Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2011 в 12:31, курсовая работа
Цель предложенной работы – выявить особенности детского публицистического стиля и вместе с тем исследовать употребление языковых и стилистических приёмов в детской периодике. Исходя из цели, я ставлю следующие задачи:
- описать особенности детского публицистического стиля;
- выявить особенности развития детей;
- охарактеризовать наиболее популярные детские издания;
- исследовать использование языковых и стилистических средств на примере детских изданий;
Введение……………………………………………………….....1
Глава 1 Основные черты детского публицистического стиля…………………………………………………………….2-21
1.особенности детской журналистики……………………2-10
2.языковые и стилистические особенности детских изданий…………………………………………………...10-20
Глава 2 Стилистические особенности текста детских изданий…………………………………………………………22-47
Заключение……………………………………………………….48
Список литературы
Топит
в лужах тёплый март. [98]
Снег сравнивается
с сахарной пудрой, которая тает
под воздействием тёплого мартовского
солнца.
Солнце сонно улыбается,
Ветер листьями шуршит
И, волнуясь, собираются
Утром в школу
малыши. [99]
Метафора «солнце
сонно улыбается» призвана выразительно
описать раннее утро 1-го сентября.
Идёт весна красивая,
Стучится всем в окно,
Зима опять заплакала
Капелью дождевой.
Сосульки уж закапали,
И мир весь стал
живой [100]
В данном
примере автор рисует образ
наступления весны, таяния
Там счастье, радость, смех и свет,
Забытой сказки звон,
В мешке здоровья на сто лет,
Успехов полон
он! [101]
Бездонные глаза,
В них слёз и боли море,
Смотрели на меня
И уплывали в поле. [102]
А море пенилось,
шумело,
И страсть в моей душе кипела. [103]
Пришла
осень золотая.
И как будто бы янтарь. [104]
В данных примерах
метафора использована с целью придания
выразительности
Все будут веселится и
играть,
И из снега снежных баб
Катать. [105]
Листья
в воздухе сверкают,
Тихо на землю ложась.[106]
Там звенит капелью утро,
Там весны весёлый
старт. [107]
Утонуло
солнце в лужах ноября. [108]
Данные метафоры
употребляется автором для
Форма новая висит,
Ярко пуговка блестит
И блестят ботиночки -
Ни одной пылиночки!
[109]
Домик с деревьями
привлёк моё внимание. На крыше
этого лиллипута был большой
слой пушистого снега.
Шла по дорожке мышка,
Которую звали Маришка,
Та мышка была малышка,
Та мышка любила
Маришку. [111]
Жили были три котёнка,
Витька, Вовка и Егорка,
Побежали в лесочек,
Увидали грибочек.
[112]
Лежала конфетка
на блюдце,
Смеялась – конфетки смеются,
А рядышком плакала киска,
Что карамель не ириска.
Поплакала кошка немножко,
Пошла ловить она мошек. [113]
Гуляли раз
поздно мышатки
В прохладной густой темноте,
Следы оставляли их лапки
В холодной и рыхлой земле. [114]
Мой миленький,
любименький,
Роднуленька ты мой,
Мой самый сладкий псиночка,
Малышечка–герой. [115]
Жила- была в чудесной стране принцесса
по имени Розочка-Мимозочка. [116]
Четыре медвежонка
На тарелке у Артемки -
Ложками стучат,
Тоже кушать
хотят. [117]
Я ладошки протянула, воробья к себе взяла.
И не сможет теперь
кошка скушать крошку-воробья. [118]
Выросли листочки,
Расцвели цветочки.
Пришла весна давным-давно,
Это очень хорошо!
[119]
Поймала я малюточку-снежинку,
Поближе познакомиться
хотела. [120]
И на ладошку шумною гурьбой
Присел большой
и снежный рой. [121]
Просыпаются все звери,
Что дремали
под снежком. [122]
За плечами ёлочка,
Пушистые иголочки.
Он подарки нам разносит
И стихи читать
нас просит [123]
Пыхтит Жучок - он тащит одуванчик,
Чтоб из него
соорудить диванчик. [124]
Несёт к себе в берложку красный перчик,
Ведь он пустой
- сойдёт под шифоньерчик. [125]
Попрыгунчик-смехотунчик,
Словно мячик
озорной! [125]
Неизвестные зверушки
Грызли сладкие ватрушки,
Ловко прыгали по веткам
И бросали вниз конфетки,
Долго спали на подушке,
Нежные чесали ушки. [126]
Хочешь летчиком ты стать,
Значит, друг, учись на пять
И не пачкай свой дневник,
Будь прилежным,
ученик! [127]
Взяли грибочек,
Унесли в домочек
На грибной суп.
