Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2012 в 16:53, курсовая работа
Цель настоящей работы – определить особенности языковой личности современной телеведущей на примере Тины Канделаки.
Достижению поставленной цели служит решение следующих задач:
– систематизировать основные теоретические положения, связанные с рассмотрением понятий «языковая личность», «структура языковой личности», «лингвокогнитивный уровень языковой личности», «прагматический уровень языковой личности», «речевой портрет», «речевой имидж» и др.;
– выявить особенности языковой личности современного телеведущего (на примере Тины Канделаки).
Введение ……………………………………………………………………..…..3
Глава 1. Теоретическое обоснование «языковой личности» в лингвистических исследованиях…………………………………………………5
Понятие «языковая личность»……………………………………..5
Структура «языковой личности»: лингвокогнитивный и прагматический уровни……………………………………………….…..8
Понятия «речевого портрета», «языкового портрета» в современной лингвистике…..……………………………………………12
Речевой имидж как языковая категория ……………………………………………………………………………15
Глава 2. Анализ языкового портрета телеведущего (на примере Тины Канделаки)…………………………………………….…..…21
2.1. Лексические особенности языкового портрета ведущей………..22
2.2. Тропы в речи ведущей…………………………………………….28
2.3. Синтаксические особенности речи ведущей.……………………..33
2.4. Особенности языкового портрета телеведущей…………………41
Заключение……………………………………………………………………..44
Список литературы……………………………………………………………47
Приложение...................................................................................................50
Рассмотрим важные характеристики речи и голоса человека и определим их влияние на формирование благоприятного имиджа и карьерного роста.
Человек участвует в процессе создания имиджа всей своей телесной, психологической и духовной сущностью. Речь – центральный элемент личного имиджа, поскольку воспринимается в совокупности с внешностью, манерой одеваться, двигаться.
Речь
и голос могут создавать свой
исключительный шарм. Вспомним, например,
ведущего телепередачи «Что? Где? Когда?»
Владимира Ворошилова, в течение
нескольких лет он вел передачу и
не присутствовал в кадре. Однако
создал зримый, живой образ азартного
игрока, организующего и направляющего
действия. Его голос творил имидж на экране.
Мы всегда узнаем голоса великих актеров
«старой» школы – Высоцкого, Смоктуновского,
Леонова, Миронова и др. Да многих из них
уже нет в живых, но живы их образы, их голоса.
Таким образом, в оценке индивидуальной
манеры общения « не иметь своего голоса»,
значит почти тоже, что не иметь своего
лица. Эти два понятия тесно связаны с
личностью человека. 21
Выводы
к 1 главе
Подводя итог всему вышесказанному, можно сделать следующие выводы:
До
сих пор не существует точного
определения феномена «языковая
личность», хотя этот термин уже достаточно
длительное время используется учеными,
работающими в русле
Структура языковой личности привлекает внимание не меньше, чем само определение языковая личность. Наиболее широко и полно структура языковой личности была разработана в работе Ю.Н. Караулова, которая представляет собой трехуровневую модель, где самым высоким уровнем является прагматический (мотивационный), т.к. именно на этом уровне языковые элементы и связи становятся на порядок выше и полностью реализуется языковая картина мира.
Мы
считаем, что понятия «языковая
личность» и «речевой портрет» тесно
взаимосвязаны и обусловливают
друг друга. Под целостным речевым
портретом языковой личности понимается
иерархически организованная структура,
которая включает следующие компоненты:
социопсихолингвистический
ГЛАВА
2. АНАЛИЗ ЯЗЫКОВОГО ПОРТРЕТА ТЕЛЕВЕДУЩЕГО
(НА ПРИМЕРЕ ТИНЫ КАНДЕЛАКИ
Культура речи
Для стиля речи телеведущего характерны: логичность, образность, эмоциональность, оценочность, призывность и соответствующие им языковые средства.
Текст ведущего телепрограммы часто строится как рассуждение: выдвигается важная общественная проблема, анализируются и оцениваются возможные пути ее решения, делаются обобщения и выводы, материал располагается в строгой логической последовательности, используется общенаучная терминология.
