Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2010 в 21:53, реферат
Гёте Иоганн Вольфганг фон (28.8.1749, Франкфурт-на-Майне - 22.3.1832, Веймар), немецкий писатель, мыслитель, естествоиспытатель, почетный член Петербургской Академии Наук. Родился в состоятельной бюргерской семье. Изучал право в университете Лейпцига (1765-1768). Первые литературные опыты близки к поэзии рококо: пронизанные мотивами анакреонтики, пасторальная пьеса «Каприз влюбленного» (1768), первый сборник стихотворений «Новые песни» (1769).
от первоначальных планов.
Редко в мировой литературе
можно встретить произведение,
такой степени выражало бы чаяния класса или определенной социальной группы,
как это мы видим в "Вертере" Гете, и редко поэтому какое-либо произведение
оказывало подобный этому роману эффект. Незадолго до его появления, сын
одного близко стоящего к Лессингу богослова (Иерузалем) покончил
самоубийством. И вот "вертеризм" стал модой, молодые, разочаровавшиеся в
жизни чувствительные натуры из бюргерских слоев подражали жизни героя Гете,
носили точь-в-точь его одежду ("фрак Вертера"), десятки добровольно лишали
себя жизни. Этот грандиозный "успех" романа об'ясняется исключительной
гармонией формы и содержания, исключительным мастерством, с которым в нем
выражались чрезмерная возбудимость страстей и пессимизм немецкой бюргерской
интеллигенции конца XVIII века"*6. И уже стариком Гете говорил об этом
романе, что он его "как пеликан вскормил кровью своего собственного
сердца", что это "зажигательная ракета"*7.
Характерно для произведений молодого Гете, как идеолога среднего
бюргерства, что он восстает против существующего строя, не критикуя
конкретных носителей этого строя, а выражает свой протест главным образом в
области философско-религиозной. А молодой Шиллер, например, этот
"романтический якобинец" на немецкой почве, этот идеолог наиболее левых,
мелко-буржуазных слоев немецкого "третьего сословия", направлял свой пылкий
пафос революционного протеста не против феодализма и его мировоззрения
вообще, а именно против конкретных представителей, князей и чиновников
("Разбойники" и "Коварство и любовь"). И если в юности своей Шиллер не
чуждался идей французского материализма, то молодой Гете дальше
французского просветительского деизма Вольтера и философии Спинозы не
пошел. Очень многие стороны творчества молодого Гете нам станут ясными,
когда мы поймем, что они обусловлены спинозистской философией: так
"разрешение"
конфликта личности с
капли во вселенной, стремление раствориться во "всеобщности", в космосе, -
создание таких образов, как Прометей, Магомет, Фауст, - вообще роль природы
в ранних произведениях Гете предстает в своем истинном свете только в связи
с спинозизмом их автора. Этим же отличается его ранняя лирика, напр., от
серафически-библейской лирики Клопштока, у которого все и всегда
завершается гимном создателю; в лирике Гете мы имеем новое взаимоотношение
между личностью и природой: творческий суб'ект чувствует себя слитым с ней,
ее частицей, связь между ним и природой не совершается, как у Клопштока,
при помощи стоящего во вне творца. Здесь Гете растворяется в природе; его
смелая сила видения оживляет ее новыми, небиблейскими образами: ночь
нависла над горами, дуб стоит в тумане, как вытянувшийся во весь рост
великан, ветер машет крыльями; в "Песне духов" душа человека сравнивается с
волнами и ветром.
Характерно, что спинозизм неразрывно связан с борьбой немецкого
бюргерства XVIII века; спинозистом считал себя первый немецкий буржуазно-
революционный писатель этого века, Эдельман, вызвавший бурю негодования
только тем, что открыто признал себя последователем Спинозы; его
произведения были публично сожжены в 1750 г. в Гамбурге. Из биографии
Лессинга мы также знаем, как его боязливый друг, просветитель Мендельсон,
из кожи вон лез, чтобы защитить Лессинга от упрека ортодоксальной
богословии в спинозизме. Но спинозизм в Германии, как в мировоззрении
Лессинга, так особенно у Гердера и Гете, сохраняя основную сущность системы
великого голландского мыслителя, видоизменялся в соответствии с
особенностями эмансипации немецкой буржуазии и развивался дальше. Главные
черты немецкого спинозизма заключаются в том, что он, во-первых, не
освободился от богословской оболочки, что он остался "материализмом в
теологическом одеянии". В этом отношении немецкий спинозизм, - вследствие
отсталости тогдашнего бюргерства, - не сделал крупных шагов вперед. Во-
вторых, немецкий спинозизм при выработке своей методологии - и в частности
генетического метода о закономерности развития - ввел в этот метод ряд
телеологических элементов. И, наконец, он не усматривал четкой разницы
между законами развития природы и развития общества, а, наоборот, пытался
свести законы общественного развития к законам развития природы. В этих
принципах - сила и слабость мировоззрения Гете по сравнению с Шиллером или
- в области философии с Гегелем или Фихте. Сила же его - в революционном в
тогдашнюю эпоху понимании исторического процесса, в спинозистской трактовке
религии. И не даром позднейшая буржуазная критика всеми силами старается
при помощи разнообразных филологических изысканий доказать, что Спиноза не
оказывал влияния на раннее творчество Гете. А если некоторые критики и
признают это влияние, то отделяют Гете-поэта и художника, как спинозиста,
от "нравственной личности, Гете-человека, верующего христианина"*8. Другие
реакционные критики, как например, Р. Геринг, отрицают самый факт
влияния*9, а Фр. Варнеке заявляет, что определенные указания самого Гете в
"Поэзии и правде" на зависимость его от Спинозы, "не соответствуют
исторической правде"*10. Дело тут, конечно, не столько в биографически-
филологических документах, - хотя в них после 1773 г. нет недостатка, - а в
самой сущности мировоззрения молодого Гете, как оно выражено в его
творчестве и в других высказываниях.