Хватет всем
вокруг. [128]
День пришел. Звонки, звените!
Начинайся, год учебный,
Год мечтаний и открытий,
Грустный год
и год волшебный! [129]
Открывай, апрель, им двери!
Все из норок
кувырком! [130]
Август, август, ты детям радость!
В летний лес
пойдём гулять. [131]
Сани мои, сани,
Везите меня
сами! [132]
Меня мама уложила,
Постояла надо мной.
- Ишь, напраздновался, милый,
Наплясался, мой
родной. [133]
13) Сказочные
персонажи фигурируют в
Достанет гном волшебный ранец,
Покажет фокусы чудные,
Часы откроет заводные,
Ключом волшебным заведет -
И вот, наступит Новый Год! [16]
Русалкой стану,
поплыву
В морскую пену, в глубину...
Забуду я про все ненастья,
Исчезнут вмиг мои несчастья. [17]
Это ж наш любимый Сашка,
Милый сладкий Чебурашка,
Ясно солнышко, Сашок,
Ненаглядный наш
дружок! [18]
Заключение
Журналистика для детей – это особая область журналистского творчества, что сказывается прежде всего в специфической целевой аудитории издания, адресате-ребенке. От того, насколько издатели и авторы учитывают возрастные, психологические и эмоциональные особенности ребенка, зависит читательский успех газеты или журнала, и, в конечном счете, его рыночный успех.
Использование текстов различных жанров (стихи, загадки, скороговорки, рассказы, сказки всех жанров, заметки, зарисовки, повести с продолжением и пр.), вероятно, обусловлено тем, что внимание детей этого возраста неустойчиво, и необходима частая смена форм деятельности для того, чтобы ребенок не отвлекался. Большая и, наверное, главная роль в журнале отдана иллюстрациям, т.к. для дошкольника «основной является визуальная форма восприятия действительности». Наиболее часто употребляемыми примерами языковой игры в «Веселых картинках», да и в журнале «Мурзилка» являются разного рода каламбуры, лексические повторы, аллитерация. Целью языковой игры, в конечном счете, является достижение эффекта комического, что особенно актуально для детских изданий.
Следует отметить, что в современных детских журналах все больше развлекают детей и все меньше обучают. Особенно это видно на примере журнала «Мурзилка», качество материалов которого, особенно в последние пару лет оставляет желать лучшего.
Проанализировав конкретные примеры материалов выбранных мною изданий можно сказать, что наиболее часто встречающимися приемами языковой игры в «Веселых картинках» и «Солнышко» является лексический повтор, а также метафора и олицетворение. Эти приемы не только создают комический эффект, но и несут на себе образовательную функцию. Повторы помогают детям запоминать новые слова, метафоры – определять многозначность слов. Нередко в детских изданиях используется прием графического оформления текста – текст становится фигурным. Характерной стилистической особенностью является употребление слов в уменьшительно-ласкательном значении и одушевление растений и «очеловечивание» животных. Такой прием помогает наладить контакт с детской аудиторией.
В «Мурзилке»
наиболее распространённым языковым приёмом
является обыгрывание прямого и переносного
значения слов, лексический повтор, а также
метафора и олицетворение.
Приложение 1
«Мурзилка»
№ 3 2009
Ветер листьями шуршит
И, волнуясь, собираются
Утром в школу малыши.
Сразу оглянулось.
Что такое? Снег кругом,
Он засыпал даже дом.
3. Идёт весна красивая,
Стучится всем в окно,
Зима опять заплакала
Капелью дождевой.
Сосульки уж закапали,
И мир весь стал живой
4. Под свет свечей, уставших ждать,
Мы встретим Новый Год,
И к нам судьба придет опять,
Подарки принесет!
5. Но совы так просто собрались,
Сказали «Привет» и «Пока».
6. Солнышко,
Солнышко,
Ты, что ли,
Всю ночь будешь
Светить?
Отвечает Солнышко:
"Нет, моя дорогая,
Я весь день свечу,
Освещаю дом твой.
К нему путь сторожит Сон Глубокий.
В этом тереме Ночь проживает,
От любви она, девица, страдает.
Вот присядет тихо Ночь на подушку,
Информация о работе Стилистические особенности текста детских изданий