Выступления отличаются описанием фактов, конкретностью, строгой обоснованностью. С другой стороны, для нее характерна страстность, призывность. Важнейшее требование, речи телеведущего - общедоступность: она рассчитана на широкую аудиторию и должна быть понятна всем.
Чтобы эффективно воздействовать на читателя или слушателя, на его воображение и чувства, говорящий или пишущий использует эпитеты, сравнения, метафоры и другие образные средства, прибегает к помощи разговорных и даже просторечных слов и оборотов, фразеологических выражений, усиливающих эмоциональное воздействие речи.
Для стиля речи
Все
эти особенности мы подробно разберем
на примере речи телеведущей Тины
Канделаки.
2.1.
Лексические особенности
языкового портрета
ведущей
Образность речи – это выразительно-изобразительные качества речи, сообщаемые ей лексическими и грамматическими. Образные средства это лексико-грамматические категории, для выражения которых используются все единицы языка (слово, словосочетание, предложение, сложное синтаксическое целое).
Для лексики характерно использование образных средств, переносного значения слов, слов с яркой эмоциональной окраской. Средства эмоционального воздействия, употребляемые в этом стиле речи, многообразны. В большинстве своем они напоминают изобразительно-выразительные средства художественного стиля речи с той, однако, разницей, что основным их назначением становится не создание художественных образов, а именно эмоциональное воздействие на читателя, слушателя, убеждение его в чем-то и информирование, передача сведений 23[см. видеоприложение 1].
К
эмоциональным средствам
«Они
не влияют на столь
«Сейчас, когда я перестала посещать светские мероприятия, обсуждения моей личной жизни практически сошли на нет». 30 «Сойти на нет» употребляется в значении «потерять всякое значение». 31
«В этом-то и проблема оппозиции: они власть принимают за дурочку. Она может быть хорошая, может быть плохая, но она – не дурочка».32
«И дальше вам сообщают: победа абсолютная. Это было вашей последней каплей, мне кажется». 33 «Последняя капля» употребляется в значении «иметь последнюю возможность». 34
Сюда относится использование:
а) пословиц: «Вспоминается хорошая восточная пословица: «Главное – не в том, чтобы мне было хорошо, главное, чтобы вам было плохо».35
б) поговорок: «Чтобы тебя любили, приходится быть со всеми хорошим каждый день. Чтобы ненавидели, напрягаться не приходится вообще».36 «Поэтому, как говорится, сами выбирайте – или шашечки, или ехать».37 «Плоха та власть, которая своего народа боится».38
в) разговорных оборотов речи: «Надо понимать, что больше не будет как в сказке - сел на печку Емеля, и ему по щучьему веленью или по чьему-то хотенью открылся прекрасный мир со всеми его возможностями». 39
«О войнах в ЖЭКе и о ТСЖ-
«Мне очень много передают о каких-то экспрессивных выпадах в мой адрес, и призывах чморить меня, травить и отфолловить, побить и так далее. Но в нашей стране такие призывы звучали не раз». 41 жаргонное слово «чморить» имеет значение «надсмехаться обидно, оскорблять, унижать кого-либо»; «травить» значит «говорить заведомую ерунду»; «отфолловить» имеет следующее значение в молодежном сленге «фолловинг – термин относящийся к системе Twitter, означает возможность получения информации в виде твитов от человека или компании, фолловить – значит следовать за аккаунтом и получать его апдейты в любое время. Соответственно отфолловить – обратное действие фолловить или зафолловить. То есть отфолловив пользователя, вы перестаете читать его ленту».42
г) просторечных выражений: «Он и сидел побольше Навального и по уху ему дать обещал!» 43 «Cамое простое, что сегодня, собственно говоря, и происходит в медиапространстве - начать кидаться друг в друга какашками. Начать кидаться какашками всегда легко, потому что всегда у всех есть в кармане какашки, особенно исходя из того, кто находится в этом информационном поле и в поле этого дискурса. Я этого не хочу, но, конечно, смешно даже думать, что я там могла выступать».44
