Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2010 в 21:53, реферат
Гёте Иоганн Вольфганг фон (28.8.1749, Франкфурт-на-Майне - 22.3.1832, Веймар), немецкий писатель, мыслитель, естествоиспытатель, почетный член Петербургской Академии Наук. Родился в состоятельной бюргерской семье. Изучал право в университете Лейпцига (1765-1768). Первые литературные опыты близки к поэзии рококо: пронизанные мотивами анакреонтики, пасторальная пьеса «Каприз влюбленного» (1768), первый сборник стихотворений «Новые песни» (1769).
пьесу «Гец фон Берлихинген» (поставлена в 1774 г.). Гец фон Берлихинген —
реальный исторический персонаж, которым Гете заинтересовался во время
работы над своей диссертацией по вопросам истории государственного права 15
и 16 веков. Берлихинген, воевавший на стороне крестьян во время Великой
крестьянской войны (1524-1526), воплощает собой идеальный тип «благородного
немца», героя-патриота, мудрого, искреннего, мужественного, одержимого
жаждой свободы. Гец, каким его изобразил поэт, был воспринят современниками
как образец для подражания, а сама пьеса стала своего рода манифестом «бури
и натиска», политически ангажированного движения молодых литераторов,
сформировавшегося вокруг Гердера и И. Г. Мерка. Совместно с другими
участниками движения, Гете принимает участие в написании памфлета «О
немецком духе
и искусстве» (1773), программном документе
движения.
В длительном процессе возвышения "третьего сословия" в XVIII веке,
получившем свое идеологическое завершение в Германии в философии Гегеля и в
художественном творчестве Гете, весьма важное место занимают Лессинг и
Гердер. Вследствие слабости бюргерства в период просвещенного абсолютизма
Лессинг не дошел до материализма, а, как выражается Меринг, "достиг
границы, отделяющей идеализм от материализма; переступить через нее в
конечном итоге ему не позволяло бедственное положение, в котором находилась
Германия". Этим же противоречием - между отсталостью тогдашней Германии, с
одной стороны, и революционным движением буржуазии в наиболее развитых
странах (Англия, Франция, Соединенные Штаты), с другой, объясняется
переплетение регрессивных и прогрессивных элементов в мировоззрении
авангарда немецкого "третьего сословия", как это мировоззрение представлено
в движении "бури и натиска". И не случайно, что в то время, когда в
наиболее передовых капиталистических странах выработали уже философию
материализма (механистическо), а в революционной практике выдвигали
политические и социальные требования, идеологи слабого немецкого "третьего
сословия" в своем бунте в "буре и натиске" выступали еще под религиозной
оболочкой и исходили от спинозизма. Как Лессинг, так и Гердер и Гете были
спинозистами и в отношении теории государства последователями защитников
естественного права (Монтескье, Руссо).
Представители
"бури и натиска" предают
анафеме всех писателей,
своем творчестве руководятся только "холодным рассудком", а не увлечены
"демоном"
поэзии. Единственным верным
сердце. Юный Гете в "Страданиях молодого Вертера" выдвигает своего
чувствительного героя "с душой", склонной к волнениям и излияниям в
противовес Альберту, человеку хладнокровному, обладающему только здравым
смыслом. Этот же контраст кладется в основу ряда произведений и Ленца и
Клингера. Слезы, меланхолия, пессимизм становятся источником наслаждения и
упоения. А строгим правилам "ложноклассицизма" эти поэты противопоставляют
оригинальность, права гения, под которым понимается человек необыкновенный,
уверенный в своих силах и презирающий других: гений не нуждается в
принципах, ему достаточно энтузиазма. Математически точный механизм, в
который просветители думали включить мир, не годился для класса, одержимого
лихорадкой тревоги, бьющегося в тисках гнета феодализма. На место
рационализма просветителей - они выдвинули иррационализм: чувство, страсть,
и фантазия должны были буйным натиском завоевать то, что, как трезвая
действительность, отказывалось подчиняться рассудку: отныне внутреннее и
внешнее построение
произведения дается лишь творческим
субъектом, "гением".
