Языковой портрет современного телеведущего

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2012 в 16:53, курсовая работа

Описание работы

Цель настоящей работы – определить особенности языковой личности современной телеведущей на примере Тины Канделаки.
Достижению поставленной цели служит решение следующих задач:
– систематизировать основные теоретические положения, связанные с рассмотрением понятий «языковая личность», «структура языковой личности», «лингвокогнитивный уровень языковой личности», «прагматический уровень языковой личности», «речевой портрет», «речевой имидж» и др.;
– выявить особенности языковой личности современного телеведущего (на примере Тины Канделаки).

Содержание

Введение ……………………………………………………………………..…..3
Глава 1. Теоретическое обоснование «языковой личности» в лингвистических исследованиях…………………………………………………5
Понятие «языковая личность»……………………………………..5
Структура «языковой личности»: лингвокогнитивный и прагматический уровни……………………………………………….…..8
Понятия «речевого портрета», «языкового портрета» в современной лингвистике…..……………………………………………12
Речевой имидж как языковая категория ……………………………………………………………………………15
Глава 2. Анализ языкового портрета телеведущего (на примере Тины Канделаки)…………………………………………….…..…21
2.1. Лексические особенности языкового портрета ведущей………..22
2.2. Тропы в речи ведущей…………………………………………….28
2.3. Синтаксические особенности речи ведущей.……………………..33
2.4. Особенности языкового портрета телеведущей…………………41
Заключение……………………………………………………………………..44
Список литературы……………………………………………………………47
Приложение...................................................................................................50

Работа содержит 1 файл

Языковая личность современного телеведущего.docx

— 107.34 Кб (Скачать)
 

Министерство  образования и науки Российской Федерации

Иркутский государственный технический университет

Институт  изобразительных искусств и социально-гуманитарных наук

Кафедра рекламы и журналистики 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ЯЗЫКОВОЙ  ПОРТРЕТ СОВРЕМЕННОГО ТЕЛЕВЕДУЩЕГО

(ТИНА  КАНДЕЛАКИ) 

Курсовая  работа

по современному русскому (родному) языку

Специальность 030601 «Журналистика» 

Выполнила:

Кириллова Мария Владимировна

студентка 1 курса группы ЖРб-11-1

Научный руководитель:

Вайрах  Юлия Викторовна

доцент  кафедры рекламы и журналистики 

                                                     Иркутск 2012

 

ОГЛАВЛЕНИЕ 

Введение  ……………………………………………………………………..…..3

Глава 1. Теоретическое обоснование «языковой  личности» в лингвистических  исследованиях…………………………………………………5

    1. Понятие «языковая личность»……………………………………..5
    2. Структура «языковой личности»: лингвокогнитивный и прагматический уровни……………………………………………….…..8
    3. Понятия «речевого портрета», «языкового портрета» в современной лингвистике…..……………………………………………12
    4. Речевой имидж как языковая категория ……………………………………………………………………………15

Глава 2. Анализ языкового портрета телеведущего (на примере Тины Канделаки)……………………………………………………………….…..…21

    2.1. Лексические  особенности языкового портрета ведущей………..22

    2.2. Тропы  в речи ведущей…………………………………………….28

    2.3. Синтаксические особенности речи ведущей.……………………..33

     2.4. Особенности языкового портрета телеведущей…………………41

Заключение……………………………………………………………………..44

Список  литературы……………………………………………………………47

Приложение...................................................................................................50 
 
 
 
 
 
 
 

     ВВЕДЕНИЕ 

     Интерес к личностному аспекту изучения языка существенно повысился  в последние годы во всех дисциплинах, так или иначе связанных с  языком, - не только в лингвистике, но и в психологии, философии, лингводидактике. Одним из самых интересных понятий, вокруг которого разворачивается обсуждение наиболее интересных сегодня проблем  общего и русского языкознания является понятие «языковой личности».

     Под языковой личностью понимается совокупность способностей и характеристик человека, обусловливающих создание и восприятие им речевых произведений (текстов), которые различаются а) степенью структурно-языковой сложности, б) глубиной и точностью отражения действительности, в) определенной целевой направленностью.

