Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2012 в 20:29, курсовая работа
Цель работы – изучить нравственно-духовные ценности, формирующиеся у младших школьников под воздействием детской периодической печати
Объектом изучения выбраны содержание и форма современных детских печатных СМИ: познавательно-развлекательный журнала для детей «Простоквашино»; детский юмористический журнал «Весёлые картинки»; журнал о природе «Филя»; детский литературно-художественный журнал «Мурзилка». Предметом - влияние детской периодической печати на духовно-нравственное развитие младших школьников.
Введение……………………………………………………………………3
Глава 1
Детская журналистика в России………………………………………..5
§1 История детской журналистики в России………………………..5
§2 Типология современных детских изданий……………………….9
§3 Методы формирования духовно-нравственной системы периодической печати для детей младшего школьного возраста………..11
Глава 2
Нравственно-духовные ценности, формирующиеся у младших школьников под воздействием детской периодической печати……16
§1 Исследование детского юмористического журнала
«Весёлые картинки»…………………………………………………..16
§2 Исследование журнала о природе для детей
«Филя»…………………………………………………………………23
§3 Исследование познавательно-развлекательного журнала
для детей «Простоквашино»…………………………………………26
§4 Анализ литературно-художественного журнала
«Мурзилка»…………………………………………………………....29
Заключение………………………………………………………………...32
Список использованной литературы…………
Оглавление
Введение…………………………………………………………
Глава 1
Детская журналистика в России………………………………………..5
§1 История детской журналистики в России………………………..5
§2 Типология современных детских изданий……………………….9
§3 Методы формирования духовно-нравственной системы периодической печати для детей младшего школьного возраста………..11
Глава 2
Нравственно-духовные ценности, формирующиеся у младших школьников под воздействием детской периодической печати……16
§1 Исследование детского юмористического журнала
«Весёлые картинки»…………………………………………………..
§2 Исследование журнала о природе для детей
«Филя»………………………………………………………………
§3 Исследование познавательно-развлекательного журнала
для детей «Простоквашино»………………………………………
§4 Анализ литературно-художественного журнала
«Мурзилка»……………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список использованной литературы…………………………………..34
Введение
Последние годы характеризуются развитием информационного пространства и ростом количества периодических изданий для детей, а, следовательно, и ростом их влияния на личность ребёнка. Активация человеческого фактора – одно из условий человеческого прогресса, а гуманизация общества должна начинаться с воспитания каждого отдельного ребёнка. Исходя из этого, изучение влияния детской периодической печати на формирование духовно-нравственных ценностей детей младшего школьного возраста представляется необходимым для прогнозирования дальнейшего нравственного развития российского общества. Придя в школу, ребёнок встречается с четкой и развернутой системой моральных требований, соблюдение которых контролируется постоянно и целенаправленно. Младшим школьникам указывают весьма широкий свод норм и правил поведения, которыми они должны руководствоваться во взаимоотношениях с учителем и взрослыми в разных ситуациях, при общении с товарищами на уроках и переменах, во время пребывания в общественных местах и на улице [12;93]. Однако влияние школы должно подкрепляться и другими общественными факторами, к коим мы и относим средства массовой информации.
Актуальность выбранной темы продиктована эпохой развития информационного пространства и ростом количества периодических изданий для детей, а, следовательно, и ростом их влияния на личность ребёнка.
Цель работы – изучить нравственно-духовные ценности, формирующиеся у младших школьников под воздействием детской периодической печати
Объектом изучения выбраны содержание и форма современных детских печатных СМИ: познавательно-развлекательный журнала для детей «Простоквашино»; детский юмористический журнал «Весёлые картинки»; журнал о природе «Филя»; детский литературно-художественный журнал «Мурзилка». Предметом - влияние детской периодической печати на духовно-нравственное развитие младших школьников.
Из задач работы можно выделить изучение истории развития детской журналистики в России; определение её настоящего положения (разновидности, место на рынке); изучение методов формирования духовно-нравственной системы периодической печати для детей младшего школьного возраста; выявление нравственных ценностей, прививаемых младшим школьникам современными детскими журналами.
