильтр «Апостол Медиа» все поступающие МНЕ предложения». 65
«Для того, чтобы возглавить партию и не дать новым людям полюбить эту партию. Замкнуть зло на себе. Посмотрите, и вы поймете мою метафору, что люди, которые это делают, полное ощущение, что это люди, которые прикладывают максимум усилий, чтобы уровень недоверия к «Единой России» как можно быстрее и регулярнее возрастал». 66
«Оскорбления в свой адрес, градус которых повышается от безнаказанности».67
Олицетворение. Олицетворением называется наделение неодушевленных предметов признаками и свойствами человека. Олицитворение в речи телеведущей:
«Мне не интересно зарабатывать кон в длинную игру и видеть, как меняется мир от того, что у меня получается реализовывать задуманные проекты.68
Аллегории (гр. allēgoria
Метонимии (от гр. metonomadzo - переименовывать) называется перенос названия с одного предмета на другой на основании их смежности. Например: фарфор и бронза на столе. Особый вид метонимии - антономасия (гр. antonomasia - переименование) - троп, состоящий в употреблении собственного имени в значении нарицательного. Этот троп состоит в замене множественного числа единственным.70 Так, например, в речи ведущей встречается: «По домам идет Европа». 71
Эпитеты
(от гр. epitheton - приложение) называется образное
«Телевидение - это поистине королевское красивое медиа, оно дает больше пространства для экспериментов». 73
«Меня волнуют социальные проблемы, в первую очередь - тонкие места реформы образования. Как следствие, и тон публикаций обо мне изменился. Пикантных сочных поводов я не даю, и папарацци остались без свежих сплетен».74
«А кто-то говорит, что он, наоборот, блестящий министр, какого у России не было и в ближайшее время не будет». 75
«Понимаете, деньги – вещь не только материальная, но и энергетическая». 76
Сравнение.
К лексическим образным
«Сейчас один из главных моих «маяков» в жизни — мой партнер по бизнесу Василий Бровко».78
«Жизнь - это дорога, и на ней всегда есть повороты».79
«Ведь телевидение – это в первую очередь коллективная игра».80
«Еще есть лидеры оппозиции, которые в эту власть не встроены и нуждаются в сторонниках, которых потом будут, как фишки в казино, разменивать на свои кусочки власти».81
Гипербола.
Гиперболой (от гр. gyperbolē - преувеличение,
излишек) называется образное
«И это очень серьезный сигнал власти. Они вышли не потому, что им не хватает еды, они недовольны тем, что их конкретно коварно обманули».83
Лексическим образным
Тина Канделаки:
«На
телевидении пробиваться
«У нас выросло первое по-настоящему свободное поколение. Я его назвала путинским поколением, за что, как вы знаете, меня подвергли жесткой критике, хотя и взяли этот термин».85
Образность речи, это и экспрессивная лексика:
« - Нет, я тебе скажу! Та встреча – она была до митинга. На ней подводили итоги». 86
«О, у меня еще очень много не взятых вершин! К примеру, в первой десятке списка Forbes не хватает женщин. (Улыбается.)» 87
К
эмоциональным средствам
«- А что остается-то? (Корр.)
- Ничего. Остается говорить о том, что нужна другая партия. (Т.К.)
- Да, но проблема в том, что сейчас невозможно создать партию. (Корр.)
- Почему? (Т.К.)»88
Таким образом, проанализировав образные средства в речи телеведущей мы составили диаграмму 1 «Особенности лексики Тины Канделаки».
Диаграмма
1. «Особенности лексики
Тины Канделаки» (в %)
Условные обозначения:
Ряд 1 – фразеологизмы (10,5%).
Ряд 2 – метафоры (9,09 %).
Ряд 3 – цитаты, живость речи, эпитеты, сравнения (по 7,3 % каждая).
Ряд 4 – поговорки, разговорные обороты речи, красочность речи, ирония (по 5,5 % каждая).
Ряд 5 – просторечия, наглядность речи, перифразы, образная и экспрессивная лексика (по 3,7% каждая).
Ряд
6 – пословицы, языковые средства юмора,
сатира, олицетворения, аллегории, метонимии,
гиперболы, обращения (по 1,8 % каждая).
2.3.
Синтаксические особенности
речи ведущей
В стиле речи телеведущей Тины Канделаки используются существительные в родительном падеже в роли несогласованного определения типа: «голос мира», «страны ближнего зарубежья».
Характерно, что в предложениях в роли сказуемого телеведущей как журналиста часто выступают глаголы в условной (сослагательной) форме. Связано это с тем, что Тина Канделаки часто рассказывает о своей жизни, своем профессиональном опыте, высказывает свои мнения на ситуации и т.п. (думаю, считаю, жила, считала, ушла, пр.):
«Мое субъективное мнение - я его никому не навязываю»89, «Я сказала, что это было последней точкой»90, «Мы стояли с Венедиктовым в толпе и со всеми людьми разговаривали»91, «Я везде в разных местах говорю одно и то же, что невозможно на телевидении говорить другим языком, замалчивая действительность»92, «Я вот читаю интервью Кудрина в «Ведомостях», и я понимаю, что он предлагает»93, «Я считаю, что обижаться на удачные пародии довольно глупо»94, «Сегодня с утра я прочитала новость и очень расстроилась»95, «Преподавателем я стала, как и многие вчерашние выпускники, благодаря аспирантуре: пишу диссертацию в Гуманитарном университете»96.
Как для журналиста-публициста Тине Канделаки свойственно в речи употреблять большое количество глаголов начальной формы — инфинитивы и возвратные формы глаголов:
Инфинитивы:
«Но нужно понимать, что образовательную революцию могут сделать только революционно мыслящие преподаватели и управленцы от образования»97.
«Сегодня наша промышленность готова обеспечить выпускникам интересную высокооплачиваемую работу»98.
«Российское государство больше не может наращивать госрасходы, особенно в условиях, когда 31% расходов приходится на социалку»99.
«Таким
образом, для привлечения
Возвратная форма глаголов:
«Сейчас, я думаю, актуальнее уже готовиться к президентским выборам, нужно провести их так, чтобы результаты не вызвали никаких сомнений».101
«Обращайтесь, если понадобится».102
«Меняется и сама оппозиция».103
«Так
как в силу размеров они являются
главными работодателями и налогоплательщиками,
то считаю, что они имеют право
голоса. Все мы хотим, чтобы Россия
превратилась из сырьевой в процветающую
высокотехнологичную державу».1
«Вскрылось
то, что функция наблюдателя не
понятна, он не может просто взять
и заставить пересчитать
«Выяснилось, что люди, оказывается, хотят участвовать в этом процессе, а не быть мертвыми душами».106
«Чтобы в очередной раз не казаться чересчур эмоциональной, пытаюсь связаться с министром образования Грузии Дмитрием Шашкиным, который сможет подтвердить или опровергнуть данную информацию».107
Для синтаксиса этого стиля речи телеведущей характерно использование:
- Однородных членов:
«Бойкой и самостоятельной я была с детства, не боялась бороться за лидерство с одноклассницами и даже побила нескольких мальчишек. Меня всегда считали заводилой и душой компании».108
- Вводных слов и предложений:
«Мне кажется, эти навыки — ключевые. Их вполне достаточно для интересного знакомства. Видимо, так заложено в моем эмоциональном типе».109
«Я, кстати, с удовольствием озвучила бы саму себя в «Мульте»».110
Информация о работе Языковой портрет современного телеведущего