     Актуальность настоящей работы обусловлена тем, что в результате изучения предшествующего опыта разработки феномена языковой личности в целом разными учеными отметим, что обозначенный вопрос, несмотря на достаточно длительную историю его изучения, и сегодня остается открытым и представляет широкое поле для междисциплинарных исследований.

     Объектом исследования явилась языковая личность с позиций лингвокогнитивного и прагматического уровней.

     Предметом исследования является языковая личность телеведущей Тины Канделаки.

     Цель  настоящей работы – определить особенности языковой личности современной телеведущей на примере Тины Канделаки.

     Достижению  поставленной цели служит решение следующих  задач:

     – систематизировать основные теоретические  положения, связанные с рассмотрением  понятий «языковая личность», «структура языковой личности», «лингвокогнитивный уровень языковой личности», «прагматический уровень языковой личности», «речевой портрет», «речевой имидж» и др.;

     – выявить особенности языковой личности современного телеведущего (на примере  Тины Канделаки).

     Теоретическая часть исследования опиралась на труды следующих авторов: К.Ф. Седов, Д.Э. Розенталь, Е. В.  Осетрова, Б.Ю. Норман, С. Е. Никитина, С. И. Виноградов. и др. в основу работы легли исследования Ю.С. Караулова, так как именно он достаточно полно излагает интересующую нас проблему. Базой исследования в практической части курсовой работы стали публикации современной телеведущей Тины Канделаки, ее блоги и видеоролики с интервью и телепередачами.

     Практическая  значимость исследования 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ГЛАВА 1. ЯЗЫКОВАЯ ЛИЧНОСТЬ В ЛИНГВИСТИЧЕСКИХ  ИССЛЕДОВАНИЯХ

    1. Понятие «языковая личность»
 

     Языковую  личность рассматривает философия, социология, психология и другие науки. В традициях лингвистической  науки рассматривать «языковую  личность» прежде всего, как носителя языка, с точки зрения его способности  к речевой деятельности, т.е. комплекса  психофизиологических свойств индивида, позволяющих ему производить  и воспринимать речевые произведения (речевая личность).

     Понятие «языковой личности» принимается  как совокупность особенностей вербального  поведения человека, использующего  язык как средство общения (коммуникативная  личность). Но понятие «языковая  личность» не будет полным без  определения её как совокупности особенностей вербального поведения  человека, носителя определенного языка, с его мировоззренческими установками, ценностными приоритетами и поведенческими реакциями, отраженными в словаре (словарная, этносемантическая личность).1

     Первое  обращение к языковой личности связано  с именем немецкого ученого И. Вейсгербера.  В русской лингвистике  первые шаги в этой области сделал В.В. Виноградов, который выработал  два пути изучения языковой личности - личность автора и личность персонажа.2

     В многочисленных трактовках языковой личности, появившихся в 80-90 гг. XX в., различимы  два магистральных направления: лингводидактика и лингвокультурология. Лингводидактический и лингвокультурологический подходы различаются путями описания языковой личности.

     Лингводидактику отличает «крупный» масштаб при  описании языковой личности (в центре внимания находится индивид как  совокупность речевых способностей). Для лингвокультурологии, напротив, характерен «мелкий» масштаб при  описании языковой личности: предметом  исследования становятся «национально-культурный прототип носителя определенного языка…», собирательный культурно-исторический образ – «Языковая личность существует в пространстве культуры, отраженной в языке, в формах общественного  сознания на разных уровнях (научном, бытовом  и др.), в поведенческих стереотипах  и нормах, в предметах материальной культуры и т. д. Определяющая роль в  культуре принадлежит ценностям  нации, которые являются концептами смыслов». Таким образом, если в первом случае языковая личность представляется совокупностью ипостасей, в которых  индивид воплощается в языке, то во втором – совокупность индивидов  составляет образ языковой личности.

