Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2012 в 20:29, курсовая работа
Цель работы – изучить нравственно-духовные ценности, формирующиеся у младших школьников под воздействием детской периодической печати
Объектом изучения выбраны содержание и форма современных детских печатных СМИ: познавательно-развлекательный журнала для детей «Простоквашино»; детский юмористический журнал «Весёлые картинки»; журнал о природе «Филя»; детский литературно-художественный журнал «Мурзилка». Предметом - влияние детской периодической печати на духовно-нравственное развитие младших школьников.
Введение……………………………………………………………………3
Глава 1
Детская журналистика в России………………………………………..5
§1 История детской журналистики в России………………………..5
§2 Типология современных детских изданий……………………….9
§3 Методы формирования духовно-нравственной системы периодической печати для детей младшего школьного возраста………..11
Глава 2
Нравственно-духовные ценности, формирующиеся у младших школьников под воздействием детской периодической печати……16
§1 Исследование детского юмористического журнала
«Весёлые картинки»…………………………………………………..16
§2 Исследование журнала о природе для детей
«Филя»…………………………………………………………………23
§3 Исследование познавательно-развлекательного журнала
для детей «Простоквашино»…………………………………………26
§4 Анализ литературно-художественного журнала
«Мурзилка»…………………………………………………………....29
Заключение………………………………………………………………...32
Список использованной литературы…………
Современный «Мурзилка» насыщен интересными, познавательными материалами - история, достижения науки и техники, спорт, важнейшие события сегодняшнего дня. Есть такие темы, которые не исчерпываются публикацией в нескольких номерах, а продолжаются более длительное время. Такова «Галерея искусств Мурзилки». «Галерея» знакомит с репродукциями картин - шедевров отечественной и мировой живописи, с жизнью и творчеством художников. Рассказы о них и репродукции картин печатаются на вкладках, их можно вырезать и собирать свою художественную коллекцию.
В журнале есть и другие рубрики: «Мурзилкины советы», «Приключения Мурзилки», самоделки, конкурсы, викторины, которые дают не только интересную информацию, призывают к творчеству, но и воспитывают полезные навыки.
На первых страницах журнала располагается письмо от его главного героя. Содержание письма составляют мысли Мурзилки, касающихся актуальных тем, событий. Например, в №8 от 2008 года рассказывается о калининградской выставки детских рисунков, посвящённых семье. Через описание впечатлений Мурзилка выражает мысли по поводу важности и ценности семьи, он восхищён, что «работы юных художников были настолько пронизаны любовью и жизнерадостностью» [4;2]. Текст оформлен работами с выставки. Таким образом, слова подкрепляются фактическими доказательствами: рисунки, изображающие детские семьи являются примером проявления любви младшего поколения к родителям.
«Мурзилка» показывает юным читателям и примеры милосердия. В одном из мини-рассказов серии «Строчки-листочки» излагается история о том, как лесник вместе со своей собакой спас зайчонка от ястреба. Благодарный зайчонок, после того как его отпустили обратно в лес, вылечив предварительно рану от когтей птицы, ещё долго возвращался к леснику: «Собака лесника слышала, как по ночам кто-то топтался у дверей. Но на этого лесного героя никогда не лаяла» [4;5]. Юный читатель видит пример того, что сильный должен защищать слабого, это формирует представление о справедливости.
Пример заботы о ближнем есть и в другом рассказе серии «Строчки-листочки». Однажды ночью сильная буря сотрясла берёзу, которая стояла на краю обрыва. На дереве было гнездо с недавно вылупившимися грачатами. Беззащитные птенцы не могли за себя постоять, поэтому берёза пыталась защитить их. «Берёзе было трудно держаться за край обрыва, но она не сдавалась. Потому что берёза боролась не только за свою жизнь, но и за жизнь маленьких грачат. Это придало ей новые силы, и берёза устояла. Всё кончилось хорошо» [4;5]. Помимо заботы о ближнем и о более слабом показано и видение ситуации со стороны сильного, защитника. Исполнение долга даёт берёзе новые силы. Это происходит потому, что она чувствует себя нужной новой, только зародившейся жизни. Владимир Степанов показывает заботу и защиту не просто долгом, а необходимым и для самого защитника. Милосердие становится тем нравственным качеством, которое помогает как нуждающемуся в помощи, так и тому, кто может её оказать.
Таким образом, делаем вывод, что журнал «Мурзилка» имеет чётко положительную нравственную окраску. Начиная с главного персонажа журнала, заканчивая маленькими рассказами, издание даёт пример правильного поведения, пример милосердного отношения к близким, любви, заботы и ответственности.
Заключение
В ходе данной работы была изучена история детской периодической печати в России, а так же определено её место в современном медийном пространстве. Мы выяснили, что позиция современных периодических изданий для детей является устойчивой. Газеты и журналы отличаются разнообразием по содержанию, объёму и характеру, имеют чёткую возрастную ориентированность: для дошкольников, младших школьников, подростков, старшеклассников.
