Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2010 в 21:53, реферат
Гёте Иоганн Вольфганг фон (28.8.1749, Франкфурт-на-Майне - 22.3.1832, Веймар), немецкий писатель, мыслитель, естествоиспытатель, почетный член Петербургской Академии Наук. Родился в состоятельной бюргерской семье. Изучал право в университете Лейпцига (1765-1768). Первые литературные опыты близки к поэзии рококо: пронизанные мотивами анакреонтики, пасторальная пьеса «Каприз влюбленного» (1768), первый сборник стихотворений «Новые песни» (1769).
Гёте Иоганн Вольфганг фон (28.8.1749, Франкфурт-на-Майне - 22.3.1832, Веймар), немецкий писатель, мыслитель, естествоиспытатель, почетный член Петербургской Академии Наук. Родился в состоятельной бюргерской семье. Изучал право в университете Лейпцига (1765-1768). Первые литературные опыты близки к поэзии рококо: пронизанные мотивами анакреонтики, пасторальная пьеса «Каприз влюбленного» (1768), первый сборник стихотворений «Новые песни» (1769). В 1768069 написал комедию «Совиновники», выдержанную в духе французского классицизма (Мольер) и просветительского рационализма. Завершил образование в университете Страсбурга (1770-71), где сблизился с И.Г.Гердером, стал участником движения «Буря и натиск», познакомился с творчеством У.Шекспира, Оссиана, народной поэзией. Здесь возникли первые наброски трагедии «Фауст», а также «Зезенгеймские песни»,вдохновленные любовью Гёте к дочери сельского пастора Фредерике Брион. В 1771 Гёте вернулся во Франкфурт-на-Майне. Лирику Гёте эпохи «Бури и натиска» отличают тонкое чувство природы, сочетание субъективности и предметности, музыкальность, богатство ритмического рисунка. Драма «Гёц фон Берлихинген с железной рукой» (1773), созданная в антиклассицистической шекспировской манере «сценических картин» на основе подлинных мемуаров швабского рыцаря, участника Крестьянской войны в Германии (1525), открыла национальную историю для немецкого театра. Всеевропейскую известность Гёте принес роман в письмах «Страдания юного Вертера» (1774), навеянный как литературными источниками, так и реальными событиями в жизни автора. В романе, восторженно принятом «бурными гениями» и сентименталистами, но отвергнутом просветителями старой школы из-за предпочтения чувства разумк, были затронуты важнейшие для современников проблемы естественного человека и естественного права, социального неравенства. В 1787 писатель, уже отошедший от поэтики «Бури и натиска» и обеспокоенный превратным восприятием романа, создал новую, более взвешенную редакцию.
В
1775 по приглашению Карла Августа,
будущего великого герцога
Устав
от сложных взаимоотношений
В
романе «Годы учения
В
1808 Гёте принял участие в
«второго рождения» Гёте, осознание себя как артиста, художника и писателя. С 1814 по 1819 Гёте, вдохновленный Хафизом в переводе Й. фон Хаммера и любовью к Марианне фон Виллемер, создает поэтический цикл «Западно-восточный диван». Ориентальная тема, во многом идущая от романтиков, истолкована им в духе сближения культур Запада и Востока. Не менее важен автобиографический мотив обретения влюбленным поэтом второй юности. Публицистика позднего Гёте отличается исключительной широтой интересов: он откликается на основные события литературной жизни Европы, состоит в переписке с ведущими европейскими журналами, интересуется различными национальными литературами, высоко оценивая творчество Дж.Байрона, Т.Карлейля, Ф.Р.де Шатобриана, В.Гюго, П.Мериме, А. Мандзони, В.А.Жуковского и др. Интенсивные литературные контакты зрелого и позднего Гёте привели его к формированию концепции всемирной литературы как единой «кровеносной системы» современной культуры. Идея всемирной литературы Гёте связана с его концепцией классико-романтического синтеза, понимаемого им как спор и диалог двух типов творчества. В целом не принимая романтизм как тенденциозное, манерное, «больное» искусство, Гёте обязан романтикам не только интересом к Востоку, но и увлечением средне-вековым немецким искусством и архитектурой.