Для речи Тины Канделаки очень характерно использование литературных образов:
д) цитат: «Ад – это мы сами» (Данте).45 «Как говорит мой партнер Василий Бровко, не нужно пытаться выстроиться в чью-то компанию — нужно создавать компанию вокруг себя».46 «Великие учителя! Произнося речи, не затыкайте ушей». (Б. Брехт)47 «Однажды Жаклин Кеннеди сказала: «Если хочешь, чтобы что-то было сделано правильно, ты должна сделать это сама». Иногда желание стать первой леди определяет, кто станет следующим президентом Америки».48
е) языковых средств юмора:
«Но тут в самый неожиданный момент появился мой папа, внезапно вернувшийся из командировки, со словами «А куда мы, собственно говоря, идем?». Поэтому под белы рученьки, с бантами, под барабаны, прославляя по пути всех родственников и попивая грузинское вино, родня отвела меня в 121 среднюю школу».49
- иронии:
«Вся моя родня пела и играла на музыкальных инструментах, как это принято в грузинских семьях. У меня же не было ни одного из этих талантов, и, чтобы хоть как-то пристроиться, я на семейных вечерах объявляла номера. Наверное, это тоже оказало влияние на мою последующую профессию. (Смеется.)50
«Тебе смотрят в глаза и говорят: «Нет песка, но сейчас мы насыплем». А обещали песчаный пляж! Люстра заклеена скотчем: «Сейчас поменяем!» Приносят люстру за 1 доллар. Первый день мы с иронией все воспринимали. Ну, а потом стало не до смеха. Неприлично за такие деньги предоставлять такие услуги».51
«Огромные жбаны, которых становится все больше и больше, ставятся у нас в гараже для того, чтобы хоть как-то остановить потоп сверху. Это обычная история для элитного жилья – оно ж на то и элитное, чтобы в нем обычные проблемы решались по-элитному, поэтому, наверное, пока жбаны, потому что решение этой проблемы будет носить неординарный характер».52
- Сатиры:
«Болото
я еще в школе проходила. Помнишь
фильм «Буратино» и песню черепахи
Тортилы? «Затянуло бурой тиной
гладь старинного пруда». Меня в
седьмом классе еще Тиной Болотной
дразнили. До тех пор, пока по утрам
в программе «Доброе утро»
не начали показывать клипы Тины Тернер.
И тогда «Тина Болотная»
Эмоциональные
средства языка телеведущей сочетаются
со строгой логической доказательностью,
смысловым выделением особо важных
слов, оборотов, отдельных частей высказывания.
Для выразительности речи
Для речи телеведущей характерна живость, наглядность, красочность.
Живость речи. В речи телеведущей присутствует постоянное движение, активность, что дает нам динамичные образы в восприятии информации:
«Мы находимся в преддверии тектонического сдвига». 54
«Дипломат пересказывал мне анекдот о том, как Билл и Хиллари как-то зашли в «Макдоналдс» и встретили за прилавком бывшего бойфренда Хиллари. Повернувшись к жене, он заметил, что если бы она осталась с этим парнем, то он бы наверняка стал хозяином «Макдоналдса». Хиллари усмехнулась и ответила: «Дурачок, тогда бы он стал президентом, а не ты».55
«Издевательство. Я считаю, что люди, которые это делают, - это, знаете, у Бориса Акунина есть прекрасная книжка - «Сказки для идиотов», читали?» 56
«А вы просто поставьте себя на его место».57
Наглядность проявляется в ярких примерах, образных примерах из жизни и литературы:
«Десятилетние дети пишут в социальных сетях «семейное положение - в поиске». При этом их страницы доступны кому угодно, в том числе педофилам. И вот что важнее - научить детей информационной безопасности или заставить зазубрить кусок из какой-то книжки? У нас учат правилам английского языка, но не учат бегло говорить на нем. Наше образование абсолютно не заточено под запросы рынка».58
«Я сейчас очень интересную сцену читаю у Мережковского, знаете, читали «Александр I»? Аракчеев там все время напоминает, что надо заговорщиков судить. У него есть такой шкафчик, в нем у него донесения, которым уже много лет. И он сам все время говорит: «Это же я возглавлял Тайное общество, это же я был первым импульсом, это же я воодушевил этих людей, это же я в душе республиканец» - и так далее». 59
Информация о работе Языковой портрет современного телеведущего