Глава 1
Детская журналистика в России
§1 История детской журналистики в России
Детская журналистика в России началась с «Детского чтения для сердца и разума», журнала русского просветителя Н.Новикова, выходившего еженедельным приложением к «Московским ведомостям» с 1785 по 1789 год. Издание журнала стало возможностью реализации педагогических и просветительских идей воспитания добрых граждан, независимых от временных критериев XVIII века, перспективой разъяснить подрастающему поколению основные жизненные принципы: добродетель, отзывчивость, честность. «Детское чтение» носило энциклопедический характер: на его страницах печатались научные статьи, беседы о явлениях природы, рассказы, басни, комедии, шутки. По мнению основателя, журнал должен был «служить для сердца и разума, воспитывать добрых граждан» [17]. Н. И. Новиков также считал, что в государстве все «сделается удобным, когда воспитание достигнет возможной степени своего совершенства» [17]. С этой целью он и предпринял свое издание. Просветительские функции периодики определяли ее характер. Высокие задачи, которые определились «Детским чтением для сердца и разума» преследовали и последующие за журналом издания.
С начала XIX века детская журналистика расширяется. В форме альманахов один раз в месяц выходят «Друг юношества и всяких лет» М. Невзорова (1807-1815), «Друг детей» Н. Ильина (1809), «Новое детское чтение» С. Глинки (1821-1824), ввиду отсутствия литературы для детей, реализующие всё те же просветительские, воспитательные задачи. Примечательно то, что эта периодика была предназначена для чтения вслух родителями. «Мы предлагаем в детских книгах не то, что может быть понятно детям при первом чтении, но то, что делается им вразумительным при объяснении тех, которых каждое слово и каждое изречение напечатлеваются в уме и в душе силою вещания внимательной и заботливой любви. А сия убедительность принадлежит отцам и матерям» [10], - говорил издатель журнала «Новое детское чтение» Сергей Глинка.
В середине века детская журналистика тяготеет к научно-популярному стилю. Д.А. Валуев основал «Библиотеку для воспитания». Основные материалы журнала были посвящены истории Российского государства, памятникам прошлого, истории и быту славянских народов. Не было в журнале ни иллюстраций, ни развлекательного раздела.
Первая «Газета для русских детей» выходила с 1860 по 1862 год, в канун «великих реформ». В школьном деле происходили большие перемены, был снят запрет с чтения «посторонних классным занятиям». Читать было теперь дозволено, это занятие поощрялось. Книги интересовали подрастающее поколение, развивали новые мысли, идеи. Следующая детская газета в России появилась лишь после 1905 года.
Отечественная периодика для детей получила широкое распространение по всей стране, все чаще и чаще в журналах стали принимать участие писатели, педагоги. В связи с революционной борьбой пролетариата конца XIX – начала XX веков тематика детских журналов меняется. Появляются социальные очерки о жизни бедных слоев населения, о положении рабочих, о неурожаях и голоде, публикации о последних политических событиях, комментарии к ним.
В начале 1900-х годов появились три журнала детским писателем А.Федоровым-Давыдовым: «Светлячок» (1902-1916), «Путеводный огонек» (1904-1918), «Дело и потеха» (1905-1909). Целью журналов было преподать детям жизненные уроки, при этом развлекая их. Печатались рассказы, повести, сказки, стихи, басни. Помещались ребусы, шарады, головоломки, фокусы.
Из других популярных журналов начала XX века можно выделить «Игрушечку» (1880 -1912) Т. П. Пассек, «Светлячка» (190? -1920) А. А. Федорова- Давыдова, «Маяк» (1909-1918) И.И. Горбунова-Осадова. Детская периодическая печать получает более выраженную публицистическую направленность, появляются рассказы о жизни школьников, о положении сирот в приютах.
В 20-30-е годы целью газет и журналов становится формирование мировоззрения человека советского типа. С 1922 года начинается эпоха пионерских журналов. Журналисты смотрели на ребенка, прежде всего как на будущего строителя коммунизма, стремились с детства привить верность идеям правящей партийно-коммунистической верхушки. Многочисленные периодические издания того времени - «Юный Спартак», «Ленинские искры», «Пионер», «Барабан», «Новый Робинзон», «Дружные ребята» воспитывали новое поколение. Самыми популярными стали издания «Чиж» (1930-1941) и «Ёж» (1928-1935).
Тематическая направленность советской детской журналистики сохраняла стабильность до периода 1985-1991 годов. В первые годы перестройки изменения в системе отечественных СМИ были не так значительны, как в последние годы советского государства, когда система журналистики начала меняться качественно. Из подполья вышел самиздат: в 1989 г. в стране выходило более тысячи периодических изданий такого характера. Из них 333 – общеполитических, 89 – литературно-художественных, 36 – христианских, 16 – экологических [18]. В эти ряды вошла и детская печать.