В
1831 Гёте завершил 2-ю часть «Фауста»,
создав одно из самых
Лишь у немногих поэтов складываются свои, совершенно личные отношения с
Поэзией. К таким поэтам принадлежал Иоганн Вольфганг Гете. Чем больше
узнаешь его, тем больше понимаешь: не просто был он причастен к миру поэзии
- это мир поэзии был заключен в нем, а он был его владыкой.
Гете никогда не заботился о самовыражении - и он даже не хотел бы, чтобы
в его созданиях отразилась личность именно поэта. Собственно говоря, ему
хотелось быть человеком, который отражал бы в себе бытие - настолько полно
и подробно, чтобы между человеком и бытием складывался разговор равных.
Ради такого беспримерного диалога надо было стать поэтом, а тогда уже
творить уверенно, властно, с достоинством. Человек, равняющийся с миром, с
бытием, - он и в поэзии не просто поэт, а творец, и потому скорее человек
дела, а не слов, и, уж во всяком случае, не книжный человек. К слову на
бумаге Гете относился с пренебрежением. Да и поэзии ему всегда было мало, в
поэзии должна была отражаться общая мысль о мире. "Ведь я так высоко не
ставлю слово, // Чтоб думать, что оно всему основа", - говорит Фауст у
Гете; так судил сам Гете - о слове поэтическом, писательском.
Ранний Гете поэтически смел - однако зрелый и поздний несравненно
смелее: отдельные пробы поэтического самовластия, утратив налет
нарочитости, вошли в систему. Что бы ни делал Гете с языком - все
совершенно естественно. Язык преображается: придумываются новые слова и
формы слов, значение обычных слов резко и тонко переакцентируется, не
стиль, но сам язык окрашиваются в особые тона, он весь - создание поэта; не
только в высокопоэтической лирике, а в любом, самом случайном тексте
ощутимо своебразие
языка, а за ним своеобразие осмысления
мира.
I.Детство.
Юность.
Родился он в семье имперского советника и дочери франкфуртского
старейшины. Узкий семейный круг и домашнее воспитание — отец сам занимался
образованием Иоганна и eго сестры — позволяли поэту сосредоточиться на
самом себе.
Гете рано проявил склонность к поэтическому творчеству, но
господствовавшие в доме отца взгляды исключали для него возможность
профессионального занятия искусством. В возрасте шестнадцати лет Гете
переезжает в Лейпциг, где изучает право в университете, вскоре из-за
болезни вынужден возвратиться во Франкфурт. Он увлекается оккультной
философией, астрологией, изучает средневековые алхимические трактаты. В
1769 выходит его
первый печатный сборник
II. Гете
периода "Бури и Натиска"
В начале 1770 начинающий поэт отправляется в Страсбург, чтобы продолжить
свои занятия юриспруденцией; кроме того, Гете посещает лекции по химии,
медицине, филологии. В Страсбурге происходит знакомство Гете с Фридерикой
Брийон. дочерью пастора в Зазенгейме. Письма в стихах, т.н. «Зазенгеймские
песни», адресованные возлюбленной были опубликованы в 1775. Центральной
темой Песен (впервые в немецкой литературе) являются юношеские переживания,
что составляло резкий
контраст предшествующей литературной
традиции.
В сентябре 1770 в Страсбург приезжает философ и критик И. Г. фон Гердер,
который пробуждает в Гете интерес к готической архитектуре и к народной
поэзии. Гете читает Гомера, Оссиана, кельтский эпос. У философа начинающий
поэт перенимает критическое отношение к господствовавшему в то время на
немецкой сцене французскому театру. В качестве противовеса «разумному»
театру французского классицизма, Гердер указывает Гете на театр Шекспира,
который приносит классицистические принципы построения драматического
произведения в жертву естественному, эмоциональному выражению. Во многом
опираясь на шекспировскую драматическую традицию, по возвращении из
Страсбурга во Франкфурт в ноябре 1771 Гете создает свою первую значительную