Сущность риска, содержание и виды рисков, система управления рисками инвестиционного проекта

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 23:07, дипломная работа

Описание работы

Целью данной работы является: выделить теоретические основы управления рисками инвестиционных проектов компании, провести анализ рисков инвестиционного проекта компании и разработать рекомендации по управлению рисками инвестиционного проекта компании.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
рассмотреть сущность, содержание и виды рисков, систему управления рисками инвестиционного проекта;
рассмотреть способы оценки степени риска;
рассмотреть приемы и методы управления рисками;
рассмотреть общую характеристику предприятия;
провести оценку рисков инвестиционного проекта;
проанализировать стратегию управления рисками инвестиционных проектов компа

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ РИСКАМИ ИНВЕСТИЦИОННОГО ПРОЕКТА……………………………………………..6
Сущность риска, содержание и виды рисков, система управления рисками инвестиционного проекта………………………………………………6
Способы оценки степени риска…………………………………………….22
Приемы и методы управления рисками……………………………………28
2 АНАЛИЗ РИСКОВ ИНВЕСТИЦИОННОГО ПРОЕКТА НА ПРИМЕРЕ ООО «М.ВИДЕО МЕНЕДЖМЕНТ»…………………………………………...35
2.1 Общая характеристика предприятия……………………………………….35
2.2 Оценка рисков инвестиционного проекта на примере ООО «М.видео Менеджмент»…………………………………………………………………….44
2.3 Анализ стратегии управления рисками инвестиционного проекта сети магазинов розничной торговли ООО «М.видео Менеджмент»………………52
3 СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ РИСКАМИ КОМПАНИИ ООО «М.ВИДЕО МЕНЕДЖМЕНТ»…………………………...56
3.1 Формирование модели управления рисками………………………………56
3.2 Оптимизация структуры продаж и совершенствование маркетинговой политики как инструменты снижения финансовых рисков проекта…………61
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….68
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………72
ПРИЛОЖЕНИЕ А - Различные виды риска, не связанные со страхованием..75
ПРИЛОЖЕНИЕ Б – Бухгалтерский баланс ООО «М.видео Менеджмент»...77
ПРИЛОЖЕНИЕ В – Отчет о прибылях и убытках ООО «М.видео Менеджмент»…………………………………………………………………….79
ПРИЛОЖЕНИЕ Г – Схема отдела управления рисками……………………...80
ПРИЛОЖЕНИЕ Д - Модель управления рисками проекта…………………...81

Работа содержит 1 файл

Диплом-Ренат.docx

— 151.42 Кб (Скачать)

 

Анализируя  данные компании ООО «М.видео менеджмент» можно сделать вывод о том, что компания занимает одно из лидирующих позиций на рынке. Компания успешно развивается и показывает стабильность в своей деятельности. Так же об успешном и динамичном развитии компании можно судить исходя из Бухгалтерского баланса компании и Отчета о прибылях и убытках. Таблицы с данными отчетами представлены в Приложении Б и Приложении В соответсвенно.

Организационная структура для всех магазинов компании ООО «М.видео менеджмент» по всей России одинакова и закреплена во внутренних документах компании. Организационная структура магазина представлена на рисунке 3.

Рисунок 3 – Организационная структура магазина компании ООО «М.видео менеджмент».

Подбор кандидатов на руководящие  должности  в большинстве случаев  производится из числа сотрудников  компании, при этом используются определённые методы, учитывающие систему деловых и личностных характеристик, профессионализм, образование, знания и навыки, отношение к труду и людям, организационные способности, морально-этические черты характера. Подбор кандидатов на руководящие должности проводится с помощью выборов. В рамках этой процедуры учитывается мнение большинства и не проводятся специальные предварительные испытания кандидатов. Информация о кандидатах доводится до коллектива, перед которым выступают претенденты со своими сообщениями. Предпочтение тому или иному кандидату отдается путем голосования, процедура которого предварительно согласовывается. /30/.

Как уже  отмечалось выше, компания ООО «М.видео  менеджмент» осуществляет свой бизнес по всей Российской Федерации и на данный момент функционируют 267 гипермаркетов  торговой сети. Но на этом компания останавливаться  не собирается, а наоборот намерена увеличить общее количество магазинов, открывая новые магазины с приемлемым уровнем рентабельности в регионах, где магазины торговой сети М.видео уже присутствуют, а также в других регионах, обладающих потенциалом роста.

Компания с каждым годом расширяется, охватывает все больше сегмент рынка, но в свою очередь новые инвестиционные проекты компании (открытие новых магазинов) влекут за собой и все возможные риски, которым компании следует уделять пристальное внимание, чтобы не терпеть убытки от неудачных инвестиционных проектов.

Ниже будет рассмотрен пример инвестиционного  проекта компании ООО «М.видео  менеджмент» (открытие нового магазина №338 в г. Казани), который был реализован в 2011 году  и проанализированы все возможные риски, которые так или иначе могут повлиять на успешность или не успешность этого проекта.