В этом бунте немецкого "третьего сословия" против феодализма, бунте, в
котором литература и философия являлись превосходным орудием борьбы
выступающего юного бюргерского класса с феодально-абсолютистским строем в
целом, борьбы против раздробленности Германии на мелкие государства, против
наглого хозяйничанья чиновников и попов, против дворянства и высших слоев
одворянившейся буржуазии - руководящую роль играли Гете и Шиллер. Но тут
необходимо немедленно же дифференцировать раннее творчество этих двух
писателей: в то время, как Шиллер выражал идеологию крайнего левого крыла
"третьего сословия",
наиболее эксплуатируемой
мелкой буржуазии,
- Гете был идеологом средней
еще не существовало). Гете родился в Германии тогда в семье зажиточного
франкфуртского патриция, старого республиканца и врага князей, и поэт
впоследствии любил подчеркивать, что они, франкфурские патриции, не считали
себя ниже всех этих князьков. Этот молодой бюргер начал свою литературную
деятельность сборником стихов, в котором он еще подражал рококо с его
взглядом на любовь, как на чувственную забаву, на природу, как на декорацию
и т. д. После этих, несамостоятельных еще шагов, в творчестве Гете
наступает перелом - в Страсбурге, куда его посылают учиться - после встречи
с Гердером. Не то, чтобы старший писатель "обратил" его в "штюрмера" - нет,
для этого поворота у молодого франкфурского патриция были и без того налицо
все данные, - но общение с Гердером дало ему новые импульсы, и особенно
работы об Оссиане, Шекспире и народной поэзии оказали на него сильное
влияние. Спинозист по своему мировоззрению, Гердер был не только одним из
блестящих представителей
плеяды великих революционных
своими трудами он указал путь в литературе молодому бюргерскому движению. В
своей книге о Шекспире он старается истолковать творчество великого
драматурга, исходя из "духа" его народа и эпохи, его "среды", он пытается
об'яснить его "дикую" драматическую композицию, противопоставляя его
классической драме, и этим он не мало способствовал пониманию Шекспира
молодежью. Гете переключается прежде всего тематически: вместо образа
пастушки первого сборника стихов он выводит образы ткачихи, охотника,
мельника или девушки, защищающей своего "незаконнорожденного" ребенка перед
должностными лицами церкви и государства. Его отношение к "существующему",
к феодально-бюрократическому строю выявляется, как резко отрицательное.
Первое действительно гениальное произведение, в котором Гете ставит вопрос
об историческом конфликте двух "лагерей" в обществе, - это драма "Гец фон
Берлихинген" (1773).
Маркс в одном письме к
жалком субъекте трагическая оппозиция рыцарства против императора и князей
дана в своей адекватной форме и поэтому Гете справедливо сделал его своим
героем". Маркс, - как впрочем и Гегель, - считал Геца представителем
погибающей эпохи и очень высоко ценил поэтическое чутье Гете именно за то,
что он выбрал своей темой типичный всемирно-исторический конфликт. Гете, в
прозаической форме, на подобие исторических хроник Шекспира, выводит в Геце
образ бунтовщика против императора и его рыцарско-придворных прислужников -
князей и городов. Хотя Гец и чинит самовластную расправу, грабит купцов,
ведет войны, становится во главе восставших против феодалов крестьян - он
это делает во имя "справедливости" и защиты угнетенных - он сильный и
своевольный гений; но когда возглавляемое им крестьянское движение
принимает заостренные классовые формы - он отходит от него. Бунтарь
слабого, умирающего рыцарства не в состоянии понять истинного смысла
крестьянского восстания, не может объединиться с городами против
императорской власти - революция крестьянства, вовлечение широких народных
масс в это движение - для него только стихийный хаос, он покидает все и,
разочаровавшись в "своеволии" славного гения, ищет спасения в смерти, в
слиянии с матерью-природой.
В истории Геца Гете привлекал именно этот момент всемирно-
исторического конфликта и бунт "сильной личности", в котором штюрмеры,
руководители без армии, видели выход из своего положения в борьбе с
феодализмом. В драме "Гец" с большой яркостью воплощены спинозистские и
руссоистские идеи Гете: с одной стороны он чрезвычайно любовно обрисовывает
деятельность и окружение Геца и его родных, - в них сильна связь с
природой, и отсюда проистекает прямодушие, цельность, незнающая сомнений
энергия, здоровье; с другой же стороны дается яркое изображение чрезмерной
утонченности изнеживающей цивилизации, неразборчивой в средствах хитрости,
неуверенности в себе - Вейслинген и его сообщники в цитадели приверженцев
императора - в епископском замке. Этот контраст двух миров проводится
вплоть до мельчайших подробностей.
Молодой Гете-штюрмер создал много образов-бунтарей. Опять-таки не
случайно, что подобный протест против феодального общества у этого идеолога
бюргерства проявляется в религии. Немецкое бюргерство, повторяем,
находилось на более отсталой ступени развития, чем, например, французская
буржуазия, которая к этому времени уже приступала к политическому,
активному действию. В 1772 г. Гете отходит от позитивного христианства и
становится спинозистом. Его бунт против феодального общества принимает
отныне форму протестантства, восстающего против тирана-бога. В наброске к
эпосу "Вечный жид" Гете задумал странствие со своим героем Агасфером через
все века, намереваясь сатирически высмеять христианство в важнейшие
исторические моменты его развития, издеваясь над религиозным ханжеством,
попами, догматами. Наибольший интерес в этом отношении представляет
набросок "Прометей". Этот образ непоколебимого борца за свободу