В 90-х гг. в прессе для детей произошли значительные перемены. Единственная, издававшаяся в СССР «Пионерская правда» выходит в окружении многих газет, из которых следует выделить «Детскую деловую газету» и «Школьную роман-газету». Последняя рекомендована учащимся 6–10 классов для внеклассного чтения. В первых же ее номерах появились «Овод» Этель Лилиан Войнич и «Наследник из Калькутты» Роберта Штильмарка. Нельзя не отметить газет, делающихся исключительно юнкорами: «Глагол» (Москва), «Контакт» (Калуга), «Честное слово» (Екатеринбург). «Сами» (Барнаул), «Юнкор Прибалтики» (Калининград) [18].
В 1992 году вышла первая в Российской Федерации иллюстрированная «Детская деловая газета». Через год появились музыкальная литературно-художественная юношеская газета «Радость», познавательно-художественные журналы карманного формата для детей и подростков («Стригунок», «Наш лицей») и др. Проблематика детской и юношеской печати преследует цель приобщить ребят к культуре, духовному и нравственному образованию, этике, эстетике. На страницах газет и журналов, адресованных юному читателю, поднимаются вопросы морали, разумного проведения досуга[19]. Общей чертой всех детских изданий является то, что они деидеологизированы и выходят как независимые газеты и журналы для детей и подростков.
§2 Типология современных детских изданий
На сегодняшний день детская печать является отдельным самостоятельным компонентом российских СМИ. Её специфика определяется четко выраженной возрастной ориентированностью на аудиторию, следовательно, применяются особые, присущие только ей специфические приемы отображения действительности, собственные выразительные средства, формы и способы контакта с аудиторией.
Аудитория младшего поколения имеет свои возрастные особенности, требует определённого специфического метода работы с каждой возрастной группой, отсюда определяется 4 типа детских изданий: для дошкольников, младших школьников, подростков, старшеклассников. В зависимости от того, на какой возраст рассчитано издание, определяется его содержание, структура, форма, объем.
По целевому назначению детские издания разделяются на 3 основные группы. Цель информационно-публицистических - сообщать об окружающем мире, формировать общественное мнение, влиять на сознательный выбор средств решения социальных, производственных и др. проблем. Также существуют издания, популяризующие науку, технику, искусство, расширяющие кругозор и религиозные издания, призванные способствовать духовному просвещению. В последнюю группу входят развлекательные, несущие гедонистическую функцию, способствующую отдыху, разрядке газеты и журналы.
Печать для дошкольников отличается доступной, яркой, запоминающейся формой, рассказывает об окружающем мире, знакомит с литературными произведениями, вырабатывает навыки разговорной речи, учат считать и писать. Издания для младших школьников включают в себя несколько рубрик, посвященным разным темам. Подростковая пресса дифференцирована по интересам аудитории. У ребят среднего и старшего звена возникает потребность в знаниях, выход за пределы школьных программ, большое внимание уделяется области человеческих отношений.
§3 Методы формирования духовно-нравственной системы периодической печати для детей младшего школьного возраста
Проблема духовно-нравственного воспитания личности имеет особое значение в современных условиях. Понятие нравственности приравнивается к понятию морали. В. И. Даль толковал слово «мораль» как «нравственное ученье, правила для воли, совести человека» [14]. Понятие «нравственного» Даль определяет, как нечто «противоположное телесному, плотскому, духовное, душевное» [14]. У Ушаков Д.Н. нравственность - это «совокупность норм, определяющих поведение человека» [21].
Проблема нравственного воспитания ребёнка является фундаментальной для каждой нации. В разные возрастные периоды личного развития количество социальных институтов, принимающих участие в формировании ребенка как личности, различны. В возрасте от 0 до 3 лет в этой области доминирует семья. В дошкольном детстве к воздействию семьи добавляется влияние общения со сверстниками, другими взрослыми людьми. Что касается младшего школьного возраста, то здесь следует учитывать не только влияние сверстников, учителей, школьных учебных предметов, но и средств массовой информации. Развитие новых коммуникационных технологий и рост количества информационных продуктов порождает свободу в выборе, как у взрослой, так и у младшей аудитории. Роль СМИ, как фактора социализации становится значительной.
В формировании личности младшего школьника особое место занимает вопрос развития нравственных качеств, составляющих основу поведения. В этом возрасте ребенок не только познает сущность нравственных категорий, но и учится оценивать их знание в поступках и действиях окружающих, собственных поступках.