 

 

2.2 Оценка  рисков инвестиционного проекта на примере ООО «М.видео менеджмент»

 

Как и в деятельности любого предприятия, в деятельности ООО «М.видео менеджмент» присутствуют риски. Одни из них могут быть прогнозируемыми, другие частично непрогнозируемыми, но все они в той или иной мере оказывают влияние на работу компании.

В связи  с тем, что основным видом деятельности торговой сети «М.видео менеджмент»  является розничная торговля бытовой  техникой и электроникой, наряду с  рисками, относящимися к деятельности ООО «М.видео менеджмент», правомерно рассматривать как действительно существующие риски, возникающие в связи с деятельностью всей торговой сети «М.видео менеджмент». Политика управления рисками централизована на уровне компании.

В ходе проведенного анализа и исходя из ранее проведенных  исследований экспертами компании, для  всей сети магазинов розничной торговли ООО «М.видео менеджмент» были выявлены следующие наиболее значимые риски, которые могут оказать  наибольшее влияние на реализацию новых инвестиционных проектов, на открытие новых магазинов по всей территории Российской Федерации:

1) Отраслевые риски

Торговая  сеть М.видео в целом осуществляет свою деятельность на территории Российской Федерации и не осуществляет экспорта оказываемых услуг (работ, товаров). В связи с этим отраслевые риски, связанные с деятельностью сети, возникают, в основном, при осуществлении деятельности на внутреннем рынке, что характерно для большинства субъектов предпринимательской деятельности, работающих на территории Российской Федерации. Среди наиболее значимых рисков, относящихся к осуществлению деятельности в отрасли торговли электроникой и бытовой техникой на российском рынке, можно указать следующие:

- риски, связанные с выходом на российский рынок крупных иностранных конкурентов (специализированных сетей по торговле электроникой и бытовой техникой) и проведением ими политики ценового демпинга для завоевания доли рынка;

- риски, связанные с общим ухудшением экономической ситуации в стране и, как следствие, снижением уровня потребления и покупательской способности населения;

Торговая  сеть М.видео уже не первый год  осуществляет экспансию в различные  регионы страны. В настоящее время М.видео располагает уже сформировавшейся базой лояльных клиентов в различных регионах страны.

Снижение  покупательской способности населения  может привести, с одной стороны, к снижению емкости рынка бытовой техники и электроники, а с другой – к смещению продаж в сторону недорогой техники. Торговая сеть М.видео готова к реализации этого риска, так как ассортимент рассчитан на массового покупателя. В настоящее время сеть М.видео не прогнозирует существенного изменения цен на закупаемый товар (кроме рассматриваемого ниже риска, связанного с существенным изменением таможенного законодательства), так как все закупки она производит на конкурентном рынке ведущих производителей электроники и бытовой техники.

Торговая  сеть М.видео в своей деятельности не использует сырье, таким образом, риски, связанные с изменением цен на сырье отсутствуют. Услуги, оказываемые сетью, не оказывают существенного влияния на ее деятельность. Риски, связанные с изменением цен на них, минимальны.

2) Страновые  и региональные риски

На протяжении последних лет правительство  Российской Федерации последовательно осуществляло реформы, которые привели к стабилизации макроэкономической ситуации и улучшению инвестиционного климата в стране. В настоящее время в России происходят значительные политические и экономические изменения, направленные на стабилизацию экономики и экономический рост. ООО «М.видео менеджмент» зарегистрирована в качестве налогоплательщика в Центральном федеральном округе Российской Федерации (Москва). В то же время большинство магазинов сети М.видео расположены в различных регионах России.

Правительство Российской Федерации и Администрация  города Москвы оказывают влияние на деятельность ООО «М.видео менеджмент» посредством принятия законодательных и регулятивных мер, что может в значительной степени повлиять на финансовое положение и результаты деятельности компании в целом.

Среди наиболее значимых рисков, относящихся к действию страновых и региональных факторов, оказывающих влияние на деятельность компании ООО «М.видео менеджмент», можно указать следующие:

- риски, связанные с географическими особенностями страны и региона (регионов), в которых компания осуществляет свою деятельность, в том числе повышенная опасность стихийных бедствий, возможное прекращение транспортного сообщения в связи с удаленностью или труднодоступностью и т.п.

- риски, связанные с политико-экономическими особенностями страны и региона (регионов), в которых торговая сеть М.видео осуществляют свою деятельность.

- риски, связанные с возможными военными конфликтами, введением чрезвычайного положения и забастовками в стране и регионе (регионах), в которых компания ООО «М.видео менеджмент» осуществляют свою деятельность;

Климатические условия в Российской Федерации, а также в регионах деятельности ООО «М.видео менеджмент» в целом характеризуются как благоприятные. Транспортная инфраструктура достаточно развита, поэтому прекращение транспортного сообщения из-за удаленности или труднодоступности этих регионов, а также в связи со стихийными бедствиями и событиями подобного рода, представляется маловероятным.

Вместе  с тем, экономике Российской Федерации присущи некоторые черты развивающегося рынка, в частности: неконвертируемость российского рубля в большинстве стран, а также сравнительно высокая инфляция. Существующее российское налоговое, валютное и таможенное законодательство допускает различные толкования и подвержено частым изменениям. Уровень экономического развития Российской Федерации и отдельных регионов во многом зависит от эффективности мер, финансовых механизмов и денежной политики, предпринимаемых правительством, а также развития фискальной, правовой и политической систем.