Изучив методические пособия и другую учебную литературу по психологии младшего школьника и педагогике, мы выяснили, что в процессе обучения в младшем школьном возрасте происходит формирование нравственных качеств личности детей, в этом возрасте школьники легко поддаются влиянию. Из методов формирования духовно-нравственной системы в периодической печати для детей младшего школьного возраста мы выделили рассказ, разъяснение и этическую беседу.
Изучив познавательно-развлекательный журнал для детей «Простоквашино», детский юмористический журнал «Весёлые картинки», журнал о природе «Филя», а также детский литературно-художественный журнал «Мурзилка» мы выявили нравственно-духовные ценности, формирующиеся у младших школьников, при чтении этих журналов.
Журнал «Весёлые картинки» в основном делает акцент на милосердии и любви к людям, но на страницах журнала присутствуют и оскорбления, и безнаказанная лень, непослушание. Многие рассказы и стихотворения не несут никакой смысловой нагрузки, помимо развлекательной цели. Журнал «Филя» через бережное отношение к природе даёт установку на выработку нравственного сознания, формирует ответственность и сострадание. С помощью примеров животных издание наглядно демонстрирует модели поведения, которые ребёнок может применить в своей жизни: забота о ближнем, смелость, трудолюбие. В рассказах «Простоквашино» присутствует установка на выработку нравственного самосознания и стимула дальнейшего нравственного развития, установка на понимание важности морали, формируется любовь и милосердие к людям. На страницах «Мурзилки» видим примеры добропорядочного поведения, милосердного отношения к близким, любви, заботы и ответственности.
Детские журналы позволяют увидеть жизнь с разнообразных позиций, даже таких, в которых ребенок никогда не попадет. Проанализировав указанные выше журналы, можно сделать вывод, что эта возможность реализуется лишь на 50 процентов, многие примеры не раскрыты, как следует поступать в тех или иных ситуациях часто не рекомендуется. Мягкая и ненавязчивая форма изложения не даёт выработку стимулов дальнейшего нравственного развития. Большинство текстов детских журналов не требуют последующего анализа, не вызывают у ребёнка просить разъяснения родителей. В журналах нет примеров о соблазне искушения самооправдания, нет примеров сопротивления злу. Функция разъяснения «что такое хорошо, и что такое плохо» реализовывает себя лишь в немногих случаях. В нашем исследовании, это рассказы Эдуарда Успенского, публикующиеся в журнале «Простоквашино», а также небольшие рассказы журнала «Мурзилка».
Тема роли СМИ в нравственном воспитании детей является обширной и не может быть раскрыта в одном исследовании. Нам представляется важным изучение журналов более узкой направленности, таких как, журналы по мотивам популярных мультфильмов, игровые журналы, а также журналы комиксов. Изучив, каким образом в детской печати формируется любовь и милосердие к людям, можно сказать, что огромного внимания заслуживает вопрос о формировании представления роли мужчины и женщины в детском сознании. Это представляется нам важным, учитывая сложившуюся обстановку в России, вопросы эмансипации и большое количество неполноценных семей.
Список использованной литературы
1. «Весёлые картинки», юмористический журнал. - ИД «Весёлые картинки», 2009. - №4
2. Весёлые картинки», юмористический журнал. - ИД «Весёлые картинки», 2009. - №5
3. Весёлые картинки», юмористический журнал. - ИД «Весёлые картинки», 2009. - №8
4. Мурзилка, детский литературно-художественный журнал. – ИД «Мурзилка», 2008. - №8
5. «Простоквашино», развлекательно-познавательный журнал. – ИД «Буки», 2009. - №3,.
6. «Простоквашино», развлекательно-познавательный журнал. – ИД «Буки», 2010. - №3.
7. «Филя», журнал о природе. – ИД «Весёлые картинки», 2009. - №5.
8. «Филя», журнал о природе. – ИД «Весёлые картинки», 2009. - №8.
9. Божович Л.И. О нравственном развитии и воспитании детей. Вопросы психологии. - М.:Просвещение, 1975.
10. Глинка С. «Новое детское чтение». - 23 мая, 1922.
11. Нравственное развитие младшего школьника в процессе воспитания. - М.: Педагогика, 1979.
12. Петровский А.В.Возрастная и педагогическая психология.- М., Просвещение, 1973.
13. Щукина Г.И. Педагогика школы.- М.: Просвещение.1977.
14. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка в 4т. - http://slovari.yandex.ru/dict/
15. «Весёлые картинки», ИД. Официальный сайт. - http://www.merrypictures.ru/
16. «Мурзилка», ИД. - http://www.murzilka.org/info/
17. История детской журналистики. http://www.librero.ru/article/
18. Кузнецов И.В. История отечественной журналистики (1917-2000). - М.: Флинта: Наука, 2002 г. -http://www.textfighter.org/
19. Овсепян Р. История новейшей отечественной журналистики. - М., Изд-во МГУ, 1999. -http://www.textfighter.org/
20. В.Сластенин, И.Исаев, Е.Шиянов. Педагогика. - М.: Издательский центр "Академия", 2002. - http://www.krotov.info/lib_
21. Ушаков Д.Н. Толковый словарь русского языка в 4 т. - М.: Гос. ин-т "Сов. энцикл.", 1935-1940. -http://slovari.yandex.ru/
35