Другим источником, которым пользовалась молодая немецкая буржуазия,
было французское просвещение. Молодой Гете находился под сильным влиянием
Вольтера, Дидро и Руссо. Вольтера он до конца жизни считает "источником
света". И еще в 1830 г., в разговоре с Эккерманом, он подчеркивает влияние,
оказанное Вольтером на его развитие. "Вы не имеете понятия, - говорит он, -
о том значении, которое во время моей молодости имели Вольтер и его великие
современники, и как они господствовали в умственном мире. В моей биографии
не видно четко и ясно, какое влияние имели эти люди на меня в юности, и
чего мне стоила борьба с ними ради того, чтобы стать на свои ноги и
установить правильные отношения к природе"*11. Но пока что, в период "бури
и натиска", Гете рассматривал природу и общество под углом зрения Спинозы и
французских теоретиков естественного права. В молодости его концепция
исторического развития определялась тем явлением, которое, по его мнению,
всегда оставалось неизменным в течение времен - именно природой. В
"Вертере" Гете говорит: "Как могу я исчезнуть? Как можешь ты исчезнуть? Мы
ведь существуем! - Исчезнуть! Что это значит? Это снова слово! пустой звук!
Он ничего не говорит моему сердцу". - Это противоречие динамики - исчезать
и существовать - постоянно занимало Гете; в существование вкрадывалось
нечто "извечное", бросающее вызов всему преходящему во времени. "Время
всемогущее" и "вечная судьба" - вот "владыки", перед которыми преклонялся
даже Прометей. В двух аллегориях молодой Гете дает это свое понимание
исторического развития: в вечном круговороте воды и в "гудящем ткацком
станке времени", на котором вырабатывается "живое одеяние божества", в
постоянном движении жизни, снующей между основой и утоком. В это время Гете
вырабатывает уже те руководящие принципы своего мировоззрения, которые
легли в основу как его дальнейшего художественного метода, так и
естественно-научных исследований. Восторженный последователь Спинозы, он
становится "поклонником природы", вбирает в себя реальный мир во всей его
совокупности, постоянно воспринимает этот мир в целом и уже от целого
переходит к частному. Философия Спинозы с ее учением о единстве мира,
отожествлением безличного бога и природы, строгой закономерностью и
всеобщей обусловленностью явлений - все эти элементы спинозизма Гете прочно
усвоил и на основе их изучал явления природы и общества. Он весь поглощен
этим реальным миром, этой человеческой жизнью во всей ее полноте и никогда
не занимался абстрактными рефлексиями. "Вообще я, как поэт, - говорил Гете
позднее - никогда не стремился к воплощению какой-нибудь абстракции. Я
собирал внутри себя впечатления и притом впечатления чувственные, полные
жизни, приятные, пестрые, многообразные, какие мне давало возбужденное
воображение; затем, как поэту, мне оставалось только художественно
округлять и развивать эти образы и впечатления, и, при помощи живого
изображения, проявлять их, дабы и другие, читая или слушая изображенное,
получали те же самые впечатления". Эти творческие принципы, развившиеся в
дальнейшем, намечаются уже в творчестве юного Гете. Его мировоззрение в
отличие от многих других идеологов "бури и натиска" отличается большим и
историческим кругозором; Гете, как и Гегель, представляет собой идеолога не
только эмансипирующейся немецкой, но и общеевропейской буржуазии. В его
понятие эволюции и прогресса включаются идеи Монтескье, Джордано Бруно,
Маккиавелли, Вико; он восторгается мучениками и борцами за свободу науки и
мысли и считает равно "неоценимым" и дневник неаполитанского революционера
Мазаниэлло (1647)*12.
IV. Гете - классик
Гете в старости выразился как-то, что "когда мне было 18 лет, Германии
было тоже только 18 лет". И действительно, те лозунги, которые написали на