Отрицательных изменений экономической ситуации в России в целом, либо в отдельно взятом регионе (регионах), которые могут негативно повлиять на деятельность компании, в ближайшее время не прогнозируется. Риск открытого военного конфликта, а также риск введения чрезвычайного положения оценивается как минимально возможный на федеральном и региональном уровнях.

3) Финансовые риски

Среди наиболее значимых рисков, воздействующих на финансовое положение компании ООО «М.видео менеджмент» можно назвать следующие:

- риски, связанные с повышением процентных ставок;

- риски, связанные с изменением валютного курса (валютные риски);

- риски, связанные с влиянием инфляции.

Министерство  финансов РФ прогнозирует рост инфляции в 2012 году от 6,3 до 6,5 %, что в свою очередь  может негативно сказаться на деятельности компании.

Наибольшее  влияние вышеуказанные финансовые риски могут оказать на объем  затрат и прибыли, получаемой торговой сетью М.видео, а также на увеличение сроков по возврату (исполнению) кредиторской задолженности, уменьшение объема свободных денежных средств.

 

4) Правовые риски

Правовые  риски обусловлены недостатками, присущими российскому государственному устройству, российской правовой системе и российскому законодательству. Существование правовых рисков приводит к созданию атмосферы неопределенности в области долгосрочного планирования инвестиций и коммерческой деятельности.

Среди наиболее значимых рисков, воздействующих на положение  и деятельность компании в области применимого законодательства, можно назвать следующие:

- риски, связанные с изменением действующего валютного регулирования;

- риски, связанные с изменением действующего налогового законодательства.

Так как  управление рисками инвестиционных проектов осуществляется на уровне компании, то для инвестиционного проекта  в г.Казани анализ рисков и управление рисками было основано на опыте предыдущих проектов компании, на основе тех проектов, которые в первую очередь были осуществлены в Казани годами ранее. Как показывает опыт предыдущих лет, в городе Казани были открыты 5 магазинов М.видео и все эти инвестиционные проекты приносят прибыль для компании и успешно функционируют до настоящего момента времени.

На уровне компании разработан ряд требований, которые в обязательном порядке  применяются для всех новых инвестиционных проектов для минимизации рисков и для предотвращения дополнительных расходов, а именно:

1) Требования  к месторасположению:

- пересечение крупных автомагистралей.

- близость транспортных узлов.

- удобство подъезда на личном и общественном транспорте, высокий пешеходный трафик.

- наличие автостоянки вместимостью не менее 80 автомашин (только для клиентов М.видео), непосредственно перед входом.

2) Требования к объекту:

 а) Площади:

- общая: не менее 2 300 м2;

- торговая: не менее 1 800 м2;

- склад и служебные помещения: примерно 500 м2;

 Здание (помещение):

Торговый  зал: желательно одно-объемный, высота потолков не ниже 3,6 метра. Желательная конфигурация зала – правильный прямоугольник, свободной планировки, без капитальных перегородок.

Склад: помещение, имеющее выход в торговый зал  и возможность подвоза товара через отдельный вход, ворота для  заезда машины с товаром с тыльной  стороны здания или дебаркадер.

Вход: один отдельный и просторный центральный  вход в торговый зал (ширина не менее  6 м).

Фасад: фасад  здания должен выходить на проходную  и проезжую часть улицы или  площади, удобен для размещения рекламы, просматриваться с транспортных перекрестков, остановок общественного  транспорта. Наличие отдельного фриза  с возможностью размещения вывески  и наружной рекламы размерами  не менее 22 х 3 метра.

3) Коммуникации:

Электропитание: установочная мощность не менее 350 кВт, единовременная не менее 300 кВт.

Телефонная  сеть: минимум – 4 телефонных линий  и возможность подключения к  выделенной линии интернет.

Водоснабжение и канализация: наличие подвода  воды, канализация – фекальная  и ливневая. Наличие системы пожаротушения, дымоудаления, охранно-пожарной сигнализации, вентиляции, и желательно централизованное кондиционирование объекта.

Именно  такие требования к объектам, по мнению многих ученых и экспертов, обеспечивают максимальную эффективность работы магазинов, ввиду того, что осуществим свободный доступ к магазину, наличие  большей парковки, комфортные помещения (как для клиентов магазина, так  и для сотрудников), эффективная  система коммуникаций, которая позволяет  своевременно и оперативно вносить коррективы в работе и обеспечивать обратную связь.

Месторасположение нового магазина компании М.видео полностью  соответствует этим требованиям. Новый  магазин расположен по адресу: г. Казань, ул.Ямашева д. 71а. (Здание Бехетле 3ий этаж).

Для инвестиционного  проекта компании в городе Казани (открытие магазина №338), помимо рисков которые были перечислены выше, так  же хочется выделить рад факторов, которые могут оказать влияние  на инвестиционный проект и повлечь  за собой негативные последствия:

Информация о работе Сущность риска, содержание и виды рисков, система управления рисками инвестиционного проекта