     Лингводидактический подход к языковой личности в трудах современных исследователей восходит к взглядам Г.И. Богина.3  Он предложил модель языковой личности, согласно которой под языковой личностью понимается: «человек, рассматриваемый с точки зрения его готовности производить речевые поступки». Лингводидактическое направление разрабатывается по преимуществу на современном, синхронном материале, поэтому для его сторонников характерно внимание к отношению: языковая норма – речевая реализация.4 В русле лингводидактического направления разработал методику реконструкции и дал определение языковой личности Ю.Н.  Караулов в монографии «Русский язык и языковая личность»: языковая личность – «совокупность способностей и характеристик человека, обусловливающих создание и воспроизведение им речевых произведений (текстов), которые различаются а) степенью структурно-языковой сложности, б) глубиной и точностью отражения действительности, в) определенной целевой направленностью…».5 Наиболее полно научные представления Ю.Н. Караулова нашли практическое воплощение в его труде «Активная грамматика и ассоциативно-вербальная сеть», где язык «как речевая способность говорящего на нем индивида» был определен в качестве одного из трех образов естественного языка наряду с языком «как совокупностью текстов» и языком «как системно-структурным образованием».

     Для лингводидактики долгое время оставалось проблемным вычленение материального  носителя ядерного для данного направления  понятия речевой способности, что  было успешно решено Ю. Н.  Карауловым, определившим материальным аналогом языковой способности ассоциативно-вербальную сеть языка, которая выражается в  ассоциативном тезаурусе.6

     Современные лингвисты дают следующее определение  языковой личности: «Структура языковой личности представляется состоящей  из трех уровней: 1) вербально-семантического, предполагающего для носителя нормальное владение естественным языком, а для  исследователя - традиционное описание формальных средств выражения определенных значений; 2) когнитивного, единицами  которого являются понятия, идеи, концепты, складывающиеся у каждой языковой индивидуальности в более или менее упорядоченную, более или менее систематизированную  «картину мира», отражающую иерархию ценностей. Когнитивный уровень устройства языковой личности и ее анализа предполагает расширение значения и переход к  знаниям, а значит, охватывает интеллектуальную сферу личности, давая исследователю  выход через язык, через процессы говорения и понимания - к знанию, сознанию, процессам познания человека; 3) прагматического, заключающего цели, мотивы, интересы, установки и интенциональности. Этот уровень обеспечивает в анализе языковой личности закономерный и обусловленный переход от оценок ее речевой деятельности к осмыслению реальной деятельности в мире».7

     Таким образом, неоднозначность термина  определяется различными подходами  к языковой личности как к объекту  исследования. 

    1.   Структура «языковой  личности»: лингвокогнитивный  и прагматический  уровни
 

     В настоящее время в лингвистике  активно изучается структура  языковой личности, способы языкового  воплощения, методы и приемы ее описания, критерии классификации. Среди достаточно большого числа различных работ, посвященных исследованию данного  вопроса, для нас особенно интересным является труд Ю.Н. Караулова «Русский язык и языковая личность» (1987)8, в котором была разработана и описана структура языковой личности, складывающаяся из трех уровней:

     1) вербально-семантического, реализующегося  в описании формальных средств  выражения определенных значений (т.е. описание лексического, грамматического  и т.д. строя языка);

     2) когнитивного, в котором единицами  являются понятия, идеи, концепты, складывающиеся у каждой языковой  индивидуальности в «картину  мира», отражающую иерархию ценностей  личности (фрейм, фразеологизмы,  афоризмы, метафоры и т.д.);

     3) прагматического, изучающего цели, мотивы, интересы, способы аргументации, оценки и т.д. Этот уровень  в анализе языковой личности  обеспечивает закономерный переход  от оценок ее речевой деятельности  к осмыслению реальной деятельности  в мире.9

     Представленная  Ю.Н. Карауловым структура «языковой  личности» постепенно разрабатывалась, уточнялась и дополнялась многими  исследователями, что, в свою очередь, способствовало более точному описанию языковой личности. Таким образом, исследователями  выделяются и рассматриваются следующие  структурные аспекты и компоненты языковой личности:

     1. В структуре языковой личности  выделяют потребность в самооценке  и способность к самооценке. Данные  потребности регулируют поведение  говорящего субъекта и оказывают  влияние на выбор языковых  средств, которые используются  для оформления языковой личностью  своих мыслей. Через оценку и  самооценку языковая личность  моделирует свое отношение к  действительности, а также создает  свой образ.10

     2. Е.Ю. Геймбух предлагает различать  языковую личность и языковую  маску. По его мнению, языковая  личность отражает всю полноту  человеческой индивидуальности, а  языковая маска, будучи внешней  стороной языковой личности, реализуется,  прежде всего, в противопоставлении  с социальными ролями и застывшими  штампами.

Информация о работе Языковой портрет современного телеведущего